Глава 2. Традиция передачи игольницы в форме гнезда ремеза в семье.




Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.1 О птичке ремезе.…………………………………………………...…4

Глава1.2 Традиция передачи игольницы в форме гнезда ремеза в роду тувинцев……………………………..................................................................6

Заключение………………………………………………..................................7

Используемая литература………………………………………………….… 8

Приложения……………………………………………………………………..9

 

Введение

Мы выбрали тему этой работы, так как любим историю своего родного края и интересуюсь традициями и обычаями тувинского народа. Это тема нам близка, так как у моей семьи тоже есть традиция, которая передавалась из поколения, в поколение. Это передача игольницы в форме гнезда ремеза в нашем роду. Моя бабушка в свое время нашла гнездо ремеза. Мать, разговаривая с дочерьми во время работы или дела, рассказывает о своем роде, чем занимались ее родители, ее предки, какие традиции и обычаи соблюдают в роду. Так, мать учит и готовит к жизни своих детей, делится со своим опытом и передает традиции и обычаи своего рода.

Нам очень интересно было заниматься этой работой, так как в поисках информации и материалов нам приходилось общаться с разными людьми.

Цель нашей работы: Рассказать про традицию передачи игольницы в форме гнезда ремеза.

Задачи:

1. Изучить семейную традицию Тувинской семьи – «передача игольницы в форме гнезда ремеза».

2. Организовать поездки и встречи с родственниками.

Методы работы: Беседы с родственниками, сбор и поиск информации, анализ и обобщение собранных материалов и информации.

Новизна нашей работы: Это первая исследовательская работа, которая изучает символическое значение птицы ремез.

Актуальность: такая традиция существует далеко не в каждой семье, только сохранилась и применяется у некоторых семей. Эта работа призывает и напоминает, что у тувинцев много различных традиций, которые не освещены. И таким образом её не надо забывать, а наоборот – возрождать

Глава1.1. О птичке ремез.

Описание.

Длина тела ремеза примерно 12 см, вес до 20 г. Размах крыльев достигает 60 мм. В глаза бросается серая голова с чёрной маской и красно-бурая спина. У молодых птиц чёрной маски ещё нет. Тонкий свист звучит примерно как «ции-ции».

Местообитание.

С апреля по октябрь некоторые ремезы мигрируют в Восточной и Центральной Европе и перелетают на зиму в Средиземноморье. Некоторые птицы остаются целый год в районе Средиземного моря. Ремез предпочитает селиться в зарослях по берегам рек, озёр и болот.

Питание.

Ремез ищет себе корм преимущественно на деревьях, в кустарниках, кустах и в камыше. Он питается насекомыми, пауками и семенами.

Размножение.

Период размножения с мая по июнь. Самец строит на свисающих над водой ветвях из растительных волокон, пуха и семян несколько пушистых, круглых гнёзд. Гнездо в форме сумки примерно 17 см в высоту и 11 см в ширину. Самка выбирает себе лучшее гнездо, помогает в последних приготовлениях и откладывает затем от 5 до 8 яиц. Примерно через 2 недели вылупляются птенцы. Ремез может иметь несколько партнёров.

Гнездо ремеза.

Ремез предпочитает высокоствольные, в основном приречные заросли. Гнездо ремеза - сложная и оригинальная постройка, напоминающая висящую варежку с дырявым пальцем.

Гнездо обычно прикреплено к концу ветки, чаще всего над водой. Обе птицы сооружают его в течение примерно двух недель. Материал для постройки - растительные волокна и пух ив или тополя, которые птицы превращают в мягкую и прочную войлокообразную ткань. Такое гнездо висит на дереве, не разрушаясь, в течение нескольких лет. Над водой гнезда располагаются на высоте 1-5 метров, в дали от воды - на высоте 10 метров и более. Кладка в начале 5-10 белых продолговатых яиц.

В тувинском народе ремез считается святой птицей. Если встретить и найти его гнездо, то в дом приносит счастье, достаток т.е. его гнездо символизирует семейное счастье. (1)

А в русском фольклоре значение ремеза символизирует следующее:

Ремез - распространенное в прошлом во многих русских говорах название птицы из рода синиц, а также популярное мирское имя. Мирские имена существовали в России до окончательного их запрещения церковью в конце XVII века. Более того, древнерусские "домашние" имена очень часто выступали в качестве официальных именований в древних документах. Неудивительно, что очень часто отчество сына записывалось не от крестильного, а от более понятного древнерусского имени отца. Таким образом, несмотря на многовековое стремление церкви искоренить дохристианские традиции, многие из них дожили и до наших дней. Одним из таких памятников народного фольклора и древнейших русских обычаев, традиций является фамилия Ремезов.

У алтайцев гнездо ремеза используется в народном лечении: при глазных болях в гнезде птицы ремеза находят намерзшие сосульки, и растаяв их, пускают в глаза. При порезах присыпают их пеплом из сожженного гнезда ремеза. Вот такая удивительная птица ремез.(2)

 

Глава 2. Традиция передачи игольницы в форме гнезда ремеза в семье.

Одна бабушка нашла гнездо ремеза и принесла домой. Из него она сшила игольницу и повесила в юрте, с тех пор эта игольница стала святыней её рода. В том году, когда она встретила гнездо, состоялась свадьба молодых людей. На следующий день после свадьбы бабушка принесла эту игольницу как свадебный очень ценный подарок, молодым супругам и сказала: «Пусть у вас будет много детей, достаток в семье, будьте здоровы и счастливы. Это святая вещь, найти гнездо ремеза может далеко не каждый человек. Храните эту вещь и передайте своим детям, он принесёт вашему роду очень долгое продолжение». Молодые супруги вспоминают и рассказывают детям слова бабушки и говорит, действительно, поэтому у нас такая большая семья, благополучие. И в свою очередь жена сшила и дарит своим дочерям тоже игольницы в форме гнезда ремеза. Эта игольница в их семье считается святой вещью, его никто не трогает, висила на самом почетном месте дома. В поисках информации, мы встретились с одним человеком, который нашел гнездо ремеза это - Чыртак-оол Каадыр Монгушович. Вот строки из его воспоминаний: «Ынчан Кара-Холге чурттап турган бис. Хой кадарып чор мен. Арыг ишти черге, канчангаш коорумге черде кидис кескиндизи чыдыр. Баштай «бо кандыг аайлыг кидис боор чонак кескиндизи ирги бе » деп бодаан мен. Оон топтап коруп турарымга уя болган «Ус кушкаш уязы деп чуве бо-дур аа, анаа таваржырга эки чуве дижик дээш, хойлай дыртып алдым. Огге эккээримге уругларым авазы «ол ус кушкашты кончуг буянныг кушкаш деп дыӊнаан мен» дээш арыг поске ораагаш, аптараже суга тыртып алды».«Я пас овец (тогда они жили в с. Кара-Холь Бай-Тайгинского кожуна), и около дерева лежал какой- то кусок войлока, сначала подумал: «Откуда этот кусочек здесь лежит» я взял и посмотрел- оказывается гнездо ремеза. (4)

Заключение.

В конце исследовательской работы я пришел к следующим выводам:

1. Птица ремез символизирует семейное счастье, благополучие и достаток в семье.

2. Добрая традиция «передача игольницы в форме ремеза» воспитывает у подрастающего поколения чувство привязанности к своему роду.

3. Такая традиция существует далеко не в каждой семье, только сохранилась и применяется у некоторых семей. Эта работа призывает и напоминает, что у тувинцев много различных традиций, которая не освещены. И таким образом её не надо забывать, а наоборот – возрождать.

Используемая литература:

1. М.Б.Кенин-Лопсан.Традиционная культура тувинцев. Кызыл.: 2006..

2. Жизнь - как она возникла? Издание «Священное писание» 1992г

3. Путеводитель Тува.Москва, 2004

4. Информатор – Чыртак-оол К.М. –с. Хонделен, Барун-Хемчикский кожун

 

Приложения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: