Учет возрастных особенностей детей
Все пространство развивающей предметно-пространственной среды (РППС) содержательно насыщена, полифункциональна, доступна, вариативна,трасформируется.
Для полноценного развития детей и сохранения их здоровья в ГБДОУ№86 созданы определенные условия:
Игровая комната - в которой обеспечено грамотное зонирование. Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных центров развития.
Раздевалка -1 Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности (именами, фотографиями детей), скамейки.
2.Информационные стенды для взрослых: «Картинная галерея (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях); «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка о жизни в группе); «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в группе и детском саду); «Игротека» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий);информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы и рекомендации специалистов, объявления).
Площадка - Имеет большую площадь, песочницы, баскетбольные кольца, спортивно-игровые комплексы. Есть выносные ворота для футбола. Так же на площадке находится домик,скамейки и столы.
Спальня. В спальне находятся кровати для дневного сна детей. Стены оформлены под ночное небо, для комфортного отдыха. На нижних частях стен, облака со спящими на них детьми.
Безопасность и психологическая комфортность
Созданы условия для охраны и укрепления здоровья.
-Оборудование основных помещений и размеры детской мебели соответствуют росту и возрасту детей, промаркированы.
|
-Детская мебель и оборудование изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, имеются документы, подтверждающие их происхождение и безопасность, обрабатываются моющими и дезинфицирующими санитарно- эпидемиологическим средствами. Мебель закреплена.
-Систематически проводится проветривание влажная уборка.
=Уровень естественного и искусственного освещения соответствует санитарно- эпидемиологическим требованиям. Поддерживается необходимый температурный режим.
-Игрушки, используемые в повседневных играх безвредны для здоровья детей, отвечают санитарно- эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие их безопасность, могут подвергаться влажной обработке и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки используются только в качестве дидактических пособий.
Для обеспечения психологически комфортной среды
-Обеспечено грамотное зонирование, создана возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «центр уединения», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, альбом семейных фотографий
-Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества.Я обращаю особое внимание на создание проблемных ситуаций, экспериментально- поисковой и строительно - конструктивной деятельности, в которой ребенок может ярко проявить себя, выразить своё истинное отношение к тем или иным явлениям.
|
-Так же я широко применяю технологию адаптации к социальной действительности для развития коммуникативных навыков у детей, способствующую активизации самостоятельности и инициативности ребенка, развитию его творческих способностей.
-Созданная мной развивающая предметно-пространственная среда содержит достаточное количество элементов, взаимодействовать с которыми ребенок может самостоятельно, при минимальной помощи взрослых. Сферы самостоятельной детской активности не пересекаются между собой.
-Не раздражающие цветовое решение интерьера (цветовой комфорт, крупные, малоподвижные предметы обстановки окрашены в спокойные тона, присутствие ярких предметов- игрушек, утвари, пособий, игр, яркие элементы отделки)
Комфортная РППС содержательно насыщен,а соответствует актуальным и индивидуальным особенностям детского восприятия: деятельностный характер восприятия (все,что есть в группе в свободном доступе для ребенка); учитывается принцип «от простого к сложному», игрушки, с которыми дети могут играть самостоятельно находятся на открытых полках, в непосредственной доступности.
.
2016-2017 | 2017-2018 | Степень личного участия |
Центр Сюжетно ролевые игры . Морская, военная фуражки. Строительная каска. -Игровой детский домик --Служебные машинки различного назначения и размеров -Комплект транспортных средств -Грузовые, легковые автомобили -Куклы в одежде -Комплект мебели для игры с куклой Комплект приборов домашнего обихода Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Магазин» Набор медицинских принадлежностей доктора в чемоданчике Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская» Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами Комплект кухонной посуды для игры с куклой Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт. Комплект транспортных средств к напольному коврику «Дорожное движение» Комплект игровой мягкой мебели | Дополнено с учетом возраста Полицейская,пожарная форма Дополнено куклами разных размеров. Дополнены и обновлены аксессуары к ролевым играм «Ателье», «почта» - | Изготовление бус, браслетов, продуктов в магазин(Склеивание специальных коробок) Подбор тканей, модных журналов и т.д для «Ателье» |
Центр эксперементирования -Стол для экспериментирования. Предметное наполнение включает в себя: Нитки, лупа, ёмкости для воды и песка. Камешки плавающие и тонущие, шарики воздушные. Формочки с крышками, палочки разной длины. Проволока Металлическая ёмкость. Набор форм для игр с песком и водой. Ткань, бумага. Водяная мельница. Перья птиц. .Воронки. Коллекция «Пластмасса». Трубочки. Пипетки, медицинские маски. Свечи. Фартуки и нарукавники. Веер. Вертушки. Пластмассовые рыбки. Удочка. Мельница, птичье гнездо, макет «Морское дно», морская звезда, солнышко, тучки, собачья будка, скворечник, домик… Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой. -. Зеркальце для игр с солнечным зайчиком. . Предметы для игр с тенью. -Цветы – герань, фикус, аспарагус, колеус, бальзамин, бегония, фиалка | Сухой аквариум , птичьи кормушки | , макет «Морское дно» Обновление предметов для игры с тенью |
Книжный центр Стеллаж для книг, стол два стульчика. Детские книги по программе и любимые книги, детские энциклопедии, книги по интересам Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы. -Портреты писателей и поэты | , два-три постоянно меняемых детских журнала, словари и словарики, книги по истории и культуре русского и других народов. Книги добавлены по возрасту и по текущим темам | |
Музыкальный центр Трещетки колокольчики.Аудио - и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов. | Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком(баян флейта т.д)Музыкальные игрушки самоделки. Новые бубны,треугольник,кастаньетки, -Портреты великих композиторов, султанчики | Подборка современных детских песен. султанчики |
Центр физическое развитие -Мячи большие, средние, маленькие -Обручи -Флажки -Гантели -Гимнастический мяч -Кольцебросы -Мешочки для метания -Скакалки -ленты -обручи -тунель -Кегли -Боулинг -Городок -Дорожки здоровья Балансир в виде доски на полукруглом основании для балансировки. Детская баскетбольная корзина. | Скакалки, Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках». Комплект элементов полосы препятствий | Изготовление массажного коврика, лент. |
Центр театрализации -Ряженье -Декорации и ширма -Театр с игрушками Бибабо -Домик-грибок. Елка, река. – Гримм | Костюмы: Чебурашка, золушка, петрушка, сарафаны, изготовление кокошников | Пошив костюмов: Чебурашки, золушки, петрушки, сарафаны, изготовление кокошников. |
Художественный центр ИЗО(рисов.,апплек.,лепки, Моделирования) -Акварель -Гуашь -Кисти разных размеров и материалов -Бумага разной фактуры -Ножницы -Трафареты -Палитры -Пластилин -Глина -Тесто для лепки Формы для лепки -Карандаши -Фломастеры -раскраски -Бумага для оригами -Природный материал Восковые мелки,цветной мел.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка. | Портреты великих художников Некоторые их репродукции. Пополнено бусинками, блестками, бисером и т. д. Предметы, расписанные под хохлому, гжель, жостово, дымковская, городецская игрушка. | Изготовление дымковской барышни |
Центр краеведения и патриотического воспитания: -Карта России -Глобус - Карта СПб -куклы в русском костюме -Российский флаг | Макет Санкт-Петербурга -Конструкторы «Архитектура Санкт-Петербурга» -герб России -Портрет президента России | Макет Санкт-Петербурга |
|
Соблюдение принципов трансформируемости, разнообразия и сменяемости, гибкости, вариативности и полифункциональности, только с учетом безопасности и комфортности пребывания. Все элементы предметно пространственной среды обеспечивают надежность и безопасность использования.
Для успешной реализации образовательных задач пространство в группе трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, темы образовательной деятельности, целей, задач и планируемого результата и интересов детей. В одних случаях группа превращается в картинную галерею в других в сказочный лес (береза, елка(ростом с ребенка), деревянный гриб)
Корабль для всей группы получается при использовании штурвала, столов, стульев,
Учебно- развивающая зона трансформируется в столовую, столовая в игровую.
. Книжный центр и центр искусства гармонично дополняет творческая мастерская. Есть напольный ковер с изображением моря, если поставить посередине большой фикус получается остров где живут обезьянки, которым срочно нужна помощь. Так же не составляет труда отправится в космос на большой ракете(сделанная родителями). Сыграть любую сказку используя ширмы,мимио доску и другое
Вывод: развивающая предметно- пространственная среда безопасна, отсутствуют опасные, колющие, режущие, торчащие предметы. Развивающая среда в группе обеспечивает условие психологического комфорта, в группе красиво, эстетично, уютно. Все оборудование и материалы размещены рационально, доступны, обеспечивается возможность свободного выбора ребенком деятельности.
оо | 2016-2017 | 2017-2018 | ||
Пособия и методические приемы | Степень личного участия | Пособия и методические приемы | Степень личного участия | |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно ролевые игры Работники муниципальных служб -Дидактическая кукла-девочка в одежде с застежками и шнуровкой Д/и «Кому это нужно, «Источники опасности», «Четвертый лишний», «Моя семья» Игрушка «Светофор» Опасности в быту Картинки с изображением опасных предметов Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций Игра «Что лишнее?» Игра «Опасно – не опасно» Игра «Пожарные» Человек и природа Сюжетные картинки с изображением проблемных опасных в природе.Игра «Полезное - вредное».Игра «Собери грибы в корзинку» Эмоциональное развитие. фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения; Центр для театрализованных игр -Настольные игры из серии «Играем в сказку» -Пальчиковый театр --Кукольный театр -Настольный театр -Театр штоковый -Театр картинок –Перчаточный -Маска персонажей и костюмы Пазлы, лото, кубики(по сказкам) Центр безопасности. ПДД Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов Небольшие игрушки (фигурки людей, животных). Схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи. | Изготовление д/и «Кому это нужно», «Источники опасности» Игрушка «Светофор» разработан кален- дарь настроения. Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели -Теневой театр Усложненные схемы | Добавлены настольные игры «Угадай профессию» Наглядно-демонстр. матер. «Права рбенка» .Сборно-разборные автомобиль, самолет, корабль. Создание противоречий и поиск их решение ТРИЗ Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”и т.д Организовывая совместную деятельность, побуждаю детей подыгрывать мне, придумывать новые сюжеты, подыгрывать друг другу. Меняюсь ролями с ребенком. Пополнение пальчикового театра Театр на ложках Д/и «Один дома» | Самостоятельно разработанный, изготовленный уголок дежурства папки–передвижки, картотека по ОБЖ. Д/и «Что можно, а что нельзя» Куб «Эмоции» Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей Изготовление теневого театра, театра на ложках |
Познавательное развитие | Центр математики и математических игр - Настольно - печатные игры «Развиваем внимание», «Сложи картинку», «Учимся сравнивать» и т. др -Логические кубы -Логика и цифры -Сложи узор -Цветное лото -Головоломка «Шестиугольник» Математический планшет -Блоки Дьенеша -Палочки Кьюзенера -Найди фигуру -Выкладываем дорожки -Логические цепочки Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал. Набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов). Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов) Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм. Часы с круглым циферблатом и стрелками. И другой усложненый материал Центр конструктивной деятельности: --Конструктор разных размеров и форм и материалов -Схемы построек -Мозаики разных форм и размеров - Игрушки для обыгрывания построек -Бумага для оригами -Природный материал Природа и эксперементирование: дневники наблюдений -Календарь природы -Картотека прогулок,, опытов, экспериментирования -Настольно- печатные игры по экологии(Ботаническое лото, лото рас тений и животных, Во саду ли в огороде, времена года.) -Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.) -Пазлы -Таблицы, атласы -Экологические сказки - Плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные»и т.д -Мнемотаблицы, схемы, модели. -.Карточки «Времена года», «Насекомые», «Подводные жители», «Птицы», «Животные»т.д -.Альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые» -Фигурки животных. Центр краеведения и патриотического воспитания: Иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей. Коллаж «Дружат дети всей земли» -Символика нашей страны -Фото книги по городам России -Карта России -Маршрут – карта Электронный гид на дисках -Настольно-печатные игры из серии «Достопримечательности России», «Волшебный Петербург», «Наш город» -Конструкторы «Архитектура Санкт-Петербурга» -Книги по истории города -Фуражка пограничника, пилотка летчика, бескозырка моряка Тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, -посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, ---городской флоре и фауне,- транспорту, архитектуре, профессиям жителей. куклы в русских костюмах Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки, стихи, загадки о городе, о России.) | Шнуровка «Геометрические фигуры» Коллаж «Математика» Д/и Сколько семечек в яблоке» Изготовление картинок для счета Картотека опытов Игры «Фрукты овощи», «Осенние цветы» Презентация «Луговые цветы» Коллаж «Дружат дети всей земли» Выставка военной техники Создание фотоальбома дедушек и бабушек принявших участие ВОВ | Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найти путь к домику», «Найти клад по схеме». Игры на составление целого из частей (10–12 частей): «Лоскутное одеяло», пазлы, «Собери волшебный узор», «Создай ковер-самолет». Игры на освоение отношений «часть – целое»: «Прозрачный квадрат».Игры на установление последовательности по степени возрастания: «Разложи по яркости цвета, по высоте» и т. д. Развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Колумбово яйцо», «Составь куб», «Танграм», «Геометрические головоломки», «Куб-хамелеон», «Уникуб» и др. Песочные часы. Логико-математические игры В. В. Воскобовича: «Геоконт», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», «Логоформочки», «Математические корзинки», «Чудо-цветик», «Счетовозик», «Забавные цифры», «Конструктор цифр», «Шашки» Природа и эксперементирование: Макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели. · Спиралевидные модели на познание временны х отношений. · Картинка с изображение космического пространства, планет, звезд, космического корабля. · Календарь недели От простого к сложному Альбом для раскрашивания о городе и стране -Пазлы «Герб Росии» -Домино «Наш город», «Где я живу», «Мой дом» Кроссворды Конструктор «Достопримечательности СПб» Альбом о достопримечательностях СПб во время ВОВ и сейчас. Пополнено сказками, загадками о городе,о России. | Схемы, планы для игр Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии). Картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам). - Картинки с изображением частей суток и их последовательности. - Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии). - Наборы разрезных и парных картинок (10-12частей) Картотека опытов на старший возраст Разрезные картинки «Русский лес» Плакат «Животные России» Запоминалки. Например: Крепость строил сам Тризини, Эрмитаж-Рострелли мастер, А за огонь Ростральных колон спасибо Тома де Томон!. и т.д. Составлены кроссворды на тему «Мой город» Презентации о театрах СПб |
Речевое развитие | Игры на уточнение понятий – «Кто что делает?» (котенок – лакает, петух – кукарекает) Карточки на произнесение согласных звуков, фотографии детей и взрослых, правильно произносящих согласные звуки Д/и на употребление существительных во множественном числен в родительном падеже – например линейка с окошечком – «Чего или кого не стало?»; предметные картинки и наборы для усвоения категорий среднего рода. Серии картинок из альбома О,И, Соловьевой «Говори правильно» на несклоняемые имена существительные; Макетирование сюжетных картинок на оформление предложения и его распространение (Мальчик делает девочке бумажную лодочку) – на контуры накладываются выбранные ребенком компоненты картинки; Лото с детенышами животных; Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина). Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты). Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). Разрезные контурные картинки (4-6 частей) Набор карточек с изображением предмета и назван Детские книги по программе, любимые книжки детей. Ламинированные иллюстрации | Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи, игры на звукоподражание: «Звуковой куб», кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Бабочка», «Окошко». Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения «Чьи игрушки», «Звуковая вертушка» », «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», картотека артикуляционных игр. Д/и «Любимый сок» Серии мнемотаблиц «Времена года» Лого куб | РППС дополена с учетом возрастных особенносней. Картинки перевертыши на многозначные слова (открывают дверь шариковой ручкой, на ежике – швейные иглы и пр) -Портреты писателей и поэтов -Сюжетные картинки -Схемы для заучивания стихотворений Схемы для пересказа произведений Д/и «Буквы сестрички», «Стану отличником» | Игры и пособия на развитие речевого дыхания «Тучка»,»Свечка» Схемы для пересказов Упражнения, игры на развитие словаря и грамматического строя речи «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»… |
Художественно-эстетическое развитие. | -Дидактические материалы из серии «Искусство детям» -Настольно- печатные игры (Чудо узоры, «Цветные карандашики») -Схемы смешивания красок -Картины известных художников -Образцы изделий декоративно-прикладного искусства -Раскраски по темам варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок. Альбомы с цветными фотографиями Музыкальное развитие | . Ламинированные картинки для пластилинографии трафареты | Дидактические игры «Угадай на чем играю», « «Маленький дизайнер», Репродукции картин Пейзажи, натюрморты, портреты, графика Народные игрушки, росписи. Дымковская, филимоновская, жостовская, Городецкая, хохлома, гжель. Музыкальное окошко,, Музыкальные загадки Кого встретил колобок Определи жанры музыки | Составление презентации «Композиторы» Трафареты Составление презентации «Детские художники» |
Физическое развитие | -Картотека подвижных игр, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна. Д/и по валиологии . Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» (о значении движений, гигиенических процедур, закаливания для здоровья) | Стихи о спорте Д/и «Назови вид спорта» | . Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.)Дидакт. Игры «Что полезней», «Какую пользу приносят?» | Игра «Полезное, не полезное» |
Вывод: в группе создана РППС,отражающая содержание областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.