Вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет и задачи логопедии.
2. Связь логопедии с другими науками.
3. Принципы и методы логопедии.
4. Этиология речевых нарушений
5. Этапы становления детской речи (по Р.Е. Левиной).
6. Понятие «звукопроизносительная сторона речи».
7. Дислалия: понятие формы и виды дислалии. Причины дислалии, классификация дислалии.
8. Технология обследования звукопроизношения, определения речевого нарушения по клинико-педагогической классификации.
9. Содержание этапов работы по коррекции звукопроизношения: подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация звука.
10. Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки при различных видах нарушения звукопроизносительной стороны речи.
11. Дизартрия: понятие, формы и причины дизартрии.
12. Выраженность нарушений звукопроизношения при дизартрии.
13. Значение и технология проведения артикуляционной, дыхательной гимнастики на всех этапах коррекции звукопроизношения.
14. Ринолалия: понятие, формы, причины нарушения.
15. Виды нарушения звукопроизношения при ринолалии.
16. Структура логопедического занятия по коррекции звукопроизношения при дислалии, дизартрии, ринолалии.
17. Акустические основы голосообразования.
18. Развитие голоса в онтогенезе: понятие мутация голоса.
19. Причины, механизмы и функциональных нарушений голоса.
20. Причины, механизмы и функциональных нарушений голоса.
21. Методика коррекционной работы при нарушении голоса.
22. Восстановление голоса при функциональных нарушениях голоса.
23. Восстановление голоса у детей с органическим изменением гортани.
24. Восстановление голоса после удаления гортани.
25. Профилактика нарушений голоса.
26. Нарушение темпа речи: брадилалия, тахилалия.
27. Классификация разновидностей тахилалий.
28. Речевые и неречевые нарушения при баттаризме (парафазии) и полтерн (спотыкании).
29. Технология обследования детей с нарушением темпа речи.
30. Методика коррекционной работы при нарушении темпа речи.
31. Определение заикания, классификация.
32. Причины и симптоматика заикания.
33. Технология проведения логопедического обследования заикающихся.
34. Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся.
35. Система комплексного психолого-педагогического воздействия при заикании.
36. Алалия: определение, причины.
37. Симптоматика и механизмы алалии. Классификация алалии.
38. Симптоматика моторной и сенсорной алалии.
39. Технология логопедического обследования детей с алалией.
40. Система коррекционного воздействия при моторной алалии.
41. Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии.
42. Дифференциальная диагностика алалии от схожих состояний.
43. Афазия: определение, причины.
44. Классификация А.Р. Лурия. Краткая характеристика каждой формы афазии.
45. Технология логопедического обследования и определения формы афазии.
46. Основные направления коррекционной работы при моторной афазии.
47. Основные направления коррекционной работы при динамической афазии.
48. Основные направления коррекционной работы при сенсорной (акустико-гностической) афазии.
49. Основные направления коррекционной работы при акустико-мнестической афазии.
50. Основные направления коррекционной работы при семантической афазии.
51. Психофизиологические механизмы нарушения письменной речи.
52. Виды нарушений письменной речи: дисграфия, дислексия.
53. Классификация дисграфий, дислексий у детей с сохранным интеллектом.
54. Симптоматика нарушений письменной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.Технология обследования навыка письма и чтения.
55. Диагностические задания для выявления нарушений письменной речи.
56. Методика коррекционной работы при различных видах дисграфии и дислексии.
57. Преодоление нарушений чтения и письма у детей с интеллектуальными нарушениями.
58. Перспективное планирование занятий по коррекции письменной речи.
59. Структура логопедического занятия по коррекции различных нарушений письменной речи.
60. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.
61. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.
62. Технология обследования нарушений речи при ФФНР и ОНР.
63. Особенности коррекционно-логопедической работы при ФФНР.
64. Особенности коррекционно-логопедической работы при ОНР.
65. Особенности организации работы в различных специальных дошкольных учреждениях и школах, в медицинских учреждениях.
66. Особенности организации логопедической работы в логопедических группах для детей с ОНР.
67. Взаимодействие в коррекционно-педагогической работе специалистов различного профиля.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
5.1 Основная литература:
1. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. - 2-е изд., испр. и доп. - М:Юрайт, 2017. - 208 с. - https://biblio-online.ru/book/B7B099B3-26CF-4EC3-B490-417B459843D8.
2. Борозинец Н. M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия: учебное пособие / Н. M. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь: СКФУ, 2016. - 203 с. - https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=466810&sr=1.
3. Лалаева Р. И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская. – М.: Парадигма, 2009. - 216 с. - https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210581&sr=1
Для освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеются издания в электронном виде в электронно-библиотечных системах «Лань» и «Юрайт».
5.2 Дополнительная литература:
4. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: учебное пособие: в 3 ч. Ч. 2: Предложение. Текст / Н. Г. Андреева; под ред. Р. И. Лалаевой. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 302 с. - https://e.lanbook.com/book/96316#authors.
5. Лазаренко Л. В. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФН в начальной школе. 1 класс. Развитие графомоторныхфункций: учебное пособие / Лазаренко Л. В. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 27 с. - https://e.lanbook.com/book/96323#authors.
5.3. Периодические издания:
1. Дефектология https://elibrary.ru/contents.asp?id=34048634
2.Коррекционная педагогика https://www.pedopyt.ru/categories/10?page=1