Задание 1. Какую роль играют ассонансы и аллитерации в художественных произведениях?




Фоника

Фόника – наýка об искýсстве звуковόй организȧции рéчи. Основной стилистический прием фоники – это звýкопись, т. е. особый подбор слов, которые своим звучанием способствуют όбразной передȧче мысли.

Звýкопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

Наиболее распространённой формой звукописи являются поэтúческие повтόры, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симмéтрию.

Например:

Я мечтою ловил уходящие тени,

уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вдали рисовались,

Вкруг меняраздавалисьот Небес до Земли.

 

Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковȧя инструментόвка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания. Обычно стих бывает инструментован повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста, Такова звуковая инструментовка пушкинских строк: Взглянú: под отдал ё нным св ό дом гул я ет в ό льная лун ȧ; Ей р а но нр а вились ром а ны; Кр овать, по кр ытая к ов р ом; Наследников сердитый х о р зав ό дит неприст ό йный сп о р и т. д.

 

Средства создания звукописи.

1) аллитерȧция (повтор согласных):

(7) Мазу рк а р аздалась. Бывало,

Когда гр емел мазу рк и гром

В о гр омной зале всё др ожало,

Па рк ет тр ещал под к аблуком,

Тр яслися, др ебезжали р амы;

Теперь не то, и мы, как дамы,

Ско л ьзим по л аковым доскам (П.)

 

В ечер. В зморье. В здохи ветра.

В еличавый в озглас в олн.

Б лизко б уря. В б ерег б ьется

Ч уждый ч арам ч ерный ч елн. (Бальмонт)

Повтор конечных одинаковых или похожих согласных ряда слов текста – эпифора (подчеркивает экспрессивность, выразительность текста):

Каждый зву к – условный кр ик.

Есть у каждого двойн ик (Бальм.)

Повтор начальных похожих согласных – анафора:

За дремали з везды з олотые,

За дрожало з еркало з атона (Ес.)

Кстати, анафора существует на всех уровнях языковой системы:

- лексическая:

Быть веселой – привычное дело,

Быть внимательной – это трудней (Ахм.);

- морфологическая (местоименный повтор при цепной связи в тексте):

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, что я Её любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Неё одной молю ответа,

Не потому, что от Неё светло,

А потому, что с Ней не надо света (Анненский)

- синтаксическая анафора основана на повторе одинаковой синтаксической конструкции:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Паст.)

2) ассонȧнс (повтор гласных).

Хож у ли я вдоль у лиц ш у мных,

Вхож у ль во многол ю дный храм,

Сиж у ль меж ю ношей без у мных –

Я преда ю сь своим мечтам (П.)

Повторяющиеся гласные одного произведения создают его внýтренний вокалѝзм, основанный на гармонѝзме и сцеплéнии гласных. Звуковой гармонизм – это повтόр в удȧрной позѝции одного или двух одинаковых звуков (см. выше). Сцеплéние гласных – явление, при котором очередная стихотворная строка начинается теми же гласными, которыми заканчивалась предыдущая:

В темнице там царевн а т у ж и т,

А б у р ы й волк ей верно служит (П.)

3) Паронимѝческая аттрȧкция, приводящая к появлению парономȧзов ‑ В фонике: стилистический приём, состоящий в семантѝческом (смысловόм) сближéнии слов, имеющих звуковое сходство. Из год а в год / Не год ная по год а (Л. Мартынов). Утро брезжит, / А дождик брызжет (Б. Слуцкий). Ах, д икар очка, дочь Икар а… (А. Вознесенский). Тень Руб лева – и В руб ель в придачу (Л. Мартынов).

4) целям выразительности текста могут служить артикуляционно-акустические свойства звуков:

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака

Перед порогом кабака (П.)

Здесь заметно преобладают смычные (мгновенные) согласные звуки. Их вдвое больше, чем щелевых (длительных): 24/11. В стихах говорится о быстром старинном танце, и язык «пляшет» при артикуляции этих звуков.

5) Выразительным средством звукописи может стать неблагозвучие:

а) консонантные сочетания 3-4-5 согласных звуков:

Бр азды пуши ст ые взр ывая,

Летит кибитка удалая (П.)

б) слишком длинные (более 3 слогов) слова:

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа (П.).

в) Неблагозвучной может быть и рубленая речь: Нам там был сдан дом. Есть даже стихотворный жанр, именуемый брахиколоном: сонет Ходасевича «Похороны»: Лоб – Мел. Бел. Гроб. Спел. Поп. Сноп. Стрел. – День Свят! Склеп. Слеп. Тень – в ад!

6) Средство фоники – это звукоподражания:

В ванну падали увесистые капли, производя короткие, однообразные музыкальные удары разных тонов: «Библь! Бобль! Бабль! Бубль!» ( В. Катаев)

На основе звукоподражаний возникают слова, которые своим звучанием напоминают называемые ими действия (ономатопéи): гром, гул, лязг, журчать, плескать. Часто ономатопеи употребляются вместе с аллитерациями и ассонансами: Вот дождик вкрадчиво прокрапал (Тв.)

 

Символисты пытались придать каждому звуку определенный смысл. Константѝн Бальмόнт писал: «Р ‑ скорее, узорное, угрозное, спорное, взрывное. Разорванность гор. В розе румяное, в громе рокочущее, пророческое – в рунах, распростертое – в равнинах и радуге». «Лепет волны слышен в Л, что-то влажное, влюбленное, лиана, лилея. Переливное слово ЛЮБЛЮ. Отделившийся от волны волóс своевольный локон. Благовольный лик в лучах лампады. Светлоглазая льнущая ласка, взгляд просветленный, шелест листьев, наклонение над люлькой». (Да и сами стихи Бальмонта являли, действительно, для своего времени образцы изысканной мелодичности).

Д л инные л инии света

Л асковой да л ьней Л уны.

Дымкою море одето.

Дымка – рожденье во л ны.

Во л ны, л е л ея, сп л етают

Свет л ые пряди руна.

Х л опья п л ывут – и растают,

Новая встанет во л на.

 

Средством речевой характеристики персонажей являются фонетѝзмы – слова, отражающие индивидуальные особенности человеческой речи (фонетические особенности идиолекта).

Бросаются в глаза грамматические неправильности как примета просторечия (соллецизм): в пальте; национальные особенности (шибболет): например, фрикативное «г»; граффон – нарочитые ошибки в орфографии («Письмо к ученому соседу» Чехова), макароническая речь – частичная переделка слов на иностранный лад: В каком-нибудь Зонгульдаке, на пристани, старец в феске и шароварах продал бы вам кулек сушеной макрели. Точно такую же макрель и почти в таком же кульке продал бы вам старикос в Афинах, старчелло в Неаполе, стармен в Ливерпуле, стариньо в Парамарибо. С. Соколов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Какую роль играют ассонансы и аллитерации в художественных произведениях?

а) Пышные гнутся ма ку шки,

Млея в весеннем со ку;

Где-то вдали от опушки

Будто бы слышно: ку-ку. (А. Фет)

 

б) А зайдешь в лесн у ю д а ль и гл у шь,

Муравьиным спиртом п а хнет с у шь (С.Я. Маршак)

 

в) Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

(А. Прокофьев)

г) Вόлга, Вόлга, веснόй многовόдной

Ты не тȧк заливȧешь поля… (Н. Некрасов)

 

Задание 2. Выразительно прочитать. Какой художественный звукообраз создается с помощью аллитерации и ассонансов в приведенном ниже стихотворении К. Бальмонта?

Я вόльный вéтер, я вéчно вéю,

Волнýю вόлны, ласкȧю ѝвы,

В ветвях вздыхȧю, вздохнýв, немéю,

Лелéю трȧвы, лелéю нѝвы.

Веснόю свéтлой, как вéстник мȧя,

Целýю лȧндыш, в мечтý влюблённый,

И внéмлет вéтру лазýрь немȧя, -

Я вéю, млéю, воздýшный, сόнный.

В любвѝ невéрный, растý циклόном,

Взметȧю тýчи, взрывȧю мόре,

Промчýсь в равнѝнах протяжным стόном,

И гром проснётся в немόм простόре.

Но снόва лёгкий, всегдȧ счастлѝвый,

Нежнéй, чем фéя ласкȧет фéю,

Я льнý к дерéвьям, дышý над нѝвой,

И вéчно вόльный, забвéньем вéю.

Справка. Вéю (веять) – ‘ дуть, обдувать’; неметь – ‘ терять голос, терять чувствительность’; лелéю (лелеять) – ‘ заботливо ухаживать’; нúвы – засéянныеполя (пшеницей, овсом, гречкой…); вéстник – тот, кто приносит весть, новость; лȧндыш – весенний цветок; лазýрь – синевȧ; в стихотворении – синее небо; циклόн – буря, ураган, очень сильный ветер; взметȧть – поднимать вверх; фéя – волшебница; льнý(ть) – прижиматься нежно, всем телом.

ѝва нѝва лȧндыш циклόн

Задание 3. Проанализировать стихотворение Борѝса Пастернȧка с точки зрения фоники. О чём оно? Объяснить значение незнакомых слов.

 

Мелό, мело по всéй землé

Во всé предéлы.

Свечȧ горéла на столé,

Свеча горела.

 

Как лéтом рόем мошкарȧ

Летѝт на плȧмя,

Слетȧлись хлόпья со дворȧ

К окόнной рȧме.

 

Метéль лепѝла на стеклé

Кружкѝ и стрéлы.

Свечȧ горéла на столé,

Свеча горела.

 

На озарённый потолόк

Ложѝлись тéни,

Скрещéнья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

 

И пȧдали два башмачкȧ

Со стýком нȧ пол.

И воск слезȧми с ночникȧ

На плȧтье кȧпал.

 

И всётерялось в снéжной мглé

Седόй и бéлой.

Свечȧ горéла на столé,

Свеча горела.

 

На свéчку дýло из углȧ,

И жар соблȧзна

Вздымȧл, как ȧнгел, два крылȧ

Крестообрȧзно.

 

Мелό весь мéсяц в февралé,

И тό и дéло

Свечȧ горéла на столé,

Свеча горела.

1946

Литература

1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. ‑ М.: Наука, 1988. - 341 с.

2. Вольф Е.М. Функциональная с емантика оценки / Е.М. Вольф. ‑ -М.: Едиториал УРСС, 2002. -280 с.

3. Темиргазина З.К. Оценочныевысказывания в русском языке: [Монография] / З.К. Темиргазина. – Павлодар: ОРС, 1999. – 270 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: