Структурные характеристики конфликта не дают возможности прогнозировать развитие конфликта. С практической точки зрения более существенным представляется рассмотрение динамических характеристик.
К динамическим характеристикам конфликта относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях.
Этапы развития конфликта:
1. Возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации). Постепенно развиваются и обостряются противоречия, вызывающие конфликт. Пример – рабочим задерживают зарплату.
2. Осознание ситуации как конфликтной. При этом осознание причин конфликта может быть адекватным, или неадекватным. В последнем случае после урегулирования конфликт все равно возобновится.
3. Конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт). Включает подстадии:
· Инцидент (начало конфликта)
· Эскалация (развитие) конфликта
Инцидент – к началу этой стадии противоречие интересов развивается настолько, что мешает нормальному взаимодействию. Открытый конфликт начинается с повода – конкретного события, которое служит толчком к конфликтным действиям. (Повод может возникнуть случайно, но может и специально придуматься). Иногда выделяют также инцендент – первое действие, свидетельствующее о начале конфликта - это может быть, например, первое нападение противника, означающее начало войны (при этом поводом может быть претензия на какой-то регион, или еще что-нибудь). Начиная конфликтное взаимодействие, стороны еще не знают точно о потенциале, ресурсах друг друга (они как бы осторожничают, не показывают весь свой потенциал), поэтому важным элементом на этой стадии является «разведка» - сбор информации об истинных намерениях и возможностях оппонентов.
|
Эскалация - затем, если не происходит урегулирование конфликта, начинается его эскалация (нарастание). На стадии эскалации происходит обострение всех противоречий, участниками конфликта используются все возможности для победы в противоборстве, происходит мобилизация всех ресурсов. На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта – логика уступает чувствам. В этот период может теряться первоначальная причина, основная цель конфликта, и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.
Основные моменты стадии эскалации - создание образа врага, демонстрация сила и угроза ее применения, применение насилие и тенденция к расширению и углублению конфликта.
Образ врага начинает формироваться еще на ранней стадии, окончательно складывается в период эскалации. Он способствует сплочению группы (при межгрупповом конфликте), ее члены осознают, что защищают не только свои интересы, но и борются за «правое дело» (что еще более обостряет конфликт).
Демонстрация силы и угрозы ее применения – одна, или обе стороны, в целях устрашения противника, пытаются показать, что мощь и ресурсы одной стороны превосходят другую, что приводит только к тому, что противник мобилизует собственные ресурсы.
Применение насилия – это жесткий способ подчинения одних другим, последний аргумент в конфликте, и его применение говорит о пике развития конфликта. Насилие может быть физическим, экономическим, политическим, моральным, психологическим и др. Насилие может выступать в замаскированной форме, когда создаются определенные условия, ограничивающие права людей или создающие препятствия для утверждения их законных прав. Эта форма получила название структурного насилия.
|
Тенденция к расширению и углублению конфликта – начавшись в одном месте, он начинает «расползаться», охватывать новые сферы, территории, социальные уровни.
4. Разрешение (завершение) конфликта.
Завершение конфликта означает любое его прекращение – изменение взглядов и ценностей участников конфликта, договор между ними, исчезновение предмета спора, вмешательство третьей стороны или даже уничтожение одной или обеих конфликтующих сторон.
Возможные ситуации на стадии острого конфликта, побуждающие стороны к прекращению конфликта:
· Явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство.
· Очевидная бесперспективность продолжение конфликта и ее осознание его участниками.
· Обнаруживающееся превосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю.
· Появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.
Способы завершения конфликта:
· Устранение оппонентов
· Прекращение их взаимодействия (например, в результате конфликта с учителем, мать переводит ребенка в другую школу).
· Устранение объекта конфликта (например, противостояние двух сотркдников из-за притязаний на одну и ту же должность прекращается, когда выясняется, что эта должность вообще ликвидируется).
|
· Изменение позиций одной или обеих сторон
· Появление третьей силы, завершающей конфликт путем принуждения
· Обращение к третьей стороне за арбитражем
· Переговоры (между собой или с участием третьей стороны).
Разрешение конфликта – частный случай завершения конфликта, оно выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной.
Иногда выделяют также послеконфликтный период. В этот период ликвидируются основные виды напряженности, между сторонами окончательно нормализуются отношения, начинает преобладать сотрудничество и доверие. Но за завершением конфликта может последовать и постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на другом уровне и с новым составом участников.