Задание по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Для студентов группы 1ТЭО-20 на 23.10.2020г.
Выполнить до 29.10.2020г.
Адрес обратной связи для студентов
Электронная почта преподавателя: viktor-lebedintsev@mail.ru
Страница ВК: Виктор Лебединцев
Задание:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом.
2. Законспектировать лекцию, сфотографировать и выслать мне на электронную почту или ВКонтакт.
3. Прочитайте вопросы для самоконтроля, проверьте свои знания.
Лекция №
Тема: «Способы и языки программирования. Основные
конструкции языка Паскаль»
План.
I. Понятие программы. Способы и языки программирования
II. Основные конструкции языка Паскаль
I. Понятие программы. Способы и языки программирования
Задача программиста: вначале составить алгоритм решения задачи, а затем реализовать этот алгоритм на ЭВМ – составить программу, которая может быть исполнена компьютером.
Программа – законченная последовательность операторов языка программирования, определяющая порядок действий для решения некоторой задачи.
Способы программирования
При рассмотрении алгоритма мы указывали, что исполнитель должен получить алгоритм в той форме, которая понятна ему. Если исполнителем является компьютер, то алгоритм для него должен быть записан на том языке, который данный компьютер понимает. Возникает вопрос: какой язык понимает машина? При создании конкретного процессора разрабатывается система команд, которые может выполнить данный процессор (сложение, вычитание, умножение и т.д.). Как известно, процессор понимает информацию, представленную в виде сигналов двух видов («0» и «1»). Команды, которые выполняет процессор также кодируются последовательностью нулей и единиц. Поэтому в первые годы развития ЭВМ программы писались непосредственно на языке машины – в машинных кодах.
1) Программирование в машинных кодах. Программа представляет собой последовательность команд, записанных на языке процессора в машинных кодах.
35 44 01 67 …..
Недостатки такого способа:
1) сложность программирования;
2) программист сам распределяет память под программу, исходные данные и результаты;
3) трудно разобраться в программе и модифицировать ее;
4) программы, написанные для одного процессора, неприменимы для другого процессора
Однако, необходимо отметить: несмотря на то, что машинным кодом программы никто давным-давно не пишет, все равно все программы записаны именно этим кодом – ничего другого процессор не понимает. Просто в наши дни машинный код пишут не программисты, а специальные программы.
Практически сразу же после возникновения первых ЭВМ стали думать о других способах программирования, которые были бы удобны для человека. Прежде всего, придумали команды процессора и адреса ячеек записывать буквами – возник способ программирования на Ассемблере.
2) Программирование на Ассемблере. Программа представляет собой последовательность команд процессора, записанных словами. Например, для операций процессора можно придумать следующие буквенные обозначения:
ADD – сложение
SUB – вычитание
MUL - умножение
MOVE – переместить
Программирование на ассемблере очень близко к программированию в машинных кодах. Это и хорошо, и плохо одновременно.
Достоинство: программы, написанные на ассемблере, выполняются очень быстро.
Недостатки: сложность программирования; от программиста требуется знать систему команд процессора и его устройство; программы, разработанные для одного процессора, не могут быть выполнены на компьютере с другим процессором.
Применение: для написания драйверов устройств (маленькие программы, от которых требуется высокая скорость работы)
Программирование с использованием языков высокого уровня.
Программа представляет собой текст, близкий к естественному языку человека. Языки высокого уровня используют привычную математическую символику и ограниченный набор понятных ключевых слов.
Достоинства: наглядность, универсальность – независимость от конкретного типа машины.
Примеры языков программирования: Фортран, Алгол, Кобол, Лисп, Бейсик (Basic), Паскаль (Pascal), C++.
Языки высокого уровня нужны для человека. Сам же процессор понимает только язык машинных кодов. Поэтому нужны специальные программы – переводчики с языка высокого уровня на язык машинных кодов. Такие программы получили название трансляторов (англ. translator - переводчик).
Транслятор – программа, которая переводит программу, написанную на языке высокого уровня, на язык машинных кодов.
Существует два основных видов транслятора: компиляторы и интерпретаторы.
Компиляторы переводят на машинный язык весь текст программы целиком, и только после этого программа может быть запущена на выполнение. Интерпретаторы анализируют каждый оператор в отдельности и после его перевода осуществляют немедленное его исполнение.
4) Визуальное программирование. Возникло в 90-х гг., когда компьютеры приобрели графическое управление. Используется графический метод составления программ. Программы составляются из отдельных настраиваемых компонентов.
Примеры системы визуального программирования: Visual Basic (на основе языка Basic), Delphi (на основе языка Pascal), C++ Builder, Visual C++ (на основе языка С++).