этикетные, собственно речевые и языковые нормы




Зражевская Ирина, ОБ-РЛ-12

Этические, коммуникативные,

этикетные, собственно речевые и языковые нормы

Текст. Выделяется пять видов норм – этические, коммуникативные,

этикетные, собственно речевые и языковые. Это виды норм разного уровня. Этические и коммуникативные нормы – это механизмы, помогающие согласовать все стороны общения. Главным законом общения является закон объединения партнеров, в соответствии с которым общение должно быть конструктивным, неконфликтным, гармонизирующим.

Этические нормы относятся в первую очередь к мотивам речи,

к области культуры общения – это доброжелательность, приятие партнера.

К примеру, основы эффективного общения в образовательной организации - это соблюдение всех законов нравственности. Эти

нормы можно условно отнести к уровню взаимоотношений коммуникантов с миром в целом и конкретным человеком в частности.

Коммуникативные нормы сопутствуют всей ситуации общения (учитель-ученик), во всех его фазах. Они связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей: они соединяют в себе стратегические и тактические элементы.

Выбор ситуации общения, партнеров, предмета речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование процесса общения – к тактике. Именно они регулируют выбор видов, форм, уровней и средств общения.

Этикетные нормы направлены на вежливое бесконфликтное установление, поддержание и размыкание речевого контакта.

Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм. Речевые нормы соблюдаются в рамках системы коммуникативных качеств речи (уместности, доступности,

богатства, точности, логичности, выразительности, правильности и чистоты).

Языковые нормы направлены на единообразное, образцовое,

общепризнанное употребление языка. Они обеспечивают незатрудненное понимание устной и письменной речи.

 

Задание 1: познакомьтесь с пояснениями по каждому виду норм речи.

Чем они отличаются? Почему этические и коммуникативные

нормы считаются главными? Как они влияют на нормы более

низкого уровня?

Ответ. Однинормыпризнаны «обслуживать» речь с целью коммуникации (этические), другие направлены на поддержание общения (коммуникативные). Два первых вида норм речи считаются главными, так как в основном именно они обязательны для налаживания контакта между коммуникантами и обнаружения возможности продуктивного взаимодействия. В то же время, речевые и языковые нормы, как я считаю, должны быть соблюдены практически в любой ситуации общения, потому что именно от их наличия зависит восприятие собеседниками друг друга, а, значит, и практическая действенность «главных» видов норм.

 

Задание 2: Как известно, общение по своей природе двупланово,

то есть оно одновременно нацелено на передачу информации

и на поддержание контакта. Как это связано с системой норм?

Ответ. Как уже было сказано, в разных ситуациях для разных целей общения бы имеем возможность соблюдать только определенный вид норм. В непринужденной обстановке, например, при разговоре со знакомым на улице, нам не обязательно взывать к этикетным и речевым нормам, ведь это просто поддержание контакта. В то же время для общения, целенаправленного на получение информации или полезных сведений, мы стараемся расположить собеседника, соблюдая почти все вышеуказанные нормы речи.

 

Задние 3: Можно выделить основные составляющие умения общаться:

• воспринимать и понимать другого человека и в то же время подавать себя, самовыражаться;

• сближать точки зрения – свою и собеседника;

• управлять общением.

Как они связаны с нормами речи? Подумайте, какие из названных умений у вас развиты лучше, какие нуждаются в формировании (самоанализ)?

Ответ. Они напрямую связаны с ними. Ненавязчиво уметь управлять общением или убеждать собеседника в чем-либо, это настоящий талант. Чтобы не стать тем, кто давит на другого человека, насаждает ему свое общество, важно уметь оперировать нормами речи, ведь именно они делают беседу вежливой, приятной и обоюдно полезной.

Я полагаю, что с лёгкостью могу управлять общением. Если я уже достаточно знакома с человеком, то стараюсь избегать неприятным ему тем, на фоне которых может быть «размыто» всё удовольствие от встречи. Мне легко дается подбор нужных аргументов, сложнее - восприятие чужой точки зрения, я никогда не ухожу от спора. Пожалуй, больше всего в формировании нуждается моё умение сближать мнение оппонента с моим личным, ибо я часто располагаю их в полной конфронтации, а это мешает поиску компромисса.

 

Задание 4: Посоветуйте, как удивить собеседника.

Верный способ заинтересовать человека – говорить только о том, в чём ты достаточно хорошо разбираешься. Люди хотят видеть индивидуальность, а не маску, что вы стремитесь надеть, дабы произвести фальшивое впечатление. Думаю, удивит собеседника именно ваша осведомленность в какой-либо сфере, увлеченность ею. В то же время, произвести приятное впечатление способна ваша попытка разобраться в хобби или сфере деятельности собеседника – неожиданное поддержание беседы на, казалось бы, незнакомую вам тему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: