ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ М.И. ГЛИНКИ
(На сцене одна Марья Петровна, она раздражённо звонит в колокольчик несколько раз безрезультатно).
М.П.: Ох, это невыносимо!
Где же этот мужик в тулупе!
У.: Звали, барыня?
М.П.: Ульяныч, сколько я уже могу ждать? Это точно Михайло Иваныч с
тебя писал Сусанина, который долго водил поляков!
У.: Ну Марья Петровна! Ну эта… не могу я, барин не велел, Михал,
значит, Иваныч.
М.П.: Как? Сегодня же четверг!!! А что у нас по четвергам, ты забыл?
У.: Ну эта… барышни приходят и господа!
М.П.: Барашни и господа! Ещё ничего не готово! Беги за свечами! Какой конфуз!
У.: Слушаюсь, барыня! (уходит, в дверях сталкивается с Михаилом
Иванычем)
М.П.: Мишель! Что с тобой?
Гл.: Бетховен!
М.П.: Что он тебе сделал?
Гл.: Да упаси господи, ничего не сделал! Я под впечатлением вчерашнего
исполнения Бетховена!
М.П.: Ах! Вечно ты со своей музыкой! Ты меня не любишь и изменил мне!
(плачет). С этой…, с этой… ненавистной оперой! Ты только ею и занят,
а меня совсем бросил, оставил одну!
Гл.: Ну Маша, Машенька! Опять начинаешь? Да люблю я тебя!
М.П.: Нет, не любишь! Любил бы, не ругал бы за то, что я трачу деньги на
званные обеды и рауты! (плачет) И вот, ещё одно, несчастие!
Намедни пала кобыла из нашей четвёрки! Как же я теперь выезжать то
буду?
Гл.: Ну так давай теперь держать пару лошадей, вместо четвёрки!
М.П.: (перестает плакать) Что??? Разве я купчиха какая, чтобы ездить на
паре??? И если ты меня…
Гл.: (перебивая) Марья Петровна! Не повторяйте…
У.: Барыня! К вам сестрица пожаловала, с Ляксандрой Андреевной!
Гл.: Проси!
(заходят Софья Петровна и Александра Андреевна)
С.П.: Здравствуй, сестрица!
М.П.: Здравствуй, милая!
А.А.: Здравствуйте, Марья Петровна!
|
М.П.: Здравствуйте, Александра Андреевна!
Гл.: Здравствуйте, милые дамы и позвольте откланяться, меня ждёт моя …муза!
А.А.: Конечно, Михаил Иванович!
М.П.: (ему в след, со слезами на глазах) Он любит только свои ноты! Вы не
представляете, сколько он тратит денег на нотную бумагу?! Она у
нас везде лежит! Хоть топи камин ею! (выбрасывает ноты в камин)
С.П.: Что ж ты такая сердитая нынче, сестрица?
М.П.: Это всё Мишель! Целыми днями где-то пропадает! А я тут в скуке сижу!
С.П.: Ну надо же! А ты вспомни, как всё у вас начиналась то?
М.П.: Ах, мы вместе пели его романсы, по боле того: он даже для меня
один написал «Только узнал я тебя»…
А.А.: Марья Петровна, нуа кольцо то какое подарил-то!
М.П.: Это подарок Мишелю от его императорского величества Николая
Александровича.
А.А.: Говорят, оно стоит 4500 рублей!!
М.П.: Да нет, что вы, гораздо гораздо меньше, всего …4000 рублей!
С.П.: Это ведь дар Михаилу Ивановичу за оперу «Жизнь за царя»? Она
мне так понравилась!
А.А.: На первое представление еле удалось получить места!
С.А.: Двор присутствовал почти в полном составе! Как все восхищались оперой!
М.П.: А какое платье было на княгине Голицыной!!!
А.А.: Скажите, чудесная Марья Петровна, это правда, что Михаил Иванович
сначала писал музыку, а потом барон фон Розен подбирал уже слова?
М.П.: Смею вас заверить, Александра Андреевна, это было так! Вот такой у меня
Мишель! Даже сам Пушкин пишет стихи на его готовую музыку!
С.А.: Как же так может быть? Это же так сложно!
А.А.: Да, расскажите, расскажите!
М.П.: Это было несколько лет назад! Мишель тогда только уволился из
|
канцелярии Совета путей сообщения. В тот день ему удалось целый общаться
с Александром Сергеевичем Грибоедовым, ныне покойным!
С.А.: Ах как его жаль! Говорят он был ещё и прекрасный музыкант!
А.А.: Это правда, что именно Грибоедов подарил мелодию грузинской песни
Михаилу Ивановичу?
М.П.: Да, и он сразу сделал романс «Не пой, красавица, при мне», только
…без слов.
С.А.: А слова потом на музыку написал сам Пушкин?
М.П.: Да.
А.А.: Позвольте я спою?
С.А. и М.П.: Спойте, спойте, просим!
Романс «Не пой, красавица, при мне»
(Заходят Глинка, Пушкин, Яковлев)
Все: Браво, браво!
М.П.: Ах, Александр Сергеевич, Михаил Лукьянович! Моншери!Как я рада, что вы
приехали!
Пуш.: Всегда рад видеть вас, Марья Петровна!
А.А.: Александр Сергеевич, вы – солнце нашей поэзии!
С.А.: Как забавно, вы с Михаилом Лукьяновичем Яковлевым знакомы уже столько
лет!
Яков.: Да, мы друзья ещё с лицейских годов!
С.А.: Что вы последнее сочинили, Александр Сергеевич? Какой новинкой
нас порадуете?
А.А.: Да, да, скажите, не скромничайте!
Пуш.: Последнее? Так это было намедни! (Пушкин, Яковлев, Глинка
Смеются, он достаёт из кармана бумажку).
Гл.: Собрались мы у Всеволожского на завтрак...
Як.: И первый тост был в честь Михайло Иваныча. Одоевский произнёс
так: «За творца русской оперы, открывающей новый период в
отечественном музыкальном искусстве!».
Пуш.: И мы вместе с Виельгорским, Вяземским, Жуковским и Одоевским
сочинили канон в честь Глинки! (отдаёт бумагу)
А.А.: А можно я спою?
С.А., А.А. И я, и я!
КАНОН «ПОЙ в восторге!
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка.
|
Веселися, Русь! наш Глинка —
Уж не Глинка, а фарфор!
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея Глинку
От Неглинной до Невы.
Як.: В честь столь славныя новинки
Грянь, труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвеину стакан.
Пуш.: Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
М.П.: А вы, Михаил Лукьянович, чем нас удивите, что сочинили?
Як.: Ох, помилуйте, Марья Петровна, когда уж мне сочинять, когда есть у
нас такие сочинители, как Михайло Иваныч!
Пуш.: Ну не скромничай, Миша, ведь уже который год мой и твой «Зимний
вечер» распевает весь Петербург!
Гл., Як.: Поёт, поёт!
А.А.: Можно я спою?
С.А.: Мы все споём!
Дуэт «Зимний вечер»
(входит с дровами Лукьяныч и подпевает последнюю строчку)
(Пушкин и Глинка отходят в сторону, Яковлев остаётся с дамами).
Пуш.: Какие планы, Михаил Иванович? Над чем думаете работать дальше?
Гл.: Мечтаю написать оперу на ваш сюжет, Александр Сергеевич,
«Руслан и Людмила»!
Пуш.: Превосходно, Михаил Иванович! Я даже хотел бы написать
либретто для вашей оперы!
Гл.: Александр Сергеевич, дорогой! Я даже не мог надеяться, что вы
согласитеся!
Пуш.: Только сейчас, спустя … 16 лет, я бы многое переделал в поэме.
Гл.: Я хотел бы составить план с вашими указаниями.
Пуш.: Михаил Иванович, а давайте создадим эдакую лирическую оперу, в
которой бы соединились бы все чудеса хореографического,
музыкального и декоративного искусства!
(Входит Лукьяныч с дровами)
Пуш,.: Ах, позже я вам всё расскажу. Разрешите откланяться!
(Яковлев подходит к Глинке)
М.П.: Александр Сергеевич, дорогой, будем вам всегда рады!
(Пушкин уходит, дамы начинают музицировать за роялем)
Як.: Что это ты такой грустный, Михал Иванович?
Гл.: Какое-то нехорошее предчувствие! Всё в жизни контрапункт…
Не чувствую я себя счастливым дома… Марья Петровна показывает
свой …mauvaislanaturecaractère (мовэлянатюркарактере). Всё ей мало! Она
требует всё больше и больше! В этом ей поддержка -моя тёща!
Як.: Эх, Мишель! Говорил я тебе, не бери тёщи в дом! Тем более немку!
(входит Ульяныч, роняет посуду, все вздрагивают, он причитает-
бормочет).
Гл.: Я вспоминаю, ещё недавно всё было как во сне: мой ангел, Марья
Петровна, сердце моё ожило, душа моя воскресла! Как она любила
петь мои романсы!
Як.: Ничего, Мишель, я думаю, что пройдут эти тёмные дни, и ты снова
ощутишь сладостные обьятиясчастия и любви! Прочь сомнения! Твоя
муза порадует нас ещё многими прекрасными произведениями!
(на последней реплике раздаются реплики дам, Нет я буду играть, нет я!)
Звучит дуэт «Признание»
(после аплодисментов выходит Ульяныч с дровами)