Животный мир Республики Беларусь




В Беларуси обитает 76 видов млекопитающих, самые распространенные из которых лось, олень, дикий кабан, волк, бобр. На территории республики встречается около 300 видов птиц.

В Беларуси можно встретить огромное количество диких животных и птиц, среди которых встречаются редкие виды. Редкие виды животных и птиц, редкие виды растений,а также исчезающие виды животных и растений занесены в Красную книгу Республики Беларусь. В нее включены 17 видов млекопитающих, 72 вида птиц, 4 вида земноводных, 10 видов рыб, 72 вида насекомых – они находятся под охраной государства, и в местах их обитания созданы государственные заповедники и заказники.

Для сохранения уникальных уголков природы, сохранения и преумножения численности редких и исчезающих видов флоры и фауны, для организации наблюдений за изменениями в природе в Беларуси созданы Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы. Общая площадь охраняемых территорий составляет около 7% площади страны.

В Беларуси пять охраняемых государством заповедных территорий. Их работа поддержана всемирной организацией ЮНЕСКО. Это Национальные парки «Беловежская пуща», «Браславские озера», «Припятский», «Нарочанский» и Березинский биосферный заповедник.

18. Минеральные ресурсы. Геологические исследования показали, что в недрах РБ разведано 5000месторождений представленных 30-ю видами мин.сырья.Важнейшими полезными ископаемыми явл. калийные и каменные соли, нефть, торф, сырьё для пр-ва строит.материалов. Всего учтено 65 месторождений нефти, из них 30 эксплуатитуется. Извлекаемые ресурсы нефти оцениваются 338,3 млн.тонн. Если будет добываться 2 млн.тоннв год то нефти хватит на 35 лет.Потребность народного хоз-ва в нефти обеспеч.на 10-15 % остальная нефть импортируется.Экспортируется Речицкое месторождение нефти. Перспективы на нефть Оршанское и Брестские впадины. Различные запасы природного газа добываемые нефтью оценив. 1,8 млрд.м3. Торфяные ресурсы истощены в следствии интенсивного использования на прошлых этапах эк.развития. Прогнозные запасы торфа оцениваютсяв 3 млрд. тонн, но для промышл.добычи пригодно лишь 240 млн.тонн из этого 2/3 находится в заказниках и заповедниках. Известно 9000 месторождений торфа из которых 100 находится в эксплуатации, ежегодно добывается 2 млн.тонн торфа. Бурые угли выявлены на территории Белорусского полесья, прогнозные запасы 1350 млн.тонн. Изучены месторождения Житковицкое, Бриневское, Тонежское с запасами 150 млн.тонн. Разработан проект разреза Житковицкого, мощностью 2 млн. тонн угля в год. Горючие сланцы разведаны и предварительно изучены на Любанском и Туровском месторождении, прогнозные запасы 11 млрд. тонн, глубина залегания 600м. Месторождения не разрабатываются т.к. экономич.не выгодно при нынешнем уровне развития производит.сил и технологий. Горно-химич.сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными расолами. Наибольшее народно-хоз.значение имеют калийные соли. Промышленные запасы по Старобенскому и Петриковскому месторождениям сост. 6,5 млрд.тонн, а прогнозное свыше 80 млрд. тонн. Запасы калийной соли не исчерпаемы. Её запасы превышают 22 млрд.тонн, месторождения: Мозырьское, Довыдовское, Старобенское. Фосфориты выявлено 2 фосфоританосных бассейна: Сожский и Припятский., запасы оцениваются в 80 млн.тонн, фосфориты пока не добываются. В РБ открыто 2 месторожд. железных руд: Околовское и Новоселковское прогнозные запасы 1,5млрд.т.

19.Новая экономика и тенденции развития мирового хоз-ва. Мировое хоз-во в 21 веке основывается на принципах рыночной экономики, междунар.разделении труда, интернализации пр-ва и капитала. К концу 1990-х в мировой экономике появился ряд устойчивых тенденций: 1) стабильные темпы роста экономики. Средний темп роста стран мира поднялся менее 1-го% до 3-х % в год. 2) повышение внешнеэкономич.фактора в хоз.развитии. Выросли масштабы междунар.торговли товарами и услугами. Появилась торговля в системе интернет. 3) Глобализация финн.рынков и усиление взаимозависимости нац.экономики. Рост УВ в нац.экономике, развития региональной интеграции. Термин новая экономика появился после того, как стали создаваться первые бизнесы в интернете. Новая экономика - экономич.структура, которая хар-ся преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), а так же снижением роли осязаемых активов. Новая экономика - экономика революционных преобразований в ИТ и в развитии интернета, либерализации рынков, глобализации и повышения мобильности капиталов. Новая экономика явл.заключительным звеном в цепи инноваций. Инновации → Высшие технологии → Новая экономика Для неё хар-на быстрота происходящих изменений. Управление изменениями требует использ.новых технологий управления. Из средств автоматизации процессов it- технологии становятся средой развития бизнеса и экономики в целом. Многие фирмы используют интернет технологии для развития бизнеса,причём макс.интерес вызывает использ.интернет технологий.

20. ИТ - характерная черта «новой» экономики. К концу 20–го века в США при помощи ИТ производилось более ¾ добавленной стоимости создаваемой пром-ти, а американские производители контролировали 40% всемирного коммуникационного рынка, и 75% оборота инф.услуг и программных продуктов. В 1971 расходы американских компаний на инф.и ИТ составили 112 миллиардов долларов. Во всём мире известны компании США, производящие программное обеспечение. Лидером является Microsoft и Oracle. Интернет экономика действует в рамках старых экономич.закономерностей, т.е. происходит встраивание новой экономики в механизм старого порядка. Наиболее хар-ной чертой этого процесса явл.проникновение крупнейших ТНК в сферу электронного бизнеса. Использ.интернет технологий позволило модернизировать традиционную экономику. Электронный рынок использ., как доп.спектр сбыта для привлечения клиента. Привлекательность электронной коммерции связанна со след. факторами: 1 )интернет стал нормой деловой жизни, а всемирное кибер пространство –неосвоенная среда коммерции, которая позволяет реализовывать услуги как напрямую, так и в виде виртуальных моделей. 2)происходит расширение круга субъектов бизнес- операций. 3)существует возможность формирования в реальном времени любых конфигураций изделий по желанию потребителя. 4) Условия взаимодействий для всех пр-й одинаковы, поэтому небольшие новые и агрессивные компании могут конкурировать на равных с хорошо известными. 5)масс- медия электронного рынка явл.благоприятным пространством для рекламы. В настоящее время все основные экономич.виды деятельности перенесены в интернет. Появились интернет коммерция, интернет реклама, интернет банки. Основные направления применения интернет технологий: 1)интернет-торговля. Включает два больших сегмента. 1-й это торговля одной компании с другой по системе бизнес-бизнес. 2-й бизнес- потребитель(розничная торговля). 2) интернет- биржи. В техническом отношении электронная биржа представляет собой центральную компьютерную систему, в которой производятся 2сторонние котировки контрактов на основные виды продукции. По мнению специалистов это позволяет формировать объективно- обусловленные уровни цен(например в США электронная биржа энергетич.ресурсов позволяет снизить цены на 10 % на электроэнергию).На товарных ранках интернет активно развивается простейшая разновидность биржи – аукционная торговля. 3)Интернет банки уже стали широко распространённой формой банковской деят-ти, его основное преимущество заключается в скорости и дешевизне обслуживания. С/с банковских услуг в интернете снижается по сравнению с традиционными в 8-10 раз. Это заставило большинство банков войти в сеть для обслуживания клиентов. Они освобождаются от большей части своих филиалов и переносят значительную часть операций в интернет. Широкому распространению банковских услуг и расчётов в сети препятствуют две осн.группы риска: 1-я в сети легче снять деньги с чужих счетов т.к. система электронной безопасности не достаточно надёжна и хакеры периодически взламывают её и переводят деньги. 2-я в сети растёт инфн-я прозрачность и трудно скрыть финансовые потоки. В настоящее время активно идёт процесс внедрения электронных технологий в пространство старой экономики. На 1 этапе электронные технологии использ.только как маркетинговый канал. Создавался сайт и база данных клиентов. На 2 этапе сеть становится инструментом бизнеса и связывает бизнес процессы трёх ключевых фигур рынка: ростовщика, саму компанию и потребителя. Потребитель может управлять складом поставщика, формируя заказ к пр-ву, такой бизнес процесс резко снижает з-ты на взаимодействия и следовательно на общие издержки. На 3-м этапе основные функции компании передаются на аутсорсинг специализирующимся на нём фирмам. С точки зрения специалистов, компания никогда не должна отдавать 3 осн.бизнес функции: 1)разработку продукта, т.к. именно в эту сферу направляются осн.инвестиции. 2)прямое общение с клиентом (продажи). 3)обслуживание клиента. Всё остальное: логистику, пр-во, маркетинг, управление финн. – компания может отдать на аутсорсинг.

21. Возможности развития рынка новых технологий в Беларуси. В настоящее время в Белоруской экономике ведётся активная работа по технологической информатизации промышленности. Эта работа основана на инновационной деятельности. Предприятиям Республики предоставляется возможность использ.опыт ведущих фирм, лидеров в мировом пр-ве инф.продукции и обеспечить выход отечественных разработок на мировой рынок. Для государства важно создать условия и привлечь к научным исследованиям и опытно-конструкторским работам (НИОКР) талантливых студентов и аспирантов из университетов, проводить их стажировки за рубежом. Важно так же обеспечить высочайший уровень научно-технической оснащённости.

Гос-во поддерживает инновационное развитие через 2 гл.канала финансирования: 1)финансирование сферы НИОКР 2)внедрение новейших технологий на основе льготного кредитования, налогообложения, страхования, лизинга.

 

22. Научно-технический и инновац-й потенциал РБ.. В РБ последоват. реализ. программа инновац развития страны. В результате за 2005-2010гг. прирост ВВП обеспечен при небольшом ↑ потребления топливно-энергетических ресурсов, однако гл.недостатком ресурсов по ресурсосб-ю явл., то что стране не создана целостная система экономии матер.ресурсов - снижает конкурентоспособность прод. эффективность использ.всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования. Проблемами ресурсосбер. занимается НИОКУчрежд, академии наук РБ, научно-исследовательские лаборатории учебных орг.и отраслевые институты в рамках госуд. комплексной, целевой, научно-технич.программы материалы. Первоочередные задачи программы: разработка и орг-я пр-ва современных высокопрочных порошковых сталей, полимерных материалов, сверхтвердых материалов и инструментов на их основе. В РБ реализуется научно-техническая программа ресурсосбережения. Принцип формирования программы: в отборе проектов связанных с использ.и переработкой вторичных ресурсов и отходов пр-й, проектов с высокими экономич.пок-ми освоения их промышленности. По итогам реализации предыдущей программы ресурсосбережения 2005-2010гг достигнуты след .пок-ли: 1.Снижена энергоёмкость ВВП на 6-10 %. 2.Материалоёмкость на 10 %. 3.Улучшена экологич.обстановка на 10 %.

23. Реализация ресурсно-инновационной модели в РБ. В РБ последоват. реализ. программа инновац развития страны. В результате за 2005-2010гг. прирост ВВП обеспечен при небольшом ↑ потребления топливно-энергетических ресурсов, однако гл.недостатком ресурсов по ресурсосб-ю явл., то что стране не создана целостная система экономии матер.ресурсов - снижает конкурентоспособность прод. эффективность использ.всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования. В РБ ещё недостаточно развиваются технологии рециклинга (повторное использование ресурсов) - направление весьма актуально для РБ т.к. в стране «произв-ся» 30 млн.тонн отходов средний уровень их перераб. составляет 26%, в т.ч. промышл. отходы перераб. 35%, твердые и бытовые 4-5%. Проблемами ресурсосбер. занимается НИОКУчрежд, академии наук РБ, научно-исследовательские лаборатории учебных орг.и отраслевые институты в рамках госуд. комплексной, целевой, научно-технич.программы материалы. Первоочередные задачи программы: разработка и орг-я пр-ва современных высокопрочных порошковых сталей, полимерных материалов, сверхтвердых материалов и инструментов на их основе. В РБ реализуется научно-техническая программа ресурсосбережения. Принцип формирования программы: в отборе проектов связанных с использ.и переработкой вторичных ресурсов и отходов пр-й, проектов с высокими экономич.пок-ми освоения их промышленности. По итогам реализации предыдущей программы ресурсосбережения 2005-2010гг достигнуты след .пок-ли: 1.Снижена энергоёмкость ВВП на 6-10 %. 2.Материалоёмкость на 10 %. 3.Улучшена экологич.обстановка на 10 %. Наиб-й экономич.эффект по след. разработкам: 1.На Молодеченском заводе порошковой металлургии для выпуска феррита - стронция использ.отходы металлургического пр-ва завода (БМЗ), что позволило обеспечить импортозамещение за 2008-2010гг в сумме 470 тыс.у.е., срок окупаемости проекта 2 года. 2.Создание ресурсосбережения технологии и линии по переработке отходов мясоперерабатывающих пр- й и туш павших животных в протеиновую кормовую добавку за 2011г получен ∑ экономич.эффект 7,3 млн.у.е. 3.Ресурсосберегающие технологии и оборудование для плавки железоуглеродистых сплавов не подогретой шихте, что позволило сократить удельный расход электроэнергии, а длительность сплавок на 20 % в 2010г получен экономич.эффект 420 тыс. у.е. 4. Внедрена технология пр-ва древесно-волокнистых плит с созданием полузамкнутой системы водопользования на пр-тии «Витебск древ» в создании полузамкнутой системе водопользования.

 

24. Сущность, содержание и значение ресурсосбережения в современных условиях хозяйствования. Ресурсосбережение является одновременно и фактором, и результатом развития рыночной экономики. Действующая в рыночных условиях конкуренция заставляет предприятия вне зависимости от формы собственности снижать издержки производства, проводить активную политику снижения себестоимости продукции, рационально использовать все виды ресурсов в целях увеличения массы прибыли. Поскольку материальные затраты составляют значительный удельный вес затрат на производство промышленной продукции, поскольку в условиях конкуренции, когда качество выпускаемой продукции сходных по профилю предприятий находится на сравнительно одинаковом уровне, преимущественное положение на рынке будет принадлежать предприятиям более активно проводящим политику ресурсосбережения.

Исходными предпосылками для формирования и осуществления ресурсосберегающей политики в рамках промышленных предприятий являются:

 непрерывное возрастание потребления сырья и материалов в мире за последние годы и, как результат, уменьшение запасов и повышение цен на сырье и материалы;

 исчерпаемость минерально-сырьевой базы приобрела масштабный характер, ресурсный кризис становится все очевиднее;

 рост затрат на добычу и использование энергии.

Затраты на материалы в большинстве случаев определяют издержки производства и решительным образом влияют на цену. Поэтому при одинаковых эксплуатационных характеристиках изделие с меньшей материалоемкостью имеет наиболее благоприятную цену.

Сложившаяся ситуация на рынке ведет к чрезвычайно обостренной конкуренции. Предприятия стремятся поставить на рынок продукцию с минимальной материалоемкостью и борются тем самым за место на рынке.

Все более увеличивающаяся роль ресурсосбережения в современной хозяйственной жизни производственного предприятия обуславливает необходимость не простой разработки и внедрения комплекса тематических мероприятий, но построение в целом модели ресурсосберегающего типа для предприятия.

Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Цена на ресурсы складывается, как на всяком рынке, в зависимости от спроса и предложения. Предложение ресурсов отражает прямую связь между ценой на них и реально имеющимся объемом; в интересах самих владельцев ресурсов поставлять последние по более высокой, а не по низкой цене. Так, выплата более высоких доходов работника определенных профессий стимулирует рост предложений соответствующих категорий рабочей силы. Спрос на ресурсы отражает обратную связь между ценой и объемом спроса на них. Если цена повышается, предприятия либо покупают их в меньшем количестве, либо заменяют другими, относительно более дешевыми ресурсами.

 

25.Факторы, определяющие уровень ресурсосбережения. 1.ТЕХНИЧЕСКИЕ: Применение технологий, обеспечивающих минимальные потери материалов, применение оборудования, требующего оптимального расхода материалов, улучшение качества применяемых ресурсов и создание материалов с заранее заданными свойствами, совершенствование технической базы транспортирования и хранения ресурсов.

2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: Совершенствование организации учета получения и использования ресурсов, сокращение цикла от получения до использования ресурсов, повышение качества ремонта технологического оборудования, совершенствование организации производства и труда с целью экономии ресурсов, организация вторичного использования ресурсов, разработка и внедрение организационно-технических мероприятий по экономии ресурсов.

3.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: Анализ действий закона масштаба, закона экономии времени в сложившихся условиях, применение к управлению ресурсами научных подходов менеджмента, улучшение условий труда и отдыха работников, осуществление социально-психологических мероприятий по экономии

26. Система показателей оценки эффективности ресурсосбережения на уровне предприятия и национальной экономики. Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров подразделяются на:

 абсолютные;

 структурные;

 относительные

 и удельные.

К абсолютным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели по стадиям жизненного цикла:

 затраты на маркетинг (на единицу товара);

 затраты на НИОКР (на единицу товара);

 затраты на организационно-технологическую подготовку производства нового товара;

 затраты на производство товара;

 затраты на подготовку товара к функционированию;

 затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание товара;

 затраты на восстановление (ремонт) товара;

 затраты (экономия) на утилизацию товара.

К структурным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каждой стадии жизненного цикла единицы товара:

 сырье и материалы (в % от полных затрат на этой стадии жизненного цикла товара);

 комплектующие покупные изделия или запасные части (в % от полных затрат);

 топливно-энергетические ресурсы (в натуральном выражении и в % от полных затрат);

 заработная плата промышленно-производственного персонала фирмы, приходящаяся на единицу товара (в % от полных затрат);

 амортизация основных производственных фондов в расчете на единицу товара на данной стадии (в %).

К относительным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели расхода ресурса на единицу технического параметра объекта или технологические потери ресурса. Например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля, расход конкретного вида угля на выработку 1квт•час электрической энергии, процент усушки при транспортировании сельскохозяйственной продукции, процент технологических потерь конкретного вида ресурса на конкретной стадии жизненного цикла, коэффициент использования конкретного вида ресурса и др.

К удельным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного вида или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизненного цикла товара на единицу его полезного эффекта.

По сложным товарам рекомендуется анализировать структуру затрат на каждой стадии жизненного цикла по ведущим блокам (агрегатам) товара, с применением метода функционально-стоимостного анализа.

Анализ частных показателей ресурсоемкости товара позволяет найти узкие места по сравнению с товарами конкурентов. Однако окончательное решение может быть принято только по комплексному показателю либо его обратному значению - эффективности товара.

К показателям ресурсоемкости производства относятся показатели, характеризующие эффективность использования отдельных видов ресурсов в целом по фирме, без привязки к конкретным товарам.

К этим показателям целесообразно отнести следующие:

 показатель эффективности рабочего капитала;

 показатель эффективности накопленного капитала;

 рентабельность производства;

 показатель задолженности;

 показатель эффективности активов и др.

Дополнительно к перечисленным показателям ресурсоемкости производства рекомендуется включить следующие:

 производительность труда (отношение общего объема продаж за год к среднегодовой численности персонала фирмы);

 сверхнормативные потери рабочего времени, например, за год;

 сверхнормативные потери материальных ресурсов (включая топливно-энергетические);

 сверхнормативные простои технологического оборудования основного, вспомогательного и обслуживающего производств;

 сверхнормативные выплаты штрафов и неустоек.

Разработка конкретных мероприятий по реализации мероприятий по оптимизации факторов ресурсосбережения позволит улучшить основные и дополнительные показатели ресурсоемкости отдельных товаров и производств в целом.

 

27.Организационно-правовое обеспечение проблемы ресурсосбережения.

Основу законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:

 Конституция Республики Беларусь

 Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утверждена Верховным Советом Республики Беларусь 06.09.1995 г.

 Законы Республики Беларусь: - «Об охране окружающей среды- «О государственной экологической экспертизе»

 - «Кодекс Республики Беларусь о земле

 -Водный кодекс Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь о недрах

 - Лесной кодекс Республики Беларусь.

Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования являются:

 приоритет охраны жизни и здоровья человека в сравнении с другими целями природопользования, обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду;

 соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды;

 научно - обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

 сочетание национальных и международных интересов в области окружающей среды;

 рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды,

Систему государственных органов власти и управления в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:

1)Президент Республики Беларусь;

2)Национальное собрание;

3)Совет Министров;

4)местные органы власти - областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты.

Президент Республики Беларусь, являясь главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, в т. ч. и по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - как представительный и законодательный орган страны определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, объявляет, в случае необходимости, территории зонами экологического бедствия.

Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - является центральным органом государственного управления. Оно осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь: реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение государственных экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов государственного управления, осуществляет международное сотрудничество в этой области.

Местные органы государственного управления - областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологических программ и иных природоохранных мероприятий, разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их исполнение, а также материально-техническое и финансовое обеспечение.

Ресурсосбережение - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.

 

 

28. Оценка потенциальных резервов экономии материальных ресурсов и мероприятия по их достижению. Важнейшим инструментом изыскания внутрипроизводственных резервов экономии и рационального использования материальных ресурсов является экономический анализ. Его задачами в этой области являются:

 оценка потребности предприятия в материальных ресурсах;

 изучение качества и реальности планов материально - технического обеспечения, анализ их выполнения и влияния на объем производства продукции, ее себестоимость и другие показатели;

 характеристика динамики и выполнения планов по показателям использования материальных ресурсов;

 оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов;

 определение системы факторов, обуславливающих отклонение фактических показателей использования материалов от плановых или от соответствующих показателей за предыдущий период;

 количественное измерение влияния факторов на выявленные отклонения показателей;

 выявление и оценка внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.

При анализе обеспеченности предприятия материальными ресурсами в первую очередь проверяют качество плана материально-технического снабжения. Проверку реальности плана начинают с изучения норм и нормативов, которые положены в основу расчета потребности предприятия в материальных ресурсах. Затем проверяется соответствие плана снабжения потребностям производства продукции и образования необходимых запасов исходя из прогрессивных норм расхода материалов.

 

29.Организационная структура по координации работ ресурсосберегающей направленности и направления ее совершенствования. КООРДИНАЦИЯ РАБОТ ПО РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЮ:

НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА:1.Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды,2.Министерство сельского хозяйства и продовольствия,3.Министерство энергетики,4.Министерство промышленности,5.Министерство лесного хозяйства,6 Национальная академия наук

НА ОБЛАСТНОМ УРОВНЕ: Департамент по энергетической эффективности и Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды

НА ГОРОДСКОМ УРОВНЕ: Городская районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды

НА УРОВНЕ ОРГАНИЗАЦИИ: Отдел охраны окружающей среды.

 

30. Нормативно-правовое обеспечение ресурсосберегающей деятельности в США и странах Западной Европы. Правовые вопросы энергосбережения в США решены на жесткой обязательной основе. Пользователю энергоресурсами не предоставляется право выбирать или не выбирать путь энергоэффективного хозяйствования. Энергосбережение входит в число стратегических интересов США, которые понимают энергосбережение как способ уменьшить энергозависимость страны, сократить количество ввозимых нефтепродуктов, перейти на альтернативные источники энергии. У потребителя есть два варианта правомерного поведения: 1) потребитель энергоресурсов выполняет требования федеральных органов и органов местного штата по энергосбережению, или 2) платит штрафы за невыполнение этих требований.

Известно, что США достигли больших успехов в области энергосбережения: в целом за последние 10-15 лет за счет энергосберегающих мероприятий энергопотребление было снижено на 1/4. Такой эффект был получен в результате проведения многочисленных исследований, определивших направления энергосбережения, своевременного принятия соответствующих законодательных актов, а также внедрения на их основе новых строительных технологий.

За прошедшие два десятилетия в США было принято 42 федеральных закона, регулирующих деятельность в энергетическом секторе.

Пять способов государственного стимулирования энергосбережения в США

1-й способ. Государство может, прежде всего, влиять на ситуацию в государственных учреждениях. В США создана специальная комиссия по исследованию использования энергии и разработки стандартов, включая стандарты в области энергосбережения для строительства, которые впоследствии стали обязательными при строительстве всех зданий, находящихся в федеральной собственности. Эти стандарты содержат перечень различных типов энергосберегающего и другого оборудования, отвечающего целям энергосбережения. Правительство Российской Федерации может влиять на внедрение таких стандартов не прямо, а через предприятия энергетики, контролируемые государством, например, через РАО ЕЭС России и его дочерние предприятия.

2-й способ. Тарифная политика. В ряде штатов США введена многоступенчатая система тарифов для разных категорий потребителей. Государство устанавливает минимальный тариф для населения, если ежемесячное потребление энергии не превышает определенного уровня, а далее, чем больше энергии расходуется сверх установленного уровня, тем выше становится тарифы.

3-й способ. Смешанным видом первого и второго способов регулирования является политика государства по вопросам покупки товаров и услуг у предприятий частного сектора. Несмотря на то, что государство может не захотеть принудительно внедрять меры по энергосбережению на частных предприятиях, оно может регулировать этот процесс путем ужесточения или запрещения заключения договоров о государственных поставках с предприятиями частного сектора, не отвечающих определенным стандартам в области энергосбережения. Другим видом такого стимулирования является ограничение доступа к грантам, выделенным государством, и государственным субсидиям для организаций и граждан, которые не приняли соответствующие программы или другие меры в области энергосбережения.

4-й способ. Налоговая политика. Во-первых, это - отсрочки по налогам (средства, затраченные на приобретение и внедрение энергосберегающих программ или приобретение соответствующего оборудования, зачитываются в уплату налогов, причем коэффициент зачетов может быть или 1:1, или 1:2, или любым отвечающим конкретным условиям). Во-вторых, это - снижение сроков амортизации энергосберегающего оборудования.

5-й способ. Государственные гранты для дополнительного финансирования инвестиций в новое оборудование. Обычно эти государственные гранты предоставляются крупным промышленным потребителям там, где можно достичь значительной экономии энергии. В Российской Федерации, например, в Саратовской области, уже приняты подобные меры для создания фонда энергосбережения. Во многих странах мира такие гранты даются не на все 100% финансирования, а только на какую-то его часть, а потребитель должен обеспечить баланс необходимых капиталовложений за счет внутренних и внешних источников.

 

31. Оценка тенденций ресурсосбережения в странах СНГ и их нормативно-правовое обеспечение. Экономика Республики Беларусь на протяжении более 10 лет развивается высокими темпами. Ежегодно достигается высокий уровень валового внутреннего продукта, улучшаются такие качественные параметры, как энергоемкость, производительность труда, уровень инфляции.

Важнейшие приоритеты: поддержание промышленного потенциала страны, наращивание экспорта, инновации, развитие малых и средних городов, повышение уровня жизни и благосостояния населения.

Сегодня абсолютно очевидно, что мировой финансово-экономический кризис, нестабильность цен на энергоносители и их истощающиеся запасы ставят перед всеми странами новые задачи.

Конкурентную борьбу на современном этапе выигрывает тот, кто за счет рационального использования материальных и топливно-энергетических ресурсов, внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий предлагает качественно новую продукцию.

Нет необходимости убеждать кого-либо сегодня в актуальности задачи повышения энергетической безопасности и энергетической независимости Беларуси. Для нас она заключается, прежде всего, в обеспечении экономии импортируемых энергоресурсов, использовании местных видов топлива и вторичных энергоресурсов в максимально возможных с точки зрения экономической целесообразности объемах.

Поэтому принятая в 2007 году Директива Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства» стала для правительства основным программным документом по стабилизации и дальнейшему развитию нашей экономики.

Фактически в директиве поставлена задача развернуть все белорусское общество к проблемам энерго- и ресурсосбережения, так как значительные резервы сбережения энергетических и материальных ресурсов есть в каждой сфере нашей жизни.

 

32. Опыт зарубежных стран в области ресурсосберегающей деятельности. Характерная особенность механизмов ресурсосберегающего развития таких экономик — комплексный подход, включающий инструменты регулирования важнейших сфер хозяйственной деятельности: структурно-инвестиционный, денежно-кредитный, налогов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: