Лекция 5. Информационно-кибернетическая и дифференциальная педагогики




Задание для студентов 2 курса ФЛиМК

на 2 апреля 2020 года:

 

1. Прочитать материал лекции № 5 и проработать его. Письменно ответить на контрольные вопросы в тетрадях по курсу «Педагогическая антропология».

2. После проработки лекции заполнить в тетради таблицу типов педагогической деятельности по схеме:

Тип педагогической деятельности Ученик на входе Ученик на выходе Мотивация и цели ученика Учитель Ответственность учителя Школа Фактор содержания образования
Информационно-кибернетическая педагогика              
Дифференциальная педагогика              
Педагогика самосозидания              

 

3. Выполненную письменную работу представить на проверку преподавателю после выхода на занятия.

Лекция 5. Информационно-кибернетическая и дифференциальная педагогики

 

Ты лучше всего учишь тому, чему тебе больше всего нужно научиться самому.

(Р.Бах «Иллюзии»)

 

Социально-культурными факторами возникновения этих технологий являются научно-техническая революция, изменение структур производства и хозяйства и, как следствие, – необходимость в массовом образовании в странах Европы и Америки. Бурный рост научного знания и выход науки на организацию практической стороны жизни привели к тому, что научный метод и научный подход оформились в философию позитивизма, которая имела два основания: во-первых, наука не только на уровне пропаганды, но и практически стала могучей образовательной силой в культуре и обществе, и стало очевидным, что главным являются результаты и достижения науки. Вследствие этого распространялось понимание того, что значение имеет только исходная задача и позитивный результат, а все остальное – несущественно и незначимо. А, во-вторых, источником возникновения этих двух технологий явилось психологическое отношение к познанию, интеллекту. Это нашло выражение в том, что индивидуальное сознание рассматривалось как пространство, через которое осуществляется преобразовательная позитивная деятельность.

В области образовательной практики эта установка рассматривалась следующим образом: задача (ситуация, стимул) выступает как исходная установка познания, и она существует изначально. Затем идет некоторое преобразование или какая-то работа в индивидуальном сознании, и на выходе получается определенный результат, как реальное действие или практическая вещь. По отношению к образованию эта установка реализовалась следующим образом: стимул (S) воздействует на некую переменную (Р), сознание или личность, и выражается в разных реакциях (R):

S ® P ® R

Позитивистская установка предполагала интерес к этой меняющейся реакции. Отсутствие нужды в каких-то промежуточных результатах – одна из существенных сторон позитивистского отношения к знанию и практике. Главное – это наличие позитивного результата, поэтому неважно какие представления и логические конструкции при этом используются. Если установить закономерности соотношения стимула и реакции, описать законы, то с помощью минимальных средств можно формировать необходимые связи между стимулом (исходной ситуацией) и результатом (конечной ситуацией). Такой путь развития логически предполагал, что переменной (Р) можно не интересоваться, то есть исключить человеческое сознание как значимый фактор в достижении результата. Главное – это закон, связывающий исходную ситуацию (стимул) и конечный результат (реакцию). Так начал зарождаться и формироваться информационно-кибернетический подход, который впоследствии оформился в информационно-кибернетическую технологию, а в начале ХХ века – в технологию программированного обучения, где главным является связь исходной ситуации и результата. Эта связь описывается в виде какой-то формулы или программы действий, которая впоследствии закрепляется на носителе программы, например, человеке или животном. Поэтому ученик в начале обучения рассматривается как система без программы, которая потенциально может быть запрограммирована, а в конце обучения – как система с программой. Таким образом, ученику отводится роль обеспечивающего именно материальную связь, а содержательная связь обеспечивается самой программой, которая записывается на этом материале.

Учитель в информационно-кибернетической технологии должен создать такую программу, которая может быть «посажена» на тот или иной материал (ученика). Если на какого-то ученика программа не садится, то ее надо изменить, подогнав под него. С помощью варьирования техниками положительного или отрицательного подкрепления закрепляются нужные реакции и подавляются ненужные, и таким образом производится программирование системы - ученика. Соответственно, учитель является программистом и выполняет несколько функций: разрабатывает обучающую программу, вводит и записывает программу на учениках, контролирует исполнение программы. Содержанием образования в информационно-кибернетической концепции является информация как количественный показатель снятой неопределенности (так она понималась в теории информации). От учителя не требуется никакого мастерства, т.к. все решает программа, а дальше действует алгоритм.

Эта технология позволяет за счет разработки хороших программ наладить массовое обучение, а также создает благоприятные рыночные условия в области образовательной практики: учитель-программист не ограничен в своих возможностях расширения учебного пространства. Хорошо сделанная программа может тиражироваться в книгах, на дискетах и т.д., а дальше нужны технические средства, с помощью которых это можно считывать, когда учитель решит ввести ту или иную программу. Кроме того, эта технология позволяет ускорить процесс информационного обмена и не потеряться человеку в информационном потоке.

Одновременно с информационно-кибернетической технологией формировалась другая концепция – дифференциальная педагогика, которая, опираясь на ту же исходную идеологию, делала упор на переменную (Р). Утверждалось, что связь исходной ситуации и результата устанавливается потому, что эта переменная обладает особой характеристикой, которая называется способностью. Это обстоятельство и заставило людей, думающих об образовании, поставить во главу угла данную переменную. Однако проблема данной технологии заключается в том, что в ней не обращается внимание на природу способностей. Предполагается, что человек является носителем способностей, что они изначально присущи личности. Однако в культуре способности появляются не исходя из принадлежности к личности, а выявляются из деятельности, которая не имеет отношения к личности. Выдвигаются две гипотезы относительно способностей. Первая гипотеза дает возможность проводить диагностику способностей (исходя из того, что они имманентно присущи человеку). Значит, необходимо придумать средства, с помощью которых можно выявлять эти способности. Вторая гипотеза предполагает, что набор способностей берется из состояния потребностей общества. Следовательно, необходим социальный заказ на определение способностей, необходимых в той или иной деятельности. Основная деятельность учителя в технологии дифференциальных способностей сводится, в этом случае, к их диагностике: создаются лаборатории, в которых и осуществляется диагностика способностей, и согласно установленному «диагнозу» ребенка помещают в определенную школу, класс, группу и наблюдают, что у него получается.

Таким образом, с одной стороны способности объявляются имманентно присущими человеку, а с другой – имеющими культурное происхождение и поэтому требующими оформление в виде социального заказа.

Учитель в этой технологии является диагностом, и его ответственность направлена на определение правильности диагноза. Проблема заключается лишь в правильности-неправильности диагноза, т.к. от этого могут пострадать как ученики, так и общество. Нерешенность вопроса о природе способностей лишает учителя возможности поставить правильный «диагноз» (гениальный А. Эйнштейн в школе был признан лишенным математических способностей).

Ученик в начале обучения является лабораторным материалом, в котором надо выявить определенный набор способностей, присущих ему одному. И само обучение начинает дробиться, но не по времени, как у Я.А. Коменского, а по степени реализации способностей.

Школа в данной технологии является диагностической лабораторией, где учитель занимается диагностикой способностей, согласно которой затем производится определенная перетасовка учеников в соответствии со сложностью изучаемого материала. Поэтому фактором содержания образования в этой технологии предполагаются способности, хотя способность имеет великое множество проявлений, т.к. на один и тот же стимул разные люди реагируют по-разному.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы социально-культурные факторы возникновения информационно-кибернетической и дифференциальной педагогики?

2. Каковы функции учителя в информационно-кибернетической и дифференциальной педагогике?

3. В дифференциальной и эгалитарной педагогике ведется обследование ученика на соответствие стандарту, происходит постоянная диагностика. В чем разница?

4. Если информационно-кибернетическая технология предполагает обучению алгоритму, то какое место творчеству и мастерству отводится в этой технологии?

5. Если ученик в начале обучения в информационно-кибернетической технологии - это система без программы, а в конце - система с программой, не значит ли, что данная технология предполагает подготовку роботов?

6. Докажите преимущества программированного обучения.

7. Каковы последствия ошибочной диагностики в дифференциальной педагогике?

8. Какие современные методы диагностики способностей вам известны?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: