Б) Радиовещание и телевидение Японии




Современные СМИ Японии

Литература

1. Камионко В. Ф. Масукоми. Традиции и современность массовой ком-

муникации Японии. – Хабаровск, 1991.

2. Камионко В.Ф. Роботы и самураи. Радио и телевидение в современной

Японии. – М., 1989.

3. Катасонова Е.Л. Японские корпорации. Культура, благотворительность,

бизнес. – М., 1992.

4. Лазарев A.M., Полякова Н. А., Смирнов Б. В. Печать, радио и телевидение

Японии. – М., 1974.

5. Фирсов Б.М. Средства массовой коммуникации Японии в контексте

распространения культуры и информации // Япония: культура и общество в

эпоху НТР. – М., 1985.

Основные вопросы, которые рассматриваются в лекции:

— печать Японии: национальные и местные издания;

— структура японского радиовещания и телевидения.

А) Печать Японии

Исторически в Японии сложилось два вида газет: национальные газеты и

местные, которые в свою очередь делятся на региональные и префектурные

издания.

Национальные газеты

К общенациональным изданиям можно отнести «Асахи», «Иомиурн»,

«Майнити», «Нихон Кэйдзай Симбун» и «Санкэй». Главные редакции этих

газет находятся в Токио, однако печатаются они не только в столице, но и в

других городах, например таких, как Осака, Нагоя, Фукуока к Саппоро.

«Асахи Симбун» («Восходящее солнце») – одна из старейших в стране.

Первый ее номер вышел в Осака 25 января 1879 г. В то время японские газеты

в зависимости от тиража делились на две категории: крупные и мелкие.

Крупные газеты специализировались на освещении и комментировании

политических проблем, а мелкие газеты обычно печатали рассказы и ежед-

невную хронику. Вначале «Асахи» принадлежала ко второй категории, но

вскоре обрела характерные черты газет обеих категорий, что позволило ей

расширить круг читателей.

Отделения «Асахи» в Токио, Осака, Китакюсю и Нагоя считаются го-

ловными редакциями. В настоящее время газетный концерн «Асахи» охва-

тывает всю Японию. За рубежом газета имеет многочисленные бюро н пред-

ставительства.

«Иомиури Симбун». Немногим меньше 130 лет назад в Токио начал

издаваться печатным способом небольшой листок с сообщениями о наиболее

интересных событиях дня, очерками на социально-бытовые темы. Листок

печатался с помощью глиняного клише и распространялся на улицах города

следующим образом: продавец громко читал заголовки статей и отдельные

интересные абзацы и продавал газету тем, кого сумел заинтересовать. Таких

людей стали называть «иомиури» – «читает и продает». Это же название

получила и газета. Инициаторами ее издания были члены Токийского

литературного общества. Общенациональной газетой «Иомиури» стала во

время второй мировой войны. Пользуясь личными связями в милитаристских

кругах и полицейском управлении, владелец газеты Мацутаро Серики сумел

отстоять свою газету в условиях военного режима. В настоящее время

«Иомиури» одна из влиятельных газет, ее тираж достигает 3 млн. экземпляров.

«Майнити Симбун» («Ежедневная газета»), входит вместе с «Асахи» и

«Иомиури» в большую тройку газетного мира Японии и является одной из

старейших в стране. В 1876 г. в Осака начала выходить «Осака Ниппо» (с 1888

г. – «Осака Майнити»). В 1889 г. владелец «Осака Май-нити» Осаму Ватанабэ

реорганизовал газету в акционерную компанию, которая выпускала «Майнити

Симбун». Компания имела тесные связи с правящей верхушкой Японии.

Акционерами «Майнити» были бизнесмены Токио и Осака, в отличие от

«Асахи», держатели акций которой в подавляющем большинстве были

сотрудниками газеты.

«Нихон Кэйдзай Симбун» (сокращенно «Ннккэн» – «Японская эконо-

мическая газета») – еще один представитель крупнейших общенациональных

японских газет. Впервые «Нихон Кэйдзай Симбун» вышла 2 декабря 1876 г. в

Токио под названием «Тюгай Букка Симпо» («Вестник внутренних и внешних

цен на товары»). Газета была основана частным лицом. Этот вестник торговой

информации выходил раз в неделю и пользовался большим спросом, так как

был единственной тогда в Японии специализированной экономической

газетой. С июля 1885 г. газета стала выходить ежедневно. В 1912 г. она была

преобразована в акционерную компанию. С 1946 г. она уже выходила под

названием «Нихон Кэйдзай Симбун». По тиражу «Нихон Кэйдзай Симбун»

уступает трем ведущим газетным компаниям страны. Ее тираж составляет

примерно 1 млн. экземпляров. «Нихон Кэйдзай Симбун» популярна среди

читателей с высоким социальным положением и высоким образовательным

уровнем. Ее выписывают все японские правительственные органы и

большинство крупных частных предпринимателей.

«Санкэй Симбун» («Промышленно-экономическая газета») – вторая по

значению экономическая газета Японии. Она издается ежедневно в Токио и

Осака компанией «Санкэй Симбунся». Газета начала выходить в 1933 г. в

Осака под названием «Нихон Коге Симбун» («Японская промышленная

газета»). В 1950 г. издательский центр газеты переместился из Осака в Токио.

Сегодня во многих крупных городах Японии имеются отделения газеты.

Местные издания

Местные издания, как уже отмечалось, подразделяются на региональные и

префектурные.

Региональные газеты заполняют нишу между общенациональными и

префектурными изданиями. Они распространяют свое влияние на несколько

префектур. До второй мировой войны в Японии существовала система «в

одной префектуре – одна газета», которая после окончания военных действий

была упразднена. Однако некоторые из объединенных компаний остались.

Используя довольно мощную производственную базу, они стремились

распространить свое влияние на соседние префектуры, а при случае поглотить

или подчинить своему влиянию издательство и в другом районе страны. Так

появились три региональные газеты. Одна из них – «Хоккайдо Симбун» была

основана 1 ноября 1942 г. владельцами II местных газет, выходивших на

Хоккайдо. Другая, «Тюнити Симбун», появилась 1 сентября 1942 г. в

результате слияния компаний «Сии Аити Симбунся» и «Нагоя Симбунся». И,

наконец, «Ниси Ниппон Симбун» возникла после объединения редакций и

типографий нескольких газет на острове Кюсю 17 апреля 1943 г.

В префектурах газеты издавались по инициативе местных муниципальных

органов при финансовой поддержке торгово-промышленных кругов района.

Местные газеты в середине XX века совершенно не кооперировались с

национальными. Всю международную информацию они получали не из

столицы, а от американских информационных агентств «Юнайтед Пресс

Интернэшнл» (ЮПИ) и «Ассошиэйтед Пресс» (АП). Влияние этих агентств на

информационное дело в Японии было так велико, что они фактически

монополизировали всю информацию, поступавшую в японскую провинцию.

Дело дошло до того, что из-за конкуренции информационных агентств между

собой местная пресса в Японии разделилась на «ЮПИ-кэй» и «АП-кэй», т.е.

газеты клана ЮПИ и клана АП. Очень часто в одних и тех же префектурах

издавались газеты, принадлежавшие к разным кланам. Так было, например, в

Фукуока, где издавались «Кюсю Ниппо» («АП-кэй») и «Фукуока Нитинити»

(«ЮПИ-кэй»).

Следует также отметить, что вся Япония в то время была разделена на сферы

влияния газет. В восточной части Японии, на Хоккайдо и южной части

Сахалина доминировали газеты Токийской группы. Осакская пресса

распространяла свое влияние на западную часть Японии, Кюсю, Сикоку,

Корею и Тайвань. Если сравнивать содержание газет, выходящих в Ура

Ниппон («Задняя Япония» – префектуры Западного побережья) и Ометэ

Ниппон («Передняя Япония» – префектуры Восточного побережья), то за-

метны некоторые различия. Экономика префектур Тихоокеанского побережья

гораздо больше развита, чем экономика префектур, обращенных в сторону

Японского моря. Поэтому газеты Омотэ Ниппон в большей степени, чем

газеты Западного побережья, уделяли внимание проблемам окружающей

среды, а печатные органы Ура Ниппон, в свою очередь, много места на своих

страницах отводили под статьи о необходимости дальнейшего развития этих

районов.

Сегодня большинство местных газет издается на префектурном уровне, хотя,

как правило, редакции этих газет имеют довольно развитую коррес-

пондентскую сеть и в соседних префектурах, а некоторые – и по всей стране.

Местные газеты публикуют новости (и, что очень важно, рекламу), относя-

щиеся к своим префектурам, гораздо полнее и более оперативно, чем это

делают общенациональные или региональные издания. Именно благодаря

этому местная пресса выдерживает конкуренцию с национальными изданиями.

Примерами местных газет являются «Акита Сакигакэ Симпо» – первая газета

в городе Акита, вышла в феврале 1874 г.; «Тюгоку Симбун» – начала

издаваться в Хиросиме в 1892 г.

Иногда в отдельную группу выделяют газеты, базирующиеся в Токио и

Осака, такие как «Хоти», «Осака Симбун». Эти газеты порой называют цен-

тральными, поскольку они выходят в крупных, столичных городах. Раскладка

их полос и содержание похожи на раскладку и содержание общенациональных

и региональных газет.

Кроме газет общего назначения существуют специализированные издания

(спортивные газеты, сельскохозяйственные, газеты для рыбаков, для

работников металлургической промышленности и т.д., в том числе и выхо-

дящие довольно большими тиражами газеты крупных промышленных ком-

паний и концернов).

В японской газетной статистике очень часто фигурирует понятие

«совместный утренне-вечерний выпуск» (сэтто). Необходимость подобных

выпусков объясняется тем, что они рассчитаны на периферию – мелкие

городки и деревни. Обычный утренний выпуск газет попадает в руки читателей

в этих местах лишь к полудню, а вечерний – поздно ночью. В связи с этим

периферийные читатели подписываются обычно на совместный утренне-

вечерний выпуск, который выходит в типографии около 2 часов дня и через

2—3 часа достигает уже самых отдаленных уголков. В этом совместном

выпуске публикуются новости, как из утренних, так и из вечерних газет.

Б) Радиовещание и телевидение Японии

Радиовещание

Система японского радиовещания включает в себя общественную Япон-

радиовещательную корпорацию («Нихон Хосо Кекай» – Nibon Hoso yokai, или,

сокращенно, «Эн-Эйч-Кэй») и коммерческие компании. Общественное

вешание – «Эн-Эйч-Кэй».

Впервые в Японии радиовещание начала токийская корпорация «Токио

Бродкастинг Стэйшн» 22 марта 1925 г. Эта корпорация была общественной

организацией, возникшей при поддержке правительства, и в финансовом от-

ношении зависела исключительно от платы слушателей за пользование ра-

диоприемниками. В том же году подобные станции возникли в Осака (июнь) и

Нагоя (июль). Все эти три станции работали независимо друг от друга. В

октябре 1925 г. нагойская станция провела первый в истории японского

радиовещания внестудийный репортаж с места события: репортаж о военном

параде.

В августе 1926 г. министерство связи объединило эти три станции, н родись

Японская радиовещательная корпорация «Эн-Эйч-Кэй». В 1928 г. вступили в

строй ее радиостанции в Саппоро, Кумамото, Сэндай и Хиросиме. Этим было

положено начало первой общеяпонской радиосети «Эн-Эйч-Кэй», в апреле

1931 г. была создана се вторая радиосеть, а в марте 1969 г. – радиосеть на

частотной модуляции (ФМ). Содержание программ трех радиосетей отличает-

друг от друга. Если по первой транслируются в основном программы общего

назначения, по второй – образовательные передачи, то по радиосети на час-

тотной модуляции (ФМ) – в основном музыка. В июне 1935г. начались переда-

чи службы иновещания корпорации – «Радио Японии», направленные на Ка-

наду, США и Гавайи.

Изначально деятельность нового электронного средства массовой инфор-

мации находилась под строгим контролем правительства Японии. С началом

войны на Тихом океане в декабре 1941 г. правительственный контроль над со-

держанием программ корпорации резко усилился. В этих целях было создано

правительственное Общество радиопрограмм. Содержание программ в ос-

новном сводилось к агрессивной милитаристской пропаганде, критике англо-

американского образа жизни и призывам к интенсификации производства в

промышленности и сельском хозяйстве.

В августе 1948 г. был принят пятилетний план развития радиосети. Число

радиослушателей стало расти. Только за один 1948 год оно увеличилось на 7,6

млн. человек1.

В июне 1950 г. японский парламент принял «Закон о вещании», который

перестроил всю существовавшую до того времени систему радиопередач. Этот

закон, действующий по настоящее время, четко определил структуру Эн-Эйч-

Кэй. Высшим административным органом «Эн-Эйч-Кэй», наделенным всей

полнотой власти, становился Совет директоров. Был определен его состав: и по

сей день Совет директоров состоит из 12 членов, назначаемых премьер-

министром с согласия обеих палат парламента. Вся Япония по

территориальному принципу разделена на восемь регионов. Восемь членов

Совета директоров представляют интересы каждого региона. Четыре члена

Совета избираются из людей, пользующихся авторитетом в вопросах

культуры, просвещения, науки и экономики. Совет директоров собирается на

заседания примерно раз в месяц. В промежутках деятельностью корпорации

руководит президент «Эн-Эйч-Кэй». Президент назначается Советом

директоров на три года.

В «Эн-Эйч-Кэй» при каждой из восьми региональных радиостанций

существует местный совет по радиопрограммам, а в Токио, кроме того, и

Центральный совет по радиопрограммам, которые состоят из опытных я

высококвалифицированных сотрудников. Собираясь раз в месяц, эти советы

вырабатывают предложения для президента «Эн-Эйч-Кэй» о содержании

радиопрограмм на ближайший отрезок времени. Советы участвуют и в

составлении годичных планов вещания.

Коммерческое радиовещание.

Уже в ходе разработки и предварительного обсуждения нового законо-

проекта о вещании министерство связи получило заявки на создание частных

компаний радиовещания. Вскоре, 1 сентября 1951 года, две станции

коммерческого радиовещания в Нагоя и Осака вышли в эфир со своими

передачами. К апрелю 1952 г. кроме «Эн-Эйч-Кэй» в стране функционировали

десять частных компаний, была создана Ассоциация частного коммерческого

вещания2. Таким образом, сентябрь 1951 года – это своеобразный рубеж, на

котором произошло разделение радиовещания Японии на общественное,

осуществляемое «Эн-Эйч-Кэй», и коммерческое.

Коммерческие радиокомпании в мае 1965 г. объединились в две обще-

японские сети. Одна из них, Японская радиосеть («Джапан Рэдионетуорк» –

«Джей-Эр-Эн»), была образована 30 компаниями, объединившимися вокруг

компании «Токио Хосо» («Токио Бродкастинг Систем» – «Ти-Би-Эс»). Другая,

Национальная радиосеть («Нэшнл Рэдионетуорк» – «Эп-Эр-Эн»). была

образована из 31 компании, сгруппировавшейся вокруг компании «Буйка

Хосо» («Ниппон Калчэрал Бродкастинг» – «Эн-Си-Би») и «Ниппон Хосо».

Телевидение

Первая успешная экспериментальная телевизионная передача в Японии была

проведена в мае 1939 г. в Токио. Изображение передавалось из технико-

исследовательской лаборатории Японской радиовещательной корпорации в ее

центральное здание. Вторая мировая война прервала эту работу. Сразу же

после ее окончания были предприняты попытки внедрить телевидение в быт

Японии. 15 октября 1945 г. Институт связи получил разрешение провести

пробную телепередачу. Но в то время добиться успеха не удалось. Только в

ноябре 1949 г. технико-исследовательская лаборатория «Эн-Эйч-Кэй» вновь

вернулась к попыткам провести экспериментальную телепередачу.

Общественное вещание – «Эн-Эйч-Кэй».

1 февраля 1953 г. стало днем рождения японского телевидения. С этого дня

начались регулярные передачи «Эн-Эйч-Кэй».

В сентябре 1960 г. «Эн-Эйч-Кэй» начала цветные передачи, а в апреле 1968 г.

последняя телестанция в Токио, «Токио 12 Тяннэру» («Токио 12 канал»),

включила в свою программу цвет.

Телевизионная сеть имеет для «Эн-Эйч-Кэй» особое значение, так как с

финансовой точки зрения она зависит только от платы телезрителей за про-

смотр программ «Эн-Эйч-Кэй» (плата за радио отменена). В соответствии с

«Законом о вещании» корпорация заключает контракты с владельцами те-

левизоров по всей стране и собирает с них плату. Подобную плату взимает

только «Эн-Эйч-Кэй». Просмотр программ коммерческих телекомпаний

бесплатен, так как их доход строится на плате за рекламу, а «Эн-Эйч-Кэй»

рекламная деятельность «Законом о вещании» запрещена.

Вещание «Эн-Эйч-Кэй» состоит из двух основных программ – общего и

образовательного телевешания. Отчет о деятельности корпорации за 2002 г.

дает представление о содержательном наполнении и пропорциональном со-

отношении программ. Общее телевещание (всего 168 часов в неделю): новости

– 40,5 %, культура – 24,7 %, развлекательные передачи – 23,7 %, образование –

11,1 %. Образовательное телевещание (всего 165 часов S3 минуты в неделю):

образование- 81,1 %, культура – 16,3 %, новости – 2,6 %. Наряду с этим «Эн-

Эйч-Кэй» осуществляет передачу трех каналов цифрового телевидения.

Коммерческие телевизионные компании.

В августе 1953 г. начала работу первая коммерческая студия «Нихон Тэрэби

Хосо» («Ниппон Телевижн» – «Эн-Ти-Ви»), основным владельцем акций

которой является газета «Иомиури». В последующие годы одна за другой

начинают телевизионные передачи другие коммерческие компании – «Нихон

Тэрэби», «Ти-Би-Эс», в 1959 – «Тэрэби Асахи» и «Фудзи Тэрэби». В 1960 г.

уже 43 частные коммерческие компании, располагающие 61 телестанцией,

вели регулярные передачи3.

В Японии нет столь обширных коммерческих теле- и радиосетей, как,

например, в США. В то время как «Эн-Эйч-Кэй» располагает сетью

телестанций, покрывшей всю страну, в распоряжении коммерческих компаний

находятся лишь отдельные местные студии с весьма небольшим радиусом дей-

ствия. В Токио работает до десятка телестанций, а в каждой префектуре – по

одной – две станции. С начала периода коммерческого телевизионного пред-

принимательства конкуренция за вовлечение большего количества местных

телестанций в свою сеть шла между токийскими компаниями «Ниппои

Телевижн» («Эн-Ти-Ви») и «Токио Бродкастинг Систем» («Ти-Бв-Эс»). Затем в

эту гонку включилась «Нихон Эдюкейшня Телевижн» («NET», или «Эн-И-

Ти») и «Фудзи Тзрэби».

Характерной особенностью частного коммерческого телерадиовещания

Японии является его подразделение на зоны, то есть объединение компаний в

теле- и радиозоны вещания во главе с ведущими центрами при сохранении

финансовой самостоятельности отдельных участников. Ведущие те-

лерадиоцентры обеспечивают, как правило, участников зон программами

вещания (по действующему тарифу), добиваясь синхронного выхода в эфир

передач в пределах действия станций и ретрансляторов.

К середине 80-х годов в Японии действовали четыре основные зоны те-

левидения и столько же зон радиовещания, объединившие преобладающее

число частных компаний. Лишь отдельные из них сохранили свою относи-

тельную самостоятельность. Лидерство в зонах телевидения принадлежало

«Нвхон Тэрэби» (зона «Эн-Эн-Эн»), «Токио Хосо» («Джэй-Эн-Эн»), «Фудзи

Тэрэби» («Эф-Эн-Эн»), возглавляющим объединения по 25 и более компаний.

«Токо Хосо» возглавила радиозону «Джэй-А-Эн»; «Ниппои Хосо» -зону «Эн-

А-Эн»; ведущим центром зоны вещания в диапазоне УКВ является «Токио Эф-

Эм Хосо». Значительная часть компаний являются участниками двух и более

зон.

К коммерческим спутниковым компаниям относится «Sky Perfect TV» с

более чем 2 млн. подписчиков. На сегодняшний день она осуществляет ве-

щание по 170 каналам и с 1 октября 2000 г. является единственной спутни-

ковой компанией, вещающей в Японии (до этого была еще Direct TV).

Представленный материал характеризует главным образом общую структуру

системы массовой информации Японии. Однако в стране с устойчивыми

давними традициями, СМИ, несомненно, имеют специфические национальные

особенности, отличные от масс-медиа других государств. В частности,

исследователи указывают на содержательное единообразие общенациональных

изданий. «Асахи», «Майнити», «Иомиури» практически не отличаются друг от

Друга по своему профилю и политической направленности4. Причиной тому

является стремление каждого из изданий удовлетворить интересы всех

категорий читателей. Именно эти газеты качественной информации являются в

Японии наиболее многотиражными, в отличие от других стран, где в рейтинге

тиражей лидирует массовая пресса. Высокий уровень образования японцев

определяет их уровень запросов и в какой-то мере сказывается на том, что

общенациональные газеты в той стране имеют большое количество

подписчиков (6-8 миллионов). Вместе с тем единообразие ряда японских

изданий привело к тому, что в Японии выходит меньшее количество газет

большим тиражом в пропорциональном соотношении с другими странами,

например, с соседним Китаем.

[1] Лазарев А.М., Полякова Н.А., Смирнов Б.В. Печать, радио и телевидение

Японии. – М., 1974. С. 84.

[2] Камионко В.Ф. Масукоми. Традиции и современность массовой

коммуникации Японии. – Хабаровск, 1991. С. 17.

[3] Камионко В.Ф. Роботы и самураи. Радио и телевидение современной

Японии. – М., 1989. С. 74.

[4] См.: Силантьева О.М. Особенности средств массовой информации

Японии в контексте национальных традиций // www.obcom.ru/vjk/statyi/japansmi.

htm

__



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: