Результаты исследования и обсуждение




 

Проанализировав выраженность, динамику, взаимосвязи между компонентами роли матери: родительские установки, самооценка (личностная, ролевая, зеркальная) и их отличие от тех же параметров контрольной группы, а также взаимосвязь этих ролевых компонентов с такими показателями, как возраст женщины, образование, стаж брака мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, в отличие от молодых женщин, еще не имеющих детей, беременные женщины из экспериментальной группы более склонны к проявлению «власти в роли матери» (p < 0,02) и «ускорению развития своего ребенка» (p < 0,04), что объясняется спецификой отношений беременной женщины к своему ребенку, ощущением ответственности за его жизнь и здоровье. После рождения ребенка матери экспериментальной группы более склонны к «поощрению зависимости ребенка от матери» (p < 0,03) (в сравнении с контрольной группой) и к «обереганию ребенка от трудностей» (p < 0,05) (в сравнении с периодом беременности). В целом после рождения ребенка родительские установки женщин становятся более выраженными и определенными.

Во-вторых, гипотеза о противоречивости структуры родительских установок женщин на этапе принятия роли матери подтвердилась. Факторный анализ показывает, что все эти установки не группируются в факторы, а разбросаны и перемешаны между собой.

В-третьих, корреляционный анализ показал большое количество значимых связей между родительскими установками более высокого диспозиционного уровня (уровня ценностей) и ролевой самооценкой женщины (Я как Мать). Так, например, установка на «равенство в отношениях между родителями и детьми» взаимосвязана с большим количеством параметров ролевой самооценки «Я – Мать»: сильная (р < 0,0001), дружелюбная (р < 0,001), отзывчивая (р < 0,005), уверенная (р < 0,002), ответственная (р < 0,03). При этом родительские установки уровня конкретных действий и операций с ролевой самооценкой связаны очень слабо, но коррелируют с личностной самооценкой. Например, значимые корреляционные связи установки на «поощрение активности ребенка» обнаруживаются с такими личностными качествами женщины как доброта (р < 0,01), дружелюбие (р < 0,04), сила (р < 0,01). Взаимосвязь этой же установки с качествами в оценке женщиной себя как матери обнаруживается только в одном случае (ответственность – р < 0,001). Зависимостей между данной установкой и зеркальной оценкой женщиной себя в роли матери (Я – Мать глазами других) не установлено. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что стратегии ролевого поведения в роли матери на этапе ее принятия только начинают складываться и оформляться.

В-четвертых, обнаружены значимые регрессионные связи возраста женщины и уровня образования с ее родительскими установками и оценкой себя в роли матери. Чем моложе женщина, впервые родившая ребенка, тем менее осознано ее отношение к материнской роли. Матери с более высоким уровнем образования чувствуют себя в родительской роли более компетентными.

В-пятых, анализ личностной и ролевой самооценок свидетельствует о том, что в роли матери женщина ощущает себя гораздо сильнее (p < 0,01) и в целом более высоко оценивает себя как мать, чем просто как личность (p < 0,001). Материнская роль для участниц исследования является не только приемлемой, принимаемой, но и ресурсной. Однако принятие роли матери проходит достаточно противоречиво, поскольку личностная (Я), ролевая (Я – Мать) и «зеркальная ролевая» (Я – Мать глазами других) самооценки женщин значительно различаются.

В-шестых, о противоречивости принятия роли свидетельствует и содержание рисунков «Я и мой ребенок». Оптимальный контакт и психологическая дистанция, соответствующая, адекватному принятию роли матери наблюдается, судя по рисункам, только у 47 % (или 23 человек) испытуемых, хотя вся выборка изначально формировалась как «условно благополучная». В то же время можно констатировать у большинства женщин наличие умеренного стрессового состояния.

В целом выявленные особенности этапа принятия роли матери характеризуют его как специфическую, изменяющуюся ситуацию и могут быть отнесены к динамическому фактору совладающего поведения.

Анализ особенностей совладающего поведения женщины на этапе принятия роли матери позволил сделать следующие выводы.

Беременные женщины значительно реже используют в трудных ситуациях проблемно-ориентированный копинг. И если в сравнении с их же выбором, но уже после рождения ребенка различия по этому стилю не значимы, то в сравнении с выбором женщин из контрольной группы они существенны (U = 955,5 при p < 0,04). Однако как до, так и после рождения ребенка проблемно-ориентированный стиль совладания находится на первом месте, что соответствует эмпирическим нормам и подтверждает его конструктивность для данного этапа онтогенеза материнства.

Социальное отвлечение как способ и субстиль совладания с трудностями достаточно часто используют женщины как экспериментальной, так и контрольной группы. Однако матери Поиск социальной поддержки предпочитают другим копинг-стратегиям. Качественный анализ данных интервью показал, что для матерей эта стратегия по смыслу близка к проблемно-ориентированному стилю совладания и является продуктивной в ситуациях болезни ребенка, встречи с абсолютно незнакомыми трудностями ухода за младенцем и т. п.

Во время беременности эмоционально-ориентированный стиль совладания используется женщинами чаще, чем после рождения ребенка, и в сравнении с женщинами, не имеющими детей. Однако для данной выборки эта разница статистически не значима. Это объясняется рядом обстоятельств: отсутствие серьезных (уровня катастрофы) стрессовых факторов в жизни исследуемых женщин, обнаруженная зависимость этого стиля копинга в большей мере от структурного фактора (в том числе, личностных качеств), чем от динамического (специфики ситуации) фактора.

Избегание и отвлечение от проблемы как способы совладания с трудностями у женщин из исследуемых групп менее всего присущи матерям. Существует динамика в выборе этих стилей совладания (получен значимый сдвиг по критерию T Вилкоксона: копинг избегания T = 339,5 при р < 0,01 и отвлечение Т = 276,5 при р < 0,005). В период беременности «охранительные» стратегии избегания и отвлечения помогают женщине уберечь свою психику (и здоровье ребенка) от неблагоприятных стрессовых ситуаций, и поэтому она чаще их использует. Матери значительно реже уходят от проблем, предпочитая отнестись к возникшей трудной ситуации как к задаче и сосредоточиться на ее решении. Если говорить о направленности совладающего с жизненными трудностями поведения – приближение или удаление от проблемы, – матери ориентированы на первый (приближение), беременные – на второй (удаление). Эти факты также свидетельствуют о значимости влияния ситуационных факторов на выбор совладающего поведения на этапе принятия роли матери.

 

Рис. 1. Сдвиг в значениях выраженности стилей совладающего поведения в экспериментальной группе

 

На основе корреляционного и регрессионного анализа получены доказательства гипотезы о том, что ролевые установки и ролевая самооценка на этапе принятия роли матери становятся регулятивным фактором выбора совладающего поведения.

На выбор способов совладания, ориентированных на избегание и отвлечение, влияют такие установки, как «поощрение зависимости ребенка от матери» (β = – 0,78 0 при р < 0,03), «навязчивость в роли родителя» (β = 0,623 при р < 0,02), «мученичество в роли родителя» (β = 0,416 при р < 0,05) и «ощущение самопожертвования в роли родителя» (β = 0,802 при р < 0,01). Копинг, ориентированный на избегание, значимо отрицательно коррелирует с установкой на «ограничение матери ролью хозяйки дома» (р < 0,05), установкой на «подавление воли ребенка» (p < 0,05) и установкой на «сверхавторитет родителей» (р < 0,03).

Чем в большей степени женщина настроена на установление с ребенком отношений зависимости, чем сильней она «загоняет» себя в рамки «дома», «семьи», тем реже она позволяет себе отвлекаться: «ходить по магазинам», «смотреть телевизор» и пр., считая это неприемлемым занятием для «хорошей матери». При этом внутреннее напряжение и неудовлетворенность материнской ролью нарастают, а вместе с ними – подсознательное желание «убежать из дома», «не думать об этом». Если не происходит перестройка установок или способов совладания, этот замкнутый круг может привести к серьезному внутреннему конфликту.

Дистанцирование от проблемы прямо связано с «раздражительностью» (p < 0,04) и «мученичеством в роли родителя» (p < 0,02). Мы установили обратную корреляционную зависимость между копинг-стратегией Бегство-избегание и «установкой на товарищеские отношения с ребенком» (p < 0,001). Таким образом, можно предположить, что такие стратегии и стили совладания с трудностями, как избегание и отвлечение, на этапе принятия новой для женщины материнской роли не способствуют выстраиванию благополучных родительско-детских отношений.

Сама женщина, принимая новую для себя роль, понимает, что отвлечение и уход от проблем – не лучший способ справиться с ними в тот период жизни, когда от ее действий целиком зависит здоровье и благополучие ребенка. Оценка женщиной себя с позиции «Я – Мать» имеет обратную корреляционную связь с копингом избегание (p < 0,005) и копингом отвлечение (p < 0,005). Результаты исследования демонстрируют обратную зависимость стратегии Бегство-избегание и «зеркальной» самооценки в роли матери (p < 0,01).

Избегание как стратегия совладания зависит от таких качеств личности, как независимость, решительность, самостоятельность, уверенность, которые образуют показатель «Сила Я». Регрессионный анализ продемонстрировал: чем выше «Сила Я» личности женщины, тем реже она использует избегание как способ совладания с трудностями (β = – 0,82 p < 0,05).

Сосредотачиваясь на возникшей проблеме, планируя варианты ее решения и предпринимая активные действия, мать проявляет собственную высокую активность и энергичность, причем направленную на проблему. И в этот момент в детско-родительских отношениях она доминирует и принимает решения, так как несет ответственность, обусловленную ее родительской ролью. Поэтому проблемно-ориентированный копинг значимо отрицательно связан с «установкой на поощрение активности ребенка» (р < 0,05), а копинг-стратегия Принятие ответственности – с «установкой на товарищеские отношения с ребенком» (р < 0,03). Можно констатировать, что проблемно-ориентированный копинг не связан с личностной самооценкой. При этом выраженность открытости и независимости женщины как матери (ролевая самооценка) прямо коррелирует с выбором данного стиля совладания (соответственно, p < 0,02 и p < 0,03). Это позволяет говорить о том, что на этапе принятия роли матери проблемно-ориентированный копинг в большей мере детерминируется ситуационными переменными, нежели личностными особенностями женщины.

Высокие показатели по шкале Проблемно-ориентированный копинг опросника КПСС согласуются с положением зеленого и желтого цвета в начале ряда предпочтений (МЦВ). С большой долей достоверности (р < 0,01) можно утверждать, что проблемно-ориентированный стиль совладания связан с таким психоэмоциональным состоянием человека, которое характеризуется уверенностью в себе, упорством в достижении целей, стремлением к самовыражению, а также стремлением к новому, оптимизмом и расширением возможностей, что подтверждает его конструктивную природу.

Полученные результаты подтверждают предположение о том, что эмоциональные копинг-стратегии являются наименее эффективными в совладании с трудностями и стрессами молодой матери. Регрессионный анализ показал, что «Сила Я» личности снижает показатели эмоционально-ориентированного копинга (β = –0,31 при р < 0,05). С выраженностью эмоционально-ориентированного копинга согласуются и некоторые ролевые характеристики. Например, чем сильнее выражено ощущение «мученичества в роли матери» (методика PARI) и «страх причинить вред ребенку» (т. е. неуверенность и чувство некомпетентности), тем чаще женщина прибегает к эмоциональному копингу (β = 0,536 при р < 0,05 и β = 0,5 при р < 0,05 соответственно). А чем увереннее она чувствует себя как мать, тем реже использует эмоциональные способы совладания с трудной ситуацией (β = – 0,30 при р < 0,05).

Таким образом, копинг, направленный на эмоциональное отреагирование, в большей степени определяется личностными качествами, связанными с уверенностью человека в себе, нежели с ситуацией актуального материнства: в проведенном исследовании не обнаружено взаимосвязи этого стиля совладания с психоэмоциональным (ситуационным) состоянием испытуемых, измеряемым по методике МЦВ (модифицированный тест Люшера).

Результаты исследования показывают, что копинг-стратегия Поиск социальной поддержки и субстиль Социальное отвлечение значимо коррелируют с установкой на «поощрение вербализаций ребенка» (р < 0,01 и р < 0,03 соответственно), а Социальное отвлечение отрицательно коррелирует с установкой на «подавление воли ребенка» (р < 0,04). «Самостоятельность» в роли родителя является коррелятом Социального отвлечения, указывая на обратную связь этого параметра ролевой самооценки с поиском социальной поддержки.

Различие рейтинга источников воспринимаемой и ожидаемой поддержки подтверждает наше предположение о том, что Поиск социальной поддержки как копинг-стратегия обретает особое значение для женщины после рождения ребенка. Об этом свидетельствует выход на более высокие места в рейтинге ожидаемой поддержки помощи от врача-консультанта, профессиональных помощников, социальных агентов.

Молодые матери, проживающие совместно с родителями и автономно, значимо различаются по целому ряду установок, реакций и личностных качеств. В целом складывается более благополучный образ автономных матерей с более адаптивными характеристиками. Казалось бы, женщины, проживающие с родителями и воспитывающие маленького ребенка, получают достаточно заботы и помощи от ближайшего окружения. Но при этом они испытывают больший «страх причинить вред ребенку» (p < 0,0006), настроены на «подавление сексуальности ребенка» (p < 0,02) и «поощрение зависимости ребенка от матери» (p < 0,02); считают, что самостоятельно воспитать ребенка мать не в состоянии, ей нужна помощь со стороны окружающих (p < 0,007). Выраженность опекающих родительских установок значительно выше у женщин, проживающих вместе с собственной матерью (p < 0,01). Очевидно, непроработанные отношения зависимости от своей матери провоцируют подобный тип отношений и с собственным ребенком.

Фигура мужа и отца ребенка на этапе принятия роли матери для женщины достаточно противоречива. Результаты исследования показывают: чем меньше поддержка от супруга, тем сильнее у женщины выражены неконструктивные способы совладания с трудностями этого этапа: Эмоционально-ориентированный копинг (р < 0,03), Бегство-избегание (р < 0,04), Дистанцирование (р < 0,002); а так же такие стратегии, как Самоконтроль (р < 0,009) и Положительная переоценка (р < 0,008). И наоборот, с возрастанием поддержки от мужа на этом этапе выраженность данных способов копинга уменьшается.

Чем больше поддержка от супруга, тем более тесный контакт с ребенком демонстрируют женщины в рисунке (параметр «Контакт с ребенком») – эти две переменные связаны с большой долей достоверности (р < 0,001). Эмоциональное состояние молодой матери тесно связано с отношениями с мужем, которые складываются в этот период жизни: в целом количество тревог и их компенсаций уменьшается по мере возрастания поддержки от супруга (р < 0,03).

 

Выводы

 

Выбор совладающего поведения активно действующим субъектом определяется личностными (структурными), динамическими (ситуативными) и регулятивными (социально-психологическими) факторами. Выбор женщиной стратегий и стилей совладающего поведения на этапе принятия роли матери связан, прежде всего, с динамическим (субъективная и объективная составляющие изменяющейся трудной ситуации) и регулятивным (установки) факторами активности поведения субъекта. Динамический фактор включает особенности процесса совладания в конкретной и изменяющейся ситуации, обладающей определенным уровнем стрессогенности для субъекта, оцениваемой им самостоятельно. К такой специфически развивающейся стрессовой ситуации в нашем исследовании относится принятие женщиной роли матери от беременности к актуальному материнству.

Нами доказано, что именно специфика изменяющейся жизненной ситуации женщины, принимающей роль матери, определяет динамику ее совладающего поведения:

• несмотря на гибкость и подвижность психики, эмоциональную нестабильность в период беременности, столкнувшись с трудностями, женщины эмоциональному отреагированию предпочитают проблемно-ориентированные стратегии совладания. Проблемно-ориентированный стиль совладания как наиболее конструктивный предпочитается женщинами контрольной и экспериментальной групп; его выраженность усиливается после рождения ребенка;

• копинг, ориентированный на избегание и отвлечение, – наименее предпочитаемый способ совладания. Во время беременности он связан с «охранительными функциями», и женщины выбирают его несколько чаще. После рождения ребенка стратегии избегания и отвлечения наименее эффективны и используются матерями крайне редко.

• поиск и получение социальной поддержки становится эффективной самостоятельной копинг-стратегией, содержательно и по эффективности приближающейся к проблемно-ориентированному стилю совладания.

Таким образом, динамический аспект анализа совладающего поведения в период от беременности до материнства показывает рост субъектности в поведении женщин в форме зрелого (взрослого) отношения к актуальной трудной жизненной ситуации. Оптимальность и конструктивность изменений в поведении проявляется в значительном уменьшении выбора неадекватного ситуации материнства копинга, ориентированного на избегание, дистанцирование и отвлечение, в функциональном и адекватном изменившейся ситуации использовании социальной поддержки. Трансформация копинга происходит по мере внутренних изменений самого субъекта в условиях изменяющихся требований ситуации.

На этапе принятия роли матери регулирующим и способствующим адаптации фактором выбора женщиной стратегий и стилей совладающего поведения наравне с другими начинают выступать ролевые установки. Негативные родительские установки значимо влияют на выбор неконструктивных способов совладания с трудностями на этапе принятия материнской роли. В контрольной группе влияние родительских установок на совладающее поведение не обнаружено, а корреляционные связи между ними немногочисленны и слабы.

От полноты принятия женщиной роли матери, таким образом, зависит продуктивность ее совладания с трудностями беременности и материнства на раннем этапе развития ребенка.

 

Литература

 

Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3–18.

Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1990.

Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности: Дис. … канд. психол. наук. М., 1994.

Брушлинский А. В. Психология субъекта / Отв. ред. В. В. Знаков. М.: Изд-во ИП РАН; СПб.: Алетейя, 2003.

Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

Добряков И. В. Перинатальная семейная психотерапия // Системная семейная психотерапия / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002. С. 265–285.

Захарова Е. И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка // Журнал практического психолога. 2003. № 4–5. С. 38–45.

Знаков В. В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 2. С. 95–105.

Коваленко Н. П. Основы перинатальной психологии (теория, методология, опыт): Автореф. дис… … докт. психол. наук. СПб., 2001.

Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Дис. … докт. психол наук. Кострома, 2005.

Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007.

Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс – физиологические и психологические реакции / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178–209.

Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001.

Подобина О. Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери. Дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2005.

Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте / Отв. Ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.

Филипова Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Aldwin C. M. Stress, Coping, and Development: an integrative perspective. N. Y.: Guilford Press, 1994.

Handbook of Health Psychology / Ed. by A. Baum, T. A. Revenson, J. E. Singer. New Jersey: Lawrence Erlbaum Ass., 2001.

Handbook of Coping: Theory. Research. Applications/Ed. by M. Zeidner, N. Endler, N. Y.: Wiley, Sons, 1996.

Kendall-Tackett K. A., Klaus P., Klaus M. H. The Hidden Feelings of Motherhood: Coping with Stress, Depression, and Burnout. New Harbinger, 2001.

Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N. Y.: Springer Publishing House, 1984.

Margolies E. The Motherhood Report: How Women Feel about Being Mothers. N. Y.: McGraw-Hill Publ., 1989.

 

Стратегии совладания как характеристики семейного субъекта в пренатальный период [12]

Ю. В. Ковалева

 

Обосновывается предположение о существовании семейной основы регуляции поведения человека в актуальной жизненной ситуации. В качестве этой основы предлагается рассматривать ранний детский опыт и отношения в нуклеарной семье. На примере анализа взаимного соответствия показателей стратегий совладания и составляющих контроля поведения, а также других личностных и регуляторных качеств супругов в период вынашивания ребенка показано, что согласование показателей имеет компенсаторный характер, который может свидетельствовать о существовании общей семейной цели и единой семейной регуляции поведения. Одновременно с этим получены данные, позволяющие сделать предположения о том, что супруги используют ряд стратегий не только для достижения общих целей, но и для сохранения семейного и индивидуального баланса. Ключевые слова: стратегии совладания в семье, семейная регуляции, ранний детский опыт, нуклеарная семья.

Значение материнского фактора в онтогенезе подтверждено большим количеством психологических исследований последних десятилетий. Такие научные направления, как бихевиоризм, этология, психоанализ и другие предлагают свои модели материнского вклада в развитие ребенка (Мухамедрахимов, 1999). В области пренатальной психологии накоплены данные, свидетельствующие о том, что эти отношения начинают формироваться задолго до появления ребенка на свет. Связь между будущей матерью и плодом развивается поступательно, устанавливаясь на нейрогуморальном уровне, затем становится все более полной, включая эмоциональный и голосовой контакт (Филиппова, 1999; Батуев, 2000). Есть данные, что так называемое пренатальное воспитание и обучение, а также позитивное отношение женщины к беременности и активное участие отца в событиях, связанных с вынашиванием и родами, соотносятся с более высокими показателями физического и психического развития ребенка после рождения, его адаптивностью, более легкой социализацией (Крайг, 2000; Childs, 1998; La Fuente, 1998; Riley, 1988).

Таким образом, исследования в области пренатальной психологии позволяют более полно представить условия среды, необходимой младенцу для позитивного старта развития. Однако возникает вопрос, в каком случае родительская среда готова предоставить ребенку подобные условия?

Известно, что беременность представляет собой серьезное испытание и для женщины, и для мужчины, и для семьи в целом. Многоуровневое изменение условий жизни от соматических до социальных во время вынашивания является глобальным стрессом, требующим для совладания с ним значительного и специфического ресурса. В результате проведения исследований в области психологии беременности мы пришли к выводу, что период вынашивания представляет собой естественную модель трудной жизненной ситуации, что позволяет нам применять положения субъектного подхода к анализу поведения женщины в это время (таблица 1).

 

Таблица 1

 

Нами получены данные, свидетельствующие о том, что поведение, позволяющее женщине адаптироваться к условиям беременности, связано с особым согласованием ее психического ресурса.

Этот ресурс мы представляем в виде интегративной характеристики субъекта – контроля поведения, объединяющего когнитивные, эмоциональные и волевые возможности человека и являющегося основой его саморегуляции в трудной жизненной ситуации (Сергиенко, 2006). Для благополучного вынашивания характерно более высокое развитие отдельных составляющих контроля поведения, а также компенсаторные связи между подсистемами контроля поведения, личностными качествами и представлениями о раннем детском опыте. Личность как вектор функционирования субъекта, определяющий основные направления его самоосуществления, также может вносить различный вклад при благополучном и неблагополучном вынашивании, в первом случае личностные качества (интернальность) образуют большое число связей, часто компенсаторных, с составляющими контроля поведения, в то время как во втором случае личностные качества являются практически изолированными. Такая разобщенность ресурса человека, как представляется, не может способствовать его адаптации. А если предположить наличие причинно-следственных связей, то может даже служить причиной дизадаптации (Ковалева, 2004; Ковалева, Сергиенко, 2007).

Отдельно необходимо сказать о связи контроля поведения с представлениями женщин о собственном раннем детском опыте. Эта линия исследования стала основой отдельной самостоятельной работы, направленной на изучение роли не только самой женщины, но и семейной пары и семьи в целом в развитии ребенка.

Наши данные свидетельствуют о том, что благополучное вынашивание связано с представлениями женщин о себе как о компетентных детях. По их мнению, родители доверяли их детским возможностям, считали способными справляться с актуальными задачами. Это демонстрирует не только определенный стиль родительского отношения, но и может выявлять качества самих родителей, в нашем случае прародителей. Уместно предположить, что доверие ребенку возникает у уверенных, самостоятельных людей, адекватно оценивающих собственные возможности и возможности окружающих, имеющих в поведенческом арсенале достаточное количество способов решения проблем и считающих, что их ребенок также обладает ими в полной мере (Ковалева, 2004).

Дальнейшее продвижение в этом направлении позволило получить результаты, свидетельствующие о том, что активное участие будущих отцов в событиях беременности, а именно их желание быть рядом с женой во время родов, также связано с их представлениями о собственном раннем детском опыте. Мужчины, планировавшие участвовать в родах, считают, что их родителей отличал кооперативный стиль воспитания. Родители интересовались их делами, много помогали им, сочувствовали, а также поощряли их самостоятельность и инициативу. Поведение будущих отцов отражает этот опыт отношений с родителями, полученный в детстве (Матвиенко, Ковалева, 2005).

Таким образом, наши данные позволяют сделать предположение о существовании семейной основы регуляции поведения, которая может способствовать реализации индивидуального ресурса либо провоцировать конфликт возможностей и насущных задач. В рамках этого можно также допустить, что регуляция поведения связана не только с ранним семейным опытом, но и с отношениями человека в актуальном жизненном периоде в нуклеарной семье.

В соответствии с положениями системной семейной терапии взаимодействия в семье направлены на поддержание равновесия в отношениях, т. е. максимальной адаптации супругов к совместной жизни в соответствии с их индивидуальными особенностями. Нарушение баланса за счет привнесения в семейную систему информации, связанной с новой ситуацией, например беременностью, обнажает слабые точки взаимодействия супругов, требует от них усилий для поддержания семейного гомеостаза (Варга, 2001; Черников, 2001). Подобные положения системной семейной терапии могут быть соотнесены с понятием группового или коллективного субъекта. Целостность как качество группы или коллектива основана на реальных и различных видах взаимных связей составляющих ее индивидов (Журавлев, 2002). Таким образом, анализ взаимного соответствия индивидуальных характеристик супругов на различных этапах развития диады или семьи в целом является одним из способов изучения семейной организации или семейного субъекта.

В настоящее время наша работа направлена на выявление связей между показателями контроля поведения супругов на этапе беременности. Предполагается, что определенные сочетания характеристик будущих родителей отражают необходимые отношения в семейной системе в контексте целей и задач периода беременности. К этому моменту получены данные, свидетельствующие о том, что показатели контроля поведения беременных образуют множественные связи с показателями эмоциональной регуляции и личностных качеств будущих отцов (Ковалева, 2006).

Для изучения стратегий совладания (копинг-стратегий) на настоящий момент протестировано 12 супружеских пар, находящихся в 3-м триместре беременности с использованием Опросника диагностики совладающего поведения в стрессовой ситуации (КПСС) в адаптации Т. Л. Крюковой (Крюкова, 2004).

Получены следующие результаты. В группе будущих матерей по сравнению с группой будущих отцов значимо выше показатель эмоционально-ориентированного копинга (коэффициент Манна – Уитни U = 30, p ≤ 0, 01). Эти результаты согласуются с большим массивом данных, свидетельствующих о том, что эмоционально-ориентированный копинг является стратегией, наиболее чувствительной к фактору пола (Гашлама, 2007). У этого явления есть как эволюционная, так и социальная основа.

Корреляционный анализ показателей копинг-стратегий по группам показал, что в группе будущих матерей показатель стратегии избегания связан как с показателем стратегии отвлечения, так и социального отвлечения. В то время как в группе будущих отцов показатель стратегии избегания связан только с показателем отвлечения. Это означает, что беременные женщины в трудной ситуации, помимо естественной смены деятельности, переключения с проблемы на какую-либо комфортную сферу, часто обращаются к социальной поддержке. Мужчины же этого не делают.

Корреляционный анализ между стратегиями совладания, избираемыми будущими родителями, показал, что ориентация на избегание проблем будущих матерей связана с ориентацией на избегание проблем и стратегией отвлечения будущих отцов (r = 0,62, p ≤ 0,05, r = 0,76, p ≤ 0,01). Таким образом, стратегия избегания в нашем случае является не только индивидуальным, но и семейным копингом.

Целью настоящей работы является установление соответствия между копинг-стратегиями будущих родителей и другими показателями, отражающими особенности регуляции поведения супружеской пары.

Исследование направлено на проверку двух предположений:

о существовании связи между стратегиями совладания и особенностями собственного стиля регуляции поведения и о существовании связи между собственными стратегиями совладания и особенностями регуляции поведения супруга.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

1 выявить степень согласования между копинг-стратегиями будущих родителей и составляющими контроля поведения (когнитивным, волевым контролями и эмоциональной регуляцией), субъективным контролем, эмоциональным интеллектом, представлениями о раннем детском опыте и психическими состояниями отдельно в группах будущих матерей и будущих отцов;

2 выявить степень согласования между копинг-стратегиями будущих родителей и составляющими контроля поведения (когнитивным, волевым контролями и эмоциональной регуляцией), субъективным контролем, эмоциональным интеллектом, представлениями о раннем детском опыте и психическими состояниями их супруга.

Интересующие нас показатели изучались с помощью следующих методик:

1 Контроль поведения:

Показатели когнитивного контроля – Планирование, Программирование, Гибкость, Моделирование, Оценка результата, Самостоятельность, Общий уровень регуляции поведения. Методика – Опросник «Стиль саморегуляции поведения – 98, ССП–98» В. И. Моросановой (Моросанова, Коноз, 2001).

Показатели волевого контроля – Контроль за действием при неудаче, Контроль за действием при планировании, Контроль за действием при реализации. Методика – «Шкала контроля за действием» Ю. Куля, адаптированная и стандартизированная на российской выборке (Шапкин, 1997).

Показатели эмоциональной регуляции – Реактивная тревожность, Личностная тревожность, Уровень депрессии. Методики – Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина, Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова (Практическая психодиагностика, 1998).

2 Субъективный контроль:

Показатели – Общая интернальность, Интернальность в достижениях, Интернальность в неудачах, Интернальность в семейных отношениях, Интернальность на производстве, Интернальность в межличностных отношениях, Интернальность в вопросах здоровья. Методика – Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (Locus of control scale) в адаптации Е. Ф. Бажина и др. (Практическая психодиагностика, 1998).

3 Представления о раннем детском опыте:

Показатели – Принятие/Отвержение, Кооперация, Симбиоз, Авторитарная гиперсоциализация, Маленький неудачник. Методика – структурированное интервью, в основу которого была положена Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина (Практическая психодиагностика, 1998).

4 Эмоциональный интеллект:

Показатели – Оценка эмоций, Регуляция эмоций, Использование эмоций. Методика – Measuring of emotional intelligence by Schutte N. S., Malouff J. M., Hall L. E. (Shutte et al., 1998). Данный опросник, находящийся на стадии апробации, использовался с целью сравнения показателей испытуемых по сырым баллам.

5 Психические состояния:

Показатели – Психические процессы, физиологические реакции, Переживание, Поведение. Методика – Рельеф психического состояния личности А. О. Прохорова (Прохоров, 2004).

Сбор данных был осуществлен О. А. Соколовой, обработка тестового материала – И. И. Ветровой.

Для статистической обработки данных использовался пакет Statistica 6.0.

В рамках решения первой исследовательской задачи нами был проведен корреляционный анализ между показателями копинг-стратегий и показателями контроля поведения – когнитивным и волевым контролями и эмоциональной регуляцией, а также показателями субъективного контроля, представлений о раннем детском опыте, эмоционального интеллекта и психических состояний. В таблице 2 и таблице 3 представлены соответственно корреляции, полученные в группах будущих матерей и будущих отцов.

 

Таблица 2

Корреляции между показателями копинг-стратегий и другими показателями в группе будущих матерей (N = 12)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: