Анализ сложного предложения БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ




Виды лингвистических анализов

Морфологический анализ глагола.

I. Общая категориально – грамматическая и лексическая характеристики слова

1. Выделить из текста словоформу, указать инфинитив для данного глагола. По вопросу определит общее категориально – грамматическое значение части речи.

2. Определить возможность изменения временного плана.

II. Анализ смысловой структуры глагола

1. По способности самостоятельно реализовывать своё значение:

· Синсемантический (реализует своё значение только с помощью зависимых элементов)

· Автосемантический (реализует своё значение без помощи зависимых элементов)

2. По значению зависимых слов:

· Объектный (требует обязательной предметной характеристики)

· Безобъектный (требует обязательной обстоятельственной характеристики)

3. По форме зависимых слов:

· Переходный (может иметь при себе прямое дополнение в форме В.п. или Р.п. при указании на часть предмета или отрицании)

· Непереходный (не может иметь при себе прямого дополнения)

4. По наличию в структуре слова постфикса –ся:

· Возвратный (имеет в своём составе постфикс –ся)

· Невозвратный (постфикса –ся не имеет)

5. Каково отношение глагола к выражению залоговых отношений:

· Вне залога

· Имеет залоговое значение

III. Частная грамматическая характеристика глагола как лексемы. Анализ категории вида

1. Семантика вида

a) ОГЗ (по вопросу к глаголу и по возможности его сочетаться с фазовыми глаголами определить ОГЗ вида)

· Несовершенный вид (может сочетаться с фазовыми глаголами; обозначает действие, расчлененное на фазы)

· Совершенный вид (не может сочетаться с фазовыми глаголами; обозначает действие, не расчлененное на фазы)

b) ЧГЗ (определить по сочетаемости с количественно – временными словами)

· Несовершенный вид (длительность, повторяемость)

· Совершенный вид (результативность, однократность, мгновенность)

2. Способ выражения видовой соотносительности: парный, одновидовой, двувидовой.

3. Тип видового контекста

IV. Парадигматическая характеристика лексемы

1. Выделить две формообразующие основы глагола и, сопоставив их, определить класс глагола.

Глаголы продуктивного класса имеют соотношение основ:

I класс: -a/-aj;

II класс: -e/-ej;

III класс: -ева/yj;

IV класс: -ну/-н;

V класс: -t’и/-t’

Глаголы с другими соотношениями основ относятся к непродуктивным классам.

2. Образовать возможные личные, родовые, числовые формы, формы наклонения, причастий, деепричастий, учитывая видовое значение глагола и его переходность – непереходность.

3. Определить спряжение глагола.

4. Дать общую характеристику парадигмы глагола:

a) По вариантности основы, обусловленной историческими чередованиями;

b) По акцентной кривой.

V. Грамматическая характеристика словоформы

1. Анализ ГК наклонения: МП, ОГЗ, ЧГЗ

· Изъявительное (нулевой показатель, наклонения, действие реальное)

· Повелительное (-и-+□ / -и-+-те; действие нереальное желаемое)

· Условное (-л-+ бы; действие нереальное возможное)

2. Анализ категории времени (для форм изъявительного наклонения): МП, ОГЗ, ЧГЗ

· Настоящее (основа несов.в.+ личное окончание; действие в момент речи)

· Прошедшее (-л-; действие до момента речи)

· Будущее (основа сов.в.+ личное окончание; действие после момента речи)

3. Анализ личных форм (форм настоящего и будущего времени)

МП (личное окончание);

ОГЗ (связь действия с исполнителем):

1 лицо единственное число – исполнитель действия – сам говорящий, причем он один;

2 лицо единственное число – исполнитель действия – собеседник, причем один;

3 лицо единственное число – исполнитель действия – не говорящий, не собеседник, причем один;

1 лицо множественное число – исполнитель действия – группа лиц, куда входит и говорящий;

2 лицо множественное число – исполнитель действия – группа лиц, куда входит и собеседник;

3 лицо множественное число – исполнитель действия – группа лиц или несколько предметов, причем лица не принимают участия в речи.

ЧГЗ (определить, в собственном или несобственном значении форма употреблена в контексте).

4. Анализ родо-числовой формы (формы прошедшего времени)

МП (родо-числовое окончание);

ОГЗ (связь действия в прошлом с исполнителем);

М.р. – исполнитель один, причем лицо или предмет, выраженные существительным мужского рода;

Ж.р. - исполнитель один, причем лицо или предмет, выраженные существительным женского рода;

Ср.р. - исполнитель один, причем предмет, выраженные существительным среднего рода;

Мн.ч. – исполнитель действия – два или несколько лиц или предметов.

ЧГЗ (реализация ОГЗ в контексте, употребление словоформы в собственном или несобственном значении).

 

Анализ сложного предложения БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

I. Структурный аспект.

1. Доказать, что предложение сложное, выделив две грамматические основы.

2. Определив, основное средство связи предикативных единиц, доказать, что предложение бессоюзное.

3. Построить графическую схему, на которой отразить количество и взаимосвязь предикативных единиц, знаки препинания между ними.

4. Охарактеризовать интонацию как основное средство связи предикативных единиц:

а) описать характерные элементы интонации;

б) сделать вывод об интонационном типе БСП.

5. Дать характеристику дополнительных средств связи

а) интонация незавершённости первой предикативной единицы;

б) соотношение видовременных форм глаголов;

в) наличие общего второстепенного члена - детерминанта;

г) наличие местоименных замен;

д) лексические средства;

е) параллелизм строения предикативных единиц;

ж) неполнота предикативных частей.

6. Охарактеризовать тип структуры БСП по потенциально-количественному составу (открытая или закрытая структура).

7. Определить структуру БСП по возможности изменения порядка следования частей (гибкая или негибкая).

II. Семантический аспект.

1.Охарактеризовать модально-временной план БСП.

2. Определить интонационно-семантический тип БСП, исходя из интонационного рисунка.

3. Определить частные семантические отношения, учитывая лексическое наполнение частей БСП.

Ш. Функциональный аспект.

1. Определить целевую установку каждой предикативной единицы.

2. Сопоставив целевые установки частей, сделать вывод о функциональном типе БСП.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: