Г. задание для И-31 по учебной дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» 2 часа
Скриншоты конспекта и ответы теста вставить в текстовый документ MS Word 2003 сохранить под именем например 23 10_ ОА и П Иванов.doc и отправьте на почту garifl@inbox.ru
не позднее 14:00 23.10.2020 г
Работать по плану
1. Записать в тетради дату 23.10.2020.г.
Тему занятияАлгоритм разветвленной структуры
2. Прочитать информацию Алгоритм разветвленной структуры
3. Выполнить Задание 1. Записать информацию в тетрадь
Задание 1. Составить полный конспект по информации:
Блок-схемы с пояснениями выполнить (это главные критерии оценивания задания):
1) аккуратно как в конспекте;
2) каждую строго целиком на одной странице;
Используя карандаш и строго в последовательности пояснений.
Алгоритмы разветвленной структуры
Разветвляющимся называется алгоритм, в котором действие выполняется по одной из возможных ветвей решения задачи, в зависимости от выполнения условий.
Каждое из возможных направлений дальнейших действий называется ветвью.
Ветвление – это структура, обеспечивающая выбор между двумя альтернативами. Выполняется проверка, а затем выбирается один из путей.
Эта структура называется также «ЕСЛИ – ТО – ИНАЧЕ», или «развилка». Каждый из путей (ТО или ИНАЧЕ) ведет к общей точке слияния, так что выполнение программы продолжается независимо от того, какой путь был выбран.
Может оказаться, что для одного из результатов проверки ничего предпринимать не надо. В этом случае можно применять только один обрабатывающий блок (структура «ЕСЛИ – ТО»).
Достаточно часто то или иное действие должно быть выполнено в зависимости от значения логического выражения, выступающего в качестве условия. В таких случаях используется развилка.
Признаком разветвляющегося алгоритма является наличие операций проверки условия. Различают два вида условий - простые и составные.
Простым условием (отношением) называется выражение, составленное из двух арифметических выражений или двух текстовых величин (иначе их еще называют операндами), связанных одним из знаков:
а) < - меньше, чем...
б) > - больше, чем...
в) <= - меньше, чем... или равно
г) >= - больше, чем... или равно
д) <> - не равно
е) = - равно
Например, простыми отношениями являются следующие:
x-y>10;k<=sqr(c)+abs(a+b);9<>11; ‘мама’<>‘папа’.
В приведенных примерах первые два отношения включают в себя переменные, поэтому о верности этих отношений можно судить только при подстановке некоторых значений:
если х=25, у=3, то отношение x-y>10 будет верным, т.к. 25-3>10
если х=5, у=30, то отношение x-y>10 будет неверным, т.к. 5-30<10
Проверьте верность второго отношения при подстановке следующих значений:
а) k=5, a=1, b=-3, c=-8 b) k=65, a=10, b=-3, c=2
Пример 1. Вычислить значение функции
Составить блок-схему решения системы выражений
![]() | Решение: 1. Ввести x. 2. Если x£–12, то y:=–x2 3. Если x<0, то y:=x4 4. y:= x–2 5. Вывести y 6. Конец |
Рис.1. Блок-схема алгоритма для примера 1 разветвленной структуры (полная форма описания) | Рис.2. Пояснение действий для примера 1 алгоритма разветвленной структуры |
При тестировании алгоритмов с развилкой необходимо подбирать такие исходные данные, чтобы можно было проверить все ветви. В приведенном выше примере должно быть по крайней мере три тестовых набора.
Пример 2. Дано натуральное число n. Если число нечётное и его удвоение не приведет к выходу за 32767 (двухбайтовое целое число со знаком), удвоить его, иначе — оставить без изменения.
Чтобы удовлетворить условию удвоения, число n должно быть нечетным и меньше 16384.
![]() | 1. Ввести число n 2. Если число n нечетное и меньше 16384, то n:= n * 2 3. Вывод n 4. Конец |
Рис.3. Блок-схема алгоритма для примера 2 разветвленной структуры (короткая форма описания) | Рис.4. Пояснение действий алгоритма разветвленной структуры |
Рассмотренный пример иллюстрирует неполную развилку. Также следует отметить, здесь логическое выражение, являющееся условием, содержит 2 операнда
Скриншоты конспекта вставить в текстовый документ MS Word 2003 сохранить под именем
например 23 10_ ОА и П Иванов.doc и отправьте на почту garifl@inbox.ru
не позднее 14:00 23.10.2020 г.
Оценка ___________________ Подпись преподавателя ________________