Формы и методы реализации.




Область применения.

Данная учебно-методическая разработка может применяться на занятиях в изостудиях, на уроках рисования в СОШ, в познавательно-развлекательных программах, детских тематических спектаклях.

Формы и методы реализации.

Форма обучения: коллективная (не более 15 человек).

Методы и приёмы проведения занятия:

– словесные (беседа о роли леса в жизни человека, художественное слово – стихотворение о пожаре в лесу, дидактические игры – игра «доскажи словечко», загадки на противопожарную тему, напоминание о последовательности работы над рисунком, совет, напоминание, вопрос, анализ);

– стимулирование интереса (театрализованное представление «Пожар в лесу»);

– наглядные (репродукции картин художников, книжных иллюстраций, педагогический рисунок; демонстрация рисунков детей, плакатов и пожарных знаков, фотографий лесных пожаров);

– игровые (сюжетно-игровые ситуации);

– практические (рассматривание, наблюдение);

– самостоятельная художественная деятельность;

– создание эмоционально-нравственных ситуаций (поощрение).

Методики, применяемые на занятии:

– индивидуальная творческая деятельность;

– экспресс-выставка (оценка эффективности занятия).

Результаты учебного занятия: экспресс-выставка детских работ.

Возрастные группы: дети 4-7 классов.

Ожидаемые результаты:

-умение отразить графически и в цвете в плакате всю опасность возникновения пожара в лесу;

-знание детьми правил поведения в лесу;

-знание основных действий при возникновении пожара.

Наглядный материал, реквизиты:

плакаты противопожарного содержания, плакаты с изображением пожарной техники, иллюстрации, детские рисунки, фотографии лесных пожаров, репродукции картин.

Материальное обеспечение: магнитно-маркерная доска, листы белой бумаги, карандаши простые, ластик, кисти, акварельные и гуашевые краски, палитра.

Обоснование темы:

Экологическое воспитание школьников – это начало становления нового мировоззрения, более гармоничных отношений между человеком и природой. Знакомство в школьном возрасте с правилами поведения на природе, в частности с противопожарными правилами, позволит сформировать устойчивую модель поведения и умение верно ориентироваться в создавшейся ситуации, занять активную жизненную позицию. Занятия по профилактике лесных пожаров помогут убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него лично зависит состояние окружающей нас среды. Применение на занятиях элементов театрализованного представления, загадок, ярких иллюстраций способствует формированию и усвоению прочных знаний о правилах пожарной безопасности. Соблюдение детьми правил пожарной безопасности является гарантией сохранения здоровья и жизни ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационно-подготовительная часть.

Подготовка к занятию: педагог отмечает присутствующих, проверяет наличие и расположение инструментов и материалов на столах. У детей, которые рисуют правой рукой, ведёрко с водой находится с правой стороны от альбома, перед ведёрком – палитра, между ведёрком и палитрой располагается тряпочка. У детей, которые рисуют левой рукой, ведёрко с водой находится с левой стороны от альбома, перед ведёрком – палитра, между ведёрком и палитрой располагается тряпочка. Краски находятся вверху перед альбомом у всех. Педагог сообщает тему занятия. Напоминает правила техники безопасности при работе с инструментами: кистями, карандашами, красками, емкостью с водой.

2. Мотивация к занятию.

Беседа.

Занятие начинается с прочтения стихотворения С. Погорельского:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Ребята, оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево.

Дети: Книга, шкаф, парта, линейка, доска…

Учитель: Человек давно начал использовать древесину для своих нужд. Еще в древности люди строили жилище из древесины, разжигали огонь для приготовления пищи. Люди строили лодки, изготавливали первые орудия труда. Но лес – это не только источник древесины. Он является домом. Для кого лес является домом?

Дети: Для зверей, птиц, растений, грибов.

Учитель: Лес – это ещё и аптека. Каким образом лес для нас является аптекой?

Дети: В лесу растут лекарственные травы, ягоды.

Учитель: В лесу легко дышится, потому что воздух в нём чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами. Люди стремятся на отдых в лес, потому что он притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках. Но одна маленькая спичка может превратить красивый, полный жизни лес в кладбище обгорелых бревен. Вместе с деревьями гибнут в огне звери, птицы и насекомые. Основным виновником лесных пожаров является человек – его небрежность при пользовании в лесу огнем во время работы и отдыха. Большинство пожаров возникает в местах пикников, сбора грибов и ягод, во время охоты, от брошенной горящей спички, непотушенной сигареты. Часто можно видеть, насколько завален лес бутылками и осколками стекла. В солнечную погоду эти осколки фокусируют солнечные лучи как зажигательные линзы. Иногда причиной возникновения пожара может служить молния, но такие случаи довольно редки.

3. Актуализация знаний.

Рисование плаката на противопожарную тему требует оживления жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств: композиции, деталей, уточнения приёмов и последовательности изображения.

Показ театрализованного представления на тему: «Пожар в лесу»

(Приложение 1)

Зайка: Ребята, а кто из вас знает, как правильно разводить костёр?

Дети отвечают: Разводить костер следует у воды, на открытых лужайках.

Медвежонок: Кто ответит, как надо подготовить место для будущего костра?

Дети отвечают: Надо найти свободную от деревьев полянку и разводить на ней костёр.

Зайка: Не совсем так. Хитрого и сложного ничего нет. Необходимо выбрать место на некотором удалении от деревьев. Площадку под кострище расчистить от травы, лопатой выкопать небольшое углубление. Вокруг кострища оборвать траву в радиусе полуметра – метра.

Медвежонок: А когда пикник закончен – что надо сделать перед тем, как уйти домой?

Дети отвечают: Покидая костер, его тщательно тушат, заливают водой, чтобы не было тления. Если нет воды, то его засыпают землей, песком.

Медвежонок: Ещё во время пикника нужно запомнить четыре золотых правила.:

Золотое правило номер один: -никогда нельзя оставлять костер без присмотра!

– Не разводите очень высокий костер, если того не требует какая-либо особая необходимость (сигнальный костер, например).

– Во время разведения огня при наличии ветра учитывайте его силу и направление, так как улетевшие искры могут вызвать возгорание травы или листьев деревьев.

– Запаситесь водой, если поблизости есть водоем, а у вас есть подходящая емкость.

Если, отдыхая в лесу, вы будете соблюдать эти простые правила, то лес не пострадает от пожара и пожарным не придётся тушить огонь.

Зайка: А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Доскажи словечко». Я буду говорить предложение, а вы, ребята, поможете его закончить

(Приложение 2).

4. Объяснение нового материала.

Учитель: Профессия пожарного — одна из самых сложных профессий в мире, а пожарный, который борется с огнём в лесу, – это герой. Пожарная машина, какая бы она мощная ни была, в лес проехать не сможет. Не всегда может добраться до очага возгорания и лесопожарная машина. Тогда тушить лесной пожар идут пожарные и добровольцы – люди, которым не безразличен лес. Если огонь распространился на большие площади, то пожар тушится с помощью авиации. (Педагог показывает стенд с фотографиями, на которых изображены лесопожарные машины и авиационная техника, пожарные, которые ликвидируют огонь в лесу (Приложение 3, фото 1)). Чтобы не допустить огненной беды, в лесу развешивают противопожарные плакаты. Плакат – это настенный лист, на котором изображен крупный, яркий рисунок и краткий текст, призывающий к какому-либо действию. Также на плакате могут быть изображены негативные события, последствия, возникающие вследствие несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу. (Педагог показывает плакаты, которые могут быть развешены в лесу (Приложение 3, фото 2)). Тема лесных пожаров отражена не только в плакатах, но и в картинах известных художников Васильева и Саврасова.

Выбор сюжетов для рисования.

Ребята, вы можете нарисовать деревья с зелёной листвой, обитателей леса, передать красоту природы. А можно изобразить горящий лес, животных, которые спасаются от огня. (Педагог показывает для примера детские рисунки на противопожарную тему.

Обсуждение композиции. Необходимо строить композицию так, чтобы ее центром был тот элемент, на который следует обратить внимание. Главный по смыслу элемент должен быть выделен размером, цветом, формой, фоном. Все элементы композиции необходимо разместить на плакате так, чтобы они так или иначе "стремились" к смысловому центру, притягивали взгляд человека к нему. При изображении двух или нескольких элементов один всегда должен быть главным, а другие – дополнительными. Главные по смыслу элементы выделяются размером, цветом, формой, фоном или же сочетанием этих приемов. Выполняя композиционный набросок плаката, следует учитывать форму плакатного листа. Так, при вертикальном формате листа можно изобразить высокие деревья. Горизонтальная же ориентация даст возможность выполнить ритмическое построение в ряд, при котором отдельные элементы изображаются через неравные интервалы.

5. Закрепление. Практическая работа.

Дети рисуют, педагог оказывает индивидуальную помощь.

I этап.

Карандашный набросок. Во время практической работы педагог проводит промежуточный анализ детских рисунков, помогает советом или оказывает индивидуальную помощь. При промежуточном анализе работ педагог использует любую возможность для поощрения детей, похвалы, что является стимулом для стремления ребёнка продолжать работу.

По окончании карандашного наброска делается перерыв на 5 минут.

Во время перемены каждый ребёнок имеет возможность выбрать себе занятие по темпераменту и желанию. Самые активные прыгают на скакалках или подбрасывают мяч, некоторые дети играют в игрушки и настольные игры, а самые усидчивые собирают мозаику или раскрашивают раскраски.

II этап.

Работа в цвете. Педагог предлагает детям проверить правильное расположение инструментов и материалов на рабочем месте. Напоминает о свойствах гуашевых красок: «Гуашь обладает кроющей способностью. Если что-то неправильно нарисовали, то, не дожидаясь пока краска высохнет, можно исправить рисунок. По густоте гуашь должна быть похожа на сметану, поэтому надо тщательно мыть кисточку перед тем, как набирать очередной цвет». Педагог объясняет последовательность работы красками:

1. Выполняем фон – небо. Если небо чистое, то используем светлые тона и горизонтальными мазками рисуем небо. Если небо задымлённое, то на палитре смешиваем различные оттенки серого цвета. Чтобы получить краску светлого тона, что надо сделать? Дети отвечают: Чтобы получить краску более светлого тона, надо в краску добавить белый цвет.

2. Рисуем землю. Если плакат позитивный, то различными оттенками зелёного изображаем траву. На переднем плане трава будет ярче и светлее – на заднем плане трава будет иметь приглушённый оттенок. Если изображаемый плакат негативного содержания, то землю можно рисовать различными оттенками коричневого и зелёного цветов с добавлением чёрного.

3. Теперь тонкой кисточкой прорисовываем главный и дополнительные по смыслу элементы.

4. В завершении работы, если плакат негативного содержания, изображаем пожар. Сначала нарисуем огонь – языки пламени, которыми охвачены деревья. Огонь рисуем тремя цветами – у основания используем жёлтый цвет, затем оранжевый, и только на кончике пламени красные мазки. Затем серым цветом круговыми мазками рисуем клубы дыма на фоне дома и неба.

Закрепление.

Педагог спрашивает детей: «Если я собираюсь изобразить на плакате несколько элементов в ряд, то какой формат листа мне лучше выбрать?» Дети отвечают: Чтобы изобразить на плакате несколько элементов в ряд, надо выбрать горизонтальный формат листа. «Как вы будете выделять главные по смыслу элементы в своём рисунке?» Дети отвечают: Главные по смыслу элементы в своём рисунке мы будем выделять размером, цветом, формой, фоном. «Какими цветами можно нарисовать огонь?» Дети отвечают: жёлтый, оранжевый и красный.

6. Рефлексия.

Ребята, кто является основным виновником лесных пожаров? 5 Дети отвечают: Основным виновником лесных пожаров является человек. А кто знает, что такое плакат? Дети отвечают: Плакат – это настенный лист, на котором изображен яркий рисунок со словами «Берегите лес!», «Не разводите костры в лесу!». Ребята, а как надо подготовить место для будущего костра? Дети отвечают: Надо выбрать место подальше от деревьев. Площадку расчистить от травы, лопатой выкопать небольшую ямку. Вокруг кострища оборвать траву.

7. Подведение итогов занятия. Организация экспресс-выставки.

Каждый ребёнок имеет возможность отметить понравившейся плакат, положив на него красный бархатный кружочек. Зайка и Медвежата отмечают лучшие рисунки и обосновывают свой выбор. Уборка рабочих мест.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: