Оценка научного потенциала России




Воздействие научно-технического прогресса на развитие экономики и всех сфер деятельности человеческого общества в современных условиях чрезвычайно велико и определяется многими факторами. Степень же этого воздействия главным образом зависит от возможностей страны активно участвовать в процессе научно-технического развития, внося свой вклад, и максимально использовать его результаты в практической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства. Эти возможности определяются целым комплексом слагаемых, которые объединяются общим понятием «научно-технический потенциал».

С целью определения места России в рейтинге стран по уровню развития научно-технического потенциала был осуществлен анализ с применением методов группировок, экспертных оценок и математической статистики на основе официальных данных международных организаций ВОИС и ОЭСР. С помощью экспертного опроса, в котором приняли участие сорок представителей научных кругов России и стран ближнего и дальнего зарубежья, были отобраны девять показателей для итоговой оценки научно-технического потенциала страны. Самыми важными из них, по мнению экспертов, являются доля затрат на НИОКР и образование в ВВП, доля специалистов, занятых в науке, а меньшую роль играют показатели обеспеченности страны информационными ресурсами. В соответствии с указанными оценками значимости показателям присвоены весовые коэффициенты.

Далее на основе официальных данных международных организаций и полученных весовых коэффициентов для каждой страны были определены места в рейтингах по каждому из выбранных девяти показателей, а затем и место в общем рейтинге. В результате расчетов лидирует Швеция, второе место заняла Финляндия, а третье место поделили Корея и Дания, Россия же занимает 26 место (см. табл.).

Позиции указанных стран обеспечены различными источниками. Ведущими странами в области науки и техники остаются развитые страны, имеющие передовые позиции по показателям доли затрат на НИОКР и образование в ВВП, доли населения, имеющего высшее образование и специалистов, занятых в науке и научном обслуживании. Следует отметить, что в анализе принимали участие в основном развитые страны, поэтому Россия со своей переходной экономикой отстает от этих стран практически по всем критериям развития науки и инноваций. Несмотря на то, что Россия вкладывает значительные средства на образование, ее сложно назвать хорошим конкурентом в сфере науки. По самому важному показателю – доле затрат на НИОКР в ВВП – мы сильно отстаем, находясь на 25 месте. Также в стране низкий процент населения, имеющего высшее образование, и плохая обеспеченность информационными ресурсами. В итоге Россия занимает одно из последних мест в общем рейтинге среди анализируемых стран (см. табл.).

Для повышения уровня развития России в сфере науки и техники регионы должны обладать достаточной величиной научно-технического потенциала. Ведущими регионами в этой сфере являются области, имеющие передовые позиции по показателям обеспеченности научными ресурсами, а также хорошие показатели в сфере образования. Омская область составляет достойную конкуренцию другим регионам по доле населения с высшим образованием. Однако одно из последних мест у области по показателям информационной обеспеченности. В результате Омская область занимает 15 место в общем рейтинге среди анализируемых регионов. Таким образом, для увеличения роли Омской области в научно-технической сфере, необходимо в полной мере выполнять задачи государственной политики Омской области в сфере науки и техники, эффективнее задействовать имеющийся потенциал, ориентироваться на поиск внутренних возможностей и резервов.

 

Сумма баллов Место в общем рейтинге Страна
     
    Швеция
    Финляндия
    Южная Корея
    Дания
    Исландия
    США
    Россия

Таблица
(Рис.2.2.1.)

Результаты анализа неудивительны, ведь для России характерен преимущественно экстенсивный экономический рост. В современных условиях развитию научно-технического потенциала препятствует невостребованность науки со стороны бизнеса, недостаточная эффективность налоговых инструментов, «утечка умов», недостаточность финансирования науки, и отсутствие прорывных технологий.

Благополучие страны и эффективность ее экономики должны быть основаны на интенсивном использовании накопленных знаний, их непрерывном пополнении и быстром воплощении в высокотехнологические продукты. Одним из основополагающих требований государственной научно-технической политики должен быть региональный подход, важность которого заключается не только в учете специфических особенностей, но и в структуризации всех имеющихся потенциалов региона. Помимо увеличения бюджетного финансирования приоритетных направлений фундаментальных исследований, целесообразно поощрять расходы частного сектора на НИОКР с помощью налоговых стимулов, создавать благоприятные условия для научных кругов, и наконец, активизировать участие российских исследовательских организаций и компаний в международных научно-технических программах многостороннего сотрудничества.

На данный момент научно-технический потенциал России недостаточен для того, чтобы вывести страну в число стран-лидеров мировой науки и техники. Если не изменить подход к науке, то произойдет консервация примитивной структуры экономики, усиление научно-технического отставания страны, дальнейшее снижение международной конкурентоспособности отечественной несырьевой продукции и закрепление статуса сырьевого придатка мировых лидеров.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: