Через свой аппарат, подчиненый только ему, Президент осущ. определенную часть работы. Аппарат Президента РБ состоит из органов государственного управления, построенных по функциональному принципу, и имеет надведомственные полномочия внешнего качества. В него входят:
1. Администрация Президента Республики Беларусь (особо важная структурная единица);
2. Управление делами Президента Республики Беларусь;
3. Совет Безопасности Республики Беларусь;
4. Комитет государственного контроля;
5. Служба безопасности Президента.
Аппарат Президента не образует систему.
Таким образом, аппарат Президента — это совокупность органов государственного управления, призванных оказывать ему помощь в работе, выполнять его указания и поручения. По своему основному предназначению рассматриваемый аппарат имеет определенное сходство с аппаратами других государственных органов. По правовому же статусу аппарат Президента находится на более высокой ступени.
37. Полномочия Президента Республики Беларусь по реализации задач и функций в области государственного управления.
В Конституции РБ, а также в Законе РБ «О Президенте РБ» закреплен правовой статус Президента, который обладает обширными полномочиями по отношению к исполнительной власти. Эти полномочия относятся как к области формирования ее организационной системы, так и содержательной части важнейших направлений ее функционирования.
Согласно Конституции РБ Президент:
1) формирует Совет Министров Республики Беларусь, определяет его структуру;
2) с согласия Палаты Представителей назначает на должность Премьер-министра РБ, его заместителей, министров и других членов правительства;
3) своими указами определяет систему органов исполнительной власти, назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
4) своими указами оказывает влияние на различные стороны самого содержания деятельности Совета Министров и всей системы исполнительной власти;
5) имеет право отменять акты Правительства, местных органов государственного управления (исполнительной власти).
Организационно Президент никому не подчинен, он обладает высокой степенью независимости от других государственных органов.
Президент регулирует управленческие отношения как декретами, так и указами. Такое право Президенту предоставлено Конституцией (в редакции 1996 г.).
Важной в деятельности Президента в сфере государственного управления является функция руководства.
Президент в первую очередь осуществляет руководство органами исполнительной власти.
В руководстве Президента органами государственного управления имеются определенные границы.
Функция контроля и учета реализуется Президентом как непосредственно, так и через образуемые им органы государственного управления.
Непосредственно Президент осуществляет контроль в форме заслушивания отчетов, а также при выезде на места и ознакомлении с работой той или иной организации.
Второй вид контроля Президент осуществляет в первую очередь через КГК, Администрацию Президента, Управление делами Президента, Совет Безопасности. Каждый из названных государственных органов имеет право давать собственную оценку по результатам контроля, информировать об этом Президента или передавать ему для рассмотрения материалы контроля со своими выводами.
Координацию Президент осуществляет с целью согласования действий различных органов государственного управления для решения каких-либо задач общего характера. Президент осуществляет координацию и через свой аппарат управления, а также через образуемые им советы и другие органы.
Президент обладает полномочиями и по реализации функций прогнозирования и планирования, которые он использует достаточно часто.
Президент обладает особыми полномочиями при возникновении чрезвычайных ситуаций. Он вправе вводить на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение в случаях стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства. Президент может вводить на территории Республики Беларусь военное положение, объявлять полную или частичную мобилизацию в случае военной угрозы или нападения. Такие решения должны быть в трехдневный срок внесены на утверждение Совета Республики.
Таким образом, Президент Республики Беларусь обладает широкими полномочиями по осуществлению разнообразных функций в сфере
38. Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь.
Администрация Президента особенно важная структурная еденица апарата президента. Она образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом. Впервые администрация Президента появилась в августе 1994.
Администрация Президента РБ является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента РБ в области государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента РБ.
Администрация Президента Республики Беларусь является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РБ и со своим наименованием.
Администрация имеет свою структуру(176 едениц):
1. Глава Администрации През РБ – назначается на должность и освобождается от должности указом Президента РБ. Руководит деятельностью Администрации, назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений и иных работников администрации.
2. Первый заместитель Главы Администрации През РБ
3. Три заместителя Главы Администрации През РБ - назначаются на должность и освобождаются от должности указами През РБ по представлению Главы Администрации Президента Республики Беларусь.
4. Помощники Президента Республики Беларусь
5. Главное управление кадровой политики
6. Главное идеологическое управление
7. Главное государственно-правовое управление
8. Главное организационное управление
9. Главное управление по взаимоотношениям с органами законодат и суд власти
10. Главное экономическое управление
11. Главное управление по работе с обращениями граждан и юридических лиц
12. Управление внешней политики
13. Управление региональной политики
14. Канцелярия Президента Республики Беларусь
15. Пресс-служба Президента Республики Беларусь
16. Приемная Президента Республики Беларусь
17. Секретариат Главы Администрации Президента Республики Беларусь
18. Отдел по работе с общественными объединениями
19. Отдел подготовки выступлений
20. Отдел по вопросам гражданства и помилования
21. Сектор стратегии развития сельского хозяйства
Главными задачами Администрации Президента Республики Беларусь являются:
1. обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии белорусского государства;
2. координация деятельности подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь государственных органов, иных государственных организаций в области государственной кадровой политики, идеологии и права;
39. Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган исполнительной власти. Правовые основы его деятельности и полномочия.
Совет Министров РБ - Правительство РБ—является коллегиальным органом государственного управления, который осуществляет исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иными органами исполнительной власти.
Полномочия Совета Министров Республики Беларусь:
• регулирует деятельность всех отраслей экономики РБ, принимает меры по их развитию;
• обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения;
• определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов;
• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности РБ;
• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики РБ и принимает меры по их реализации;
• разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента РБ предложения по осуществлению государственной кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва.
В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят:
• министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного Управления;
• объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ.
В состав Совета Министров входят Премьер-министр, Глава Администрации, Председатель КГК, Председатель Правления Национального банка, заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей Национального собрания.
Совет Министров действует на протяжении срока полномочий Президента.
Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
На заседаниях Совета Министров рассматриваются:
• вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;
• проекты программ экономического и социального развития РБ;
• основные направления внутренней и внешней политики РБ.
Совет Министров обеспечивает контроль за исполнением своих постановлений непосредственно или через подчиненные ему органы государственного управления и другие органы исполнительной власти.
Постановления Совета Министров могут быть отменены Указом Президента.
Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров. При этом указанные поручения и указания не могут носить нормативный характер.
40. Правовое положение Премьер-министра и его заместителей.
Премьер-министр в соответствии с Конституцией, законами, актами Президента:
осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров и несет персональную ответственность за его работу;
организует работу Совета Министров, руководит его заседаниями;
подписывает постановления Совета Министров;
издает распоряжения;
в двухмесячный срок после своего назначения представляет Палате представителей Национального собрания программу деятельности Совета Министров, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров в течение двух месяцев;
информирует Президента об основных направлениях деятельности Совета Министров и о всех важнейших его решениях;
распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра, координирует их деятельность;
представляет без дополнительных полномочий Совет Министров в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;
осуществляет полномочия Президента в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, до принесения Присяги вновь избранным Президентом;
выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров.
Гарантии правовой и социальной защиты Премьер-министра определяются законодательством.
Заместители Премьер-министра в соответствии с распределением обязанностей:
осуществляют координацию деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, контроль за их работой и дают им указания по обеспечению исполнения Конституции, законов, актов Президента, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра и по иным вопросам их деятельности;
предварительно рассматривают предложения и проекты документов, внесенные в Совет Министров;
несут ответственность за состояние дел в отраслях экономики и сферах деятельности;
исполняют иные обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Исполнение обязанностей Премьер-министра в случае его отсутствия осуществляется Первым заместителем Премьер-министра, а в случае отсутствия Премьер-министра и Первого заместителя Премьер-министра - Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, в ведении которого находятся вопросы экономики.
Гарантии правовой и социальной защиты заместителей Премьер-министра Республики Беларусь определяются законодательством Республики Беларусь.
41. Формы работы Совета Министров. Правовые акты Советов Министров. Организация и порядок деятельности Совета Министров.
Одной из основных форм работы СМ как коллегиального органа являются заседания. Заседания Президиума Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц под председательством Премьер-министра, а при его отсутствии - под председательством Первого заместителя Премьер-министра. В случае отсутствия Премьер-министра и Первого заместителя Премьер-министра проведение заседаний осуществляется Заместителем Премьер-министра, в ведении которого находятся вопросы экономики.
Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются:
вопросы составления проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, исполнения республиканского бюджета, формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов;
проекты программ экономического и социального развития;
основные направления внутренней и внешней политики;
вопросы подготовки отчета о деятельности Совета Министров перед Президентом.
Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров в составе:
Премьер-министра, его заместителей, Главы Администрации Президента, Председателя КГК, Председателя Правления Национального банка, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.
Заседание Президиума Совета Министров считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Президиума.
Совет Министров обеспечивает контроль за исполнением своих постановлений непосредственно или через подчиненные ему республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, а также местные исполнительные и распорядительные органы и Аппарат Совета Министров.
Постановления Совета Министров могут быть отменены актами Президента.
Распоряжения Премьер-министра издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра, а также при наличии поручения Совета Министров по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.
Совет Министров для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений Совета Министров, а также для выполнения отдельных поручений может создавать постоянные или временные комиссии и иные формирования.
Для организации и контроля исполнения принимаемых Советом Министров решений создается Аппарат Совета Министров, который действует на основании положения, утверждаемого Советом Министров.
Руководитель Аппарата Совета Министров по статусу является министром, назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Совета Министров.
Аппарат Совета Министров является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный.
Президент имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.
42. Понятие, назначение, виды республиканских органов государственного управления.
По уровню республиканские органы государственного управления можно различать: собственно республиканские и иные республиканские. К первому виду относятся министерства, государственные комитеты, Национальная академия наук Беларуси, Высшая аттестационная комиссия, Национальный банк; ко второму — комитеты при Совете Министров.
По организационно-правовым формам республиканские органы государственного управления делятся на министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров.
К отдельному виду республиканских органов государственного управления следует отнести и организации, подчиненные Совету Министров. Государственные организации — это совокупность производственных организаций, обладающих также функциями реализации произведенных товаров.
По характеру компетенции республиканские органы государственного управления делятся на отраслевые, функциональные и функционально-отраслевые.
1. Отраслевые органы — это органы, которые действуют в пределах соответствующей отрасли и обладают отраслевой компетенцией.
Отрасль — это управленческая система, объединяющая родственные, однопрофильные, близкие по характеру организации, предприятия, учреждения. К ним следует отнести только: Министерство промышленности; Министерство транспорта и коммуникаций; Министерство обороны; Государственный комитет но авиации.
2 .Функциональными называются органы, которые уполномочены ведать в республиканском масштабе отдельными вопросами управления, связанными, как правило, с осуществлением общих для всех иных органов, организаций функций управления. Функциональными органами являются: Министерство финансов; Министерство труда и социальной защиты; Министерство статистики и анализа; Комитет по науке и технологиям; Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.
3. Рассматриваемые органы могут обладать и полномочиями на управление подчиненными им органами, организациями. Следовательно, существует и такой вид республиканских органов государственного управления, как функционально-отраслевые.
По подчиненности республиканские органы государственного управления можно разделить на два вида: органы двойного подчинения и органы, подчиненные Совету Министров.
Несомненно, все республиканские органы государственного управления находятся в определенной зависимости от Президента.
Органами, подчиненными Совету Министров, являются комитеты при нем.
По сфере (области) деятельности республиканские органы государственного управления делятся на органы хозяйственного назначения, социально-культурной направленности, административно-политической значимости, многопрофильные.
К органам хозяйственного назначения относятся Министерство архитектуры и строительства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Комитет лесного хозяйства.
Органами социально-культурной направленности являются Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты.
К республиканским органам административно-политического характера относятся Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство юстиции, КГК.
Многопрофильные органы государственного управления — это органы, которые ведают вопросами нескольких сфер. К ним следует отнести Министерство связи, Министерство статистики ианализа, Министерство торговли, Министерство информации, Государственный комитет по авиации. Все они ведают и хозяйственными и социально-культурными вопросами.
43. Внутренняя структура республиканских органов государственного управления.
Внутренняя структура органа — это совокупность внутренних подразделений, его внутреннее устройство. В структуре раскрывается содержание органа, его основное предназначение. Структура определяет название органа.
Внутренними структурными подразделениями республиканского органа государственного управления являются главные управления, управления и отделы.
В структуре органов государственного управления, как и в других подобных органах, имеются руководство, звенья, играющие основную роль, и иные структурные элементы.
К руководству относятся руководитель органа (министр, председатель государственного комитета или комитета), заместители руководителя.
Звеньями, играющими основную роль, являются те, в которых выражается само назначение органа.
Иными структурными звеньями служат структурные подразделения, занимающиеся вопросами кадров, строительства, социального развития, материально-технического обеспечения, управления делами, внешних связей, юридические службы. Они не отражают специфику органа, а одинаковы, носят общий характер, присущи всем республиканским органам государственного управления.
Главные управления, управления, комитеты, отделы, департаменты, фонды, входящие в состав органа, как правило, имеют собственную структуру.
Таким образом, между руководителем республиканского органа (министром, председателем комитета) и конкретным исполнителем (служащим) образуются промежуточные звенья.
Названия структурных звеньев отражают основное содержание их деятельности, которое составляют функции органа.
Между структурными звеньями аппарата республиканского органа существуют горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи свидетельствуют о наличии подчинения, и необходимость в них возникает там, где существует иерархия в структурных звеньях.
О линейных связях говорят в том случае, когда каждое структурное подразделение или отдельный служащий (сотрудник) подчиняется по всем вопросам и во всех отношениях только одному начальнику.
В данных структурах имеют место и функциональные отношения. Каждое структурное подразделение выполняет одну или несколько функций и соотносится с руководителем (вышестоящим органом) только по вопросам своих функций.
44. Формы работы и управленческой деятельности республиканских органов государственного управления.
Форма управления – это внешнее выражение практической активности гос. органов по организации и формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности.
Формы можно объединить в две группы:
Правовые (установление и применение правовых норм)формы используются в основном при подготовке, принятии и исполнении управл-ких решений, представляют собой правовой акт государственного органа (законы, постановления, акты проверок). Организационные формы представляют собой конференции, совещания, заседания, планерки, сессии, оперативки и т.п. В отличие от правовых форм они носят коллективный характер.
Соблюдение правовых форм необходимо также и при исполнении управленческих решений. Это правила доведения решений до исполнителей, вплоть до их росписей с указанием даты получения; типовые документы об оперативном и контрольном информировании хода исполнения; акты проверок и статистические сведения; материалы анализа и оценки вновь возникшей управленческой ситуации и многое другое, что требуется для того, чтобы иметь достоверное знание о качестве государственного управления.
Выбор конкретных форм управленческой деятельности подчинен определенным закономерностям. Так, форма должна соответствовать характеру данной функции управления, содержанию и характеру разрешаемых управленческих вопросов, особенностям конкретного объекта управления, наконец, целям данного воздействия.
Классификация форм управленческой деятельности по следующим группам:
• Издание правовых актов – нормативных и индивидуальных (принятие решений);
• совершение иных юридически значимых действий;
• проведение непосредственно организационных мероприятий;
• осуществление материально-технических операций.
В издании правовых актов в наибольшей степени проявляется государственно-властный характер управления. Осуществляя эту форму управления на основе и во исполнение закона, органы управления практически реализуют свою компетенцию.
Проведение непосредственно организационных мероприятий относится к неправовым формам управленческой деятельности и включает: инспектирование, изучение и распространение передового опыта, разъяснение содержания и целей законов и иных правовых актов, подготовку и рассылку информационных материалов, обзоров, писем и т.д.
Материально-технические операции имеют исключительно вспомогательное значение.К материально-техническим операциям относятся: ведение делопроизводства; регистрация фактов; оформление документов; сбор, подготовка и обработка информационных материалов; учетно-статистические работы; составление справок, отчетов и др. При осуществлении материально-технических операций все шире используются различные средства организационной техники и автоматизации, что значительно облегчает обработку объемной управленческой информации, повышает производительность и культуру управленческого труда
45. Общие положения о сферах деятельности республиканских органов государственного управления.
С известным допуском условности, в зависимости от характера функций и полномочий, республиканские органы государственного управления могут быть сведены в следующие группы:
1.органы, осуществляющие руководство отраслями, например Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство торговли;
2.органы по определенным общегосударственным социально-экономическим и иным проблемам, например Министерство экономики, Министерство социальной защиты;
3.органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции вневедомственного значения, например Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;
4.иные органы, включающие специфические, но своему характеру функции, например Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный комитет финансовых расследований.
Министерство РБ - республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в установленной сфере деятельности и координирующий деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Перечень министерств устанавливается указом Президента Республики Беларусь, его же указами назначаются на должность и освобождаются от должности министры.
Министром может быть гражданин РБ, имеющий профессиональную подготовку, отвечающую квалификационным требованиям, и опыт работы в области государственного управления. Правовой статус конкретного министерства закрепляется в Положении, которое утверждается Советом Министров РБ, если иное не предусмотрено актами Президента РБ.
Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций.
Министр в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами, декретами и указами Президента, постановлениями Совета Министров.
Правовыми формами деятельности министерств являются приказы и инструкции. На практике все инструкции проводятся в жизнь приказами министра.
В министерстве в качестве совещательного органа образуется коллегия в составе: министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра.
Государственный комитет РБ - республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в конкретной сфере деятельности.
Государственные комитеты образуются на основании указа Президента.
Возглавляет государственный комитет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом.
Председатель государственного комитета издает приказы, инструкции по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего государственного комитета.
Нормативные акты министерств, государственных комитетов, принятые ими в пределах их компетенции, а также адресованные предприятиям, организациям или учреждениям им организационно не подчиненным, либо гражданам, являются обязательными для исполнения при условии, когда они зарегистрированы Министерством юстиции.
Комитет при Совете Министров - республиканский орган государственного управления, осуществляющий специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) в установленных сферах ведения.
46. Виды республиканских органов государственного управления, входящих в экономическую сферу.
Экономика как самостоятельное явление изучается наукой экономической теории. Роль экономики как системы общественных отношений заключается в производстве, распределении и обмене материальных благ и услуг. Можно выделить основные функции экономики в обществе: производство материальных благ и услуг; распределение произведенных материальных благ и услуг; обмен материальными благами и услугами. Госво поставило перед собой довольно сложную задачу: обеспечение максимальной социально-экономической справедливости среди представителей всех слоев населения при существовании экономической независимости и самостоятельности субъектов хозяйствования, свободе ценообразования и т. д.
Можно выделить три основные функции государства в экономической сфере: стимулирование производства материальных благ и услуг путем создания благоприятных условий для субъектов предпринимательской активности; воздействие на экономические институты общества в целях перераспределения произведенных материальных и финансовых благ и ресурсов; установление административных требований к субъектам хозяйствования и их деятельности в целях обеспечения общественной безопасности.
Основным средством воздействия государства на общественные отношения является право. Нормы, направленные на регулирование экономических отношений, можно разделить на два уровня: законодательный и подзаконный.
Систему органов государственного управления экономикой возглавляет Совет Министров РБ.
В систему республиканских органов государственного управления экономикой входят: Мин-тво экономики; Мин-во промышленности; Мин-во энергетики; Мин-во архитектуры и строительства; Министерство жилищно-коммунального хозяйства; Мин-тво транспорта и коммуникаций; Мин-тво сельского хозяйства и продовольствия; Мин-тво природных ресурсов и охраны окружающей среды; Мин-тво лесного хозяйства; Мин-тво торговли; Министерство связи и информатизации; Государственный военно-промышленный комитет. Все перечисленные органы гос.управления осуществляют руководство соответствующими отраслями экономики в соответствии с их компетенцией.
Мин-тво экономики РБ осуществляет межотраслевое гос.управление и также входит в систему органов, осуществляющих межотраслевое управление.
И целью государственного воздействия на экономику является улучшение благосостояния его граждан. Руководство экономикой осуществляют также местные органы государственного управления.
47. Назначение, основные задачи, функции и полномочия отдельных республиканских органов государственного управления в экономической сфере.
Систему органов государственного управления экономикой возглавляет СоветМин РБ.
В систему республиканских органов государственного управления экономикой входят: Министерство экономики; Министерство промышленности; Министерство энергетики; Министерство архитектуры и строительства; Министерство жилищно-коммунального хозяйства; Министерство транспорта и
коммуникаций; Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; Министерство лесного хозяйства; Министерство торговли; Министерство связи и информатизации; Государственный военно-промышленный комитет. Все перечисленные органы государственного управления осуществляют руководство соответствующими отраслями экономики в соответствии с их компетенцией.
Руководство экономикой осуществляют также местные органы государственного управления. Вопросы управления экономикой находятся в ведении:комитетов экономики; управлений энергетики, топлива и коммуникаций областных исполкомов;комитета экономики; управления энергетики и городского хозяйства Мингорисполкома; управлений экономики горисполкомов;отделов экономики райисполкомов;управлений экономики местных администраций районов в г. Минске; отделов экономики местных администраций районов в городах.
Минэкономики координирует деятельность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, в этих сферах. Основными задачами Минэкономики являются: анализ и оценка социально-экономической ситуации в РБ; разработка: государственной экономической политики, общей стратегии и главных направлений социально-экономического развития в республике.
Минэкономики осуществляет следующие функции: проводит комплексный анализ и осуществляет оценку текущего социально-экономического состояния республики; разрабатывает и реализует меры по обеспечению устойчивого экономического роста; осуществляет мониторинг структурных преобразований системы республиканских органов госуправления; вырабатывает предложения о развитии промышленного комплекса в рамках концепций, программ и прогнозов социально-экономического развития республики; с учетом международных обязательств РБ обеспечивает направление в установленном порядке уведомлений о предоставленных субсидиях на республиканском или местном уровне, участвует в проведении экспертиз проектов решений и соглашений по вопросам международного технического сотрудничества в части экономических вопросов, привлечения иностранных инвестиций и кредитов, создания межгосударственных экономических структур и т. д.
В структуру центрального аппарата Минэконо