Существуют следующие методы обучения.




Выбор методов и средств обучения

Успех обучения, как известно, зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т. е. методов обучения.

Под методом обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») понимают систему упорядоченных и целенаправленных взаимодействий между преподавателями и студентами, обеспечивающих реализацию педагогических целей обучения.

Существуют следующие методы обучения.

По источнику информации:

- словестные, наглядные, практические.

По способу усвоения:

- информационно-рецептивный,инструктивно-репродуктивный,продлемного изложения,эвристический, исследовательский.

По способу деятельности преподавателя и обучающегося:

- устное изложение, работа обучающихся, наблюденеи обучающихся.

По дидактической цели:

методы сообщения новых знаний,методы закрепления новых знаний,методы проверки и оценки знаний.

Соединение разных подходов (комплексный подход Ю.К. Бабанского):

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,методы ее стимулирования и мотивации,методы контроля и самоконтроля.

Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени. Выбор, как правило, определяется следующим:

1.Целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин.

2. Целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения.

3. Характером предмета (естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.).

4. Характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.).

5.Организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод (лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.).

6. В идом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении.

7.Физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия, и т.д.).

Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.

К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении.

 

Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.) Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами.

В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:

 

1. Компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени).

 

2. Адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.).

 

3. Информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование).

4. Интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.).

Выбор методов и средств обучения. Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно: –закономерностей и вытекающих из них принципов обучения; – общих целей обучения, воспитания и развития человека; – конкретных образовательно-воспитательных задач; – уровня мотивации обучения; – особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины; – содержания материала; – времени, отведенного на изучение того или иного материала; – количества и сложности учебного материала; – уровня подготовленности учащихся; – возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; – сформированности у учащихся учебных навыков; – типа и структуры занятия; – количества учащихся; – интереса учащихся; – взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность); – материально-технического обеспечения; – особенностей личности педагога, его квалификации. Изучение существенных отношений между целью, средствами педагогического воздействия и их результатами – одна из важнейших задач педагогической теории. Подчеркивая это, А.С. Макаренко сформулировал ставшие общепризнанными следующие положения: 1.Каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий; 2. Осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется и развивается; 3. Вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели; 4. Если частная цель несовместима с главной, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем. 5. Метод обучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность. С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения для проведения занятий, направленных на результативность учебного процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: