Практический курс «Журналистское образование и культура учебного труда»
канд. филол. наук, доцент Галина Сергеевна Смирнова
Занятия 1,2.
Тезисы лекции.
«В эпоху информации практически невозможно
додумать до конца ни одной мысли.
Глубокие размышления постоянно прерываются
новыми фрагментарными сведениями»
(Томас Х. Эриксен Тирания момента. Время в эпоху информации)
Место и роль курса в системе профессиональной подготовки
Выдержка из ФГОС ВПО по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (степень «бакалавр») от 21 декабря 2009 г.:
Компетенции, которыми должен обладать выпускник:
ОК-19 (общекультурная инструментальная компетенция) – … умение ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики
ПК-38 (общепрофессиональная компетенция) – знание основ организации научного исследования в сфере журналистики
В результате изучения дисциплин профессионального цикла студент, в частности, должен
владеть навыками научного исследования (теоретического и эмпирического) в целях грамотной подготовки рефератов, курсовых и выпускной работы, докладов, сообщений.
à цель дисциплины «Журналистское образование и культура учебного труда».
В течение обучения: рефераты, 2 курсовые работы (2 и 3 курсы), выпускная квалификационная работа (дипломная работа).
Области научного исследования в журналистике:
· информационное общество и средства массовой информации;
· новые коммуникационные технологии и журналистика, СМИ и Интернет, медиаконвергенция;
· журналистика постмодерна: управление контентом, веб-дизайн, интерактив и гипертекстуальность;
|
· конвергентная (мультимедийная) журналистика;
· экономика и менеджмент СМИ;
· рекламные технологии в информационном обществе;
· проблемы региональной журналистики;
· тенденции развития печатных СМИ;
· жанры, язык и стиль современных СМИ;
· инновационные методы в журналистском образовании;
· проблемы саморегулирования СМИ в России и за рубежом;
· журналистика и регионалистика: история местной периодической печати;
· творческое наследие ведущих публицистов в контексте современной журналистики;
· печать русского зарубежья: периодизация развития;
· методология изучения современной зарубежной прессы;
· политическая журналистика: обозрение, комментарий и электоральный прогноз;
· деловая журналистика, экономический анализ и обзоры рынков;
· правовые и этические аспекты деятельности журналиста.
Примечания:
1. О соотношении тематики для научного исследования с названиями учебных дисциплин.
2. О возможности саморефлексии как формы научной работы (анализ-синтез практико-творческого освоения профессии).
Научно-исследовательская работа студента (учебно-научная деятельность) в журналистском образовании
? Зачем будущему журналисту, человеку творческой профессии, владеть навыками научного исследования? Какие умения объединяют исследовательскую и журналистскую деятельность?
? Что даёт (будущему) журналисту теоретическое осмысление журналистской практики?
Пример темы выпускной квалификационной работы:
Отражение понятия «жизненный успех» в СМИ России и Норвегии
|
Какая проблема рассматривается?
В чём её актуальность?
Что послужит материалом исследования?
Как будет проводиться исследование?
В чём практическая ценность исследования?
Научно-исследовательская работа
Процесс | Результат | ||||||
научное обоснование проблемы, исследование, анализ материалов
Организация исследования | (реферат, курсовая /дипломная работа, научная статья, доклад и т.п.)
Структура документа
|