Подготовка реферата по теме _____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задача: практическое применение основных принципов научного исследования в процессе разработки актуальной теоретической проблемы, связанной с журналистской профессией.
По окончании курса сформируется представление о следующих аспектах НИР:
- определение объекта и выбор актуального предмета исследования;
- методология исследования;
- планирование и организация исследования;
- информационный поиск, работа с литературой и источниками практического материала;
- структурирование содержания работы;
- оформление учебно-научной работы;
- устное представление результатов исследования.
Организация процесса исследования
· определение объекта и выбор предмета исследования;
· формулировка проблемы, обоснование её актуальности;
· определение цели и задач исследования;
· информационный поиск;
· выбор методов теоретического и практического исследования;
· работа с источниками теоретической информации и сбор эмпирических данных;
· построение гипотезы;
· проведение практического исследования, систематизация материала;
· формулировка выводов, оценка результатов;
· определение композиционной структуры работы, структурирование содержания;
· подготовка оформление текста работы.
Композиционная структура работы. Оформление учебно-научной работы.
Вводная часть
· Титульный лист
· Содержание
· Введение
Основная часть, представленная следующими разделами:
· Глава 1
Выводы по главе 1
· Глава 2
Выводы по главе 2
· Заключение
Справочно-библиографический аппарат
· Библиографический список
|
· Список источников
· Приложения
NB! Глава 1 представляет теоретические основания дальнейшего исследования. Глава 2 имеет практическую направленность и содержит описание процесса и / или результатов исследования эмпирического материала. В этой связи главы должны находиться в процентном соотношении 40% – 60 % от объёма основной части. Допустимо соотношение 50 % – 50 %.
NB! Обратите внимание: с новой страницы должны начинаться только разделы, отмеченные в приведённом выше списке знаком •.
Структура введения и краткое описание его элементов
Актуальность темы
В этой части следует представить обоснование важности работы для развития современного общества и / или изучаемой дисциплины (теория и история журналистики). Работа может быть актуальной собственно для журналистики как науки, если изучаются малоисследованные, но важные для развития науки темы. В таком случае, возрастают теоретическая и практическая значимость работы.
Объект и предмет исследования
Объект – это сущность (процесс, явление, совокупность элементов), порождающие проблемную ситуацию; это элемент реальности, избранный для изучения. Предмет – это отдельные проявления объекта, его аспекты, черты, находящиеся в поле зрения исследователя.
Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот. Один объект, рассматриваемый в разных своих проявлениях, может породить несколько предметов для разных исследований – как в сфере одной науки, так и в разных науках.
|
Именно предмет определяет тему работы, на него направлено основное внимание исследователя. Для исследования предмета формулируются цель и задачи.
Цель исследования
На уровне курсовых и дипломных работ обычно формулируется лишь одна основная цель, отражённая и в заголовке вашей работы. Связь заголовка с целью – одна из ключевых при формулировке цели.
Цель исследовательской работы формулируется она в терминах результативности: «выявить … / определить … / установить … / найти …/ сформировать … / создать …».
Целями не могут быть исследовательские операции (ошибочны формулировки начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», если они не подкрепляются дополняющим – «с целью»).
Задачи исследования
Задачи – это исследовательские операции, которые вам необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Таким образом, они также связаны с целью, и чаще всего – со структурой работы.
Задачи обычно формулируются в форме перечисления: «изучить …, описать …, рассмотреть …, разработать эксперимент …, провести анкетирование …, сравнить …, сопоставить …, проанализировать …, обобщить результаты …».
На первом месте в списке задач стоят теоретические задачи, осмысляющие либо обозревающие, выявляющие типологические характеристики некого явления, раскрывающие тенденцию в журналистике. Это задачи, соответствующие теоретической главе в курсовой / дипломной работе.
Перечень продолжают задачи практические, направленные на объект исследования. Исследователь отвечает на вопрос «Какие операции я должен провести над объектом для вычленения и раскрытия свойств предмета?» («проанализировать … / исследовать с позиций …).
|
Третья группа задач – задачи осмысления полученных результатов: сопоставление, систематизация данных, анализ полученных результатов, соотнесение с гипотезами, формулировка научного заключения по цели.
Материал исследования
Описание материала исследования – это характеристика основных источников получения эмпирической информации, конкретизация вашего объекта. Это могут быть изданные любым способом периодические и непериодические средства массовой коммуникации с чёткой хронологией выхода, перечислением конкретных номеров (для периодически выходящих или обновляющихся источниках информации).
Если источником эмпирических сведений послужили результаты анкетирования / эксперимента, следует указать количество информантов и релевантные сведения о них (национальность, пол, возраст, социальный статус, и т.п.), а также сделать отсылку к приложению, в котором должен содержаться текст предлагавшейся анкеты / вопросника / другие материалы эксперимента.
Методы исследования
В этой части перечисляются виды теоретического знания, давшие обоснование методам, используемым в вашей работе, а также собственно методология.
Методы – это способы получения достоверных научных знаний (фактов) и практических сведений. Это инструменты исследователя, с помощью которых он добывает фактический материал для теоретической основы работы и собирает эмпирические данные.
Методы перечисляются обычно в порядке возрастания их специфичности для конкретной науки – от общенаучных к методам частной науки. Показывается обоснованность применения именно этих методов, по отношению к задачам исследования.