Культура и развитие Руси в 11 веке




Территории и государство Русь в 11 веке

Начатое в 10 веке формирование единого российского государства в 11 веке получило новый виток развития. Киевские князья, которые активно совершали походы на окрестные земли, подчиняли себе все большие территории с проживающим здесь местным населением. Центром объединения славянских племен был Киев, откуда и осуществлялось управления, принимались самые важные решения. Население Руси в этот период было достаточно пестрым – в состав государства входили не только славянские племена, но и часть финских племен, прибалтийских и некоторых других.

Русская территория в 11 веке простиралась от ладожского озера до устьев реки Роси, правобережного Днепра, а также от устья реки Клязьмы (город Владимир Залесский) до верховьев Западного Бута (город Владимир Волынский). Русь сохранила за собой Тмутаракань, также от Руси к Польше постоянно переходила Галиция (место проживания хорватов), подчиняясь власти то одного князя, то другого. Однако важнее всего было то, что разрозненные племена и народы, наконец, начали образовывать более современное и мощное государство.

Разноплеменно население, которое проживало раньше на этих землях, теперь вошло в состав Киевской Руси или Русского государства, однако в полном смысле назвать это государство территорией русского народа было нельзя, так как сам русский народ еще окончательно не сформировался – на территории Руси проживали разрозненные племена, которые все еще во многом придерживались своих собственных древних традиций и очень медленно сливались в единую народность под влиянием христианства, однако само христианство еще не стало главной религией для всех (в 12 веке на некоторых землях все еще жили язычники).

Главным механизмом, который связывал все эти племена, была государственная власть и государственная администрация. Главой государства считался великий князь киевский – потомок варяга Рюрика, призванного на Русь для княжения. Постепенно формировались и другие государственные органы, были проведены попытки реформировать налоговую систему и систему управления – государство развивалось.

Религия и общество на Руси в 11 веке

В 988 году было принято христианство, и оно оказало огромное влияние на развитие Руси в 11 веке. Вместе с христианством стали появляться новые политические и общественные веяния, новые типы отношений. Князь становился наместником Божьим, и должен был заботиться не только о политической состоятельности Руси, но и об общественной и духовной жизни своих подчиненных.

Появляется княжеская дружина, которая постепенно из охраны превращается в своеобразный орган власти, имеющий все больше полномочий и свобод. Представители княжеской дружины считались людьми высшего сорта, она состояла из высшей(бояре) и низшей (отроки и дети). Несмотря на то, что в 11 веке дружина все еще больше несла военный характер, уже начали формироваться ее экономические функции и политические – началось выделение аристократии, разделение общества, формирование сословного государства, которое будет только укрепляться на протяжение следующих двух веков.

Культура Руси в 11 веке

В культуре и архитектуре Руси в 11 веке, как и во всех прочих областях жизни, начался новый виток, связанный с принятием христианства. В живописи начали появляться религиозные мотивы, началось активное строительство церквей – был построен Софийский собор в Киеве, считающийся одним из самых главных памятников архитектуры того периода. На Руси активно начинает распространяться просвещение, грамотность и письменность, начинают строиться школы.

Основные события 11 века на Руси

· 1017—1037 — Сооружение около Киева укреплений и Софийского собора;

· 1019—1054 — великим князем киевским становится Ярослав Мудрый;

· 1036 — победа Ярослава над печенегами;

· 1043 — последний вооруженный конфликт между Русью и Византией;

· 1095 — основание Переяславля-Рязанского;

· 1096 — первое упоминание этнос.о Рязани;

· 1097 — Любечский съезд князей;

Итоги 11 века на Руси

В целом, 11 век оказался довольно благоприятным периодом для формирования и развития Руси. Несмотря на постоянные междоусобицы у князей, а также феодальную раздробленность, государство продолжает формироваться, объединяя под своим началом все новые земли, появляется единая религия, формируется сословный состав общества, распространяется грамота. Русь постепенно становится сильным государством, способным развиваться и диктовать свои условия во внешней политике, а также противостоять набегам кочевых племен.

Активно строятся новые города, население переезжает из деревень в более крупные поселения, начинает развиваться торговля и ремесла. Экономика и культура растут, появляются новые виды искусства (это связано, прежде всего, с принятием христианства), междуплеменные различия постепенно сходят на нет, формируется единый русский.

 

11. В эпоху Возрождения и последующую за ним эпоху Модерна ("Новое время") французский народ (и другие народы Западной Европы) утерял единую религиозность, перестал верить в святость католической церкви. Кто-то стал верить в Лютера, кто-то в Кальвина, кто-то вообще перестал верить и стал атеистом. Система ценностей и связей народов разрушалась и нужна была сборка на новых основаниях и обоснование власти, например, монарха новыми основаниями ее, власти, легитимности. Именно в это время монархи стараются получить легитимность от нации в новых условиях. История знает примеры, когда это получились с сильным ограничением власти короля (королевский дом Англии) и когда не получилось совсем (французская революция и казнь Людовика 16-го).

Другой серьезной, сначала узко научной, а потом и социальной предпосылкой национального строительства стало постепенное сначала, но мощное и неуклонное позже перемещение наиболее активных слоев общества от мышления, основанного на вере к мышлению, основанному на разуме. Можно даже сказать, что вера в разум в итоге победила в Западной Европе веру в Бога. Взрывное развитие науки, начавшееся в эпоху Возрождения к концу этой эпохи, кроме понятных изменений в науке, технике и производстве произвело и коренные изменения в обществе

Именно вера в разум, в рациональность, в науку и её огромную силу и привела к тому, что в ответ на вызовы современной им эпохи социальные философы того времени (Томас Гоббс, Джон Локк) приступили к постепенному проектированию и обоснованию в Европе новых социальных систем (нация - национальное государство) вместо систем разрушающихся (народ - монархия). Конечно, не один Джон Локк и Томас Гоббс провели всю эту огромную работу, но начало проекту "Модерн", создавшему нации и национальные государства положили именно они.

как христианский аскетизм и жертвенность Средних веков заменяется сначала в устах социальных философов, а потом и в реальной жизни на гедонизм, стремление к удовольствиям, и, в конце концов, к обществу потребления.

Если вернутся к вопросу о построении национальных государств, то их зарождение (в эпоху Возрождения) и становление (в т.н. "Новое время") осуществлялось, как политический, экономический и социальный проект, проект "Модерн", при осуществлении которого страны Европы из средневекового состояния перешли в состояние модернизированное, а христианские народы были разрушены и стали буржуазными нациями.

В процессе реализации проекта "Модерн" общественные регуляторы (принципы регулирования общества) Средних веков, такие как, религия, традиция, сословия, преобладание сельскохозяйственного производства, в результате деятельности и элиты, и идеологов и граждан этих сменились на регуляторы "Нового времени", такие, как закон, секуляризация общества, его атомизация и индивидуализация, построение индустриальной экономики.

Государства Европы и их нации были построены разумом, волей этих сильных людей. Они в свое время сделали большое дело, разрешили общественные противоречия Средних веков, построили модернистские общества и национальные государства.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: