Современные СМИ Японии
Литература
1. Камионко В. Ф. Масукоми. Традиции и современность массовой ком-
муникации Японии. – Хабаровск, 1991.
2. Камионко В.Ф. Роботы и самураи. Радио и телевидение в современной
Японии. – М., 1989.
3. Катасонова Е.Л. Японские корпорации. Культура, благотворительность,
бизнес. – М., 1992.
4. Лазарев A.M., Полякова Н. А., Смирнов Б. В. Печать, радио и телевидение
Японии. – М., 1974.
5. Фирсов Б.М. Средства массовой коммуникации Японии в контексте
распространения культуры и информации // Япония: культура и общество в
эпоху НТР. – М., 1985.
Основные вопросы, которые рассматриваются в лекции:
— печать Японии: национальные и местные издания;
— структура японского радиовещания и телевидения.
А) Печать Японии
Исторически в Японии сложилось два вида газет: национальные газеты и
местные, которые в свою очередь делятся на региональные и префектурные
издания.
Национальные газеты
К общенациональным изданиям можно отнести «Асахи», «Иомиурн»,
«Майнити», «Нихон Кэйдзай Симбун» и «Санкэй». Главные редакции этих
газет находятся в Токио, однако печатаются они не только в столице, но и в
других городах, например таких, как Осака, Нагоя, Фукуока к Саппоро.
«Асахи Симбун» («Восходящее солнце») – одна из старейших в стране.
Первый ее номер вышел в Осака 25 января 1879 г. В то время японские газеты
в зависимости от тиража делились на две категории: крупные и мелкие.
Крупные газеты специализировались на освещении и комментировании
политических проблем, а мелкие газеты обычно печатали рассказы и ежед-
невную хронику. Вначале «Асахи» принадлежала ко второй категории, но
вскоре обрела характерные черты газет обеих категорий, что позволило ей
|
расширить круг читателей.
Отделения «Асахи» в Токио, Осака, Китакюсю и Нагоя считаются го-
ловными редакциями. В настоящее время газетный концерн «Асахи» охва-
тывает всю Японию. За рубежом газета имеет многочисленные бюро н пред-
ставительства.
«Иомиури Симбун». Немногим меньше 130 лет назад в Токио начал
издаваться печатным способом небольшой листок с сообщениями о наиболее
интересных событиях дня, очерками на социально-бытовые темы. Листок
печатался с помощью глиняного клише и распространялся на улицах города
следующим образом: продавец громко читал заголовки статей и отдельные
интересные абзацы и продавал газету тем, кого сумел заинтересовать. Таких
людей стали называть «иомиури» – «читает и продает». Это же название
получила и газета. Инициаторами ее издания были члены Токийского
литературного общества. Общенациональной газетой «Иомиури» стала во
время второй мировой войны. Пользуясь личными связями в милитаристских
кругах и полицейском управлении, владелец газеты Мацутаро Серики сумел
отстоять свою газету в условиях военного режима. В настоящее время
«Иомиури» одна из влиятельных газет, ее тираж достигает 3 млн. экземпляров.
«Майнити Симбун» («Ежедневная газета»), входит вместе с «Асахи» и
«Иомиури» в большую тройку газетного мира Японии и является одной из
старейших в стране. В 1876 г. в Осака начала выходить «Осака Ниппо» (с 1888
г. – «Осака Майнити»). В 1889 г. владелец «Осака Май-нити» Осаму Ватанабэ
реорганизовал газету в акционерную компанию, которая выпускала «Майнити
|
Симбун». Компания имела тесные связи с правящей верхушкой Японии.
Акционерами «Майнити» были бизнесмены Токио и Осака, в отличие от
«Асахи», держатели акций которой в подавляющем большинстве были
сотрудниками газеты.
«Нихон Кэйдзай Симбун» (сокращенно «Ннккэн» – «Японская эконо-
мическая газета») – еще один представитель крупнейших общенациональных
японских газет. Впервые «Нихон Кэйдзай Симбун» вышла 2 декабря 1876 г. в
Токио под названием «Тюгай Букка Симпо» («Вестник внутренних и внешних
цен на товары»). Газета была основана частным лицом. Этот вестник торговой
информации выходил раз в неделю и пользовался большим спросом, так как
был единственной тогда в Японии специализированной экономической
газетой. С июля 1885 г. газета стала выходить ежедневно. В 1912 г. она была
преобразована в акционерную компанию. С 1946 г. она уже выходила под
названием «Нихон Кэйдзай Симбун». По тиражу «Нихон Кэйдзай Симбун»
уступает трем ведущим газетным компаниям страны. Ее тираж составляет
примерно 1 млн. экземпляров. «Нихон Кэйдзай Симбун» популярна среди
читателей с высоким социальным положением и высоким образовательным
уровнем. Ее выписывают все японские правительственные органы и
большинство крупных частных предпринимателей.
«Санкэй Симбун» («Промышленно-экономическая газета») – вторая по
значению экономическая газета Японии. Она издается ежедневно в Токио и
Осака компанией «Санкэй Симбунся». Газета начала выходить в 1933 г. в
Осака под названием «Нихон Коге Симбун» («Японская промышленная
|
газета»). В 1950 г. издательский центр газеты переместился из Осака в Токио.
Сегодня во многих крупных городах Японии имеются отделения газеты.
Местные издания
Местные издания, как уже отмечалось, подразделяются на региональные и
префектурные.
Региональные газеты заполняют нишу между общенациональными и
префектурными изданиями. Они распространяют свое влияние на несколько
префектур. До второй мировой войны в Японии существовала система «в
одной префектуре – одна газета», которая после окончания военных действий
была упразднена. Однако некоторые из объединенных компаний остались.
Используя довольно мощную производственную базу, они стремились
распространить свое влияние на соседние префектуры, а при случае поглотить
или подчинить своему влиянию издательство и в другом районе страны. Так
появились три региональные газеты. Одна из них – «Хоккайдо Симбун» была
основана 1 ноября 1942 г. владельцами II местных газет, выходивших на
Хоккайдо. Другая, «Тюнити Симбун», появилась 1 сентября 1942 г. в
результате слияния компаний «Сии Аити Симбунся» и «Нагоя Симбунся». И,
наконец, «Ниси Ниппон Симбун» возникла после объединения редакций и
типографий нескольких газет на острове Кюсю 17 апреля 1943 г.
В префектурах газеты издавались по инициативе местных муниципальных
органов при финансовой поддержке торгово-промышленных кругов района.
Местные газеты в середине XX века совершенно не кооперировались с
национальными. Всю международную информацию они получали не из
столицы, а от американских информационных агентств «Юнайтед Пресс
Интернэшнл» (ЮПИ) и «Ассошиэйтед Пресс» (АП). Влияние этих агентств на
информационное дело в Японии было так велико, что они фактически
монополизировали всю информацию, поступавшую в японскую провинцию.
Дело дошло до того, что из-за конкуренции информационных агентств между
собой местная пресса в Японии разделилась на «ЮПИ-кэй» и «АП-кэй», т.е.
газеты клана ЮПИ и клана АП. Очень часто в одних и тех же префектурах
издавались газеты, принадлежавшие к разным кланам. Так было, например, в
Фукуока, где издавались «Кюсю Ниппо» («АП-кэй») и «Фукуока Нитинити»
(«ЮПИ-кэй»).
Следует также отметить, что вся Япония в то время была разделена на сферы
влияния газет. В восточной части Японии, на Хоккайдо и южной части
Сахалина доминировали газеты Токийской группы. Осакская пресса
распространяла свое влияние на западную часть Японии, Кюсю, Сикоку,
Корею и Тайвань. Если сравнивать содержание газет, выходящих в Ура
Ниппон («Задняя Япония» – префектуры Западного побережья) и Ометэ
Ниппон («Передняя Япония» – префектуры Восточного побережья), то за-
метны некоторые различия. Экономика префектур Тихоокеанского побережья
гораздо больше развита, чем экономика префектур, обращенных в сторону
Японского моря. Поэтому газеты Омотэ Ниппон в большей степени, чем
газеты Западного побережья, уделяли внимание проблемам окружающей
среды, а печатные органы Ура Ниппон, в свою очередь, много места на своих
страницах отводили под статьи о необходимости дальнейшего развития этих
районов.
Сегодня большинство местных газет издается на префектурном уровне, хотя,
как правило, редакции этих газет имеют довольно развитую коррес-
пондентскую сеть и в соседних префектурах, а некоторые – и по всей стране.
Местные газеты публикуют новости (и, что очень важно, рекламу), относя-
щиеся к своим префектурам, гораздо полнее и более оперативно, чем это
делают общенациональные или региональные издания. Именно благодаря
этому местная пресса выдерживает конкуренцию с национальными изданиями.
Примерами местных газет являются «Акита Сакигакэ Симпо» – первая газета
в городе Акита, вышла в феврале 1874 г.; «Тюгоку Симбун» – начала
издаваться в Хиросиме в 1892 г.
Иногда в отдельную группу выделяют газеты, базирующиеся в Токио и
Осака, такие как «Хоти», «Осака Симбун». Эти газеты порой называют цен-
тральными, поскольку они выходят в крупных, столичных городах. Раскладка
их полос и содержание похожи на раскладку и содержание общенациональных
и региональных газет.
Кроме газет общего назначения существуют специализированные издания
(спортивные газеты, сельскохозяйственные, газеты для рыбаков, для
работников металлургической промышленности и т.д., в том числе и выхо-
дящие довольно большими тиражами газеты крупных промышленных ком-
паний и концернов).
В японской газетной статистике очень часто фигурирует понятие
«совместный утренне-вечерний выпуск» (сэтто). Необходимость подобных
выпусков объясняется тем, что они рассчитаны на периферию – мелкие
городки и деревни. Обычный утренний выпуск газет попадает в руки читателей
в этих местах лишь к полудню, а вечерний – поздно ночью. В связи с этим
периферийные читатели подписываются обычно на совместный утренне-
вечерний выпуск, который выходит в типографии около 2 часов дня и через
2—3 часа достигает уже самых отдаленных уголков. В этом совместном
выпуске публикуются новости, как из утренних, так и из вечерних газет.
Б) Радиовещание и телевидение Японии
Радиовещание
Система японского радиовещания включает в себя общественную Япон-
радиовещательную корпорацию («Нихон Хосо Кекай» – Nibon Hoso yokai, или,
сокращенно, «Эн-Эйч-Кэй») и коммерческие компании. Общественное
вешание – «Эн-Эйч-Кэй».
Впервые в Японии радиовещание начала токийская корпорация «Токио
Бродкастинг Стэйшн» 22 марта 1925 г. Эта корпорация была общественной
организацией, возникшей при поддержке правительства, и в финансовом от-
ношении зависела исключительно от платы слушателей за пользование ра-
диоприемниками. В том же году подобные станции возникли в Осака (июнь) и
Нагоя (июль). Все эти три станции работали независимо друг от друга. В
октябре 1925 г. нагойская станция провела первый в истории японского
радиовещания внестудийный репортаж с места события: репортаж о военном
параде.
В августе 1926 г. министерство связи объединило эти три станции, н родись
Японская радиовещательная корпорация «Эн-Эйч-Кэй». В 1928 г. вступили в
строй ее радиостанции в Саппоро, Кумамото, Сэндай и Хиросиме. Этим было
положено начало первой общеяпонской радиосети «Эн-Эйч-Кэй», в апреле
1931 г. была создана се вторая радиосеть, а в марте 1969 г. – радиосеть на
частотной модуляции (ФМ). Содержание программ трех радиосетей отличает-
друг от друга. Если по первой транслируются в основном программы общего
назначения, по второй – образовательные передачи, то по радиосети на час-
тотной модуляции (ФМ) – в основном музыка. В июне 1935г. начались переда-
чи службы иновещания корпорации – «Радио Японии», направленные на Ка-
наду, США и Гавайи.
Изначально деятельность нового электронного средства массовой инфор-
мации находилась под строгим контролем правительства Японии. С началом
войны на Тихом океане в декабре 1941 г. правительственный контроль над со-
держанием программ корпорации резко усилился. В этих целях было создано
правительственное Общество радиопрограмм. Содержание программ в ос-
новном сводилось к агрессивной милитаристской пропаганде, критике англо-
американского образа жизни и призывам к интенсификации производства в
промышленности и сельском хозяйстве.
В августе 1948 г. был принят пятилетний план развития радиосети. Число
радиослушателей стало расти. Только за один 1948 год оно увеличилось на 7,6
млн. человек1.
В июне 1950 г. японский парламент принял «Закон о вещании», который
перестроил всю существовавшую до того времени систему радиопередач. Этот
закон, действующий по настоящее время, четко определил структуру Эн-Эйч-
Кэй. Высшим административным органом «Эн-Эйч-Кэй», наделенным всей
полнотой власти, становился Совет директоров. Был определен его состав: и по
сей день Совет директоров состоит из 12 членов, назначаемых премьер-
министром с согласия обеих палат парламента. Вся Япония по
территориальному принципу разделена на восемь регионов. Восемь членов
Совета директоров представляют интересы каждого региона. Четыре члена
Совета избираются из людей, пользующихся авторитетом в вопросах
культуры, просвещения, науки и экономики. Совет директоров собирается на
заседания примерно раз в месяц. В промежутках деятельностью корпорации
руководит президент «Эн-Эйч-Кэй». Президент назначается Советом
директоров на три года.
В «Эн-Эйч-Кэй» при каждой из восьми региональных радиостанций
существует местный совет по радиопрограммам, а в Токио, кроме того, и
Центральный совет по радиопрограммам, которые состоят из опытных я
высококвалифицированных сотрудников. Собираясь раз в месяц, эти советы
вырабатывают предложения для президента «Эн-Эйч-Кэй» о содержании
радиопрограмм на ближайший отрезок времени. Советы участвуют и в
составлении годичных планов вещания.
Коммерческое радиовещание.
Уже в ходе разработки и предварительного обсуждения нового законо-
проекта о вещании министерство связи получило заявки на создание частных
компаний радиовещания. Вскоре, 1 сентября 1951 года, две станции
коммерческого радиовещания в Нагоя и Осака вышли в эфир со своими
передачами. К апрелю 1952 г. кроме «Эн-Эйч-Кэй» в стране функционировали
десять частных компаний, была создана Ассоциация частного коммерческого
вещания2. Таким образом, сентябрь 1951 года – это своеобразный рубеж, на
котором произошло разделение радиовещания Японии на общественное,
осуществляемое «Эн-Эйч-Кэй», и коммерческое.
Коммерческие радиокомпании в мае 1965 г. объединились в две обще-
японские сети. Одна из них, Японская радиосеть («Джапан Рэдионетуорк» –
«Джей-Эр-Эн»), была образована 30 компаниями, объединившимися вокруг
компании «Токио Хосо» («Токио Бродкастинг Систем» – «Ти-Би-Эс»). Другая,
Национальная радиосеть («Нэшнл Рэдионетуорк» – «Эп-Эр-Эн»). была
образована из 31 компании, сгруппировавшейся вокруг компании «Буйка
Хосо» («Ниппон Калчэрал Бродкастинг» – «Эн-Си-Би») и «Ниппон Хосо».
Телевидение
Первая успешная экспериментальная телевизионная передача в Японии была
проведена в мае 1939 г. в Токио. Изображение передавалось из технико-
исследовательской лаборатории Японской радиовещательной корпорации в ее
центральное здание. Вторая мировая война прервала эту работу. Сразу же
после ее окончания были предприняты попытки внедрить телевидение в быт
Японии. 15 октября 1945 г. Институт связи получил разрешение провести
пробную телепередачу. Но в то время добиться успеха не удалось. Только в
ноябре 1949 г. технико-исследовательская лаборатория «Эн-Эйч-Кэй» вновь
вернулась к попыткам провести экспериментальную телепередачу.
Общественное вещание – «Эн-Эйч-Кэй».
1 февраля 1953 г. стало днем рождения японского телевидения. С этого дня
начались регулярные передачи «Эн-Эйч-Кэй».
В сентябре 1960 г. «Эн-Эйч-Кэй» начала цветные передачи, а в апреле 1968 г.
последняя телестанция в Токио, «Токио 12 Тяннэру» («Токио 12 канал»),
включила в свою программу цвет.
Телевизионная сеть имеет для «Эн-Эйч-Кэй» особое значение, так как с
финансовой точки зрения она зависит только от платы телезрителей за про-
смотр программ «Эн-Эйч-Кэй» (плата за радио отменена). В соответствии с
«Законом о вещании» корпорация заключает контракты с владельцами те-
левизоров по всей стране и собирает с них плату. Подобную плату взимает
только «Эн-Эйч-Кэй». Просмотр программ коммерческих телекомпаний
бесплатен, так как их доход строится на плате за рекламу, а «Эн-Эйч-Кэй»
рекламная деятельность «Законом о вещании» запрещена.
Вещание «Эн-Эйч-Кэй» состоит из двух основных программ – общего и
образовательного телевешания. Отчет о деятельности корпорации за 2002 г.
дает представление о содержательном наполнении и пропорциональном со-
отношении программ. Общее телевещание (всего 168 часов в неделю): новости
– 40,5 %, культура – 24,7 %, развлекательные передачи – 23,7 %, образование –
11,1 %. Образовательное телевещание (всего 165 часов S3 минуты в неделю):
образование- 81,1 %, культура – 16,3 %, новости – 2,6 %. Наряду с этим «Эн-
Эйч-Кэй» осуществляет передачу трех каналов цифрового телевидения.
Коммерческие телевизионные компании.
В августе 1953 г. начала работу первая коммерческая студия «Нихон Тэрэби
Хосо» («Ниппон Телевижн» – «Эн-Ти-Ви»), основным владельцем акций
которой является газета «Иомиури». В последующие годы одна за другой
начинают телевизионные передачи другие коммерческие компании – «Нихон
Тэрэби», «Ти-Би-Эс», в 1959 – «Тэрэби Асахи» и «Фудзи Тэрэби». В 1960 г.
уже 43 частные коммерческие компании, располагающие 61 телестанцией,
вели регулярные передачи3.
В Японии нет столь обширных коммерческих теле- и радиосетей, как,
например, в США. В то время как «Эн-Эйч-Кэй» располагает сетью
телестанций, покрывшей всю страну, в распоряжении коммерческих компаний
находятся лишь отдельные местные студии с весьма небольшим радиусом дей-
ствия. В Токио работает до десятка телестанций, а в каждой префектуре – по
одной – две станции. С начала периода коммерческого телевизионного пред-
принимательства конкуренция за вовлечение большего количества местных
телестанций в свою сеть шла между токийскими компаниями «Ниппои
Телевижн» («Эн-Ти-Ви») и «Токио Бродкастинг Систем» («Ти-Бв-Эс»). Затем в
эту гонку включилась «Нихон Эдюкейшня Телевижн» («NET», или «Эн-И-
Ти») и «Фудзи Тзрэби».
Характерной особенностью частного коммерческого телерадиовещания
Японии является его подразделение на зоны, то есть объединение компаний в
теле- и радиозоны вещания во главе с ведущими центрами при сохранении
финансовой самостоятельности отдельных участников. Ведущие те-
лерадиоцентры обеспечивают, как правило, участников зон программами
вещания (по действующему тарифу), добиваясь синхронного выхода в эфир
передач в пределах действия станций и ретрансляторов.
К середине 80-х годов в Японии действовали четыре основные зоны те-
левидения и столько же зон радиовещания, объединившие преобладающее
число частных компаний. Лишь отдельные из них сохранили свою относи-
тельную самостоятельность. Лидерство в зонах телевидения принадлежало
«Нвхон Тэрэби» (зона «Эн-Эн-Эн»), «Токио Хосо» («Джэй-Эн-Эн»), «Фудзи
Тэрэби» («Эф-Эн-Эн»), возглавляющим объединения по 25 и более компаний.
«Токо Хосо» возглавила радиозону «Джэй-А-Эн»; «Ниппои Хосо» -зону «Эн-
А-Эн»; ведущим центром зоны вещания в диапазоне УКВ является «Токио Эф-
Эм Хосо». Значительная часть компаний являются участниками двух и более
зон.
К коммерческим спутниковым компаниям относится «Sky Perfect TV» с
более чем 2 млн. подписчиков. На сегодняшний день она осуществляет ве-
щание по 170 каналам и с 1 октября 2000 г. является единственной спутни-
ковой компанией, вещающей в Японии (до этого была еще Direct TV).
Представленный материал характеризует главным образом общую структуру
системы массовой информации Японии. Однако в стране с устойчивыми
давними традициями, СМИ, несомненно, имеют специфические национальные
особенности, отличные от масс-медиа других государств. В частности,
исследователи указывают на содержательное единообразие общенациональных
изданий. «Асахи», «Майнити», «Иомиури» практически не отличаются друг от
Друга по своему профилю и политической направленности4. Причиной тому
является стремление каждого из изданий удовлетворить интересы всех
категорий читателей. Именно эти газеты качественной информации являются в
Японии наиболее многотиражными, в отличие от других стран, где в рейтинге
тиражей лидирует массовая пресса. Высокий уровень образования японцев
определяет их уровень запросов и в какой-то мере сказывается на том, что
общенациональные газеты в той стране имеют большое количество
подписчиков (6-8 миллионов). Вместе с тем единообразие ряда японских
изданий привело к тому, что в Японии выходит меньшее количество газет
большим тиражом в пропорциональном соотношении с другими странами,
например, с соседним Китаем.
[1] Лазарев А.М., Полякова Н.А., Смирнов Б.В. Печать, радио и телевидение
Японии. – М., 1974. С. 84.
[2] Камионко В.Ф. Масукоми. Традиции и современность массовой
коммуникации Японии. – Хабаровск, 1991. С. 17.
[3] Камионко В.Ф. Роботы и самураи. Радио и телевидение современной
Японии. – М., 1989. С. 74.
[4] См.: Силантьева О.М. Особенности средств массовой информации
Японии в контексте национальных традиций // www.obcom.ru/vjk/statyi/japansmi.
htm
__