Жизнь обращений сегодня.




Тема урока: «Знаки препинания при обращении»

Цели:

Повторение и обобщение знаний учащихся об обращении, грамматических признаках обращения, находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации,

формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

«Четвертое лишнее»

1. Шов, шорох, крыжовник, шелк.

2. Мороз, хоровод, город, порох.

3. Рожь, мышь, печь, тишь.

4. Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

3.

Чем выражено? Примеры
1. Существительным 2. Частями речи, употребленными в значении существительного: А) Прилагательным   Б) Причастием   В) Числительным 3. Существительным или прилагательным с "О" Доброе утро, бабушка!     Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая: Обучающиеся 11 группы, завтра идем в поход! На первый второй рассчитайсь, первый, шаг вперёд. О мудрейший, помоги мне разрешить один вопрос!

- Что же такое обращение? (Обращение – это слово или словосочетание, которые называют того (тех), к кому обращаются с речью.

Произносится с звательной интонацией.

В речи обращение выделяется паузами, а на письме запятыми или восклицательным знаком.

Обращение не член предложения!!!

Цифровой диктант.

1. Не трещите морозы в заповедном бору. (Не трещите, морозы, в заповедном бору.)

2. К утру мороз крепчал.

3. Вылезайте муравьи после зимней стужи. ( Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!)

4. Муравьи санитары леса.

5. Догорай костёр дотла. (Догорай, костёр, дотла.) I - 1, 3, 5

6. Что ты рано осень в гости к нам пришла. Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

7. Подкралась осень незаметно.

8. Песню эту пронесём друзья по свету. Песню эту пронесём, друзья, по свету.

9. Друзья познаются в беде.

10. Прощай любимый город. Прощай, любимый город! II - 1, 3, 5

Задание. В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии:

Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:

1.Собственное имя

2.Название лица по родству

3.Название лица по профессии

4.Название лица по возрасту

5.Название лица по общественному положению

1, 5, 3, 2, 4

Предложения:

  1. Сергей Сергеевич, это вы ли? (Собственное имя – 1)
  2. Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне мои документы. (5 – Название лица по общественному положению)
  3. Я к вам с просьбой, доктор! (3 – Название лица по профессии)
  4. Я и не отговариваюсь, бабушка. (2 – Название лица по родству)
  5. Ты что же, молодчик, кредиты не платишь? (4 – Название лица по возрасту)

Жизнь обращений сегодня.

Задание. Прослушайте сообщение студента о традиционных обращениях, используемых в Польше, Италии, Франции, Англии и т.д., проведите параллель с тем, как с традиционными обращениями обстоят дела в нашей стране.(студент рассказывает о том, что в большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков, например: в Польше – пан и пани, в Италии – синьор, синьора, во Франции – мадам, месье и т.п.)
Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине .
Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство? (
каждая группа приводит свои аргументы для доказательства отстаиваемой точки зрения.)
Учитель на этом этапе должен регулировать процесс обсуждения проблемы, при необходимости «подливать масло в огонь», используя следующие материалы.

В 80-е годы в «Литературной газете» была напечатана юмореска В. Резниченко «Несуществующее существительное», в которой автор рассказывал о том, какие мытарства он перенес, покупая в магазине зубную щетку. Дело в том, что продавщица не откликалась ни на одно обращение. Он называл ее «девушка», «женщина», «мадам», «сударыня», «хозяйка», «гражданка», «товарищ продавец», «мамочка», «мамаша», но она так и не откликнулась.
* * *
«Только людям примитивного склада мышления, плохо знающим историю своего народа, равнодушным к богатствам языка, кажется, что чем проще, чем однообразнее обращение, тем «демократичнее» общество. Ничего подобного!»
(В.Я. Канторович)
* * *
«Даже назвав себя господами, мы остаемся товарищами по несчастью».
(Е.Тарасов)
* * *
«...при обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент в связи с признаками как говорящего, так и его собеседника...»
(Н.И. Формановская)
Итак, подводя итоги нашей дискуссии, мы можем согласиться с мнением Н.И. Формановской, которая в книге «Вы сказали: “Здравствуйте!”» пишет: «Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий. И это богатство нюансов обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени и варианты имен, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка!».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: