Расследование несчастного случая на производстве.




 

Правильное и своевременное расследование каждого несчастного случая на производстве позволяет выявить причины травматизма и осуществить профилактические меры, решить вопрос об ответственности виновных и о возмещении ущерба пострадавшим. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве установлен ст. 227-231 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73. Расследование несчастного случая на производстве является обязанностью работодателя той организации, где произошел несчастный случай, независимо от того, было ли лицо работником этой организации. При этом: -1.Несчастный случай, происшедший с работником, направленным для выполнения работы к другому работодателю и работавшим там под его руководством и контролем, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем, у которого произошел несчастный случай. 2.Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа по совместительству, а комиссия, проводившая расследование, информирует о результатах расследования и сделанных выводах работодателя по месту основной работы пострадавшего. 3.Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или задания направившего их рабо­тодателя, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем. При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организации, за которой закреплена данная территория на правах владения или аренды. 4.Несчастные случаи, происшедшие с работниками организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, расследуются и учитываются организацией, производящей эти работы, с обязательным участием представителей организации, на территории которой производились эти работы. 5.Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля. 6.Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится комиссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включаются представители образовательного учреждения. 7.Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику на выделенном для этих целей участках организации и выполняющими работу под руководством и контролем полномочных представителей образовательного учреждения, проводится комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений. В состав комиссии включаются представители организации. Для расследования несчастного случая, в том числе группового, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3 человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) рабо­тодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается. В расследовании несчастного случая у работодателя – физического лица принимают участие указанный работодатель или полномочный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе. Каждый пострадавший или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с ним. Для расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом, в состав комиссии дополнительно включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профес­сиональных союзов. При расследовании несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии также включаются представители исполнитель­ных органов страховщика (по месту регистрации страхователя). Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором труда. По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.При несчастном случае, происшедшем в организации при экс­плуатации опасных производственных объектов, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руко­водителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа. При крупных авариях с числом погибших 5 человек и более в состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственно­го надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда – главный государственный инспектор труда соответствую­щей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда. А при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляю­щего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, – руководитель этого территориального органа. Члены комиссии организуют встречи с пострадавшими, их доверенными лицами и членами семей в целях ознакомления их с ре­зультатами расследования, при необходимости вносят предложения по вопросам оказания им помощи социального характера, разъясняют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших, и оказывают правовую помощь по решению указанных вопросов. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение 3 дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.

 

Несчастный случай на производстве, о котором не было свое­временно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение 1 месяца со дня поступления указанного заявления. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рас­смотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений. В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки. Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости – представителей соответствующего федерального органа исполни­тельной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет Заключение о несчастном случае на производстве по форме 5, предусмотренной Приложением 1 к постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73 и выдаст предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем). Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда. Первоочередной задачей членов комиссии при расследовании несчастных случаев является незамедлительный и тщательный осмотр места происшествия. Сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии – обязанность работодателя. Осмотр места происшествия дает наиболее четкое представление, что явилось причинами несчастного случая. Результаты осмотра места происшествия заносятся в протокол, утвержденный постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73. После осмотра места происшествия члены комиссии должны выявить и опросить очевидцев несчастного случая и должностных лиц (руководителей подразделений, участков и пр.), а также по возможности провести опрос пострадавшего (пострадавших). Именно очевидцы и пострадавшие, как правило, дают наиболее точные сведения о том, что произошло в действительности. В ходе опроса пострадавших и очевидцев члены комиссии должны попросить их подробно и последовательно описать обстоятельства произошедшего несчастного случая. У пострадавшего от несчастного случая на производстве следует выяснить:

  • Какую работу осуществлял пострадавший в момент несчастного случая.
  • Кто и когда поручил выполнить данную работу пострадавшему.
  • Когда приступил к выполнению данной работы.
  • Какие инструменты и приспособления использовались.
  • В каком положении и какой позе находился пострадавший в момент несчастного случая.
  • В каком состоянии находилось оборудование, инструменты, приспособления перед несчастным случаем.
  • Какое самочувствие было у пострадавшего перед несчастным случаем.
  • Когда, кто и как проводил обучение и инструктаж пострадавшего по безопасному производству работ.
  • Какие средства индивидуальной защиты были у пострадавшего, и пользовался ли он ими при выполнении работы.
  • Находился ли кто-либо из посторонних на рабочем месте.
  • Соблюдал ли пострадавший требования безопасности производства работ и пр.

У очевидцев несчастного случая на производстве, кроме того, следует выяснить:

  • Где конкретно они находились в момент несчастного случая.
  • Какую работу выполняли.
  • Нарушал ли ранее пострадавший требования безопасного производства работ, если нарушал, то как часто, и было ли известно об этом руководителю работ, какие меры принимались к нарушителю.
  • Как вел себя пострадавший перед несчастным случаем и после несчастного случая.
  • Что, по их мнению, явилось причиной несчастного случая и пр.

Результаты опроса пострадавшего, очевидцев и других лиц занести в протокол, форма которого утверждена постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73. Для объективной оценки истинных причин несчастного случая члены комиссии должны изучить в организации локальные нормативные акты и организационно-распорядительные документы, в том числе устанавливающие порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц. К таким документам относятся:

  • Действующие инструкции по охране труда.
  • Должностные инструкции.
  • Технические паспорта, схемы машин, механизмов, оборудования, при эксплуатации которых произошел несчастный случай.
  • Акты о проведении периодических испытаний и обслуживания оборудования, при эксплуатации которого произошел несчастный случай, журналы технического состояния оборудования.
  • Документы по выдаче специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
  • Коллективный договор, если такой имеется в организации.
  • Документы, подтверждающие проведение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и рабочего персонала.
  • Документы, подтверждающие прохождение пострадавшим инструктажей по охране труда.
  • Документы, подтверждающие право пострадав­шего на самостоятельное выполнение работы, при которой произошел несчастный случай.
  • Документы по специальной оценке условий труда и пр.

Члены комиссии должны изучить обстоятельства и причины, повлекшие за собой несчастный случай. При необходимости председатель комиссии привлекает к расследованию несчастного случая должностных лиц органов государственно­го надзора и контроля (по согласованию с ними) в целях получения заключения о технических причинах происшествия, в компетенции которых находится их исследование. По требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

  • Выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов.
  • Фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем.

Предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования. Материалы расследования несчастного случая на производстве должны включать:

  1. Приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая.
  2. Планы, эскизы, схемы, а при необходимости – фото- и видеоматериалы места происшествия.
  3. Документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов.
  4. Выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки у пострадавших знаний требований охраны труда.
  5. Протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших.
  6. Экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов.
  7. Медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
  8. Копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.
  9. Выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представителей профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда.
  10. Другие документы по усмотрению комиссии.

Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая. Комиссией принимаются к рассмотрению только оригиналы под­готовленных документов, после чего с них снимаются заверенные копии (делаются выписки). Документы с надлежаще неоформленными поправками, подчистками и дополнениями как официальные не рассматриваются и подлежат изъятию. На основании собранных документов и материалов комиссия:

  • Ус­танавливает обстоятельства и причины несчастного случая.
  • Определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей.
  • Квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
  • Определяет лиц, допустивших нарушения требований охраны труда.
  • Определяет меры по устранению причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.

В случаях разногласий, возникших между членами комиссии в ходе расследования несчастного случая (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете, квалификации и др.), решение принимается большинством голосов членов комиссии. При этом члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая. Особое мнение членов комиссии рассматривается руководителя­ми организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии. Если при расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах, которая указывается в п. 10 акта формы Н-1. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» степень вины застрахованного не может быть определена более 25%, а размер ежемесячных страховых выплат может уменьшиться соответственно степени вины застрахованного. При определении вины пострадавшего необходимо убедиться, что:

  • пострадавший был ознакомлен в установленном порядке под роспись с требованиями охраны труда (с ним были проведены все необходимые инструктажи, обучение и проверка знаний требований охраны труда, что подтверждается протоколами проверки знаний, программами обучения и журналами посещений занятий);
  • пострадавший был обеспечен в полной мере исправными и сертифицированными средствами индивидуальной защиты и обучен пользованию ими;
  • в инструкциях по охране труда, действующих в организации и имеющих отношение к несчастному случаю, полностью отражен процесс безопасного производства работ;
  • лица, проводившие инструктаж, обучение и проверку знаний требований охраны труда у пострадавшего, прошли в установленном порядке обучение, проверку знаний и обладают достаточными знаниями по охране труда.

Члены комиссий (включая их председателей), проводящие в уста­новленном порядке расследование несчастных случаев на производстве, несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков рас­следования, надлежащее исполнение обязанностей, а также объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований. Контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве в подчиненных (подведомственных) организациях осуществляется в соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами и состоящими в их ведении инспекторами труда в отношении организаций, в которых имеются первичные органы этих про­фессиональных союзов. Государственный контроль (надзор) за соблюдением установлен­ного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве осуществляется федеральной инспекцией труда.

Источник: https://www.protrud.com/

Ссылка на видео: 1.https://www.youtube.com/watch?time_continue=25&v=oF8rUGGcx50&feature=emb_logo

2. https://www.youtube.com/watch?v=QP87lmVnz-U

3. https://www.youtube.com/watch?v=6xQPiilmDPc

4. https://www.youtube.com/watch?v=-6ToAH_CuNY

5. https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=aDeP9-qdJZI&feature=emb_logo

 

Контрольные вопросы.

1.Что позволяет выявить правильное и своевременное расследование несчастного случая на производстве?

2.Кто обязан заниматься расследованием несчастного случая на производстве?

3.Кто включается в состав комиссии для расследования несчастного случая?

4.Что является первоочередной задачей членов комиссии при расследовании несчастных случаев?

5.Какие действия членов комиссии после осмотра места происшествия?

6.На основании чего степень вины застрахованного не может быть определена более 25%, а размер ежемесячных страховых выплат может уменьшиться соответственно степени вины застрахованного?

7.Что длжны изучить члены комиссии для объективной оценки истинных причин несчастного случая?

8. В каких случаях могут быть продлены председателем комиссии сроки расследования несчастного случая?

9.Сроки расследования несчастного случая,), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья?

10.Сроки расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: