МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова»
(ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова»)
Чайковский технологический институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова»
(ЧТИ (филиал) ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова»)
У Т В Е Р Ж Д А Ю
И.о. проректора по учебной работе
А.В. Губерт
«» 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
для направления всех направлений,
форма обучения: очная
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
По учебному плану | |||||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | - | - | |||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | |||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | зачет | |||
Общая трудоемкость час зач. ед. |
Кафедра «Промышленные технологии»
Составитель: Кетова Алевтина Юрьевна, кандидат филолог. наук, доцент
|
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и утверждена на заседании кафедры
Протокол от 14.09. 2017 г., № 1
Заведующий кафедрой _______________ С.А.Жукова
«____» ________________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Количество часов рабочей программы соответствует количеству часов рабочего учебного плана всех направлений
Начальник учебного отдела
_______________О.А. Косачёва
«____»_______________20___г.
Аннотация по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Название модуля | Русский язык и культура речи | |||||||||||||||
Номер | Академический год | 2015/2016 | Семестр | |||||||||||||
кафедра | ПТ | Программа | Все направления | |||||||||||||
Гарант модуля | Кетова А.Ю., кандидат филолог. наук, доцент | |||||||||||||||
Цели и задачи дисциплины, основные темы | Цели: повысить речевую культуру студента, заложить основы его становления как профессиональной языковой личности и выработать перспективы дальнейшего речевого самосовершенствования. Задачи:сформировать у студентов представления о коммуникативных качествах речи и профессиональных требованиях, предъявляемых к речи специалиста; закрепить и углубить знания о стилистической дифференциации языка; углубить знания о нормах современного русского литературного языка: орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических; познакомиться с вариативностью нормы и принципами, ее устанавливающими; научить студентов исправлять и предупреждать нарушения норм культуры речи; привить навыки пользования словарями и справочниками в целях совершенствования общей речевой культуры; проработать наиболее трудные случаи орфографии, пунктуации и стилистики; повысить общий уровень грамотности. Знания:нормы современного русского литературного языка; специфика функционирования стилей русского языка; особенности публичной речи; правила оформления научного и делового текста. Умения:грамотно оформлять письменные тексты на русском языке, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения. Навыки: владение языковыми нормами, различными жанрами устной и письменной речи в сфере профессиональной деятельности. Лекции и практические занятия (основные темы): Русский литературный язык как высшая форма национального языка. Нормы современного русского литературного языка. Функционально-стилистическая система русского литературного языка. Речевое взаимодействие. Речевой этикет. Основы риторики. Трудные вопросы орфографии, пунктуации. | |||||||||||||||
Основная литература | ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА "НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ" общедоступная библиотека с целью предоставить пользователям Интернет информацию о выдающихся российских ученых, внесших вклад в развитие фундаментальных естественных и гуманитарных наук, и полных текстов опубликованных ими наиболее значительных работ. - Межведомственный суперкомпьютерный центр (МСЦ) РАН. - https://e-heritage.ru/index.html, открытый; Фундаментальная электронная библиотека (ФЭБ) представлена информация различных видов (текстовая, звуковая, изобразительная и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. В отличие от "Русской виртуальной библиотеки", которая ставит перед собой задачу публикации конкретных произведений, ФЭБ предназначена для представления информации о том или ином авторе в полноте, необходимой и достаточной для научной работы. - Фонд «Фундаментальная электронная библиотека» - https://feb-web.ru/, открытыйВведенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д, 2010. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.,2007.. | |||||||||||||||
Технические средства | Стандартно оборудованная лекционная аудитория | |||||||||||||||
Компетенции | Приобретаются студентами при освоении модуля | |||||||||||||||
Общекультурные | ОК4-способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | |||||||||||||||
Профессиональные | ||||||||||||||||
Зачетных единиц | Форма проведения занятий | Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | Самостоятельная работа | |||||||||||
Всего часов | - | |||||||||||||||
Виды контроля | Диф.зач /зач/ экз | КП/КР | Условие зачета модуля | Получение оценки «зачтено» | Форма проведения самостоятельной работы | Изучение теоретических вопросов, подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних контрольных работ и подготовка к зачету | ||||||||||
формы | Зачет | - | ||||||||||||||
Перечень модулей, знание которых необходимо для изучения модуля | Русский язык (среднее (полное) общее образование) | |||||||||||||||
|
|
1. Цели и задачи дисциплины:
Целью преподавания дисциплины является повышение речевой культуры студента, овладение основами его становления как профессиональной языковой личности и выработка перспективы дальнейшего речевого самосовершенствования.
Задачи дисциплины:
- формирование основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своему направлению для успешной коммуникации в самых различных сферах – научной, юридически-правовой, политической и др.;
- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения;
- участие в диалогических и политических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящими различными социальными отношениями.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- нормы устного и письменного литературного языка;
- организацию языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации.
уметь:
- свободно и грамотно опознавать языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие), группировать языковые явления по определенным признакам: давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
- правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, правильно образовывать формы слов, правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения разных структур и уместно их применять в речи;
- совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки, недочеты, а также исправлять их.
владеть:
- современным речевым этикетом, адекватно воспринимать устную и письменную речь, пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст;
- основными понятиями, полученными в лекционном курсе русского языка и культуры речи, для умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- навыками оформления и редактирования делового и научного документа с использованием современных информационных технологий.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к гуманитарному социально-экономическому циклу.
Для изучения дисциплины студент должен
знать:
- нормы устного и письменного русского литературного языка;
уметь:
- свободно и грамотно опознавать языковые единицы, группировать языковые явления по определенным признакам: давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
владеть:
- современным речевым этикетом, адекватно воспринимать устную и письменную речь.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплины: русский язык (среднее (полное) общее образование).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Знания, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
№ п/п З | Знания |
1. | Нормы устного и письменного литературного языка. |
2. | Организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации. |
3. | Редактирование текстов, находить содержательные и языковые ошибки, недочеты, а также исправлять их. |