РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ о Великой Отечественной войне




В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ

 

Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Потому, наверное, что это не только память отдельных людей или одного поколения. Это память народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее. И каждая новая книга о войне – лишнее тому подтверждение.

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов. 944 из них ушли на фронт, не вернулись– 417. Поэтами из них было 48 человек.

Есть страшная статистика войны. Среди фронтовиков 1922, 23, 24 года рождения вернулись с войны только 3%. Среди этих трех процентов были поэты Юлия Друнина, Булат Окуджава, Николай Старшинов, писатели Василь Быков, Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юрий Бондарев. В 1941 году им было по 17 лет, их не призывали, по возрасту не имели права, поэтому все ушли на фронт добровольцами. Они были очень разными, но в их биографиях – судьба целого поколения страны. Им повезло, они вернулись, искалеченные, инвалиды, но вернулись, и в память о тех, кто не вернулся, рассказали нам правду о той страшной войне.

Артиллеристы Юрий Бондарев и Григорий Бакланов, пехотинец Василь Быков, кремлёвский курсант, затем партизан Константин Воробьёв, связист Виктор Астафьев, десантник и разведчик Владимир Богомолов, потомственный офицер Борис Васильев.

Они, шагнувшие в мирную жизнь в солдатских шинелях, принесли с собой в литературу знание и чувство непосредственных участников войны, сказали в ней своё, новое, живое и сильное слово. Память и ответственность. Их, как святыню, пронесут в своих в своих книгах писатели-фронтовики, по ним будут сверять они своё творчество.

Эти книги хочется читать и перечитывать, это «книги на всю жизнь».

 

Солдаты мы.

И это наша слава,

Погибших и вернувшихся назад.

Мы сами рассказать должны по праву

О нашем поколении солдат.

1. Василь Быков. Белорусский писатель Василь Быков не устаёт напоминать нам своими произведениями о бессмертном подвиге советского народа в дни войны о той незримой, но прочной связи, что соединяет сегодняшнее поколение с поколением военных лет. Проблема героизма во время войны, - сказал В. Быков в одной из бесед, - является решающей, главной. Смелость, отвага, презрение к смерти - вот те основные качества, которыми определяется достоинство воина. Но в мирное время мы не идем в разведку, презрение к смерти от нас не требуется и отвага нам необходима лишь в чрезвычайных ситуациях. Однако то, что в войну стояло за героизмом, питало его, было его почвой, - разве это утратило свою силу?

Да, мы не ходим сегодня в разведку, но это обстоятельство не мешает нам и теперь ценить в товарище честность, преданность в дружбе, мужество, чувство ответственности. И теперь нам нужны принципиальность, верность идеалам, самоотверженность, - это и сейчас определяет нашу нравственность, как в годы войны питало героизм.

2. Константин Михайлович Симонов. В годы Великой Отечественной войны Симонов был корреспондентом газеты «Красная звезда». Известен своей военной лирикой. В 1959 году вышел роман «Живые и мертвые» где главным героем становится Великая Отечественная война. Это и отступление и наступление, и трагедия первых месяцев войны, и героический отпор под Москвой, и честность, сердечность генерала Серпилина, и дезертирство полковника Баранова, и неслыханный героизм тысяч солдат.

 

3. Юрий Бондарев. Когда началась война ему было всего лишь 17 лет, а в восемнадцать, в августе 1942 года, – он уже на фронте. Дважды был ранен. В 1945 году вместе со всей страной праздновал Победу. Вот и вся военная и довоенная биография писателя.

Юные герои Бондарева, как и он сам, шагнули в жестокий и суровый мир войны прямо со школьной скамьи, из чистого и светлого мира детства. В прошлом остались дом, друзья, учебники, мечты о будущем. Впереди их ждало испытание огнем. И они были готовы к этому испытанию. Пройдя по огненным дорогам войны сквозь страдания и смерть, юные герои Бондарева повзрослели на 20 лет.

Вот как говорит писатель о своем поколении «Мы стали солдатами в восемнадцать лет. В войну мое поколение научилось и любить, и верить, и ненавидеть, принимать и отрицать, смеяться и плакать... Мы научились ненавидеть трусость, фальшь, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства, один шаг к преступлению перед совестью».

С героями Юрия Бондарева мы встречаемся на страницах романа «Горячий снег». Этот роман повествует о событиях под Сталинградом зимой1942 года. Работая над ним, писал Ю. Бондарев, «я вспомнил многое, что за протяженностью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбежки, запах гари и горелой брони...

Конечно, если бы я не принимал участия в сражении, которое 2-я гвардейская армия вела в заволжских степях в лютый декабрь 42-гo года с танковыми дивизиями Манштейна, то, возможно, роман был бы несколько иным. Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе».

4. Борис Васильев. Он ушел на фронт школьником, в самом начале войны и в 1943 году выбыл из строя после тяжёлой контузии. Поступил в академию бронетанковых войск, закончил её и работал инженером испытателем военной техники. В 1952 году уволился, чтобы заниматься литературой.

В этом году отмечается юбилейная дата Бориса Васильева – 95 лет со дня рождения. Говорят, что настоящий писатель хорошо пишет о том, что потрясло его. Война – сильное потрясение. Настолько сильное, что о нём можно писать всю жизнь.

Самая знаменитая из военных повестей Б. Васильева – «А зори здесь тихие» - вышла в 1969 году. История пяти девушек-зенитчиц, отдавших жизнь в смертельной схватке с немецкими диверсантами, потрясла читателей.

Роман «В списках не значился» «прописан» по конкретному историческому адресу. Место действия – Брест, время действия – начало войны. Герой романа, лейтенант Николай Плужников, приезжает в Брест в последний день перед началом войны. Последний мирный день - ночь уже мирной не будет. Молодой, красивый, в блестящих хромовых сапогах, с новенькой кожаной командирской сумкой, Плужников не знает, что ждет его завтра. И даже не успевает, приехав, встать на учет, потому что приезжает в Брест в субботу. Нужно дождаться понедельника, а понедельника не будет.

5.Юлиан Семёнов. «Семнадцать мгновений весны» - без сомнения, главная книга замечательного российского писателя и журналиста. Роман о советском разведчике, Максиме Исаеве, работающим под псевдонимом Макс фон Штирлиц. Сегодня роман «Семнадцать мгновений весны» напоминает великолепно прописанную программистами компьютерную игру.

Но автор в своём романе описал не персонажей компьютерной игры, а живых и сильных людей. Русская радистка Кэт, продолжающая исполнять свой долг, пренебрегая личной опасностью и опасностью её новорожденного ребёнка. И немецкий пастор Шлаг, отстаивающий свои пацифистские идеалы. И жена Максима Исаева, которой на мгновение – всего лишь на одно из тех самых семнадцати весенних мгновений, покажут мужа, и нужно не выдать себя и его, не сорваться ни словом, ни жестом, ни взглядом – и уйти, чтобы возможно уже никогда, никогда, никогда.

6. Владимир Богомолов с первых дней на войне. Разведчик. Имеет два тяжёлых ранения. С августа 1945 года контрразведчик Богомолов находится на территории Маньчжурии, затем Украины, далее служба в Германии.

Роман Владимира Богомолова «Момент истины» был впервые опубликован в 1974 году в журнале «Новый мир», выдержал с тех пор более 120 изданий, переведён на 37 языков. Это самый известный в истории нашей литературы роман о работе контрразведки во время Великой Отечественной войны. Эта книга читается на одном дыхании и не отпускает читателя до последней страницы.

 

7. Валентин Григорьевич Распутин, наш Иркутский писатель, не входит в круг писателей-фронтовиков. Но его повесть «Живи и помни» никого не может оставить равнодушным.

Неотвратимость трагедии заключена в самом сюжете «Живи и помни», и предощущением трагедии дышат все страницы повести. С Андреем Гуськовым мы знакомимся на развилке дорог, одна из которых ведет на войну, на встречу опасности, другая же от войны уводит. И, отдав предпочтение этой, второй, дороге, он предрешил судьбу. Сам распорядился ею. Вот ведь как оно получилось. И надо-то было Андрею немного: взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настёну, перемолвиться со стариками. Только и всего. Казалось бы, самые простые, самые естественные желания. Но шла война… И Андрей Гуськов превратился в дезертира. Чем фантастичней везение, тем отчётливее в «Живи и помни» гул надвигающейся катастрофы.

7. Григорий Бакланов – воевавший с 1941 года по 1945 год, знал что такое война. И в повести «Навеки девятнадцатилетние» писатель рассказывает о молодости своего поколения, пишет о тех, кто прошёл тяжкое испытание Великой Отечественной войной. В центре повести – история лейтенанта Третьякова: фронт, ранение, уральский госпиталь, встреча с девушкой Сашей и любовь, опять фронт и бои… Короткая жизнь Володи Третьякова, мужественная, полная надежд, естественно и трагически вписана в историю нашей Родины.

8. Не умолкает война и в творчестве Виктора Астафьева, для которого тема народного подвига, по собственному его признанию, тема святая: «Тема войны для меня — святая тема, и хочется, чтобы писалось трепетно, с болью и святым уважением к тем людям, с которыми я воевал и которых приходилось мне хоронить вдоль долгих дорог войны».

Он тоже из поколения писателей-фронтовиков. Рядовым прошёл войну с 1942 года по 1945. Был тяжело ранен. В 1945 году демобилизовался, работал на разных работах. Был грузчиком, рабочим в горячем цехе, сотрудником газеты. Литературная жизнь началась с выпуска сборника рассказов «До будущей весны», в 1953 году. Писатель считал Отечественную войну «самым великим, что было в нашей жизни» и был убеждён в том, что писать о войне надо «достойно и с достоинством».

О тех молодых парнях, с которыми пришлось Виктору Астафьеву вместе воевать, но которым не пришлось дожить до победы, и написал он одну из лучших и, по его собственному признанию, одну из самых «труднее и больнее доставшихся» ему вещей - повесть «Пастух и пастушка». «Четырнадцать лет, - вспоминал В. Астафьев, - я носил в себе эту маленькую повесть, несколько лет писал и переписывал. Недавно, после четырех изданий, переписал снова». 1979 год –окончательная редакция повести.

Виктор Астафьев пронёс через всю свою жизнь, через всё своё творчество мечту, надежду, веру в то, что «это война должна быть последней». Последней!

 

Войну хочется забыть. Что будет с нами, если люди забудут ее и не передадут нам свою память? Какими мы будем без нее в нашем большом, тревожном мире? Память жива в нас. Это она соединяет прошлое и будущее.

 

Великая Отечественная война длилась четыре года. Война в Афганистане - 9 лет. Чеченская война – 10 лет. Война в Сирии – открыла свою пятую страницу. И никто не знает какая страница этой горестной книги станет последней.

 

В преддверии 75-летии Победы в Великой Отечественной войне мы ещё раз повторяем: помните!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: