Летию Василия Александровича Сухомлинского,
Первой учительнице Тарасовой Людмиле Сергеевне,
Моей семье и моим друзьям
посвящается…
Педагогическая сказка
Для Учителей
и неравнодушных родителей
«Волшебный секрет cказочного ОбразоВАЯния: ТРУД»
В некотором царстве, в некотором государстве, у чистого педагогического Ручейка, под яркой высокой РА-Дугой жила-была педагогическая Сказка. Она была такой милой, такой волшебной, такой…да, вы и сами уже догадались, наверное, какой может быть педагогическая Сказка?
Все жители этого царства-государства были немножечко волшебниками, поэтому в стране каждую минуту происходило хотя бы одно Чудо!
Все, кто побывал в мастерской Сказки, наполнялись волшебной чистотой и радостью, умели Вдох-Новляться, испытывать творящее терпение и заниматься педагогическим Образо-ВаЯнием.
Да-да, ты не ослышался, мой друг, именно ОбразоВаЯнием!
Но однажды педагогическая Сказка чуть не исчезла, и мы с вами никогда бы не узнали волшебного секрета ОбразоВаЯния! А случилось это так…
Попал как-то раз в это царство-государство Серый человек, не верящий в чудеса и Сказку. Понравились ему жители – радостные, светлые, умные, творческие, добрые… Серому человеку захотелось остаться среди них…
Пробрался он в мастерскую самой Сказки, где учили всему: творящему терпению, вдохновению и ОбразоВаЯнию! Серый человек очень спешил приступить к чудесам, о главном зашифрованном правиле педагогической Сказки слышал, но оставил его на потом! А правило Сказки были очень простым: ТРУД!
«Обойдусь без правил!» – думал он. В результате у него очень быстро и в большом количестве получились предметы и продукты! Он их наделал столько, что ему пришла мысль о том, что надо отменить ОбразоВаЯние… «Зачем? – подумал он, – пора все остальные чудеса прекратить! Только моих и хватит на все царство-государство!»
Непонятное, неощутимое ОбазоВАЯние его стало раздражать, да к тому же нужно было поБЕС-покоиться о своём главном альтернативном трехчудии: блестящее ВЕС-ЕЛье, показательное ВЕС-ЕЛье и прибыльное ВЕС-ЕЛье!
Это трехчудие было очень опасным для нашей педагогической Сказки, Ручья, РА-Дуги и всех сказочных жителей.
Вот, послушайте, о чем мечтал Серый человек:
«Сказка – ложь», – сказал поэт,
И он прав был,
Я на свете много лет уже прожил
И могу сказать с закрытою душой,
Что от Сказки нету пользы никакой.
Сказка – это вам не рубль золотой!
Чудеса! Кому они нужны?
От чудес прибавки нету у казны,
Сказка, чудо – это все для слабых душ,
Я ж хочу от жизни взять приличный куш!
Образо-ВаЯ-ние надо изменить
Школы Вос-Питания надо все закрыть!
Трехчудное Веселье продвину я вперед!
Товар, Работа, Услуги, Доход (Прибыль)!
Вот он мой ТРУД (П)!
Моё чудо – вперед!
Трудно было сказочным жителям слушать такое…
Это было так жестоко, так по-злодейски! А самое ужасное было в том, что Серый человек смог хитростью заманить доверчивую педагогическую Сказку в темный терем старых, забытых педагогических книг и закрыть ее там от глаз людских, оставив лишь маленький лучик солнечного света, чтобы она страдала, глядя на то, как Серый человек перестраивает ее любимое царство-государство.
РА-Дуга исчезла, перестала радовать… Педагогический Ручей стал мелеть. Жители царства-государства постепенно становились грустными, хмурыми. Они были опечалены встречей с этим Серым, несказочным жителем и…перестали совершать свои чудеса, вдохновения не было. Кто-то даже попытался научиться торговать чудесами. Заменившее РА-дость ВЕС-ЕЛ(ь)-е стало угнетать, труд стал тяжелым, так как надо было думать про доход (или прибыль?)... Казалось, что больше никогда они не смогут стать прежними, волшебниками – Образо-ВАЯтелями…
И только те жители, которые помнили про мудрость педагогического СКАЗа и творящее терпение своих Учителей, продолжали хранить в себе тихую радость и воспоминания о мире праведных друзей, занимались со-творением, неустанным образоваЯнием – вдохновенно направляли все свои волшебные силы и добрые мысли на про-Явление Сказки.
1 житель:
Дождь холодный льет с утра…
Солнце не блестит,
Снова Радуги не будет
Радости не жди…,
2житель:
Помутнели краски вдруг!
Белый свет не мил,
Серый человек ВЕС-ЕЛьем
Сказку заменил!
3 житель:
Он заставил всех забыть
О ТРУДЕ и Ра-дости,
Как же трудно в мире жить,
Где создаются пакости…
4 житель:
Он нам запретил мечтать, дружба отменяется?
Замелел Ручей волшебный – это нам не нравится!
5житель:
Души серые скудны,
Лица стали масками…
Надо, надо нам вернуть
Волшебный ТРУД и Сказку!
Серый человек и предположить не мог, что добрая завершенная мысль, внутреннее решение, живое СКАЗанное слово – это начало педагогического волшебства!
Сказка слушала, про-Являла в своем сердце волшебные силы, добрые мысли своих друзей, затем завернулась в солнечный лучик, осознала заветные ОбразоВАЯтельные мысли друзей, произнесла волшебное заклинание: «Твори Радуясь, Умея Думать!» и… превратилась в сильный подземный педагогический Ключ!
Ключ забил по всей своей стране множеством сказочных родников! Маленькие родниковые ручейки принесли свои воды в замелевший педагогический Ручей, журча свою волшебную песенку:
У Ручья и у Сказки много друзей,
Если хочешь быть сильным – водицы испей
В том Ключе, что очистит и Мир, и Сердца
И поможет всем нам
Вновь творить чудеса!
Жители услышали песенку, она была такой приветливой и родной! Сбежались, не договариваясь, к ожившему педагогическому Ручью, в котором, как и прежде, отражалась их Сказка, а в каждой капле играла красавица РА-Дуга!
Поплескались люди в педагогическом Ручье, набрались сил, просветлели! И сочинилась у них вдохновенно крылатая песенка-задумка, песенка-мечта:
Распахнулись окна вдруг,
Мир вновь просветлел,
Это просто старый друг песенку запел!
К нам вернулась Сказка вновь,
С нею и друзья,
Потому что без друзей
Нам прожить нельзя!
Этот мир мечтаем мы
В сказку превратить,
И чтоб вновь,
Рука в руке
В добром мире жить!
Услышав волшебную песенку друзей, выглянуло солнце, закапал сказочно-летний, педагогический дождик!
Добрый Дождь смыл серую пыль и грязь со всего царства-государства и даже с Серого человека! О чудо! Впервые в жизни Серый человек улыбнулся по-детски и удивленно произнес: «Хорошо-то как!»
И с той поры жители этого сказочного царства стали делиться со всеми волшебным секретом своих чудес. Вот и мы с тобой узнали о нем!
Главный сказочный секрет педагогического Образо-ВаЯния – в искреннем желании научить и научиться ТРУДУ: Творить Радостно, Умея Думать или Умножать Добро!
Автор: Веретенникова Н.Х., г. Ижевск
Разговоры в сказке вели волшебные жители: Осипов В.Н.,
Шадрина С.А., Веретенникова Н.Х., Есаян Т.С.(г. Ростов),
Дородова О.И., Будыльская Л.В.
Дорогие друзья!
Вы прочли нашу педагогическую Сказку… Образы сказки просты, понятны, где-то даже наивны… Противоречия с ФГОСами нет))) Термин ОбразоВАЯние услышан от В.П. Анисимова (г. Тверь)… Наша с вами педагогическая задача – принять или не принять педагогические образы, ожидать общей педагогической интеграции, солидарности или …оставить все, как идет?!
От нас с вами многое зависит, нам с вами подвластно многое, в том числе немногое драгоценное: сохранить в человеке – Человека!
Дорогие педагоги, дорогие родители! Ждем ВАС в своем педагогическом пространстве НРА! Ждем ВАШИХ идей для выражения педагогической солидарности, сборности в вопросах воспитания и образоваЯния наших юных сограждан.
Ждем от ВАС живой, смысловой речи, идей для воплощения!
Команда НРА