МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
(БФУ им. И. Канта)
Институт природопользования, территориального развития и градостроительства
Методические указания по выполнению проектной работы
Дисциплины | «Физика» «Математика» «Информатика» «Химия» «Биология» |
Специальность 07.02.01 Архитектура
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
08.02.04 Водоснабжение и водоотведение
08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий
Калининград
УДК 338.4:662.76(076)
Т-82
Авторы:
: методические указания по выполнению проектной работы. -Калининград: ИПТРиГ ФГАОУ «БФУ им. И Канта», 2016. – 14 с.
Рассмотрено и согласовано на заседании ПЦК естественно научныхдисциплин протокол № Х от ХХ.ХХ.2016г.
Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании методической комиссии института природопользования, территориального развития и градостроительства ХХ.ХХ.2016 г.
Методические указания по выполнению проектной работы по дисциплинам «Физика», «Математика», «Информатика»для специальностей: 07.02.01 Архитектура; 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов;
08.02.04 Водоснабжение и водоотведение; 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения; 21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности; 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.. 6
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.. 8
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.. 10
ВВЕДЕНИЕ
Проектная работа выполняется во внеаудиторное время всех специальностей студентами первых курсов по дисциплинам «Физика», «Математика», «Информатика» «Химия», «Биология».
Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего(полного) общего образования, с учетом реализации среднего (полного) общего образования в соответствии с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
Методические рекомендации определяют основу организации работы над индивидуальным проектом и особенности оценки индивидуального проекта. Разработаны с целью разъяснения принципов и особенностей организации работы над индивидуальным проектом в условиях реализации ФГОС.
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Цели и задачи выполнения индивидуального проекта:
Для обучающихся:
- Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации;
|
- выполнение Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, где предусмотрены:
Личностные результаты освоения программы дисциплины:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты освоения программы дисциплины:
освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Предметные результаты освоения программы дисциплины:
«Математика»
сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
|
сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;
сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат
«Информатика»
принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации.
владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера.
«Физика»
уверенное пользование физической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.
«Химия»
понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
«Биология»
сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;
сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;
владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.
Общие компетенции индивидуального проекта:
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
По окончании изучения проектной деятельности студенты
- должны знать:
основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
- должны уметь:
формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
проводить измерения с помощью различных приборов;
выполнять письменные инструкции правил безопасности;
оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения проектной деятельности студенты
- должны владеть
понятиями: анализ, библиография, гипотеза исследования, закон, концепция, моделирование, наблюдение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт.
Проектная работа рассчитана на 20 внеаудиторных часов.
При выполнении проектной работы студентами используются различные источники, как рекомендованные, так и найденные самостоятельно.
Выполнение проектной работы предполагает расширенное изучение тем дисциплины «Физика», «Математика» и закрепление практических навыков, полученных на дисциплине «Информатика».
По итогам выполнения проектной работы студенты осуществляют ее защиту.
2 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
В реферативной части проекта должно быть полно и систематизировано, изложено состояние вопроса, которому посвящена данная работа.
Реферативная часть состоит из четырехразделов. В ней отражается умение студента систематизировать имеющуюся информацию по заданной теме, критически ее рассматривать, выделять существенное, оценивать опыт других исследователей, определять главное в изученности темы с позиций современных подходов, аргументировать собственное мнение. При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным при наличии различных подходов к рассматриваемомувопросу является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновать свое мнение по спорному вопросу и выдвинуть соответствующие аргументы.
Заканчиваться реферативная часть должна выводом.
Выводы – новые суждения, а точнее умозаключения, сделанные на основе анализа теоретического и/или эмпирического материала.
Вывод должен содержать оценку соответствия результатов анализа имеющимся данным.
После вывода располагается СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. На каждый источник из списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте.
3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Проектная работа представляет собой исследование на заданную тему, выполненное и оформленное студентом под руководством преподавателя, свидетельствующее об умении студента работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении соответствующих дисциплин. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Проект должен состоять из трех частей: реферативной, презентационной и графической.
Объем реферативной части проекта – 5 – 7 страниц печатного текста (не включая список источников).
- Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом TimesNewRoman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
- Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
- Содержание (выполнено на отдельном листе с указанием страниц)
- Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
- Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
- Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
1. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 5 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 5 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами.
2. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.
3. Список использованныхисточников оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
Презентационная часть проекта должна содержать полную, но не излишнюю информацию по заданной теме. Презентационная часть делится на 12 разделов (не считая титульного листа и листа с содержанием), каждый из которых должен содержать не менее 1 слайда. Информация для презентационной части должна быть проверенной и актуальной, а также соответствовать изученным темам в рамках специальных дисциплин.
Общий порядок слайдов:
- Титульный лист с заголовком темы и автором исполнения презентации;
- План презентации (5-6 пунктов - это максимум);
-Основная часть (не более 10 слайдов);
- Заключения (выводы);
Общие требования к стилевому оформлению презентации:
Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух – трёх цветов;
-Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
- Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета;
- Идеальное сочетание текста, света и фона: тёмный шрифт, светлый фон;
– Всегда должно быть два типа слайдов: для титульных, планов и т.п. и для основного текста;
- Каждый слайд должен иметь заголовок;
- Все слайды должны быть выдержаны в одном стиле;
- На каждом слайде должно быть не более 3-х иллюстраций;
- На каждом слайде не более 17 слов;
–Слайды должны быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов;
– На слайдах должны быть тезисы - они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, а не наоборот;
- Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись. Обычно анимация используется для привлечения внимания слушателей (например, последовательное появление элементов диаграммы).
-Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
Каждому студенту дополнительно выдается график выполнения проектной работы с указанными датами проверки каждой части проекта (см. Приложение А). После проверки преподаватель ставит дату и подпись в данном документе. К дате защиты проекта график сканируется и прикладывается ко всем частям проекта в электронном виде.
К защите проекта должны быть представлены:
1. Презентация по заданной теме;
2. Реферат по заданной теме;
3. График выполнения проекта.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1. Титульный лист (участники проекта, руководитель проекта)
2. Актуальность проекта
3. Проблема проекта
4. Цель проекта
5. Задачи проекта
6. Ожидаемые результаты проекта
7. Сроки разработки и реализации проекта
8. Ресурсы проекта
9. Планирование проекта
10. Практическая часть проекта
11. Заключение
12. Список использованной литературы
- Актуальность – соответствие проекта федеральной и региональной образовательной политике, тенденциями развития образования в данной предметной области, потребностям образовательного учреждения и т.д.
- Проблема – ситуация, требующая разрешения.
- Цель проекта – ожидаемые результаты проекта.
- Задачи проекта – способы достижения цели проекта. При формулировании задач проекта необходимо исходить из того, что решение каждой из них позволяет получить конкретный результат.
- Результат проекта – качественные изменения, достигнутые при реализации проекта. Цель и результаты должны быть соотносимы!
- Мероприятия – совокупность действия, необходимых для реализации проекта.
- Календарный план – определение последовательности и сроков выполнения действий по реализации мероприятий проекта.
3.Этапы проекта:
Подготовка
· Формулировка темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;
· Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
Планирование
· Определение источников необходимой информации;
· Определение способов сбора и анализа информации:
· Определение способа представления результатов (формы проекта);
· Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;
· Распределение задач (обязанностей) между участниками проекта.
Выполнение проекта
· Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);
· Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;
· Выбор оптимального варианта хода проекта;
· Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.
Выводы
· Анализ информации;
· Формулирование выводов.
Обобщающий этап: оформление результатов.
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений
Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов
Подготовка к публичной защите проектов
· Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);
· Генеральная репетиция публичной защиты проектов;
· Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Представление (защита) проекта и оценка его результатов
· Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);
· Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Заключительный этап:
· Публичная защита проектов осуществляется на конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
1. Сроки выполнения проекта
Проект должен быть выполнен в течение 1,2 семестров согласно рабочего учебного плана.
Процедура защиты проекта
Презентация и защита индивидуальных проектов проводится в апреле на конференции.
1. Для проведения конференции создаётся специальная комиссия, в состав которой входят преподаватели, комиссии естественно научных дисциплин, администрация образовательного учреждения.
2. Комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы.
3. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
4. Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев:
критерии оценки содержания проектаи критерии оценки защиты проекта.