ВВЕДЕНИЕ
История дизайна насчитывает уже более ста лет. В качестве объекта дизайнерского творчества теперь выступает вся материальная рукотворная среда. Творческие и практические достижения дизайна несомненны, однако до сих пор не выработана его теоретическая основа. Не определены чёткие границы дизайна. Практически в последнее время дизайн активно вторгается во все области человеческой деятельности. Его определение стало значительно шире сформулированного теоретиком и практиком дизайна Т. Макдональдо. Дизайн – творческая деятельность человека, направленная на разработку и создание объектов материальной культуры, формирующих комфортную среду существования человека.
Дизайн – вполне самостоятельная, принципиально новая область творчества. Продукт этой деятельности уже зависит не только от художественного вкуса и элементарного опыта, а от развитого художественного мышления, присущего представителям сферы искусства, а также от рационального проектного мышления, базирующегося на закономерностях инженерной и конструкторской деятельности.
Дизайн с самого начала своего существования ставил перед собой задачу соединения в единое целое целесообразность и красоту, технические и эстетические начала, создания новых видов и типов изделий, организации целостного предметного мира, соответствующего уровню развития материальной и духовной культуры современного общества.
Задача эта огромна, требует интегрирования знаний из разных областей человеческой деятельности. Развитие инновационных технологий, появление новых искусственных материалов позволяет совершенствовать рукотворный материальный мир. Для дизайна тенденция ориентации на решение экологических проблем проектной культуры глубоко органична по ценностям и целям.
|
Целесообразность введения дисциплины «Современные проблемы дизайна» обусловлена необходимостью приобретения студентами более глубоких профессиональных навыков получения знаний по широкому кругу вопросов, касающихся формированию гармоничной предметной среды во всех сферах человеческой деятельности в условиях современного общества
Особое место данной дисциплины в профессиональной подготовке дизайнеров обусловлено тем, что дисциплина рассматривает целенаправленно вопросы эргономики, экологии, философии, искусствоведения, экономики. Дисциплина тесно связан с теоретическими основами дизайна, а также со специальными дисциплинами.
Дисциплина имеет тесную связь и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как: «Проектирование в дизайне среды», «Основы композиции», «Цветоведение и колористика», «Основы проектной графики», «Компьютерные технологии в проектировании среды», «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды», «Основы теории и методологии проектирования среды», «Оборудование и благоустройство средовых объектов систем», «Основы дизайна городской среды».
Особенность изучаемой дисциплины состоит в изучении приемов и методов проектирования, включающих конкретные этапы предпроектного анализа, выбор и обоснование авторской концепции. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для непосредственного практического применения в таких областях профессиональной деятельности как проектирование объектов различной иерархии – от малых предметных объектов до гармоничной целостной среды для определённых процессов жизнедеятельности.
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цели освоения учебной дисциплины
Целью учебной дисциплины «Современные проблемы дизайна» является развитие творческого и исследовательского подхода каждого студента к художественной деятельности в области современного дизайна на основе методов и средств создания художественного образа.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
· знакомство и анализ современных определений дизайна как универсальной проектной деятельности;
· рассмотрение дизайна в связи с искусством, с развитием художественного творчества, с историческим движением эстетического сознания;
· формирование понимания дизайна как особой проектной деятельности, отличной от искусства.
· закрепление навыков композиционных решений применительно к задачам дизайнерского проектирования;
· выработка необычного, нестандартного, нового художественного языка, индивидуального стиля для решения творческих задач при проектировании дизайнерских объектов;
· овладение основами дизайнерского проектирования на базе теории, приведенной в систему знаний;
· освоение методов и получение навыков в отборе современных продуктов дизайнерской деятельности.
1.2. Перечень компетенций, приобретаемых
при изучении дисциплины
Таблица 1
Формируемые знания, умения, владения
ООП | Код компетенции | Составляющие компетенции | |
072500.68, Дизайн. Дизайн среды и визуальных коммуникаций | ОК-1 – способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | Умения | стремиться совершенствовать профессиональные и личностные качества |
ОК-3 – способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения | Знания | иностранный язык в области профессиональной деятельности |
|
Продолжение табл. 1
ПК-6 – способен представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати | Умения | самостоятельно проводить научные исследования по вопросам профессиональной деятельности | |
ПК-7 – способен выбирать необходимые методы исследования творческого исполнения; модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования либо художественного творчества | Знания | иностранный язык в области профессиональной деятельности | |
Умения | разрабатывать проектные методики в дизайне | ||
Владения | навыками анализа науки как социокультурного феномена в рамках различных стратегий и освоения ряда технологий организации научной деятельности, научно-исследовательская и творческая деятельность в области графического дизайна, исторический и современный опыт |
Окончание табл. 1
ПК-9 – представление о проведении процедуры консультационного характера | Умения | выявлять ключевые проблемы дизайна и осуществлять консультационную деятельность |
1.3. Основные виды занятий
и особенности их проведения
Дисциплина «Современные проблемы дизайна среды» относится к базовой части общенаучного цикла. Общий объем составляет 108 часа. Программой дисциплины предусмотрено выделение 32 часов на аудиторную работу (18 часов – лекции, 14 часов – практики), 40 часов – на самостоятельную работу, в том числе подготовка к семинарам – 16 часов, выполнение творческих рефератов – 24 часа. Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, практические занятия и написание реферата.
Лекционный курс формирует современный взгляд на формирование дизайнерской деятельности в рамках развития современного общества, на связь дизайна с искусством, роль дизайна в формировании предметной среды, влияние научно-технического прогресса на развитие дизайна. Рассматриваются современные проблемы дизайна с учётом экологического подхода. Даётся краткий анализ развития предметного мира доиндустриальных цивилизаций, зарождения дизайна как новой универсальной творческой профессии и становления дизайна в ХХ веке на примере Западной Европы, рассматриваются предпосылки возникновения «интернационального» стиля в дизайне. Рассматривается дизайн как деятельность, направленная на интеграцию материальной и художественной культуры. Феномен японского дизайна. Современное искусство и дизайн. Поп-арт и хай-тек. Дизайн в России. Проблемы современного развития дизайна. Определение границ деятельности дизайнера. Лекционные занятия дисциплины сопровождаются наглядным материалом в виде презентаций и иллюстраций.
Во время проведения практических работ студенты овладевают практическими навыками поиска материала с использованием всех форм современной информации, её ранжирования, критического анализа и формирования собственной творческой концепции.
При написании реферата студенты получают практические навыки по выполнению полного предпроектного анализа дизайнерского продукта определённого назначения и оформления результатов исследования с соблюдением современных требований написания научной работы.