Секреты колдунов и знахарей




Можете не сомневаться: колдуны все-таки бывают. И поговорить о них стоит для того, чтобы выявить в колдовстве его естественную, земную сущность.

В прошлом веке один врач описал, такой случай. В подмосковной деревне стали околевать коровы. Крестьяне решили, что это дело рук колдуна (таким считали одинокого старика). Задумали расправиться с ним. Но когда они собрались около его избы, тот вышел из дому и властно закричал: «Я все с вами могу сделать! У тебя сейчас будет понос!— и показал рукой на одного из крестьян.— А ты начнешь заикаться!»— показал он на другого. И... первый тут же почувствовал расстройство желудка, а второй начал заикаться!

Вы уже, наверное, догадались, как такое могло случиться. Крестьяне были убеждены во всемогуществе этого колдуна, верили в то, что он способен «наслать» болезнь. В результате слова старика, его внушение оказали на психику людей, на их сознание столь сильное воздействие, что у них начались физиологические расстройства. О методах лечения, которые применяют колдуны и знахари различных народов, рассказывает врач Гарри Тайт в своей книге «Свидетель колдовства». Он своими глазами наблюдал многие обряды исцеления у современных племен Южной Америки и Африки. Вот отрывок из его книги:

«Я пришел к выводу, что африканские колдуны знают и применяют силу психологического воздействия. Несомненно, они обладают также весьма богатыми знаниями лекарств. Современное «чудодейственное» лекарство сериазил, например, было известно знахарям и миссионерам в Африке и применялось ими для лечения гипертонии и умственных расстройств задолго до того, как о нем узнала европейская медицина. Однако использование неизвестных лекарств не может объяснить всего, что я видел. Я убежден, что очень многое зависит от умелого применения прикладной психологии. В этом, знахари и колдуны достигли столь многого, что нам, современным врачам, почти невозможно понять их методы»...

Далее описывается обряд «воскрешения из мертвых»: «На земле лежал молодой парень с широкой грудью и сильными руками. Я сел так, чтобы заслонить его своим телом, попытался нащупать пульс. Признаков биения сердца не было. Нас окружила группа из тридцати человек. Низкими голосами они запели ритмичную песню. Они пели все быстрее и громче. Казалось, что звуки эти услышит и мертвый...» И «мертвый» неожиданно попытался повернуться. Крики окружающих слились в сплошной вопль. Барабаны стали бить еще яростнее. Лежащий повернулся, поджал под себя ногу и медленно встал на четвереньки. Его глаза, которые несколько минут назад не реагировали на свет, теперь были широко раскрыты. Можно не сомневаться, заключает Райт, что здесь не обошлось без гипноза, вернее, без самогипноза, хорошо знакомого йогам. По-видимому, парень с помощью самогипноза выработал в коре головного мозга «сторожевой пункт», отвечающий на определенные музыкальные ритмы. И когда услышал такую музыку, то сразу пришел в себя.

У многих племен Африки вера в могущество колдуна исключительно велика. В Сьерра-Леоне заболел один юноша. Как выяснилось, он оскорбил вождя и тот в отместку «наложил на него заклинанье»: оскорбитель должен умереть. Врачу-европейцу больной сказал, что раз вождь (он же колдун) пожелал его смерти, то ничего сделать нельзя. С каждым днем парню становилось все хуже. Тогда врач нашел выход — привез больного к вождю попросил простить его. Прощение было дано, и юноша вскоре выздоровел.

Подобные случаи встречаются и среди индейских племен Американского континента. Тот же Г. Райт с нескрываемым удивлением однажды стал свидетелем быстрой смерти мальчика-индейца, которому местный колдун вынес приговор: «Через три дня ты умрешь!»

Комментируя этот рассказ, профессор В. Е. Рожнов объясняет: «Положительное лечебное воздействие на психику больного в медицине называется психотерапией. В современной психотерапии, помимо беседы с больными имеется целый ряд активных лечебных методов, умение владеть которыми необходимо каждому врачу, независимо от его узкой медицинской специальности. То, что проделывают колдуны, когда они хотят покарать преступника, не прибегая, как пишет Г. Райт, к насилию, можно было бы назвать антипсихотерапией — использованием психических воздействий, чтобы расстроить, придавить, обессилить психику человека. «Через три дня ты умрешь»,— говорит колдун виновному и повторяет то же жителям деревни. И преступник сразу оказывается окружен непроницаемой стеной психологической изоляции — никто не подойдет к нему, не выразит сочувствия, не протянет руку помощи. Он чувствует себя полностью отданным во власть духов, призванных колдуном, чтобы покарать его.

Характерно, как искусно и прочно умеют колдуны связать эту веру в невидимых духов с чем-то вполне очевидным, зримым. Колдун посыпал вокруг хижины приговоренного мальчика красным порошком. Казалось бы, наивный прием, но в нем большой практический смысл — это постоянное напоминание о неизбежной смерти; страх не покидает мальчика, ибо взор его вновь, и вновь возвращается к знаку его обреченности, и мысль никак не может отвлечься от грозящего ему. Внушение переходит в самовнушение... Страх переходит в полное отчаяние благодаря глубокой вере в неотвратимость наказания. Это вызывает неблагоприятный обмен веществ, расстраивается течение физиологических процессов в организме. Попав в порочный круг, жертва гибнет».

Так за, казалось бы, совершенно необъяснимым наука обнаруживает вполне естественные причины....Перед старушкой сидит больной. Он жалуется на постоянный кашель и боли в боку. Знахарка поднимается со стула, достает с полки бутылку с маслянистой жидкостью и говорит: - Возьми с собой. Каждое утро пей по одной ложке. Через две недели все пройдет. Помогает от кашля, от давления, от заражения крови. А в бутылке — обыкновенное подсолнечное масло. Так часто выглядит лечение у знахарей. Рассчитанное на легковерность и суеверие человека, такое лечение обычно тесно переплетается с откровенной мистикой. Прежде чем вручить больному «верное средство», которое его «обязательно излечит», доморощенные целители шепчут заклятия, заговоры, произносят молитвы.

Истоки знахарства уходят в далекие времена, когда люди повсеместно были убеждены, что болезни насылают «злые духи», нередко поселяющиеся в теле. Значит, чтобы вернуть здоровье, нужно особыми, известными только самому врачевателю приемами изгнать «насланную» болезнь либо самого «злого духа» из больного организма. А в качестве лекарств целители применяли — и применяют — самые неожиданные, подчас просто вредные для человека вещества. Когда-то знахари (то есть «знающие люди») были единственными, кто мог помочь заболевшему. Еще в прошлом веке врач был редкостью во многих деревнях Российской империи. Подавляющее большинство населения было неграмотным. Вот и шел народ к знахарям. Больше не к кому. Ну а сегодня? Почему к этим безграмотным в медицине и просто невежественным целителям приходят занедужившие, искренне надеясь на помощь? Ответ здесь неоднозначен.

Несомненно, среди современных самодеятельных лекарей промышляет много шарлатанов чистой воды, цель у которых одна — нажиться за счет легковерных. Примеров того, как они «излечивают», предостаточно. Приведем факты, о которых рассказали кандидаты медицинских наук А. Маслов и Г. Савостин.

...В Ейске (Краснодарский край) долгие месяцы лечился у местной знахарки А. Ф. Савинов. Его, как и всех своих пациентов, она поила красным вином, в котором растворяла на глазок сулему. Молодой человек умер, как установила судебно-медицинская экспертиза, от отравления сулемой.

...В Ногинском районе Московской области была осуждена народным судом знахарка, пользовавшая больные «святой водой» и «иерусалимскими камешками». Молитвами она «изгоняла винного беса» — «избавляла» от запоя,— «присушала» к девице сердце любимого парня и т. п. Открытые раны пыталась заживлять при помощи тавота — смазки для автомобилей и тракторов. А другая целительница — из Казани — «лечила» параличи и ревматизм при помощи воды, бочки и, конечно, молитв. Ее метод был прост: после получения соответствующей суммы шарлатанка сажала больных в бочку с горячей водой, закрытую сверху мешками. В такой «купели» они находились иногда по 20 часов, нередко теряли сознание. Когда одну из женщин-пациенток после подобной процедуры привели в чувство, знахарка объявила: «святая» вода не принимает ее грешного тела...

Подобные, с позволения сказать, «способы» лечения по справедливости относят к уголовно наказуемым. Однако вспомним о другом. Народная медицина существует века, тысячелетия. И конечно же, вобрала в себя многое из эмпирического опыта многих поколений людей. Секреты различных методов лечения передавались и передаются от поколения к поколению. К таким способам относится, например, применение различных лекарственных трав. Порой во всей округе совершенными познаниями в этом деле обладает лишь одна-единственная старушка. Нельзя отрицать и другое средство воздействия на больных, пришедших к знахарю,— уже известные нам внушение и самовнушение. Нередко они играют здесь даже, решающую роль. При этом необходимо учесть одно, существенное обстоятельство: по сравнению с медициной знахарство в глазах массы больных пользуется большим авторитетом и доверием. Когда болезнь сильно запущена или неизлечима — врач ведь честно говорит об этом. А знахарь уверяет, что все «в руках божьих», и в любом случае дает надежду. Если же болезнь не отступает, всегда можно сохранить свою репутацию — свалить вину на самого больного: грешен, мол, за грехи бог и покарал.

Часто бывает, что человек, обращающийся к местному «специалисту», теряет драгоценное время и его болезнь усугубляется. В результате, когда он, наконец, идет в поликлинику, врачи уже бессильны чем-либо помочь. Вот почему в нашей стране самовольное лечение без врачебного диплома запрещено законом. Доверяться таким целителям — подвергать опасности свое здоровье.

Попутно заметим: опасны могут быть даже известные средства народной медицины. Человек, не прошедший необходимого медицинского обследования, не имеющий знания врачей-специалистов и пользующийся какими-то настоями из трав или кореньев, принесет себе большой вред. Надо помнить, что исцелять очень часто берутся те, кто не имеет никакого представления о сущности болезни. Спросите такого «лекаря», что он применяет, и окажется: в лучшем случае он может предложить «лекарство от сердца»(неважно, что лечить — порок ли сердца, просто ли невроз) или «лекарство от живота» (безразлично, что является причиной болезни — расстройство желудка или аппендицит).

В общем, можно уверенно утверждать: вверять знахарю или другому недипломированному добровольному лекарю свой организм — это все равно, что чинить топором часовой механизм.

Их называли кликушами

Снезапамятных времен это нервно-психическое заболевание пугало людей. На глазах у многих человек вдруг становился «бесноватым» — кричал, богохульствовал, Корчился в припадке. «В него вселился бес»,— говорили верующие, убежденные в существовании «нечистой силы». На Руси таких больных называли кликушами — от слова «кликать», то есть истошно кричать, выкрикивать. «Бесноватые» были во все времена и у всех народов. История донесла до нас сведения о таких же больных у древних греков и римлян. Тогда думали, что в людей вселился бог вина и веселья Дионис. Про подверженного припадкам говорили: «Этот человек одержим богами». А о том, что люди «одержимы бесами», стали утверждать позднее уже в эпоху христианства. Природу этой болезни изучал академик В. М. Бехтерев. «Насколько я могу судить о кликушестве, — писал он, — так называемой порче и одержимости по виденным мною примерам, вряд ли может быть какое-либо сомнение в том, что дело идет в огромном большинстве случаев о настоящей болезни, а не о притворстве, как некоторые, по-видимому, еще до сих пор полагают. Я даже думаю, что если и встречаются среди кликуш притворщицы, то, во всяком случае, число таких должно быть весьма незначительно. В пользу того, что дело идет о болезни, а не о притворстве, говорит уже стереотипность проявления отдельных симптомов у больных разделенных друг от друга огромными пространствами. В основе данного заболевания лежат те же истерические неврозы, что и при некоторых видах галлюцинаций. А развивается оно на фоне глубоко укоренившихся представлений о духах— «врагах рода человеческого», способных причинить людям большой вред. Особенно ужасным считалось «вселение» дьявола в самого человека. Все решала слепая, нерассуждающая вера в подобные случаи. Наслушавшись, а иногда и повидав, как корчатся в припадке «бесноватые», суеверный человек, склонный к такому же заболеванию, начинал думать: «А не вселится ли и в меня «нечистый»?! Постепенно эта навязчивая мысль (самовнушение) вытесняла из сознания все остальное, будоражила больное воображение. И психика не выдерживала!..

Чаще всего такие срывы происходят в молельных до-мах, церквах. Зная по рассказам, что дьявол не переносит крестного знамения, молитв, причастия, кликуши, убедившие себя, что они «одержимы бесом»,. испытывают вовремя богослужения сильнейшее нервное напряжение. В эти минуты и начинаются у них истерические припадки. Больные истошно кричат, бьются об пол, корчатся в судорогах и при этом поносят всех святых: ведь дьявол — враг всякой святости.

Известны целые эпидемии такого рода. В 1630 году в мадридском монастыре случился у одной из монахинь истерический припадок. Одержимая кричала не своим -голосом, руки ее сводили судороги, тело корчилось. «В меня вселился дьявол!» — говорила она в минуты просветления. А вскоре психическое «поветрие» охватило уже всю обитель: монахини выли целыми ночами, мяукали, лаяли. В борьбу с «нечистым» вмешалось высшее духовенство — разлучило «бесноватых», разослало их по другим обителям. Прошел год. Такая же эпидемия разразилась в монастыре святой Урсулы во Франции. У монахинь но ночам появились видения — к ним стала являться давно умершая настоятельница. В ужасе они вскакивали с постелей, катались по полу, проклинали бога. Расследованием этого «дела» занялись церковные инквизиторы. И «виновный» был вскоре найден. Священника Грандье давно подозревали в связи с дьяволом; после нечеловеческих пыток он был сожжен.

В 1842 году «дьявольская» болезнь овладела обитательницами другого французского монастыря — святой

Елизаветы в Лувье. Об этой печальной истории до нас дошло обстоятельное описание очевидца: «Монахини во время причастия строят гримасы, показывают язык, богохульствуют с видом ужасного нечестия. По нескольку раз в день ими овладевают сильные припадки бешенства и злобы, они называют себя демонами. Они проделывают своим телом разные судорожные движения и перегибаются назад в виде дуги без помощи рук, так что их тело держится больше на темени, чем на ногах, а вся остальная часть изогнута колесом. Они долго остаются в таком положении и часто вновь принимают его... При обмороках у них незаметно никаких признаков дыхания. Затем они постепенно возвращаются к жизни».

Кликушество было распространено и среди крестьянок дореволюционной России. Тяжелый подневольный труд, совершенно бесправное положение в семье, побои, беспросветная жизнь — все это нередко приводило женщин к нервно-психическим заболеваниям. Свои воспоминания о таких явлениях мне прислала А. В. Шишкина из города Бугульмы. «Еще в царское время,— пи-сала она,— я приехала работать учительницей в большое село и познакомилась с кликушами, узнала их тяжелую жизнь».

«...Была я сирота,— поведала ей одна из несчастных,— отца не помню, с матерью жили очень бедно. Работали по найму. Одежонки не было. Ходили в лаптях. Была я уже в годах, но женихи не сватали. Кому нужна беднячка без приданого? На мою беду из чужой далекой деревни приехал сватать вдовец. Мать согласилась, поехала смотреть хату. Вернулась, говорит: «Хата ладная, во дворе лошадка, корова, три овцы, свинья. У хозяина — трое деток». Благословили меня, обвенчали и повезли за пятьдесят верст в незнакомую деревню. Вошла в дом, а там не трое детей, а пятеро — значит, обманули. Я заплакала, а муж говорит: «Скажи тебе, что у меня пяток, ты бы и не пошла». На другой день соседи овечек увели — они были чужие, на показ их приводили; увели и свинью — она тоже чужая. Вот куда меня привезли! Испеку хлеб, накормлю детей (старшей было девять лет, а младшей два месяца), залезу на печку в угол и плачу; а потом начну выть так, что соседи сбегутся и глядят на меня. Ребята от страха кричат, муж ругается, а соседки советы дают, кто велит вербой отхлестать, а кто в церковь свозить.

Решила бежать домой, зимой к матери и убежала. Не успела я лапти снять, явился за мной муж, вместе с матерью избили они меня, в сани положили, и увез меня мужик домой. Еще тошнее стало жить, хотела удаваться, да дети по пятам ходят; утопиться — речки нет, а у колодца всегда люди; зарезаться — нож всегда у мужа в кармане. Решила опять бежать к матери, упасть на колени и просить защиты.

Мужик ушел молотить, и я снова — в родные места. На этот раз меня не били. Привязал меня муж веревкой к оглобле, чтобы я бежала вместе с лошадью, и поехал в деревню на смех людям. Стегнет кнутом раз по лошади, да раз по мне. Лошадь бежит, и я бегу, а то и волокусь по земле. За околицей отвязал меня, бросил в сани и сказал: «Научу тебя, как с мужем жить. Все кости переломаю, чтобы больше не бегала». После этого не стала подниматься моя левая рука, которая была привязана к оглобле. А сама я все думала, куда бежать и как бежать. Муж стерег меня и детям наказывал, чтобы, смотрели за мной...»

Люди с такой тяжелой судьбой и превращались в истерических больных. А затем их страдания еще более усугублялись тем, что «лечили» кликуш в той же церкви. Над ними читали «бесогонные» молитвы — до тех пор, пока совершенно измученный человек не впадал в забытье. Понятно, что подобные «лечения» только ухудшали состояние несчастных.

Правда, и здесь бывали «чудесные» исцеления. Свидетелем одного такого случая был писатель А. Серебров. В своей книге «Время и люди» он описал сцену исцеления кликуши протоиереем Андреевского собора в Кронштадте Иоанном — известным в свое время реакционным проповедником.

«...В церковь притащили молодую женщину. Она кричала и вырывалась из рук державших ее людей. Платок у нее сбился с головы, бледное лицо запрокинуто, глаза закрыты. Заслышав крик, отец Иоанн подался вперед и насторожился, ожидая, пока женщину подтащат к амвону. «Как звать?» — спросил он сурово. Женщина ощерилась и. завыла по-собачьи. «Открой глаза!..» — строго приказал; отец Иоанн. «Пустите»,— застонала больная, пытаясь вырваться от провожатых. И тут я увидел нечто странное и, пожалуй, даже кощунственное: отец Иоанн с размаху ударил молодку в лоб причастной лжицей и крикнул на всю церковь: «Открой глаза!» Женщина ахнула и подняла на него расширенные ужасом зрачки. Не отпуская от себя ее взгляда, он проговорил твердо и раздельно:

- Именем господа нашего Иисуса Христа... выйди из нее бес!

Он трижды произнес заклинание и после каждого раза дул крестообразно в лицо кликуше. Женщина обмякла и, выскользнув из рук провожатых, плюхнулась на пол...

- Идите с миром... Она здорова».

Как такое «чудо» произошло — мы уже знаем. Целителем выступило слово чрезвычайно авторитетного для больной «святого отца». И это слово-внушение сделало свое дело...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: