Отъезд к венцу, венчание




РОДИНЫ

 

Какие обрядовые действия на свадьбе (и во время брачной ночи) должны были способствовать деторождению?

Как к беременной женщине относились в семье (освобождали или нет от работы)? Какие были запреты?

Какие действия и слова помогали облегчить роды (открывали двери, развязывали пояса, распускали волосы)?

Какие заклинания и песни исполнялись при совершении родиль-

ных обрядов?

Какую роль играли повитухи, как к ним относились?

Отмечали ли «бабин» день, «бабины каши» (на второй или третий день Рождества)? Что приносили бабке? Угощали ли ее кашей? Существовали ли поверья о загробной связи повитухи с принятыми ею детьми?

Как относились раньше и как теперь относятся к абортам?

Рождается ли ребенок с душой или наделяется ею после рождения?

Какие «слова» говорились для обеспечения ребенку счастливой жизни?

Какие обряды и заклинания использовались при первом купании ребенка, пеленании, кормлении, пострижении, отнятии от груди, выпадении зуба?

Как называли ребенка до крещения?

На который день ребенка крестили? Кого брали в кумовья? Как праздновали крестины? Какие песни пели? Каковы обязанности крестных по отношению к ребенку и крестника по отношению к ним?

 

СВАДЬБА

 

Есть ли в деревне люди, которые могут рассказать о старинной свадьбе, помнят свадебные песни и причитания?

В какое время обычно раньше устраивались свадьбы (осень, зимний мясоед, весна)?

Сватовство

Как сватались? Кто ходил свататься (жених с родителями, родственники, специально приглашенные люди)? Что говорили, войдя в дом? Куда садились и почему? Как хвалили жениха и невесту? Угощали ли сватов? Спрашивали ли невесту о ее согласии на брак? Что делали и говорили в случае отказа? Договаривались ли сразу о сроках свадьбы, приданом или невеста «клала срок» (чтобы подумать или заманить другого жениха)?

Какие были свадебные чины со стороны жениха и невесты (князь, княгиня, свахи: «горячая» - у жениха, «холодная» - у невесты; дружка, полудружье, тысяцкий, поварушка, родители, крестные, братья, сестры, соседи, друзья и подруги). Когда и как назначались «свадебные чины»

и каковы были их функции на свадьбе? Кто руководил обрядом в доме невесты (жениха) до венца и после?

Пропои

Как назывался обряд, проходивший обычно на следующий день после сватовства в случае согласия семьи невесты на брак («пропои», «пропоины»)?

Смотрины

Ездили ли родные невесты смотреть дом у жениха («смотренье», «смотрины», «смотры»)? Собирали ли в доме жениха столы?

 

Рукобитье

 

Как подавали друг другу руки в конце сватовства для закрепления договоренности рукопожатием (через стол, через скатерть или полу одежды)? Молились ли Богу? Как после сговоров называлась невеста («сговорёнка»)? Что и как выла невеста? Кто причитал кроме невесты на свадьбе («вытьянка», «вытница», «волковоя», «ворковойка», «коробейница», мать, сестра, подруги)? Кто приходил, что дарили на рукобитье (богомолье, просватки, сговоры)? Что выла невеста? Где она сидела? Когда начинала «хлестаться»? Подвывали ли невесте подруги? Какие подарки («дары») готовила невеста жениху, свекру, свекрови, золовкам и деверьям? Кто ей помогал (сестры, подруги)? Как называли девушку, которая сидела рядом с невестой и пела (причитала) ей, ее родителям и другим родственникам («коробейница»)? Что пели, причитали и приговаривали во время вручения даров?

Канун свадебного дня

 

Баня

 

Когда невесту вели в баню (вечером накануне свадьбы, утром, днем)? Кто ее сопровождал? Что причитали и пели? Было ли угощение, какое (пиво, пирог с рыбой)? Что брали с собой в баню? Какие «варакосные» песни пели («Мойся, мойся, усок»)? Что делали после бани (растыкали на пути ветки из веника, гадали с веником)? Что выли, входя в дом (родителям, крестной, брату, сестре, подругам)? Когда перевозили постель невесты к жениху и что при этом пели или приговаривали?

 

Вечерина (вечер, девишник)

 

Кто собирал стол? Кто приезжал на вечерину? Кто такие «платовщики» (родственники жениха, крестные)? Чем одаривала их невеста (обычно платками)? Кто приезжал позже (отец жениха, сам жених с товарищами)? Кто их встречал? Что привозили гости (гостинцы, подарки)? Что невеста выла? Какие особые причеты, песни исполняла невеста-сирота? Выносили ли елочку - «дивью красоту»? Что при этом приговаривали или пели?

Как молодежь гуляла на вечерине? Что причитала невеста с подругами? Что и как пели, плясали, во что играли?

Что невеста выла оставшимся ночевать подругам?

Была ли баня у жениха? Собирал ли он друзей? Что при этом делали?

Утро свадебного дня

Что выла невеста подругам, родителям, братьям, сестрам после пробуждения? Что выли, если невеста была сиротой («горемычницу» вместо «молодёшеньки»)? Ходила ли невеста-сирота на могилу родителей и что выла там? Что невеста причитала, когда ее одевали к венцу и причесывали? Что невеста выла, когда просила благословения у родителей? Что причитали в ожидании и при появлении свадебного поезда («Что не пыль в поле…»)? Что пели девушки при встрече свадебного поезда («Вьюн на воде…»)? Как он был украшен? Как состязались между собой вытница и дружка (приговоры, магические действия и «слова»)? Как выкупали невесту? Что говорил дружка? Не пытались ли подруги подменить невесту? Как они «срамили» поезжан? Какие средства использовали для избежания сглаза, порчи (втыкали иголки в платье, еще как)? Как подруги невесты хвалили жениха («Розан мой, розан…», «Кудряшик…», «Конюшко сивогривой…»)? Что причитала невеста во время благословения молодых («Благословите меня, родители…»)? Садились ли перед отъездом к венцу за стол? Стелили ли невесте с женихом на лавку шубу? Зачем? Не пытались ли занять место жениха и уступить его за выкуп? Что при этом говорили?

Делали ли куколку, зайчика или собачку из носового платка поезжанам (за выкуп)? Как (попросить сделать и показать, как делали)? Одаривали ли тещу лаптями и что при этом приговаривал дружка («Теща, теща, тебе новые лаптёща!»)? Что еще говорил дружка? Во что наряжали невесту?

 

Отъезд к венцу, венчание

 

Преграждали ли путь свадебному поезду по дороге в церковь или из церкви? Где причесывали невесту «на два плéтня» (по-бабьи)? В церкви, в сторожке при церкви? Меняли ли ей головной убор, платье? Помнят ли о женской прическе «с рогами»?

Куда везли молодых после венца (в дом жениха или невесты)? Почему? Кто, как и с чем встречал их? Как благословляли и поздравляли?

Свадебный пир

Какие блюда и в какой последовательности подавали на стол? В каком порядке рассаживали за столом? Сколько гостей пировало на свадьбе? В какой момент дарили дары? Кто, что, кому дарил? Что при этом пели и приговаривали («Под горою колодчик…», «Дары прими, невесту люби…», «Наша невеста не по лесу ходила…»)? Кто и как пел величальные (корильные) песни молодым, сватьям, дружке, тысяцкому и пр.? Что пели скупым гостям? Не выносили ли во время пира елочку (куклу, веник)? Пели ли «Дубинушку» и что при этом делали (открывали заслонку у печки, тянули вилку из стакана, качали молодых на лавке)? Какую роль при этом играли дружка, поварушка?

Когда и куда уводили молодых на брачную ночь? Не выкупал ли жених постель? Что при этом говорили и пели? Просила ли невеста разрешения лечь в постель? Разувала ли жениха? Как проверяли честность невесты? Что делали, если невеста нечестная?

Красный стол

Где гуляли во второй день свадьбы? Как этот день назывался? Как проходила «умывальня»? Чернили ли перед этим лицо? Кричали ли «горько» и кто кричал (отец невесты)? Приходили ли ряженые (в кого рядились, что делали и говорили)? Какие песни пели, как и что плясали? Испытывали ли невесту (били ли посуду, заставляли ли невесту подметать, смотрели ли, как она метет)? Сажали ли свекровь на санки и смотрели, куда ее невеста повезет (к дверям или к печке)? Крали ли невесту? Подменяли ли за столом молодых ряжеными?

Сколько дней праздновали свадьбу? Когда бывали «тозвины» («тозьмины», «хлибяна»)? Что делали и пели? Когда были Никола Хвалун и Егорий Плакун? Что при этом спрашивали и что отвечали? Что готовили для молодой в Петров день?

После того как проведен опрос по ходу обряда, нужно выяснить, знакомы ли исполнителям песни, которые фольклористы относят к ритуальным, заклинательным, величальным и корильным, и как они называются в народе? Уточнить, какие лирические, хороводные, игровые песни пелись на свадьбе? Что и когда загадывали? Кто, что и как на свадьбе приговаривал, заговаривал (сваха, дружка, поварушка и др.)? От кого учились петь, причитать, приговаривать? Существовала ли закрепленность исполнения конкретных произведений в том или ином месте обряда? Все ли жанры имели строгую закрепленность в обряде?

Колдовали ли на свадьбе (порча молодых, остановка свадебного поезда, обращение поезжан в диких животных: волков, рысей и др.)?

Когда перестали играть свадьбы по-старинному? Как играют свадьбы сейчас? Кто их организует (приглашают ли опытных дружек)? Какие традиционные элементы сохранились в современной свадьбе? Если у кого-то в селе есть альбом с материалами по организации свадьбы (песнями, приговорами, «свадебными указами», тостами), необходимо его скопировать.

 

 

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВЕЛИЧАЛЬНЫЕ И КОРИЛЬНЫЕ):

 

А вы зачем сюда приехали?

 

А что на улице (тысяцкому)

 

А на полёте-то соколы

 

Волга-река на валах стояла

 

Вьюн на воде

 

Вы как сватались, дак хвастались

 

Во чужих-то во людях

 

Да просватали подружку

 

Да не крепка ваша

 

Еще кто в пиру хорошенький

 

Из-за лесику, да лесу темного

 

Как на гороньке два дубчика стоят

 

Как по сеням, сеням новеньким

 

Кто-то у нас моден

 

Между горницею и полатушею

 

Мы сидели день до вечера (Отставала лебедь белая)

 

Нам сказали, что Иванушка грозён

 

Пивнички, хлебнички

 

Поехал Иванушко

 

По полечку по зелёному

 

Полно вам, ребята

 

Ой кудряш ты мой (Ты кудрявчик молодой)

 

Ой, что приехали, расхвастались

 

Стукнулся, брякнулся копьем у ворот

 

То не конь-от ли по бережку бежит

 

Тысяцкий, ты честной человек

 

Уж я топала, не топала ногой

 

Я вовек тоски не видела

 

СВАДЕБНЫЕ ПРИЧИТАНИЯ:

 

А погляжу-то я и посмотрю

 

Благослови, Боже Господи… (после бани, перед поездом и т. д.)

 

Благословите меня, родители

 

Вы прощайте-тко, подружки милые

 

Вы сажайте-ко, родители

 

Да вы бросайте-ко, подруженьки

 

Да вы вставайте-ко, подруженьки

 

Да засиделась, задумалась

 

Да и же свет вы мои

 

Да не гостинцы млада принесла

 

Да приходил дружка вежливой

 

Да расчесала я, разгладила

 

Да что-то мне не угорелося

 

Да это что это начулося?

 

Да я спрошу у вас (поезжанам)

 

Да из-за лесику, лесу темного

 

Да не бурлаки ли колотятся?

 

Как невестина дивья красота

 

Мне сегодня, молодешеньке, что малым-мало спалося

 

Не вода-то ли матка вёшная

 

Не осудите княгини, бояре

 

Не петух-от ли да скочил на ногу?

 

Не ступай-ко, дружка, хробоско

 

Ой, не отпустить-то молоду

 

Ой, да(к), извините-ко, подруженьки

 

Ой, послушай-ко кормилец (корминец) батюшко

 

Ой, послушайте, подруженьки

 

Ой, да всё не сизенькой

 

Ой да я не встану да не подымусь

 

Ой, да(к) не берёза

 

Ой, уж ты дай-ко, корминец батюшка

 

Ой, тебе спасибо, родный батюшко

 

Ой, не давай, корминец батюшка

 

Ой, да(к) оставайтесь, страсти-пострасти

 

Ой, да(к) я немного млада

 

Ой, вы приехали, приятели

 

Ой, спасибо, лебедь белая

 

Ой, что не вёшняя ли вода

 

Ой, я еще бы перевидела

 

Пододвинься-ко ты, добрый молодец

 

Послушай, родная тётушка

 

Повяжите, мои голубоньки

 

Поднимися, погодушка

 

Погляжу-то я, посмотрю

 

Подруженьки милые

 

Приутихните на море (воет невеста-сирота)

 

Только свет, мои желанные

 

Ты вставай-косе, сходи во дремучий лес

 

Ты вставай, моя корминица

 

Ты встречай, корминец батюшка

 

Ты кстись-молись да права рученька

 

Ты мой родимой братец

 

Ты скажи, наша голубонька

 

Ты сходи-тко, сокол-брателко

 

Уж вы встаньтё-ко, голубоньки

 

Утица на море

 

Штё встает моя корминица

 

Штё не вьюга ли, не вьялица

 

Что на этом славном местецьке

 

Что не пчелы ли не мелкие

 

Что не пыль в поле запылилася

 

Что не уточка ли к нам плывет

 

Что сегодняшний-от белой день

 

Я бежала по дорожечке

 

Я сегодня молодешенька, не водой я умывалася

 

Я спрошу тебя, сваха милая

 

3. РЕКРУТЧИНА, ПРОВОДЫВ АРМИЮ

 

Что помнят о рекрутских обрядах? Как проходила жеребьевка? Где собирались и гуляли рекруты? Кто, где, когда причитал при проводах

в армию? Какие песни исполнялись в доме рекрута на прощальном вечере? Вешали ли венки на дом в простенках между окнами? Приносили ли

в дом сосенку или елочку с куколкой, наряженной солдатом, которая потом прибивалась к крыше дома (крыльца) или стояла у забора (иногда до возвращения солдата из армии)?

Как провожали на войну и какие фольклорные произведения при этом исполнялись? Какие обряды совершались, чтобы уберечь солдата от гибели?

Как сейчас устраивают проводы в армию и какие песни поют?

 

 

4. ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

 

Как себе представляют смерть (старуха с косой, животное или птица)? Можно ли ее увидеть? Как представляют себе душу (в виде пара, птицы, животного)? Как замечают, что душа вышла из умершего (колышется вода в стакане у изголовья умершего)? Что делается с душой после смерти? Где она находится в первые дни? Когда покидает землю?

Какая смерть считается «хорошей», какая — «плохой»? Кто умирает тяжело (грешники, колдуны)?

Готовили ли заранее одежду и гроб для похорон?

Какие существовали приметы, предвещающие смерть (курица запоет петухом, собака воет по ночам, птица залетает в дом, во сне покойник зовет с собой, разбивается зеркало)?

Писались ли «духовные»? В какой форме делалось завещание?

Зачем закрывают глаза покойному? Почему завешивают зеркала?

Как оповещают о смерти? Когда начинали причитать?

Как обмывали, во что одевали покойного? Что клали умершему в гроб?

На какой день хоронили? В какое время дня?

Собирались ли перед выходом для прощания?

Как двигалась погребальная процессия (быстро или медленно, с остановками или без них)? На чем несли или везли гроб?

Существует ли обычай жертвовать первому встречному? Что подавали (полотенце, хлеб, деньги)? Мог ли человек отказаться взять «первую встречу»? Какой смысл этого обычая? Что берущий должен был делать с этим подношением?

Какие иконы несли перед гробом?

Кто и когда копал могилу?

Устраивали ли поминки на могиле?

Как возвращались (другой дорогой, задом)? Если по-особому, то зачем?

Кто и когда готовил поминальную еду? Совершалось ли ритуальное очищение участников похорон (мыли руки водой, касались печи, переодевались)? Мыли ли пол в доме?

Какие блюда были обязательными на поминках (кутья, каша, лапша, блины, кисели и т. д.)? Какие кушанья исключались?

Можно ли было пить водку или вино? Если нет, то почему?

Каким было последнее поминальное блюдо (кисель, компот, чай)?

Как начиналась и заканчивалась трапеза (особыми молитвами, действиями, словами)? Что делали с остатками поминальной трапезы?

Ходили ли на могилу на 2-й и 3-й день похорон? Что там делали (плакали, ели и пили)?

Устраивались ли поминки с угощением на 3-й, 9-й, 20-й, 40-й день? Ходили ли на 40-й день провожать душу умершего на «росстани»?

Различались ли обряды в зависимости от того, кого хоронили (старого / молодого, мужчину / женщину)?

Какие есть поверья о смерти грешников, колдунов?

После беседы по ходу обряда нужно подробнее расспросить о традиции причитаний на похоронах: какие причитания сопровождали тот или иной этап обряда (при первом входе в дом покойного: «Ой да отворяю да двери-то на пяту…»; при выносе гроба: «Что пошла наша кормилица…»; по дороге; у могильной ямы; при опускании в могилу; у могилы; по возвращении с кладбища; на 40-й день: «Ой да только свет да лебедь белая…»; при посещении могилы и т. д.)?

Кто обычно причитал на похоронах, приглашали ли вопленицу («волковоя», «ворковойка»)? Какое вознаграждение она получала?

Сроки поминок (3-й, 9-й, 20-й, 40-й дни, година, престольные праздники, дни календарных поминок)? Местные сроки календарных поминок?

Причитают ли сейчас? Какие знают поминальные стихи и песни («Привет тебе, мама родная, от милых твоих от детей…»)? Известны ли случаи исполнения на кладбище при посещении могилы песен или частушек для покойного?

Причитают ли по поводу пожара, бури, наводнения, смерти животного?

 

 

II. ЗАГОВОРЫ

 

Еще экспедицией в Пыщугский район под руководством В. Е. Гусева в 1959 г. было отмечено, что в деревнях Поветлужья сохраняется вера в знахарей и в силу заговоров. Работа в Шарьинском, Пыщугском, Вохомском и Поназыревском районах дала богатый материал (свыше 500 текстов и описаний магических действий, сопровождавших заговоры). Заговоры знают не только пожилые и среднего возраста люди, но и молодежь.

Как в Поветлужье называли заговоры и тех, кто их использовал на практике? Чем колдун отличается от знахаря? От кого и какими способами перенимались заговоры (устно, письменно)? Какие существуют поверья и былички об этом?

Как исполнялись заговоры (шепотом, скороговоркой, с особыми интонациями)? В какое время, в какой обстановке, какими действиями сопровождались, какой «реквизит» использовался?

Какие заговоры помогали человеку, а какие вредили?

Какие существовали заговоры на счастливую жизнь, благополучие в доме, при переезде в новый дом, от злых людей, нечистой силы, стихийных бедствий?

Какие знаете заговоры от бури, молнии, грозы, пожара?

Какие заговоры способствовали сохранению и плодовитости скота (при покупке скотины, при выгоне в поле, чтобы держалась стада и шла вечером домой, чтобы уберечь скотину от зверей и лихих людей, чтобы корова была спокойной и давала много молока, обгулялась бы, растелилась; чтобы домовой любил скотину и др.)?

Какие известны заговоры на благополучное начало сева, при посадке овощей, во время охоты, рыбной ловли, при разведении пчел?

Какие заговоры помогали избавиться от тараканов, клопов, мух?

От каких болезней исцелялись при помощи заговоров (от тоски, бессонницы, пьянства, сглаза, порчи, уроков, призоров, испуга, переполоха, грыжи, зубной боли, укуса змеи, клеща, кровотечения, бородавок, чирьев, ячменя, ушиба, ожога, занозы, радикулита («утин»), геморроя, рака, мужского бессилия и др.)?

Какие были заговоры, связанные с отношениями людей (на любовь, почет, супружескую верность; любовные присушки и отсушки; чтобы суд свершился в пользу заговариваемого; чтобы выйти из тюрьмы; чтобы расположить начальство и чиновников и др.)?

Какие заговоры и обереги произносились перед сном; утром при пробуждении; при выходе из дома; перед дорогой; при входе в лес, в реку; при проводах в армию; на войне?

Используют ли заговоры сейчас? Помогают ли они? Как односельчане относятся к знахарям и колдунам?

Как знахари и колдуны относятся к заговорам (считают ли их греховным делом или нет)?

Как и кому передают заговоры?

Хранят их в письменном виде или в памяти?

Нужно фиксировать не только текст заговора, но и весь заговорно-заклинательный акт в целом.

 

 

III. НАРОДНАЯ ПРОЗА

 

А. СКАЗКИ

 

Кем и когда исполнялись сказки в старину (дома старшими, парнями на беседках, на мельнице и т. д.)? Были ли в данной местности признанные мастера-рассказчики? Постараться выяснить их репертуар. Есть ли «мужские» и «женские» сказки?

Кто сейчас рассказывает сказки и кому (обычно бабушки внукам)? Для чего (потешить, занять, успокоить, усыпить и т. д.)? Нравятся ли детям бабушкины сказки? Какие особенно нравятся? Как воздействуют слушатели на сказочника (как он рассказывает одну и ту же сказку, например о солдате, в детской и взрослой аудитории)?

«Осовремениваются» ли сказки и как к этому относятся сами исполнители (например, «золотой гараж» для Сивки-Бурки и т. д.)?

 

 

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ:

 

Лиса и волк

 

Звери в яме

 

Петушок да кот да баран (и лиса) (Кот да воробей, Жихарько третéй)

 

Звери убегают от старика и старухи и строят дом в лесу

 

Лиса-повитуха

 

Медведь на липовой (елевой) ноге

 

Дворец — соломенный крылец (Пение волка или медведя)

 

Коза луплена

 

Машенька и медведь

 

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ:

 

Сын, обещанный водяному, черту

 

Липунюшка (Жирушко, Мудужирушко) и Баба-Яга

 

Осень-Сокол (сюжет «Финист»)

 

Мотушечка (девушка у Бабы-Яги)

 

Морозко

 

Бурко-Коурко

 

Ягелёчек («Чудесная дудочка»)

 

Иван-царевич и змей

 

Чудесное бегство

 

Безручка

 

БЫТОВЫЕ И НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ:

 

За скалочку — гусочку

 

Горшок-самокип

 

Беспечальный монастырь

 

Цыган и змей

 

Сказки о ворах и ловких людях

 

Сказки о попах

 

Про нового Бога (Никола Дуплянский)

 

«Эротические» (похабные, матерные) сказки (чаще всего о попах) и традиционные анекдоты (о попах; о старике и старухе; о дураках; о неумелой плакальщице и т. д.)

 

Небылицы, «присказульки»

 

Сказки-прибаутки: (Курочка ряба и пр.)

 

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ:

 

Про белого бычка

 

Про гуся

 

Про ворону под мостом

 

Про старика и старуху и т. д.

 

 

Влияние литературы на устную традицию: пересказывают ли детям сказки, вычитанные из книг или услышанные по радио и т. д. (например, «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина)?

Рассказывают ли бабушки внукам сказки собственного сочинения («Про себя», «Про Машеньку» и т. д.)?

Обратить внимание на произведения, находящиеся на стыке жанра сказки и былички (очевидно, быличка, почти перешедшая в сказку). Верят ли исполнители в рассказываемое (обычно малоповторяющиеся сюжеты со сказочными и быличными мотивами: «Шелупливой бес и три девушки», «Обещанный сын - гармонист у чертей» (вызволяется попом со святой водой), «Два князя и ведьма», «Жених-мертвец»)?

Насколько устойчив текст при повторной записи?

Как часто исполнители употребляют традиционные сказочные формулы, зачины и концовки? Осознаётся ли ими сказочный стиль и как оценивается мастерство рассказчика?

От кого исполнитель перенял рассказываемые им сказки?

 

Б. НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА

 

В каких ситуациях и с какой целью рассказываются произведения несказочной прозы? Кому (домашним, детям, односельчанам, приезжим, попутчикам)?

Откуда исполнитель узнал произведения несказочной прозы (фабулат, меморат)?

Как меняется форма повествования в зависимости от состава слушателей, причастности рассказчика к событиям?

Верят ли исполнители несказочной прозы в то, о чем рассказывают?

 

БЫЛИЧКИ:

 

О лешем

 

Встреча с лешим (как выглядел)

 

Леший водит (людей, скотину)

 

Леший унес

 

В гостях у лешего (чем кормит)

 

Повитуха на родах лешачихи

 

Связь женщины с лешим

 

О водяном

 

Кажется

 

Топит

 

Договор мельника с водяным

 

Комуха (прядет в подполье)

 

О домовом

 

Показывается

 

Давит

 

Предсказывает будущее

 

Драка домовых

 

Умирает

 

О покойниках

 

Покойник кажется

 

Ходит

 

Зовет

 

Сообщает о своей участи на том свете

 

Огненный змей, «еретик» или нечистый, летающий или ходящий

к женщине, тоскующей по умершему (уехавшему) мужу

 

Оборотни (свадьбы, «обёрнутые» в волков или рысей; мать-рысь прибегает из лесу кормить грудного ребенка)

 

Вихорь, вихорево гнездо и поверья, с ними связанные

 

О колдунах, ведьмах, порче

 

Смерть колдунов

 

Передача колдовства

 

Колдуны и церковь

 

О сбывшемся гадании

 

О нечистой силе, напавшей на гадавших

 

Предвестники несчастий (смерти, пожара, войны и т. д.)

 

Вещие сны

 

О проклятых

 

Унесенные нечистой силой

 

Проклятая девушка живет в бане

 

Черти ездят на людях (опойцах, самоубийцах); кузнец подковывает чертовых лошадей

 

Насколько сохранилась разветвленная система мифологических персонажей в сознании рассказчиков? Всех ли их могут назвать чертями?

 

Былички дают выход на систему поверий, обрядов, заговоров, связанных с нечистой силой.

 

«Антибылички» (как пугали суеверных людей или как они сами пугались обыкновенных вещей.

 

Как часто исполнитель ходит в церковь? Молится дома? Какие молитвы читает?

 

ЛЕГЕНДАРНЫЕ РАССКАЗЫ:

 

О святых людях, местах, источниках, явленных иконах

 

Чудесное исцеление, спасение

 

О святых и ангелах в гостях у людей

 

О странниках (предсказание судьбы, испытание людей).Об убогих

и юродивых, блаженных, деревенских дураках

 

Об обмиравших (что видели на том свете?) и похороненных заживо

 

О наказании за грех (кощунство, разрушение и осквернение церквей, пляска в церкви)

 

Народная интерпретация Библии, рассказы о приближающемся конце света, его признаках

 

Этиологические рассказы (об осине, кукушке, хлебном колосе и т. д.)

 

ПРЕДАНИЯ:

 

Исторические (о царях и других исторических лицах: Петр I, Степан Разин, Потемкин, граф Орлов, Емельян Пугачев и др.), войнах, татарском нашествии, старых поселениях, «панах», разбойниках, монастырях (например «Вохма — золотое дно»), силачах и других примечательных людях и событиях

 

Топонимические (Ветлуга, Кажирово, Рай, Ерусалим, Питер и др.)

 

Семейные (об основателях родов и поселений)

 

УСТНЫЕ РАССКАЗЫ:

 

Коллективизация

 

Раскулачивание

 

Закрытие церквей, разграбление церковных ценностей и арест священников

 

Преследования за веру или выступления против режима

 

Голод

 

Лесоповал, лесосплав

 

Торфоразработки

 

Война

 

Оборонные работы, непосильный женский труд

 

Налоги

 

Притеснения от начальства и чиновников

 

Пожары

 

Стихийные бедствия (смерч в Пыщугском районе и др.)

 

Отражение всех этих событий в других жанрах фольклора (песнях, частушках, поверьях, заговорах)

 

IV. ЭПИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРНЫЕ ЖАНРЫ

 

Эпических песен в Поветлужье сохранилось очень мало (былин не обнаружено, записаны единичные варианты исторических песен, небольшое число баллад и старших духовных стихов). Дотошный опрос поможет несколько расширить круг сюжетов эпических песен.

 

А. БЫЛИНЫ

 

Слышали ли исполнители какие-нибудь песни о богатырях? Как называют эти песни?

 

Б. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

 

Какие песни об исторических событиях помнят исполнители (о татарском нашествии: «Теща в плену у зятя», о девушках-полонянках,

о Щелкане; об Иване Грозном и сыне, Кострюке, взятии Казани, Ермаке;

о Гришке Отрепьеве; Скопине-Шуйском; Степане Разине; эпохе Петра I; Емельяне Пугачеве; Отечественной войне 1812 г.; Александре I и др.)?

 

В. БАЛЛАДЫ

 

Какие песни о трагических конфликтах в семье знают исполнители (об отравлении влюбленных, на могилах которых вырастают и переплетаются цветы; о том, как князь Дмитрий убивает девушку Домну, посмеявшуюся над ним; о Фёдоре, убивающем в бане свою жену Марфу; о свекрови, обратившей сноху в рябину и заставившей сына рубить дерево, из которого потекла кровь; о гибели оклеветанной жены; об отравлении молодца покинутой им возлюбленной; о жене разбойника, которая разбирает его добычу и обнаруживает окровавленную одежду своего отца (брата);

о дочке-пташке, прилетающей в родной дом; о том, как муж хочет погубить жену и она просит не делать этого при детях, которые могут испугаться; о сестре и братьях-разбойниках и др.)?

 

Как относятся исполнители к конфликтам в балладах, какие поступки персонажей они осуждают, а какие одобряют?

 

Какие есть новые (литературного склада) баллады об изменах, насилии, убийствах и самоубийствах («Ехали солдаты», «Ванька-ключник», «Лет семнадцати мальчишка», «Морячка» («Матросёнок»), «Сестры-соперницы», «Кончил курс своей науки», «Кладбище Митрофаньевское»

и др.)? Какие песни о трагических событиях в селе или семье поют на мотив «Семёновны»?

 

Г. ДУХОВНЫЕ СТИХИ

 

Какие духовные стихи известны исполнителям (о Голубиной книге, плаче Адама, Иосифе Прекрасном, царе Давиде и его дочери Олёне, о Рождестве Христовом, сне Богородицы, Вознесении Христа, Егории Храбром, великомученице Варваре, Алексее Божьем человеке, двух Лазарях,

о Страшном суде и др.)?

 

Хранятся духовные стихи в памяти или рукописном виде?

 

Какие известны духовные стихи литературного склада (о горе Афон, премудром старце, блаженной Ксении, «Для всех солнце светит» и др.)?

 

Когда, как и кто исполнял духовные стихи?

 

Какую роль играли духовные стихи в эпоху атеизма и гонений на церковь?

 

Как они пелись и распространялись тогда? Какое место занимают духовные стихи в современном репертуаре?

 

V. НЕОБРЯДОВЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

 

Народные названия этих песен. Чем они отличаются от обрядовых или эпических (исторических, балладных) песен и частушек? Есть ли

в данной местности известные песельники? Чем они нравятся слушателям (репертуаром, голосом, манерой исполнения и пр.)? Собираются ли петь хором родные, соседи? Есть ли в селе (деревне) знатоки старинных хороводных (круговых), игровых, плясовых или долгих песен?

 

Могут ли показать исполнение песен в хороводе с пляской или разыгрыванием?

 

Пелись ли специальные (трудовые) песни при какой-либо тяжелой коллективной работе (при погрузке и сплаве леса, вбивании свай и пр.)?

 

Какие известны песни о любви, семейной жизни, рекрутчине и солдатчине, ямщицкой доле и др.? Какие шуточные и сатирические песни известны исполнителям?

 

В какой обстановке исполнялись песни (по дороге на работу, в поле, во время пляски, на вечеринках, праздниках и т.д.)?

 

Какие песни предпочитают мужчины, какие — женщины?

 

Какие песни литературного происхождения известны исполнителям?

 

Какие песни времен гражданской и Великой Отечественной войны хранятся еще в памяти людей?

 

Какие любимые песни своих родителей (дедушек, бабушек) запомнили? Какая Ваша песня — самая любимая?

 

Зависит ли репертуар исполнителей от их возраста и как? Отличаются ли песенные репертуары соседних и более отдаленных деревень и сел? Чем?

 

Хранятся ли в доме рукописные песенники? Когда и кем они были заведены? Какое место в них занимают фольклорные песни? Что еще входит в альбомы-песенники? При невозможности приобрести в дар эти песенники их нужно скопировать. Какие в доме есть опубликованные в печати песенники? Часто ли ими пользовались или пользуются?

 

Каково влияние современной эстрады, радио, телевидения, кино и т. д. на репертуар певцов?

 

Затем опросить конкретно по репертуарам песен.

 

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ:

 

Александровская да береза

 

А я у батюшки понежилася

 

Была Катя хороша

 

Было во лузях (Во лузях)

 

Вдоль да по речке

 

Вдоль да по улице

 

Вдоль по морю (Вниз по морю; Как по морю)

 

Вейся, ты вейся, капустка

 

Во поле березонька стояла

 

Возле речки, возле моста

 

Выходили красны девушки

 

Вы не гневайтесь, подружки

 

Из-за лесику, лесу темного (шли два молодца)

 

Как на нашей на сторонке

 

Как по морю (два корабличка)

 

Как у наших у ворот (Калин мост)

 

Как за садом, за садом

 

Как при лужке при долиночке

 

Когда я была молода, всё калину я брала

 

Лебедушка белая

 

Милый бережком идет

 

На горе-то калина

 

Не зимой цветы расцветали

 

Озеро-озёрко

 

Ой ты пеньё ломала

 

Оринушка-девушка

 

Пойду в садик разгуляться

 

Полно, полно-ко, ребята, чужо пиво пити

 

Посеяли девки лен

 

При лужке-лужочке

 

Просо (А мы просо сеяли)

 

Пройди, Катя, горенкой

 

По лугу, лужечку

 

По полю по чистому

 

Разметём (распахнём) лужок

 

Стало не с кем попить да погулять

 

Стой, частой мелкой березник

 

Теги, теги, гуси серые, домой

 

То-то пиво-то да то-то гости-ти

 

Уж ты сад ли мой садочек

 

Уж ты Дуня ли Дуняша

 

Уж я пойду ли, девушка

 

У Иванушка голова болит

 

У ворот было воротечек

 

Хмель мой хмель

 

Ходил-гулял казаченьца

 

Ходила-гуляла да думала-гадала

 

Хожу ль я, гуляю вдоль по хороводу

 

Шёл я, добрый молодец

 

Штё ходил-гулял Ванюша

 

Я вечор молода

 

Я по бережку, младешенька, похаживала

 

Я по садику похаживала

 

Я у калины стояла

 

ШУТОЧНЫЕ, ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ (ЧАСТЫЕ):

 

Ах вы девки, вы девушки

 

Было у тещи пять зятевей

 

Во кузнице

 

Вдоль по скамейке

 

Во пятницу, во субботу (Пошли девки на работу)

 

В понедельник я банюшку топила

 

За рекою хмель

 

Зайчик-зайчик, горностайчик

 

Из колодца воду черпала

 

Как у нашего торгаша

 

Как по улице Варваринской

 

Кони вы, кони, лошади казенные

 

Летели две птички

 

Мастёра была калачики пекчи

 

Матушка ты моя, я худенек, я маленек

 

Маша пресенку взяла (Первы петухи пропели)

 

Мой-от милой веселёшенёк

 

Муж-муженек роботяга был

 

Мужик пашеньку пахал

 

На реке на речке

 

Настасья н<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: