Содание и развитие Государственного казначейства отражает всю глубину, всю сложность ситуации, которую переживала Украина в период ее самостоятельности в сфере построения органов финансового управления. После провозглашения в 1991 году независимости и построения социально ориентированной экономики рыночного типа начался период возрождения системы казначейских органов в Украине.
До середины 1993 года в Украине действовала банковская система исполнения государственного бюджета, которая досталась в наследство от СССР с его централизованной экономикой и одноуровневой банковской системой. Тогдашняя практика кассового исполнения государственного бюджета была рассчитана на систему единого банка и не соответствовала двухуровневой банковской системе, которая начала формироваться в Украине в конце 80-х годов. Двухуровневая система предусматривала, с одной стороны, ответственность Центрального банка за размер эмиссии, а с другой — экономическую самостоятельность коммерческих банков, которые осуществляли операции в пределах привлеченных средств и банковского капитала.
Бюджетные средства сосредоточивались в негосударственных банковских учреждениях, для которых исполнение бюджета не было приоритетным направлением деятельности. Вместе с тем, в соответствии с действующим в то время законодательством коммерческие банки получили экономическую самостоятельность по распоряжению как банковским капиталом, так и привлеченными денежными средствами. Это привело к ослаблению учета бюджетных средств, устранению коммерческих банков от контроля за их использованием. Средства на осуществление запланированных расходов выделялись независимо от их фактической мобилизации в бюджете. Несовершенство системы выполнения Государственного бюджета коммерческими банками особенно сказывалось в период экономического кризиса. Вследствие отсутствия средств на счетах предприятий, организаций, утаивание прибылей от налогообложения, нарушение коммерческими банками нормативов отчислений общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей между государственным и местными бюджетами, безосновательной задержки перечислений коммерческими банками доходов бюджета, государственный бюджет недополучал надлежащие ему средства.
В разных коммерческих банках и Национальном банке Украины было открыто множество текущих счетов бюджетных учреждений по госбюджету и внебюджетным средствам. Это не давало возможности применять механизм предварительного контроля за расходованием средств. «Распыление» средств по множеству текущих счетов министерств, ведомств, бюджетных учреждений и коммерческих банков и «блуждание» их по запутанным каналам через систему коммерческих банков приводило к несвоевременному поступлению средств к адресатам, финансированию отдельных государственных программ. При условиях острого дефицита государственного бюджета на текущих счетах бюджетных учреждений ежедневно сохранялись значительные остатки бюджетных средств. Ежедневно на счетах бюджетных организаций в учреждениях банков находилась месячная сумма поступлений в бюджеты всех уровней, благодаря чему финансово обогащались коммерческие банки. Все вышеперечисленное создало предпосылки подписания Указа Президента Украины от 18 июня 1993 г. «О порядке кассового выполнения Государственного бюджета Украины».
Ситуация изменилась с введением 1 июля 1993 года единой системы кассового исполнения бюджета. Согласно Указу Президента Украины от 18 июня 1993 года №219/93 "О порядке исполнения Государственного бюджета Украины" финансирование расходов осуществлялось в рамках доходов, реально поступивших в государственный бюджет, а также за счет кредитов, предоставленных Национальным банком Украины Министерству финансов Украины.
Все средства государственного бюджета, поступавшие в учреждения коммерческих банков, начали аккумулироваться на централизованном счете Министерства финансов Украины, открытом в Национальном банке Украины на балансовом счете 100 "Средства Государственного бюджета Украины". Аналогичные счета открывались также в учреждениях коммерческих банков на имя местных финансовых органов. Суммы доходов, поступившие на эти счета, коммерческие банки ежедневно перечисляли соответствующим областным управлениям Национального банка на транзитный балансовый счет 100 областного управления НБУ откуда средства зачислялись на централизованный счет, открытый в НБУ на имя Министерства финансов.
По мере поступлений суммы доходов, аккумулированные на счете 100, перечислялись на счет 124 "Расходы Государственного бюджета Украины", открытый на имя Министерства финансов Украины. С этого счета осуществлялось финансирование расходов из государственного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете соответствующим министерствам, ведомствам (главным распорядителям денежных средств) и остатка денежных средств на счете 124.
Перечисление средств государственного бюджета производилось Министерством финансов Украины на текущие счета главных распорядителей средств. Суммы бюджетных средств, поступавшие на счета распорядителей средств высшего уровня, подлежали перераспределению между их подведомственными структурами в двухдневный срок.
Таким образом, обеспечивалось разграничение функций банковской и финансовой систем, а значит, имела место смешанная система кассового исполнения бюджета по расходам. При такой системе кассового исполнения бюджета, когда средства концентрировались на централизованном счете Министерства финансов Украины проходя долгий путь по вертикали, и осуществляли обратный путь поступления средств на счета распорядителей, значительно снижалась оперативность в управлении бюджетными средствами.
В таких условиях возникал вопрос оперативного управления бюджетными средствами, направления их на первоочередные социально-экономические потребности, что возможно было осуществить лишь через создание новой структуры с налаженным прозрачным механизмом исполнения государственного бюджета.
Важной задачей на этом этапе стал выбор наиболее приемлемой с точки зрения целесообразности и возможности использования в украинской практике модели казначейской системы кассового исполнения бюджетов. Идея вышеуказанной модели принадлежит ветерану украинских финансов Димитриеву Ивану Григорьевичу — в прошлом первому руководителю Управления исполнения государственного бюджета, заместителю Министра финансов Украины. Талантливый финансист в 1993 году на уровне идеологии ввел новую для украинских государственных финансов тему "казначейства". В течение этого периода были разработаны концептуальные принципы системы Государственного казначейства Украины, которые нашли свое отражение в Указе Президента Украины от 27 апреля 1995 г. № 335/95" О Государственном казначействе Украины" и Положении о Государственном казначействе Украины (утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 31.07.95 г. №590).
Воплотил идею казначейства в жизнь Виктор Петрович Тентюк, одна из выдающихся личностей нашего государства, чье имя опубликовано в книге "Уславлені постаті України" — заслуженный экономист Украины, бывший первый заместитель Министра финансов, заместитель Министра финансов Украины, организатор Государственной налоговой службы Украины, Государственного казначейства Украины, реформатор Пенсионного фонда Украины.
Со второй половины 1993 г. Национальным банком Украины по согласованию с Министерством финансов Украины было внедрено единое кассовое выполнение как государственного, так и местных бюджетов. На банковскую систему были возложены только функции осуществления операций из кассового выполнения Государственного бюджета, а выполнение таких функций, как ведение учета кассового выполнения Государственного бюджета, контроль за его выполнением, управление денежными средствами Государственного бюджета, не входило в перечень функций банковской системы и должно было обеспечиваться финансовой системой. Кроме этого, в связи с отказом от прямого финансирования дефицита бюджета за счет собственных ресурсов Национального банка Украины, возникшая необходимость введения новых функций, которые раньше не выполнялись ни банковской, ни финансовой системами. Это, в первую очередь, такие функции, как краткосрочное прогнозирование доходов Государственного бюджета и оперативно-кассовое планирование его расходов (в разрезе главных распорядителей средств и в разрезе территорий).
При таких условиях появились вопросы оперативного маневрирования ограниченными государственными средствами, направление их на первоочередные социально-экономические нужды, которое возможно было осуществить только путем создания новой финансовой структуры с отлаженным механизмом выполнения государственного бюджета.
27 апреля 1995г. Указом Президента Украины создано Государственное казначейство Украины, а постановлением Кабинета Министров Украины от 31 июля 1995г. за № 590 утверждено Положения о Государственном казначействе Украины. Согласно вышеуказанному Указу на Государственное казначейство Украины в 1995 году было возложено выполнение всего комплекса задач, связанных с кассовым исполнением бюджетов всех уровней и эффективным управлением бюджетными средствами. Госказначейство должно было упорядочить использование государственных средств, сконцентрировать их на наиболее важных направлениях социального и экономического развития общества.
Апрель 1995-1997 гг.
■ 1995—1996 годы — создана организационная структура органов Государственного казначейства, обеспечена их эффективная деятельность.
■ 1997 год — начато введение казначейской системы исполнения государственного бюджета по расходам: на конец года через органы Государственного казначейства осуществлялось 45% операций поисполнению государственного бюджета
1998-2000 гг.
■1998 год —завершен перевод на казначейскую систему исполнения государственного бюджета почти всех министерств и ведомств.
Введена новая бюджетная классификация и План счетов бухгалтерского учета исполнения государственного и местных бюджетов.
Переведены на казначейское обслуживание внебюджетные средства бюджетных учреждений и организаций.
■ 1999 год — введено в порядке эксперимента в 2-х областях кассовое обслуживание местных бюджетов органами Государственного казначейства. Предоставлен Государственному казначейству статус участника Системы электронных платежей Национального банка Украины.
■ 2000 год — обеспечена консолидация всех средств государственного бюджета на счетах Казначейства в Национальном банке Украины.
В октябре этого же года вышел первый номер профессионального информационно-аналитического издания "Казна"
■ 2001-2004 гг.
2001 год — фактически изменен статус Госказначейства: из клиента банка Казначейство стало участником Системы электронных платежей Национального банка Украины. Введен учет обязательств распорядителей бюджетных средств в органах казначейства. Начат процесс внедрения казначейского обслуживания местных бюджетов по доходам и перечислениям межбюджетных трансфертов.
Переведены в систему органов Государственного казначейства средства государственных целевых фондов — Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Фонда социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением. Начато внедрение единого программного обеспечения автоматизированной системы "Казна".
■2003 год —переведены на полнофункциональное казначейское обслуживание
(как по доходам, так и по расходам) местные бюджеты. Создана и внедрена централизованная (4 "К") модель обслуживания Единого казначейского счета
2005-2006 гг. Со II кв. 2005 по II кв. 2006 гг. — на базе органов Государственного казначейства Украины проведен эксперимент по внедрению нового механизма обслуживания распорядителей средств государственного бюджета. Эксперимент предусматривал отработку механизма по переходу от выделения ассигнований до введения погашения обязательств распорядителей средств государственного бюджета. В течение второй половины 2006 года по результатам проведенного эксперимента был разработан и распространен на всей территории Украины Порядок отображения в бухгалтерском учете по исполнению государственного бюджета операций по учету обязательств распорядителей средств в органах Государственного казначейства, открытию ассигнований и осуществлению расходов.
Гг.
■ 2007 год был ознаменован началом реформы системы бухгалтерского учета в секторе государственного управления, подтверждением этому стало принятие в январе 2007 года постановления Кабинета Министров Украины "Об утверждении Стратегии модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2007—2015 годы". Основными направлениями которой являются:
— модернизация системы бухгалтерского учета в секторе государственного управления;
— усовершенствование системы финансовой и бюджетной отчетности;
— создание унифицированной организационно-информационной учетной системы.
Этот этап становления и развития системы Государственного казначейства Украины отмечен официально утвержденной казначейской символикой, отличием — нагрудным знаком "Почесний працівник", флагом, открытием музея "Державна скарбниця", который вписал в свою летопись прославленных личностей и рядовых казначеев, причастных к истории казначейства на просторах Украины. Государственное казначейство утвердило свой гимн.
В Государственном казначействе Украины появилось возрожденное профессиональное издание "Казна Украіни", заработала "горячая" консультационная линия в центральном казначейском учреждении и при "Казначействе"— официальной вставке в газете "Все о бухгалтерском учете".