Начальное общее образование




1-4 классы - 1 час в неделю на предмет «Музыка» и 1 час в неделю на предмет «Изобразительное искусство».

Основное общее образование

- 5-8 классы – 1 час в неделю на предмет «Музыка».

- 5-7 классы – 1 час в неделю на предмет «Изобразительное искусство».

Учебные планы для 9-11 классов, в которых в 2018/2019 учебном году реализуется федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования (ФК ГОС), формируются на основании примерных учебных планов, утвержденных приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 № 555 (для 9 классов – приложения 15-16, для 10-11 классов – приложения 17-29):

9 класс – 1 час в неделю на предметы искусства: 1ч. – «Искусство» (или 0,5ч. «Музыка» и 0,5ч. – «Изобразительное искусство»).

Предмет «Искусство» продолжает изучаться в 9-м классе (программа «Искусство» 8-9 класс - авторы Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.).

Изучение предмета «Искусство» (5-11 класс) по программе автора Даниловой Г.И. осуществляется за счет часов школьного компонента и является предметом по выбору ОО.

Исходя из возможностей школы и профессиональной подготовки учителя, вести данный предмет могут как учителя музыки, так и учителя изобразительного искусства.

Среднее (полное) общее образование:

10-11 классы – 1 час на предмет «Мировая художественная культура» для универсальных классов и классов с филологическим профилем.

10-11 классы – 3 часа в неделю на предмет «Мировая художественная культура» для профильных классов.

Таким образом, в 2018/2019 учебном году непрерывность художественно-эстетического образования на протяжении всех лет обучения детей в общеобразовательной школе сохраняется.

В связи с введением ФГОС, в 8-х классах предметная область представлена одним учебным предметом – «Музыка». В соответствии с примерным учебным планом основного общего образования объем изучения учебного предмета «Музыка» в 8 классах составляет 1 час в неделю (34-35 часов).

Недопустимо уменьшение кол-ва часов на изучение предмета, т.к. это отрицательно скажется на развитии общего уровня культуры и социализации обучающихся, которые формируются через освоение национальных и мировых художественных ценностей.

Для сохранения преемственности в преподавании музыки в 8-х классах рекомендуется осуществлять работу по учебникам: Науменко Т.И., Алеев В.В. / Музыка. 8 класс / Дрофа/, если обучение по этой программе осуществлялось с 5 по 7 классы.

Невостребованные часы обязательной части учебного плана, выделенные на изучение родного языка и литературного чтения на родном языке (2-4 классы), родного языка, родной литературы, второго иностранного языка (6-8 классы), предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (6 класс) могут быть использованы по решению образовательной организации на изучение предметов образовательной области «Искусство».

При формировании учебных планов 1-8 классов общеобразовательных организаций допускается перераспределение учебного времени обязательной части в объёме до 15%. В результате перераспределения часы могут быть использованы для введения предмета «Изобразительное искусство» (программа «Изобразительное искусство 5-8 классы» - автор Б.М. Неменский). Следует учесть, что программа рассчитана на изучение изобразительного искусства с 5 по 8 классы. Ранее в ОО РК изучение предмета завершалось в 7-м классе, а темы программы 8 класса реализовывались в рамках изучения предмета «Искусство» (программа «Искусство» 8-9 класс - авторы Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.).

Материально-техническая база и оснащение кабинетов

Одним из важных моментов является необходимость улучшения материально-технической базы и оснащение кабинетов музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры необходимым оборудованием.

В ФГОС особое внимание уделяется приобретению обучающимися компетентности слушателя, исполнителя в музыкальном и художественном творчестве; развитию умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве, в мире визуальной культуры. Совершенно очевидно, что предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» невозможно вести в неспециализированных кабинетах. В связи с этим необходимо систематически работать над изменением отношения администрации, учителей профильных предметов к предметам эстетического цикла как важнейшим в процессе становления личности школьника.

Материально-техническое обеспечение преподавания предметной области «Искусство» в настоящее время нормативно регламентируется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2016 года №336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

Для оснащения предметной области «Искусство» необходимо использование: специального укомплектованного класса-мастерской живописи, графики, лепки с мольбертами, муфельной печью и др.; класса графического дизайна, оснащенного персональными компьютерами; музыкального класса, укомплектованного музыкальными инструментами, в том числе и электронными; кабинета мировой художественной культуры.

Все кабинеты должны быть оснащены мультимедиа проектором и набором демонстрационных материалов. В оборудовании для внеурочной деятельности необходимо предусмотреть выставочное пространство и концертный зал для выступления музыкальных и театральных коллективов. В санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10) предъявляются требования к организации специализированных учебных кабинетов, размещению в них оборудования, инструментов, организации рабочих мест обучающихся.

Использование ИКТ на уроках искусства – одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование ИКТ позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, что дает возможность перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие ее интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Использование ИКТ повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность для развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.

Схема календарно-тематического планирования

Составляющей рабочей программы является календарно-тематический план (тематическое планирование учебного материала). В традиционной дидактике принято различать 2 этапа в подготовке учителя к уроку – предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим (далее КТП). КТП – это документ, который устанавливает систему уроков по учебной дисциплине и сроки их проведения с учетом тех часов, которые отводятся на изучение конкретных тем по учебной программе. КТП помогает учителю следить за своевременным прохождением учебной программы, не допускать отставания или излишней поспешности. В связи с этим рекомендуем учитывать специфику предметов искусства и с целью научной организации труда учителя при составлени КТП включить следующие разделы: № урока, дата его проведения (по плану, фактически), тема, художественное название и эпиграф урока (если учитель разрабатывает уроки, используя Метод художественно-педагогической драматургии), произведения, интегрирующие учебный процесс, художественные техники и материалы (для уроков изобразительного искусства), обязательные виды работ (теоретические сведения, материал для восприятия, практическая художественно-творческая деятельность).

По всем предметам при составлении календарно-тематического плана рекомендуется определить уроки, на которых проводятся контрольные срезы знаний и умений по основным видам практической деятельности учащихся.

Схема КТП по предметам образовательной области «Искусство»:

Музыка

№ п/п Дата Тема урока   (художественное название, эпиграф, тип урока) контроль Содержательные линии урока (обязательнгые виды работ) Элементы интеграции
по плану фактически Слушание музыки (материал для восприятия и интерпретации) Художественно-практическая деятельность (пение, игра на ДМИ, пластическое интонирование, драматизация, музыкально-ритмические движения письменные задания) Основные термины, понятия (теория)
                 

Изобразительное искусство

№ п/п Дата Тема урока (художественное название, эпиграф, тип урока) контроль Содержательные линии урока (обязательные виды работ) Элементы интеграции Материалы и инструменты
по плану фактически Основные термины, понятия (теория) Художественно-практическая деятельность (рисунок, живопись, ДПИ, скульптура, письменные задания, игровая деятельность, театрализация и т.д.) Произведения для восприятия и анализа
                   

Мировая художественная культура

№ п/п Дата Тема урока (художественное название, эпиграф, тип урока) контроль Содержательные линии урока (обязательные виды работ) Элементы интеграции
по плану фактически Основные термины, понятия (теория) Художественно-практическая деятельность (материал для выполнения практической работы) Произведения для восприятия и анализа
                 

 

Контроль и оценивание

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется по обязательным видам работ учащихся на уроке: изучение теоретического материала; участие в художественно-практических видах деятельности и качество выполнения работ; анализ-интерпретация художественных произведений. Формы контроля могут быть различными: устная, письменная, в виде тестов, а также предполагается выполнение школьниками проектов и исследовательских работ.

Критерием контрольно-оценочной деятельности является определение результативности деятельности школьников: степень развития эмоционального восприятия учащимися художественных произведений различных стилей и жанров; степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям искусства (основные категории и понятия, специфика языка, понимание терминологии); степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании произведений искусства, их нравственных ценностях; степень развития у школьников творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с искусством и т.д.

Количество обязательных отметок за семестр – 6 (2 – за знание теоретического материала, 2 – за качество выполненных практических работ, 2 – за анализ-интерпретацию художественного произведения). Текущая отметка по предметам искусства не является обязательной. Понятие «накопляемости отметок» на уроках по предметам художественно-эстетического цикла противоречит природе искусства. Не следует путать оценивание качества работы на разных этапах ее выполнения с отметкой в виде цифры в журнале и дневнике обучающегося только за то, что он проявил интерес и начал выполнять работу. Отметка должна подтверждать творческий рост учащихся, уровень полученных ими знаний, качество сформированных умений.

Контроль успешности обучающихся отражается в классном журнале и фиксируется в дневнике школьника.

Примечание: текущие отметки и отметки по обязательным видам оценивания выставляются под датами проведения уроков. При выставлении итоговой оценки учитель должен руководствоваться показателями успешности обучающегося на конец семестра и года, а не ориентироваться на средний арифметический балл. Усредненный балл по предметам искусства не может быть объективным показателем творческих успехов учащихся и не является стимулирующим фактором, побуждающим к дальнейшему росту.

Домашние задания

Домашние задания по предметам искусства не являются обязательными на каждом уроке. Задания, предлагаемые учащимся в рамках школьных учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство, «Мировая художественная культура» требуют создания оптимальных условий для реализации креативных способностей учащихся, проявляющихся в полихудожественной деятельности, а также играющих важную роль в формирования интереса учащихся к предмету и самостоятельной творческой деятельности.

Практические наблюдения показали, что только самостоятельное творчество детей на уроках искусства и за его пределами может развивать их способности. В связи с этим, важное внимание уделяется деятельно-практической направленности школьников, развивающей их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание. Домашние задания называют домашней учебной работой, поскольку они, действительно, продолжает атмосферу урока, но уже в конкретных домашних условиях. Насколько успешно и эффективно прошёл урок, таким и будет его продолжение в домашнем задании.

Для того чтобы учащиеся поверили в свои силы, почувствовали уверенность и увидели собственный результат самостоятельно выполненных заданий, им предлагается систематизировать все свои творческие достижения – создать портфолио школьника по предметам искусства, в виде альбома «Этот удивительный мир искусства». Домашнее задание – это очередная страница альбома, который собирается постепенно, поэтапно и в конце четверти, полугодия, года ребёнок видит свои достижения, гордится ими, совершенствует свои работы и пополняет необходимые страницы своего альбома важным и интересным, на его взгляд, материалом. В итоге школьники смело и с большим увлечением презентуют свои альбомы перед учащимися класса, параллели. Большой интерес вызывает у ребят создание такого альбома в электронном виде с применением современных компьютерных и Интернет-технологий.

Такие домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, тем самым, диагностируя динамику развития его творческих способностей. Систематический контроль и диагностика креативности через систему домашних заданий помогает учителю выявлять все преимущества и недостатки в усвоении программного материала, а также спрогнозировать необходимую дальнейшую работу с учащимися.

Опыт показывает, что при выполнении домашних заданий целесообразно использовать содружество и сотворчество учащегося, его родителей, членов семьи, друзей, одноклассников, что способствует творческой обстановке, увлечённости сотрудничества, а главное повышению мотивации.

Совершенно недопустимо обязывать учащихся составлять конспекты по материалам учебника, заучивать на память тексты песен, выставлять неудовлетворительную отметку за невыполнение домашнего задания.

Важным моментом в выполнении домашних заданий является момент представления работы ребёнком и оценка её учащимися-одноклассниками и учителем. Ребёнок, выполняя задание, глубоко уверен, что его работа будет обязательно проверена и оценена, но он также должен осознавать и ещё одну ее значимость – это доставление эстетического наслаждения, не только в процессе его выполнения, но и в момент её представления.

Творческие задания включают в себя: создание рисунков, поделок; танцевальные номера; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизацию, инсценирование; создание презентаций, кроссвордов; творческие проекты с последующей защитой и пр.

Кадровое обеспечение

Существенной проблемой реальной педагогической практики является и положение, статус учителя искусства в современной общеобразовательной школе. Отношение к учителю искусства, самому преподаванию искусства по остаточному принципу, когда уроки музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры отдаются любому учителю для полной часовой нагрузки, девальвирует самый важный для растущего человека компонент – становление культурной, творческой личности, способной на самоидентификацию и социализацию в реальной социокультурной среде. Учитель музыки зачастую воспринимается как «массовик-затейник», а учитель изобразительного искусства как «оформитель». Вместе с тем, очевидно, что уроки предметной области «Искусство» должны преподавать специалисты – педагоги искусства.

Обеспечить преподавание предметов квалифицированными специалистами необходимо как в основной, так и в начальной школе.

При отсутствии специалиста предметной области «Искусство» в школе учитель, ведущий предметы искусства должен пройти профессиональную переподготовку и не реже одного раза в три года повышать квалификацию. При выборе курсов дополнительного образования или профессиональной переподготовки учителей предметной области «Искусство» руководителям общеобразовательной организации и самим учителям необходимо ориентироваться на перечень формируемых базовых профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

 

3. Организация и содержание работы с одаренными детьми в рамках преподавания предметов искусства

 

Талантливые дети – особая категория. Любого вида вложения в их развитие дают превосходные результаты.

Следует подчеркнуть, что количество отводимого учебного времени на занятия искусством в школе минимально, отсюда содержание предметной области «Искусство» и объем программ не позволяет выпускникам школ, одаренным в этой области, продолжить свое образование в средних специальных и высших учебных заведениях без дополнительных занятий у специалистов или в учреждениях дополнительного предпрофессионального художественного образования (детских музыкальных и художественных школах). Решение данной проблемы возможно при создании условий, позволяющих всем желающим расширить свои познания и умения в области музыки, изобразительного искусства, через организованные непосредственно в школе дополнительные занятия (внеурочная деятельность, кружки, спецкурсы, и т.д.), направленные на освоение необходимого мастерства.

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша Новая Школа» является поддержка талантливых детей. В этой связи предлагаем учителям образовательных предметов «Искусство» акцентировать внимание на работе с одаренными детьми, оказывать методическую и содержательную помощь в подготовке учащихся к участию в конкурсах, выставках и олимпиадах по искусству.

При работе с одарёнными детьми необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности:

- проведение диагностики для определения направленности интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся;

- проведение диагностики школьников по определению глубины знаний, широты предметной направленности и интересов;

- выявление способных учащихся и вовлечение их в проектно-научно-исследовательскую деятельность;

- работа учеников по индивидуальным планам развития творческих способностей;

- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.

Принципиальной позицией образования по искусству должно стать понимание того, что олимпиадное движение должно быть массовым, участвовать в нем необходимо как можно большему количеству учащихся. При этом важными являются все этапы олимпиады: классный, школьный, муниципальный, региональный и федеральный.

Конкурсы, в которых обучающиеся могут принять участие

1. Арт-конкурсы в России и мире и другие возможности для художников визуальных искусств - Режим доступа: https://artdeadline.ru/tag/detyam

2. Всероссийские олимпиады и конкурсы «Рыжий кот» - Режим доступа: https://ginger-cat.ru/index.php

4. Маленькая страна. ру. Сайт творческих конкурсов - Режим доступа: https://malenkajastrana.ru/

 

4. Организация и содержание работы с детьми с ОВЗ в рамках преподавания предметов искусства

 

Дети с ОВЗ - это особые дети, в работе с которыми искусство используется не только, как средство эстетического развития, оно выступает, как способ профилактики и коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы и поведения. Искусство имеет широкие возможности для успешной социализации, реабилитации и адаптации ребёнка с ОВЗ в социум. Социально-педагогическая функция искусства заключается в активизации резервных возможностей ребёнка в художественно-практической деятельности и творчестве.

Образовательная деятельность с такими детьми предусматривает правовое обеспечение инклюзивной образовательной среды ОО, наличие положения об организации инклюзивной практики и образовательной программы, включающей коррекционно-развивающую программу. При организации образовательного процесса с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), следует руководствоваться документами:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 г. – Режим доступа: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/

- О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказ от 31.12.2015 N 1577, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71220596/

В вышеуказанных документах обозначены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения адаптированной образовательной программы начального и основного общего образования (АООП). Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ можно найти по ссылке // https://fgosreestr.ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: