План тематического контроля на тему
«Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».
Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
№ | Разделы | Содержание | Методы |
Оценка профессионального мастерства воспитателя | · умение применять знание программных целей и задач в практической работе с детьми · владение методами и приемами экологического воспитания детей · умение организовать наблюдение детей за явлениями природы, труд в природе | · Анализ проведения занятий воспитателем · Анализ проведения прогулки воспитателем | |
Формирование предметно-пространственной среды | · умение воспитателя создать предметно-развивающую экологическую среду в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам; наличие в группах природных уголков в соответствии с возрастом детей · укомплектованность методического кабинета диагностическими, дидактическими, наглядно-демонстрационными материалами | · посещение групп · анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания) | |
Планирование воспитательно-образовательной деятельности | · эффективность планирования · планирование работы по теме во время занятий, в режимных моментах и игровой деятельности | · проверка планирования: -занятий по теме -работы с детьми на прогулке наблюдений и экспериментирования -работы в природном уголке -труда детей в природе | |
Работа с родителями | · эффективность взаимодействия с родителями: понимание родителями важности работы по экологическому воспитанию детей · наличие наглядной и справочной информации для родителей | · анализ наглядной информации для родителей в группе · опрос и анкетирование родителей |
|
Диагностические методики экологического воспитания
Диагностика разработана на основе методики, предлагаемой Серебряковой Т. А. (средний дошкольный возраст).
Задания, направленные на выявление уровня сформированности
Знаний о мире природы
Задание 1. Назови, что это?
Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Развивающая предметно-пространственная среда: карточки с изображением деревьев (липа, береза, ель); кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистых растений (одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатных растений (фикус, аспидистра).
Ход диагностики:
-Перед тобой расположены карточки растений. Возьми карточку и назови растение, которое изображено на ней.
-Положи в один ряд те растения, которые относятся к деревьям.
-Положи в другой ряд те растения, которые являются кустарниками.
-Положи в следующий ряд те растения, которые относятся к травянистым.
-Положи в последний ряд растения, которые относятся к комнатным.
-Назови чем отличаются деревья от кустарников (травянистые растения от комнатных?
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок правильно называет изображенное растение и относит его к нужной группе; ребенок определяет характерные особенности данной группы.
|
1 балл – средний уровень – ребенок самостоятельно называет изображенное растение, при помощи взрослого относит его к определенной группе.
0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в назывании растения и отнесении его к определенной группе (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.
Методика «Лес благодарит и сердится» автор: Карпова А.Г. Диагностика экологически - ответственного отношения к природе, овладения системой нравственных норм и правил экологического характера.
Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированное представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею.
Подготовка исследования: осуществить прогулку в парк (лес).
Проведение исследования. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса:
За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на тебя?
Экспериментатор фиксирует и анализирует ответы детей.
Обработка данных:
Очень высокий уровень (5). Ребенок проявляет активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им природоохранительной работы.
Высокий уровень (4). Ребенок приводит примеры практической экологически- ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям.
|
Средний уровень (3). Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения.
Низкий уровень (2). Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.
Очень низкий уровень (1) Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю».
Методика экологического воспитания детей по Николаевой С.Н.
«С. Н. Николаева „Юный эколог“ — подготовительная группа» — это труд, в котором автор предлагает использование следующих групп методов в комплексе, чтобы на практике повышать уровень экологического образования детей и развивать экологическую направленность их личностей:
1. Воспитателю и ребенку надо вместе заниматься созданием и поддержкой необходимых условий жизни, которых требуют живые существа.
2. Наблюдать — значит чувственно познавать природу. С помощью такого метода достигается осуществление прямого контакта с миром живой природы.
3. Моделирование поможет реализовать поставленные цели.
4. Использование словесно-литературного метода специфично в связи с особенностями речи малышей.