РЕЗОЛЮЦИЯ I ОБЛАСТНОГО ФОРУМА НАСТАВНИКОВ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, МОДЕЛИ И СМЫСЛЫ НАСТАВНИЧЕСТВА»




 

В преддверии Года педагога и наставника, объявленного президентом Российской Федерации В.В.Путиным, во исполнение решений XXII отчетно-выборной конференции Самарской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, в целях развития профессиональной среды наставничества и института наставничества в Самарской области, общественной активности педагогов для развития системы образования и гражданского общества, а также обмена практиками наставничества, профессионального и личного развития наставников и наставляемых по инициативе Самарской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации совместно с министерством образования и науки Самарской области и ГАУ ДПО СО «Институт развития образования» с 9 по 10 ноября 2022 года прошёл I областной форум наставников «Профессиональное развитие педагога: организационные и методические основы, модели и смыслы наставничества» (далее- Форум).

В Форуме приняли участие более 100 человек: 45 педагогических работников-наставников образовательных организаций Самарской области (учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, преподаватели СПО и вузов, лидеры и активисты Профсоюза), представители министерства образования и науки Самарской области, научных, образовательных и общественных организаций, эксперты в области наставничества.

Социальными партнерами Форума стали 5 организаций: Центр непрерывного повышения педагогического мастерства Самарской области, ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет", ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» Самарский филиал, МБОУ ОДПО ЦРО г. о. Самара, Самарская региональная общественная организация «Клуб «Учитель года».

Одним из главных событий Форума стало пленарное заседание, в ходе которого обсуждались вопросы развития наставничества в Самарской области, как эффективной формы повышения кадрового потенциала работников образования, повышения статуса наставника, комплексного сопровождения наставляемого, в том числе в конкурсах профессионального мастерства. Обозначены риски, которые существуют при внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Это:

- отсутствие у части педагогов восприятия наставничества как механизма профессионального роста педагогов;

- высокая нагрузка на наставников и наставляемых;

- низкая мотивация наставников;

- недостаточно высокое качество наставнической деятельности и формализм в выполнении функций наставника;

- низкая мотивация наставляемых, их стремление противопоставить себя «косным» наставникам и их многолетнему опыту;

- низкая степень взаимодействия всех элементов двухконтурной системы (целевой модели) наставничества.

В рамках Форума прошли дискуссионные площадки по обмену опытом комплексного сопровождения и эффективных механизмов профессионального развития как самого наставника, так и наставляемого, совершенствования работы советов/клубов «Наставник» при профсоюзных организациях. На мастер-классах эксперты и участники Форума пришли к пониманию особой миссии наставничества как драйвера перемен и инноваций в образовании, предложили механизмы поддержки и стимулирования наставляемых к поиску новых форм обучения и воспитания, развитию профессиональных компетенций, творческого и интеллектуального потенциала, профессиональной реализации, укреплению гражданской позиции и чувства патриотизма, подготовили предложения и рекомендации по развитию системы наставничества в Самарской области в части поддержки и сопровождения наставника и наставляемого. 45 педагогов-наставников получили удостоверения о повышении квалификации (16 часов).

Программа Форума реализована полностью (программа прилагается).

Мы, участники Форума, обсудив сообщения выступающих, обобщив результаты дискуссий, стремясь к развитию и совершенствованию образования Российской Федерации, выступаем со следующими рекомендациями, предложениями и заключениями:

1. Признать успешной работу Форума и выразить Благодарность за проведение данного Форума министерству образования и науки Самарской области, Самарской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, ГАУ ДПО СО «Институт развития образования». социальным партнерам.

2. Отметить, что в настоящее время одной из приоритетных задач является повышение статуса педагога-наставника, его роли в процессе развития профессиональных компетенций наставляемого, а также воспитания и формирования ценностных ориентиров.

3. Положительно, оценивая работу Форума предлагаем министерству образования и науки Самарской области и Самарской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации продолжить совместную работу через:

3.1. создание мотивирующей образовательной среды для непрерывного профессионального развития наставника и наставляемого, в том числе на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников;

3.2. реализацию «регионального календаря» профессиональных образовательных событий по развитию системы многофункционального наставничества, используя инновационные методики и технологии в целях формирования единого образовательного пространства для обмена опытом и развития инновационного, творческого, профессионального потенциала наставников и наставляемых;

3.3. участие в преобразованиях, ведущих к организационному и кадровому укреплению отрасли «Образование» и Общероссийского Профсоюза образования;

3.4. сопровождение участников конкурсов профессионального мастерства;

3.5. укрепление профсоюзной солидарности, активное участие в коллективных действиях Общероссийского Профсоюза образования с использованием новых форм и методов в целях повышения эффективности деятельности наставника.

4. Министерству образования и науки Самарской области:

- считать участников, успешно освоивших программу Форума, методическим активом по развитию наставничества в Самарской области; отразить данное предложение в локальном правовом акте министерства образования и науки Самарской области;

- рассмотреть возможность поручить ГОУ ДПО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» в рамках государственного задания разработать методическое пособие «Разработка модели психолого-педагогического сопровождения деятельности наставников в образовательных организациях»;

- предлагаем внести изменения в областной конкурс «Наставник Самарской области» в части снижения требований к наставнику-участнику конкурса (уменьшение стажа работы наставником).

5. Предлагаем Самарской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации:

5.1. в целях распространения передового опыта обобщить материалы Форума и издать информационный сборник;

5.2. одобрить проект закона Самарской области «О внесении изменений в главу 5 Закона Самарской области «Об образовании в Самарской области» (в части совершенствования отдельных положений о мерах поддержки педагогов) и обратиться в комитет по образованию и науке Самарской Губернской Думы по вопросу инициирования установления фиксированной ежемесячной денежной выплаты в размере 5 тысяч рублей;

5.3. поддержать инициативу МБОУ ОДПО ЦРО г. о. Самара по проведению Самарского городского форума наставников «НастФест».

6. Предлагаем организациям высшего образования, ведущих подготовку студентов по педагогическим и психологическим специальностям, Центру непрерывного повышения педагогического мастерства Самарской области, образовательным организациям, реализующим программы дополнительного профессионального педагогического образования:

6.1. совершенствовать систему повышения квалификации для управленцев, наставников и наставляемых через организацию работы педагогических мастерских на базе педагогических вузов, разработку курсов переподготовки, а в педагогических вузах введении магистратуры для обучения тьюторов, наставников;

6.2. систематически осуществлять диагностику профессиональных дефицитов наставников и наставляемых с целью оказания адресной методической помощи;

6.3. совершенствовать оказание методической, организационной и правовой помощи в области наставничества.

7. Рекомендовать советам/клубов «Наставник» при профсоюзных организациях:

7.1. проработать вопрос по изданию сборников «Из опыта работы «Наставник + наставляемый = команда»»;

7.2. усилить работу через профсоюзные организации, направленную на популяризацию и поддержку института наставничества.

8. Педагогам-наставникам:

8.1. стремиться к качеству работы с наставляемым через оказание комплексной (личностной, социальной и профессиональной) помощи наставляемым в преодолении их профессиональных затруднений;

8.2. уделять особое внимание выявлению социально-педагогических проблем наставляемого;

8.3. непрерывно повышать свое мастерство как преподавателя, так и наставника;

8.4. выстраивать эффективное взаимодействие наставника и наставляемого, как гаранта целостности процесса наставничества.

9. ГОУ ДПО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» предлагаем постоянно оказывать психологическую помощь наставникам и наставляемым в образовательных организациях (в том числе проведение систематических тренингов на взаимодействие).

10. Рекомендовать руководителям образовательных организаций изучить опыт работы МБОУ Гимназия №3 г.о.Самара по созданию и проведению онлайн-коворкинг Центра.

11. Направить настоящую Резолюцию социальным партнерам, председателям районных и городских профсоюзных организаций, в органы исполнительной и законодательной власти Самарской области.

 

Примечание: резолюция принята в присутствии ______ участников Форума.

Ноября 2022 года



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: