ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Перевозчик несет ответственность за неправильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне. Неверное или неудачное размещение грузов, перегрузка отдельных грузовых отсеков неизбежно приводят к перенапряжениям корпуса, а в отдельных случаях − к повреждениям и даже аварии судна. Поэтому судно должно быть загружено так, чтобы не появился крен, был надлежащий дифферент и достаточная остойчивость, не были нарушены условия местной и общей (продольной) прочности. Это достигается соответствующим распределением весовой нагрузки по грузовым помещениям судна.
При перевозке разнородных грузов в практике используется принцип распределения весовой нагрузки по длине судна пропорционально кубатуре грузовых помещений с помощью коэффициента соизмерения грузовместимости каждого грузового помещения (), который определяется по формуле:
,
где: Wi – грузовместимость i-го грузового помещения, м3;
W – грузовместимость судна, м3;
Значение распределенной массы для i -го грузового помещения (Qi) определяется как произведение коэффициента соизмерения грузовместимости i- го грузового помещения на рассчитанную общую массу грузов, принимаемую на данный рейс (Qобщ):
,
Расчет распределенной массы грузовых помещений производится в табличной форме (табл.6.1).
Таблица 6.1 – Распределение весовой нагрузки по грузовым помещениям судна
Грузовое помещение | Грузовместимость i- го грузового помещения, Wi , м3 | Коэффициент соизмерения,
![]() | Допустимая максимальная весовая нагрузка i- го грузового помещения, Qi, т |
Трюм 1 | |||
Твиндек 1 | |||
Трюм 2 | |||
… | |||
Итого | ![]() | ![]() | ![]() |
Суммарная распределенная масса грузов по твиндекам, трюмам и на палубе должна соответствовать планируемой загрузке судна и является основанием для составления плана комплектации грузов по грузовым помещениям судна.
6.2. Разработка плана комплектации грузов
В связи с отсутствием единой методики комплектации грузов, составление грузового плана является творческим процессом. Комплектация грузов по грузовым помещениям судна производится с учетом их транспортных характеристик, требований оптимального использования судна как транспортного средства, а также его технико-эксплуатационных характеристик судна.
Комплектация грузов по судовым помещениям обычно сопровождается многовариантностью решений и должна учитывать все факторы рациональной загрузки судна, обеспечения сохранности грузов и безопасности мореплавания. В первую очередь, это выполнение следующих основных положений:
- в одном грузовом помещении размещают только совместимые грузы, требующие одинаковых либо близких режимов перевозки в соответствии с таблицей 2.2;
- в нижние части грузовых помещений укладывают тяжелые грузы;
- отклонение загрузки грузового помещения от распределенной массы не должно превышать 10%;
- наибольшие отсеки обычно загружают грузами с высокими нормами грузовых работ;
- грузы, боящиеся нагрева, не помещают вблизи нагревающихся переборок, палуб и бортов;
- грузы располагают строго по коносаментным партиям, избегая разрыва партий, т.е. укладки груза одной партии в разных местах грузового помещения или в разных грузовых помещениях;
- учитывают требования, касающиеся укладки и крепления грузов, возможности использования современных средств укрупнения грузовых мест и внутритрюмной механизации.
По результатам распределения грузов составляется сводная таблица (табл.6.2) с итоговыми результатами по каждому трюму, твиндеку, всему судну в целом и по каждому роду груза.
Таблица 6.2 – Размещение грузов на судне
Грузовое помещение | Наименование грузов | Всего | ||||||||
Сахар | Цемент | Металл | Табак | |||||||
масса, т | объем, м3 | масса, т | объем, м3 | масса, т | объем, м3 | масса, т | объем, м3 | масса, т | объем, м3 | |
Трюм 1 | ||||||||||
Твиндек1 | ||||||||||
… | ||||||||||
Итого |