Банкротство финансовых/кредитных организаций.




Вопрос 24. Особенности банкротства отдельных категорий должников (градообразующие предприятия, кредитные организации, финансовые организации).

Особенности банкротства градообразующих организаций.

Для целей Федерального закона градообразующими организациями признаются ЮЛ, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также численность работников которых превышает 5 000 человек.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицами, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган МСУ, а также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ, а также по ходатайству органа МСУ, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника, которое может быть дано РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов. Уполномоченный орган, представивший поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляют их в СРОАУ.

Под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей. Должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренным поручительством. В случае неисполнения требований кредиторов и уполномоченных органов в порядке и в сроки, которые предусмотрены графиком погашения задолженности, кредиторы и уполномоченные органы вправе предъявить к поручителю требования о взыскании невыплаченных сумм в общем порядке, предусмотренном законодательством.

РФ, субъект РФ или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления или внешнего управления вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации. При наличии ходатайства органа МСУ (или федерального органа или субъектного) существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу. В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации этих условий, договор купли - продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа МСУ (или федерального органа или субъектного), по ходатайству которых проводился конкурс. При расторжении договора купли - продажи покупателю такого предприятия за счет средств соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия, и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

Банкротство финансовых/кредитных организаций.

Закон о банкротстве относит кредитные организации, наряду со страховыми организациями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, к числу финансовых организаций.

Необходимо отметить, что под банкротством КО понимается арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты; если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения или если после отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств КО перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей.

Применение процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления относительно КО в Законе не предусматривается, поскольку является нецелесообразным. Все эти стадии предусматривают осуществление самостоятельной хозяйственной деятельности, принятие решений и распоряжение активами, что будет довольно опрометчиво в случае с кредитными компаниями, ведь для продолжения функционирования им понадобится привлечь дополнительные средства на счета и во вклады, в то время как вернуть предыдущие они уже не имеют возможности. Процедура конкурсного производства только после отзыва лицензии.

До этого при наличии определенных оснований (невыполнение требований кредиторов, неоплата обязательных платежей в течение определенного срока, нарушены нормативы достаточности собственных средств банка и т.д.) принимаются меры по предупреждению банкротства банка:

1) финансовое оздоровление (не то же самое, что в Общей части, а, например, финансовые вливания учредителей или участников, изменение структуры активов и пассивов и другие);

2) реорганизация банка (проводится по требованию Банка России, путем слияния/присоединения);

3) назначение Банком России не более чем на 6 месяцев временной администрации (под наблюдением ЦБ и проводятся все вышеуказанные меры). Может назначаться и после отзыва лицензии. По его окончании, при отсутствии позитивной динамики, этот орган ходатайствует перед Банком России об отзыве лицензий у КО, позволяющих осуществлять банковскую деятельность; на время введения временной администрации частично или полностью утрачиваются полномочия исполнительных органов КО. Решение этого вопроса находится в компетенции Центробанка РФ.

Суд, приняв в свое производство заявление относительно КО, на протяжении 7 дней, обязан истребовать у Банка России сведения о возможной кандидатуре управляющего либо СРО, из числа членов которой и будет назначен конкурсный управляющий.

Если инициатором признания КО банкротом выступает Банк России, в его заявлении указывается кандидатура АУ или реквизиты СРО. Когда же организация имела разрешение привлекать средства физлиц во вклады, роль конкурсного управляющего исполняет Агентство по страхованию вкладов, как и в случае непредставления в арбитраж кандидатуры физлица – управляющего, либо если последний был освобожден/отстранен от выполнения своих функций. Обязательным условием осуществления физлицом функций управляющего по делам этой категории является наличие аккредитации при Банке России и обязательного страхования гражданской ответственности.

Максимальный срок конкурсной судебной стадии составляет 18 месяцев (вводится на 1 год и может быть продлен еще на 6 месяцев).

Во время этого этапа ориентировочно осуществляются такие мероприятия:

- информация о том, что КО признана банкротом и проводятся предварительные выплаты первоочередным кредиторам публикуется и «Вестнике банка России», и в ЕФРСБ;

- раскрывается и публикуется в ЕФРСБ информация о том, как проходит конкурсное производство;

- формируется реестр кредиторских требований и конкурсная масса;

- открывается корреспондентский счет в Банке России, для проведения расчетов в рублях и, в необходимом количестве, – валютные счета (при осуществлении конкурсного управления Агентством – счета будут открыты в Агентстве);

- решаются вопросы, связанные с имущественной реализацией (имущественных прав КО) (ст.189.89 ФЗ-127);

- при необходимости сделки, заключенные КО, могут признаваться недействительными, с соответствующими последствиями;

- осуществляются расчеты с кредиторами;

- управляющим формируются промежуточный/итоговый ликвидационные балансы;

- формирование отчета по итогам конкурсного производства;

- постановление судом определения о завершении конкурсного этапа.

Если итоги конкурсной стадии дали суду основания прекратить таковое (при полном погашении кредиторских требований), решение о признании КО банкротом и начале конкурсной стадии не исполняется.

Когда же постановляется определение о завершении этого этапа судебных процедур – конкурсным управляющим Банку России предоставляются копии судебных актов и других необходимых документов, для внесения в госреестр информации о ликвидации КО.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: