Требования к практическому занятию




Методика проведения семинарского и практического занятия по психологии

Предназначение практических занятий – в осмыслении теории, в приобретении навыков осознанно применять ее в учебной и профессиональной деятельности, в развитии умения убедительно формулировать собственную точку зрения. Практические занятия служат своеобразной формой осуществления связи теории с практикой. В настоящее время практические занятия практически всегда строятся таким образом, чтобы содействовать творческой активности учащихся.

Два общих принципа к разработке учебных задач для практических занятий.

Первый – это принцип «от теории к практике», когда подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем. Студентам предлагается самим найти соответствующие примеры в практической жизни, т е. в быту, в учебной, трудовой, спортивной и др. деятельности. Решая такие задачи, студент лучше усваивает теорию, а, правильно ответив, показывает уровень своего понимания проблемы. Например, по общей психологии предлагаем такой вопрос: «Известно, что важнейшим элементом психологической структуры деятельности является мотив, причем одна и та же деятельность может иметь несколько мотивов, т.е. быть полимотивированной. Приведите пример такой деятельности и покажите, какие потребности лежат в основе каждого из мотивов».

Второй принцип – «от жизни – к теории». В этом случае в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории.

Иногда термином «практические занятия» объединяют и семинары, и лабораторные занятия, и коллоквиумы, тренинги и т.д. Иногда рассматриваются собственно практические занятия. Лабораторные работы и практические занятия имеют разные дидактические цели. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является эксперимен­тальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений (за­кономерностей, зависимостей). Ведущей дидактической целью практических за­нятий является формирование практических умений — профессиональных (уме­ний выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессио­нальной деятельности) или учебных (умений решать учебные задачи, необходи­мые в последующей учебной деятельности).

Лабораторные работы и практические занятия проводятся по многим психологическим дисциплинам и могут быть направлены на решение следующих учебных задач:

  1. обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретиче­ских знаний по конкретным темам;
  2. формирование умений применять полученные знания на практике,
  3. развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и др.;
  4. выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

При выборе содержания и объема лабораторно-практических занятий следует исходить:

1. из сложности учебного материала для усвоения;

2. из внутрипредметных и межпредметных связей;

3. из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профес­сиональной деятельности;

4. из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности учебных работ;

5. из значимости лабораторно-практических занятий для формирования целост­ного представления о содержании учебной дисциплины.

Типичными заданиями для лабораторных и практических занятий по психо­логии являются:

1. демонстрационный эксперимент;

2. индивидуальные задания;

3. групповые задания;

4. эксперимент в парах (подгруппах);

5. решение психологических задач;

6. групповая дискуссия;

7. деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.

Требования к практическому занятию

1. Постановка проблемы, обоснование типичных ошибок, противоречий и затруднений.

2. Обоснование ведущих идей, цели и познавательных задач.

3. Наличие необходимого оборудования, источников информации, письменных заданий, чертежей, схем, карт, таблиц, инструкций, вопросов для самоконтроля.

4. Инструктаж по технике безопасности и рациональной организации труда, конструированию и разработке идей, моделей, творческому решению задач.

5. Организация учебно-практической деятельности содержащей следующие действия:

- воспроизведение, повторение, конкретизация опорных знаний;

- осуществление предметных действий, повторяющихся в измененных условиях (тренинг), комментирование действий;

- творческая, самостоятельная работа студентов, постановка учебной задачи, наличие образца, алгоритма или ориентировочной основы действий.

6. Управление деятельностью студентов, обратная связь, индивидуальный подход, консультирование, обучение способам учебно-практической деятельности.

7 Оценка результатов практической деятельности студентов и успешности реализации цели и задач практического занятия.

Главная особенность практического занятия заключается в том, что оно состоит из двух частей. Первая теоретическая предполагает воспроизведение теоретических знаний, а вторая – практических ориентирована на перевод знаний в умения(выработка практических умений.

При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа де­лится на подгруппы, что дает ряд преимуществ в организации занятия. Препода­ватель имеет больше возможностей для эффективного руководства деятельно­стью малых групп и отдельных студентов и оказания им своевременной помощи в учебной работе.

Многие лабораторные работы проводятся в специально оборудованных учеб­ных лабораториях.

Состав заданий для занятия должен планироваться с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студен­тов. Для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные ра­боты и практические занятия, полезно подобрать дополнительные задания для студентов, работающих в более быстром темпе.

Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов. План занятия включает в себя, как правило, следующие пункты:

1. внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию;

2. проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию;

1. инструктирование студентов по прове­дению ими лабораторно-практической работы;

3. выполнение практических заданий;

4. обсуждение итогов выполнения работы;

5. оформление отчета о проделанной работе;

2. оценка преподавателем выполненных за­даний и степени овладения студентами соответствующими умениями.

Организация и проведение занятий, в частности подготовка студентов к заня­тию, инструктаж, выполнение студентами заданий, оформление работы, значи­тельно упрощаются с методической точки зрения, когда существуют письмен­ные методические указания по их проведению.

При проведении практических и особенно лабораторных занятий по психологии преподавателю важно заранее озаботиться тем, чтобы был в наличии необходимый материал и оборудование (бланки методик, бланки ответов, оборудование для лабораторных зан.по теме «Ощущения» и т.д.).

В конце занятий подводится итог, резюме.

Семинар – занятие по закреплению теоретического материала под руководством преподавателя. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка. В ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.

Семинарские занятия предполагают активную работу студентов – выступления с рефератами или докладами, устные ответы на вопросы преподавателя, коллективное обсуждение проблем курса. Тема семинара является общей для всей группы студентов, и каждый должен подготовить ответы на все вопросы, если преподаватель не распределил вопросы для подготовки персонально. Сообщения или доклады, сделанные на семинаре, обсуждаются, студенты выступают с дополнениями и замечаниями. Таким образом, семинары учат студентов умению четко излагать свои мысли, аргументировать свои суждения, вести научную полемику, считаться с точкой зрения оппонентов. Кроме этого, в ходе семинара выявляются недостаточно понятые и усвоенные вопросы, положения.

Подготовка к семинарским занятиям требует от студента высокого уровня самостоятельной деятельности. Ответ должен быть полным и точным, при этом нужно логически грамотно выразить и обосновать свою точку зрения, свободно оперируя понятиями и категориями данной дисциплины.

Преподавателю желательно достаточно четко изложить требования к выступлениям студентов, чтобы у тех не оставалось «белых пятен».

2 типа проведения семинарского занятия – репродуктивный (студенты просто пересказывают информацию из первоисточника) и продуктивный (анализ, сравнение обобщение инф.).

Подготовка преподавателя к проведению семинара: 1) темы могут совпадать с темой лекции (тогда, скорее всего, это репродуктивный тип занятия); 2) темы, которые не обсуждались на лекции – тогда студенты получат знания непосредственно из анализа первоисточников; 3) более узкие разделы тем, изучаемых на лекции.

Важнейшим аспектом подготовки преподавателя к семинару является продумывание и постановка вопросов для обсуждения. От количества и типа вопросов, которые будут поставлены для рассмотрения на занятии, зависит его ход. Многие преподаватели считают необходимым выносить на семинар от 3 до 5 вопросов. Предполагается, что большее количество вопросов на одном двухчасовом занятии обсудить невозможно. Такой подход вполне оправдан для семинара репродуктивного типа. Однако многое зависит от характера и объема вопросов. Более частные, конкретные вопросы, а также вопросы, стимулирующие сравнение (поиск сходства и различия), анализ, синтез, обобщение, конкретизацию, умозаключения, могут требовать других временных затрат. Подчас обсуждение таких вопросов трудно планировать во времени.

Часто постановке вопросов предшествует подбор литературы. И это вполне объяснимо: вопросы зависят от того, какую литературу будут читать студенты. Важным аспектом подбора литературы является определение ее объема, который должен быть прочитан студентами при подготовке.

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРА РЕПРОДУКТИВНОГО ТИПА. Важными для преподавателя в данном случае являются умения управлять процессом обсуждения:

умение соблюдать временной регламент;
умение не стеснять при этом свободу обсуждения и выражения мнений;
умение активизировать на занятии как можно большее число студентов';
умение поставить конкретизирующие, наводящие вопросы в случае затруднения студентов в ответе на вопрос;
умение стимулировать свободную речь студентов при ответах на вопросы (а не чтение конспекта);
умение сделать выводы по рассмотренному вопросу.

Проведение семинара творческого типа менее традиционно при обучении психологии. На творческих занятиях возможны разные формы организации учебных ситуаций, активности студентов и взаимодействия преподавателя и студентов. В чем заключается главная отличительная особенность такого занятия? В том, что студентов не просят воспроизвести материал определенного источника (лекции, учебного пособия, первоисточника). Студентам ставятся вопросы, активизирующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках. Это вопросы следующего типа:

Сравните...;
Найдите отличие...;
Найдите сходство...;
Проанализируйте...;
Найдите связь...;
Докажите достоинства и недостатки определенной позиции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: