Введение всеобщего обязательного среднего образования.




Новые типы учебных заведений в СССР. Величайшим событием жизни советского общества в 70-е годы было введение всеобщего обязательного среднего образования.

Эта историческая задача, грандиозная по своим масштабам и социально-экономическим последствиям, продиктованная потребностями динамично развивающегося социалистического общества и личными интересами его граждан, была решена советским народом в исторически короткие сроки, продемонстрировав всему миру реальные возможности развитого социализма.

Превращение СССР в мощную индустриальную державу, которая вышла на передовые рубежи в целом ряде областей промышленности, науки и техники, осуществила невиданный прогресс в сфере социальных отношений и первой вступила в период развитого социализма, создало все необходимые условия для введения в стране полного среднего образования для всех граждан. Впервые во всемирной истории достигнуто такое завоевание в области культуры.

В отличие от развитых буржуазных стран, где формально провозглашено всеобщее обучение, в СССР всеобщий и обязательный характер полного среднего образования закреплен и гарантирован Конституцией СССР (1977).

«Граждане СССР имеют право на образование», — гласит 45-я статья Конституции СССР.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования».

Принятию Конституции СССР 1977 года предшествовала большая подготовительная работа, в том числе и в области законодательства о народном образовании.

Шестая сессия Верховного Совета СССР восьмого созыва 19 июля 1973 г. приняла «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», которые были введены в действие с 1 января 1974 года. Среди главных задач средней общеобразовательной школы были названы следующие: советская школа должна давать молодежи глубокие и прочные знания основ наук, формировать марксистско-ленинское мировоззрение, обеспечить всестороннее гармоническое развитие учащихся, воспитывать стремление молодежи к активной трудовой и общественной деятельности, беззаветному служению социалистической Родине, воспитание высоких нравственных качеств в духе требований морального кодекса строителя коммунизма.

На сессии Верховного Совета подчеркивалось, что в условиях развитого социализма и научно-технического прогресса повышаются требования к культурному уровню и научному образованию всех членов общества, и в связи с этим все более возрастает роль и значение системы народного образования и общеобразовательной школы.

В 60—70-е годы произошли некоторые изменения в системе народного образования СССР, появились новые типы воспитательно-образовательных заведений, изменилась структура школьной сети страны.

По сравнению с предыдущим периодом, характеризующимся увеличением числа восьмилетних школ в связи с введением с 1959 года восьмилетнего всеобуча, ныне в школьной сети значительно повысился удельный вес полных средних школ. При этом, (вследствие большого разнообразия географических и экономических условий жизни страны) в малонаселенных пунктах сельских районов остаются и малокомплектные школы, обеспечивающие первоначальное обучение малолетних детей без отрыва от семьи.

Возросший уровень материального благосостояния народных масс, всемерная забота Коммунистической партии и Советского государства о всестороннем развитии детей, включая государственные гарантии материальной и моральной поддержки служб материнства и детства, укрепление и дальнейшее развитие сети учреждений общественного дошкольного воспитания, а также заметное проявление законов акселерации обусловили возможность завершения перехода с четырехлетнего на трехлетнее начальное обучение без снижения объема получаемых учащимися знаний. На основе достижений педагогики, психологии и методики начального обучения теоретический уровень знаний учащихся начальных классов за последние годы значительно повысился.

Восьмилетняя школа решает в настоящее время более сложные задачи по всестороннему развитию детей, их научному образованию, идейно-политическому, трудовому и эстетическому воспитанию, профессиональной ориентации учащихся.

За прошедшие годы в школьной сети выросла и укрепилась средняя общеобразовательная школа. Число средних школ за десятую пятилетку возросло на 7,3 тыс., а число начальных и восьмилетних школ сократилось на 32,7 тыс. Особенно заметен рост числа средних школ в сельских районах.

За период с 1976 по 1980 год построено только за счет государства средних школ на 6,7 млн. ученических мест, из них 3,8 млн. мест в сельской местности. За десятую пятилетку 25 млн. человек получили среднее образование, в том числе среднюю школу окончили 20 млн. юношей и девушек.

Успешное выполнение решений XXV съезда КПСС свидетельствует о том, что всеобщее среднее образование, обязательность которого закреплена Конституцией СССР, высоко оценено всем населением страны, и особенно молодежью; всеобщее среднее образование стало неотъемлемым признаком социалистического образа жизни.

Большие успехи достигнуты в совершенствовании трудового воспитания и обучения, в работе по профессиональной ориентации школьников. Значительно укрепилась материальная база школы, что позволило повысить уровень содержания трудового обучения школьников, совершенствовать его методы. Активное участие в трудовом воспитании молодежи принимают советская общественность, местные Советы народных депутатов, производственные коллективы. Растет число учебных цехов и участков на предприятиях, реконструируются, обогащаются новым техническим оборудованием школьные мастерские, при некоторых педагогических вузах открыты индустриально-педагогические техникумы и факультеты, готовящие учителей трудового обучения.

Возникли и усиленно развиваются межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), имеющие стабильное финансовое обеспечение, необходимое высококачественное оборудование, твердые штаты наставников-воспитателей из числа квалифицированных рабочих-передовиков местных производств. В 1979/80 учебном году в 2 тыс. учебно-производственных комбинатов обучалось 1 млн. 543 тыс. старшеклассников, получающих здесь трудовое и политехническое образование предпрофессионального характера. Многие промышленные предприятия включают заботу о росте и укреплении УПК в планы своего социального развития.

За годы десятой пятилетки значительно увеличилось количество учащихся, занимающихся в группах продленного дня: с 20,8% в 1976 году до 32,4% в 1980 году.

В ряде городов, в крупнейших колхозах и совхозах страны по инициативе местных партийных и советских органов и настойчивым требованиям населения появились новые воспитательно-образовательные учреждения — школы-комплексы. Школы-комплексы обычно объединяют все местные учреждения общественного воспитания детей, включая общеобразовательные школы, Дома пионеров, детские клубы и общества, кружки детской художественной самодеятельности, технического творчества и т. п. Такое объединение, как предполагается, будет способствовать более успешному решению задач общественного воспитания детей.

Таким образом, система народного образования в СССР обогатилась новыми типами воспитательно-образовательных заведений, в структуре школьной сети растет удельный вес учреждений полного среднего образования. Все это способствует решению задач в области воспитания и образования в период развитого социализма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: