Гигиенические требования к детской одежде и обуви.




Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития учащихся, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде. В зависимости от времени года и климатических условий тип одежды детей изменяется. В холодное, дождливое время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое, наоборот, не препятствовать наибольшей теплоотдаче.
Большие или меньшие теплосохраняющие свойства одежды зависят не только от ее покроя, пошива и количества слоев, но и от того, как хорошо или плохо проводят тепло ткани, из которых сделана одежда. Лучше сохраняют тепло ткани, имеющие большое количество волокон и пор, между которыми находится воздух, так как последний является плохим проводником тепла. Одновременно с этим одежда должна быть и достаточно воздухопроницаемой, чтобы обеспечить смену воздуха, находящегося между одеждой и телом.

Одежда, особенно нижняя, должна хорошо впитывать пот и газы. Эти свойства одежды также зависят от того, из какого основного материала сделана ткань, от выделки ткани, характера пряжи, переплетения нитей и отделки. Более всего указанным гигиеническим требованиям отвечает шерстяная ткань. Некоторые сорта хлопчатобумажной ткани, особенно трикотаж, фланель, также обладают достаточно высокими гигиеническими качествами. Эти ткани хорошо сохраняют тепло, обеспечивают проветривание слоя воздуха между одеждой и телом, хорошо впитывают влагу.
Пошив повседневной детской одежды из кожаных и прорезиненных материалов не рекомендуется. Кожа и прорезиненные материалы почти не пропускают воздуха, поэтому под одеждой, изготовленной из них, скапливается большое количество влаги и белье становится влажным.

Гигиенические требования к покрою одежды. Неправильно сшитая одежда может принести вред, особенно детям младшего возраста, поэтому на покрой одежды необходимо обращать внимание.

Слишком длинная одежда, как и тесная, затрудняет движения и делает детей неуклюжими. Тесная одежда препятствует нормальному течению жизненных функций организма: затрудняет дыхание, теплоотдачу, пищеварение, лимфо- и кровообращение, может способствовать нарушению правильных форм тела в младшем возрасте, когда скелет наиболее податлив к механическим воздействиям.
Необходимо учитывать возрастные размеры и пропорции тела детей. Основная масса одежды при правильном покрое ложится на плечи и обеспечивает правильное распределение тяжести. Повседневная и выходная, домашняя и школьная, спортивная и рабочая одежда школьников должна быть без лишних складок, оборок, затрудняющих ежедневную чистку от пыли.

Гигиенические требования к нижнему белью. Нижнее белье у девочек и мальчиков состоит из рубашки, трусиков и колготок. Для зимы мальчикам лучше приобретать нижние рубашки (майки) с рукавами и просторным воротом. Рубашки для девочек шьют обычно без рукавов. Зимой более целесообразно и девочкам носить нижнее белье с рукавами. Это предохраняет шерстяное платье от загрязнения опущенными клетками эпителия кожи и пропитывания потом. Ночью детям следует спать в длинной (до пят) ночной свободной рубашке или пижаме с мягкой свободной резинкой.

Наилучшими гигиеническими свойствами обладает нижнее детское белье, изготовленное из светлого трикотажа или хлопчатобумажных тканей. Трикотажное хлопчатобумажное белье имеет ряд преимуществ (мягкость, эластичность, высокая воздухо- и паропроницаемость), но в связи с тем, что оно более плотно прилегает к коже, чем тканевое, и при потоотделении легко прилипает к ней, его не следует использовать при высокой температуре воздуха.

Не рекомендуется нижнее белье для детей из синтетических волокон. Хлопчатобумажное белье при непосредственном контакте с кожей не электризуется, а вискозное электризуется незначительно. Нижнее белье из хлопка или вискозы даже защищает от действия статического электрического поля последующих слоев одежды, изготовленной из синтетических тканей.

Менять белье следует по мере загрязнения, но не реже двух раз в неделю. Нижнее белье не рекомендуется крахмалить. Крахмал, закупоривая поры ткани, нарушает ее воздухопроницаемость, гигроскопичность, паропроницаемость, смачиваемость и быстрое высыхание.

В случае использования синтетических моющих средств для стирки белья его необходимо многократно полоскать в чистой воде. После высыхания белье необходимо проглаживать горячим утюгом — для дезинфекции.

Гигиенические требования к одежде применительно к сезонам года. Верхние костюмы — платья для девочек, куртки и брюки для мальчиков — шьют из шерстяных тканей. Для пошива верхнего платья детям младшего школьного возраста применяют также фланель, бумазею; при частой стирке эти ткани меньше, чем шерстяные, теряют гигиенические свойства. Школьная форма для девочек из шерстяной «Школьной» ткани в значительной мере отвечает гигиеническим требованиям. Она обеспечивает комфортное состояние в отопительные сезоны года во время учебной работы при температуре воздуха 18—21 °С. Для мальчиков рекомендуется форма, изготовленная из шерстяного сукна с применением 10% синтетического волокна.

В холодное время года при пребывании детей в комнате одежда их состоит из двух слоев (белье и костюм), а при пребывании на открытом воздухе — из трех слоев (белье, костюм, пальто). Более теплое одевание детей изнеживает организм и создает условия для возникновения простудных заболеваний.
При небольшом морозе поверх указанных двух слоев (нижнее белье и платье) дети надевают шерстяной трикотажный костюм, хорошо сохраняющий тепло и не стесняющий движений.

В последние годы изготавливается все больше детской одежды (пальто, куртки) из тканей с водоотталкивающей пропиткой на поролоне. Такая одежда обладает высокими теплозащитными свойствами.

Для летнего детского платья рекомендуются полотняные и легкие хлопчатобумажные ткани светлых тонов, отражающие тепловые солнечные лучи, но пропускающие ультрафиолетовые. Для южных широт, где высока ультрафиолетовая радиация, легкие детские платья лучше изготавливать из тканей голубого и красного цветов. Ткани таких цветов меньше пропускают ультрафиолетовые лучи.

Покрой одежды должен обеспечить максимальное обнажение тела. Платья девочкам кроят короткими с широким вырезом у шеи, с короткими рукавами. В жаркие летние дни младшим школьникам рекомендуется оставаться целый день в трусиках или трусиках и майках без рукавов. В прохладные летние дни мальчикам (поверх майки) рекомендуется носить рубашку с короткими рукавами и шорты, а девочкам — короткое платье.

Головной убор, как и платье, должен соответствовать времени года и климатическим условиям. В зимнее время головным убором для детей служит меховая шапка-ушанка или шапка из шерстяной материи на ватной стеганой подкладке. Для весны и осени мальчикам приобретают кепки на легкой подкладке, а девочкам — шапочки из фетра или вязаные шерстяные. В летнее время голову ребенка защищают от прямых солнечных лучей фуражкой с козырьком или панамой из соломки, светлой парусины или пике.

Гигиенические требования к обуви. Размер, фасон и жесткость подошвы детской обуви не должны препятствовать развитию стопы. Жесткая подошва затрудняет механику ходьбы (ограничивает угол изгиба, задник обуви стягивается с пятки), снижает работоспособность мышц голеностопного сустава, повышает температуру кожи ноги и потоотделение.

Тесная и короткая обувь затрудняет походку, жмет ногу, причиняет боль и с течением времени изменяет форму ноги. В этих случаях образуются мозоли, плоскостопие, нарушается нормальный рост ноги. Слишком свободная обувь также вредна (могут возникнуть потертости). Обувь для детей изготовляют в точном соответствии с длиной и шириной стопы. Носок обуви должен быть свободным, а каблук — широким.

Наилучшим материалом для изготовления зимней обуви является кожа, а для летней — прюнель, парусина. Резиновая и лакированная обувь, а также обувь, изготовленная из таких синтетических материалов, как текстовинит, искусственная кожа (ИКО), стиронип, трансперент и кожволон, для детей не рекомендуется. Упомянутые синтетические материалы имеют низкую гигроскопичность, низкую паропроводность, невысокий коэффициент термического сопротивления.

В зимние дни при температуре воздуха не ниже —10°С и слабом ветре (до 1,3 м/с) школьники могут носить ботинки и сапожки на пористой резине, утепленные синтетическим мехом (лавсан с хлопком).

Валяную обувь можно использовать только для пребывания детей на открытом воздухе в морозные зимние дни. При возвращении в помещение ребенок снимает валенки и заменяет их ботинками, полуботинками. В помещении следует снимать и сапожки, утепленные мехом.

В сырую погоду детям можно носить резиновые сапоги, которые должны иметь толстую стельку. Кроме того, сапоги следует надевать обязательно на толстый шерстяной носок. В помещении сапоги необходимо снимать. Нельзя допускать, чтобы школьники находились в помещении в спортивной обуви — резиновых тапочках или кедах.

Обувь, как и одежду, ежедневно проветривают, просушивают и чистят щетками.
Гигиенические требования к одежде и обуви во время походов.

Для лыжных походов, организуемых при низких температурах воздуха, рекомендуется поверх нижнего белья надевать шерстяной свитер, а затем лыжный костюм из плотной ткани (вельветон, специальная ткань). На голову надевают спортивную шапочку из трикотажа на подкладке, закрывающую уши и лоб до бровей, на руки — плотные шерстяные варежки.

В ряде видов спорта качество одежды оказывает непосредственное влияние на спортивные результаты (скоростной бег на коньках, прыжки на лыжах, горнолыжный спорт). Под специальные комбинезоны, выполненные с использованием менее воздухопроницаемых материалов для их передней части и более воздухопроницаемых и утепленных сзади, рекомендуется использовать в качестве нижнего белья шерстяные трикотажные изделия.

Для участников летних походов в теплую и жаркую погоду рекомендуется спортивная одежда из легкой хлопчатобумажной ткани, а для походов в прохладную погоду — из шерстяного трикотажа. На голову обязательно надевают панаму, легкую кепку или косынку. Обувь должна быть крепкой, но разношенной и удобной.

ЕКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3
1. Значение и строение кожи.
Общая поверхность кожи составляет 1,5—1,6 м2. Волосы, ногти, сальные и потовые железы являются производными кожи.

Структура кожи

Эпидермис — состоит из нескольких слоев клеток, образовавшихся из эктодермы. Клетки самого наружного розового слоя эпидермиса полностью обновляются за 7—10 дней. От количества пигмента меланина зависит цвет кожи. Волосы и ногти — производные эпидермиса. Содержат белок кератин;

Дерма — собственно кожа; состоит из двух слоев — сосочкового и сетчатого, образовавшихся из мезодермы. Сосочковый слой снабжен мышечными клетками, кровеносными и лимфатическими сосудами, нервными окончаниями. Расположение сосочков этого слоя образует индивидуальный рисунок (это знание используют в криминалистике). Сетчатый слой образован пучками коллагеновых и эластических волокон, придающих коже прочность. К дерме прилегает слой подкожной жировой клетчатки. Он состоит из рыхлой соединительной ткани. Толщина жировой ткани варьирует в зависимости от места расположения. На ягодицах и подошвах ее особенно много.

Потовые железы своими выводными протоками открываются на поверхности кожи порами. Их начальные отделы залегают глубоко в дерме. Больше всего потовых желез находится в коже ладоней, подмышечных впадин, подошв ног. Пот по составу близок к моче и содержит воду, хлорид натрия, мочевую кислоту, аммиак, мочевину. Потоотделение обеспечивает терморегуляцию и выведение продуктов обмена.

Сальные железы открываются своими протоками в волосяную сумку. Их секрет придает коже эластичность и смазывает волосы, предохраняет ее от микроорганизмов. Там, где нет волос, протоки сальных желез открываются на поверхность кожи (переходная часть губ, головка полового члена).

Волос состоит из корня и стержня. Корень волоса погружен в волосяную луковицу, окруженную волосяной сумкой. Она снабжена сосудами и нервами. Рост волоса происходит за счет деления клеток волосяной сумки. Волосы поднимаются сокращением гладких мышц. В основание стержня волоса открываются протоки сальных желез. Снаружи волос покрыт кутикулой. К старости волосы седеют из-за потери пигмента.

Ногти — это роговые пластинки, лежащие в ногтевом ложе, состоящем из ростового эпителия и соединительной ткани. Кожа ногтевого ложа снабжена кровеносными сосудами и нервными окончаниями.

 

Кожа покрывает почти всю поверхность тела человека и выполняет много важнейших функ­ций. Ее общая поверхность у взрослого 1,5—2м2. Благодаря чрез­вычайно большому количеству находящихся в коже рецепторов она является источником кожной чувствительности и возникнове­ния безусловных и условных рефлексов на скелетные мышцы и внутренние органы. Тактильные и тепловые раздражения кожи вызывают сон.

Так как объем кожи составляет около 1/6-1/7 части всего тела и в ее соединительнотканном слое содержатся многочисленные ка­пилляры (часть их обычно в полусокращенном состоянии), в них находится большое количество крови, которое при расширении ка­пилляров резко возрастает и доходит до 1 дм3. У человека кожа выполняет незначительную дыхательную функцию, ее газообмен составляет около 1 % от общего газообмена.

Через кожу всасываются вещества, растворяющие липиды, на­пример, спирт, эфир, йод. Вода обычно не всасывается, но через кожу проходят некоторые газы, растворенные в воде, например, сероводород. Соли, растворенные в воде, всасываются кожей в ничтожных количествах.

Кожа выделяет пот и кожное сало. В ней образуются некото­рые витамины (витамин D).

Кожа защищает организм от разнообразных физических и хи­мических воздействий и проникновения микробов. Исключитель­ное значение имеет ее участие в теплорегуляции, в поддерживании относительного постоянства температуры тела.

Кожа состоит из эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки (гиподермы).

-Эпидермис или Кожица включает в себя пять слоев эпидермальных клеток. Самый нижний слой — базальный — располагается на базальной мембране и представляет собой 1 ряд призматического эпителия. Сразу над ним лежит шиповатый слой (3-8 рядов клеток с цитоплазматическими выростами), затем следует зернистый слой (1-5 рядов уплощенных клеток), блестящий (2-4 ряда безъядерных клеток, различим на ладонях и стопах) и роговой слой, состоящий из многослойного ороговевающего эпителия. Эпидермис также содержитмеланин, который окрашивает кожу и вызывает эффект загара.

-Дерма представляет собой соединительную ткань и состоит из 2-х слоев — сосочкового слоя, на котором располагаются многочисленные выросты, содержащие в себе петли капилляров и нервные окончания, и сетчатого слоя, содержащего кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания, фолликулы волос, железы, а также эластические, коллагеновые и гладкомышечные волокна, придающие коже прочность и эластичность.

-Подкожно-жировая клетчатка состоит из пучков соединительной ткани и жировых скоплений, пронизанных кровеносными сосудами и нервными волокнами. Физиологическая функция жировой ткани заключается в накоплении и хранении питательных веществ. Кроме того, она служит для терморегуляции и дополнительной защиты внутренних органов.
Помимо самой кожи в организме имеются её анатомические производные — образования, которые получают развитие из кожи и её зачатков. Различные выделения желёз, расположенных в коже, также являются частью наружного покрова организма.

2. Механизм вдоха и выдоха.
Механизм вдоха

Вдох обеспечивается сокращением наружных межрёберных мышц и диафрагмы. Межрёберные мышцы приподнимают рёбра одновременно сокращаются диафрагма. Всё это увеличивает объём грудной полости. При этом чем сильнее растягиваются лёгкие, тем ниже падает р в плевральной полости. Поступление воздуха в лёгкие обусловлено разностью его давлений в лёгких и окружающей среде. Поэтому происходит вдох. В конце вдоха эластическая тяга к грудной клетке начинает противодействовать вдоху.

МЕХАНИЗМ ВЫДОХА

Акт выдоха начинается с расслабления наружной дыхательной мышцы диафрагмы. Под действием эластических сил лёгких и силы тяжести грудной клетки объём грудной клетки уменьшается. При этом р в плевральной полости повышается. Когда давление воздуха в лёгких становится выше атмосферного он удаляется в окружающую среду. Если выдох глубокий, то к перечисленным силам присоединяется сокращение внутренних межрёберных мышц, мышц живота, что способствует ещё большему уменьшению объёма грудной полости и повышению р в лёгких.

Поступление воздуха в легкие при вдохе и изгнание его из лег­ких при выдохе осуществляются благодаря ритмичному расшире­нию и сужению грудной клетки. Вдох является первично активным (осуществляется с непосредственной затратой энергии), выдох так­же может быть первично активным, например при форсированном дыхании. При спокойном же дыхании выдох является вторично ак­тивным, так как осуществляется за счет потенциальной энергии, накопленной при вдохе.

При спокойном дыхании при вдохе (инспирация) происходит сокращение вдыхательной мускулатуры, а при выдохе (экспирация) — расслабление этой мускулатуры. При 1 усиленном дыхании сокращается также выдыхательная мускулатура.

Вдох короче выдоха. Продолжительность выдоха приблизительно в 1,5 раза превышает время вдоха. Обычный выдох — пассивный акт. Расслабление вдыхательной мускулатуры приводит к опусканию грудной клетки вследствие действия силы тяжести и эластического напряжения ранее скрученных при вдохе хрящевых концов ребер и связок. Органы брюшной полости, опустившиеся при сокращении диафрагмы, поднимаются.

На выдохе совершаются пение и речевая функция.

При спокойном вдохе сокращаются диафрагма, наружные межреберные и межхрящевые мышцы. При усиленном вдохе сокращаются диафрагма, три пары лестничных мышц, грудино-ключично-сосцевидные, подниматели ребер, наружные межреберные, задняя и передняя зубчатые мышцы, подниматели лопаток, широкие мышцы спины, трапециевидные мышцы, большая и малая грудные мышцы.

При усиленном выдохе сокращаются внутренние межреберные, наружный и частично средний отделы крестцово-остистой мышцы, задняя нижняя зубчатая мышца, косые и прямая мышцы живота. При вдохе сокращение дыхательной мускулатуры вызывает увеличение размеров грудной клетки в передне-заднем (сагиттальном) и в поперечном (фронтальном) направлениях за счет поднятия и расхождения ребер и в вертикальном направлении за счет сокращения диафрагмы.

Сокращения дыхательной мускулатуры преодолевают массу поднимаемых грудины и ребер, производят эластическое скручивание реберных хрящей, опускают брюшные внутренности и эластически растягивают брюшную стенку.

Кроме того, при вдохе эластически растягиваются легкие.

При спокойном выдохе вследствие расслабления дыхательных мышц грудина и ребра благодаря своей тяжести опускаются, реберные хрящи после прекращения их скручивания распрямляются и опускают ребра книзу, внутрибрюшное давление выпячивает расслабленную диафрагму кверху. Таким образом, происходит уменьшение сагиттального, фронтального и вертикального размерит рудной клетки.

Эластическое растяжение легких при выдохе уменьшается. При усиленном выдохе сокращение выдыхательной мускулатуры еще более уменьшает размеры грудной клетки и повышает давление внутри брюшной полости, увеличивая выпячивание купола диафрагмы.

Существуют два типа дыхания: грудной (за счет сокращения дыхательной мускулатуры грудной клетки) и брюшной (за счет сокращения диафрагмы). Грудной тип преобладает у женщин, брюшной – у мужчин.

Сила вдыхательных мышц больше, чем всех выдыхательных. Часть этой силы затрачивается на преодоление указанных сопротивлений. Суточная работа дыхательных мышц в обычных условиях равна 147-196 кДж.
3. Гигиенические требования к организации сна детей в дошкольном учреждении.
В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключить за 30 мин до сна.

первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.

Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5 градусов.

для быстрого засыпания детей используют элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки. Необходимо правильно будить, дать возможность 5-10 мин полежать, но не задерживать их в постели.

укладывать детей надо всегда в одно и "то же время.

не следует реб. укачивать, петь песни! речь педагога должна быть ласковой и тихой.

Надо устранять такие раздражители, как яркий свет, громкие разговоры, игру на музыкальных инструментах.

Детей, пришедших в детский сад впервые и не привыкших еще к дневному сну, укладываю в последнюю очередь, чтобы они видели, как ложатся другие.
В весенний, летний и осенний периоды в прохладную погоду они спят под байковым или тканевым одеялом, а в жаркие дни — под одной простыней.

Ребенку не следует спать, укрывшись одеялом с головой, на животе, уткнувшись носом в подушку. Нужно, чтобы на подушке лежала только голова. Не надо приучать детей спать всегда на одном (правом) боку. Длительное пребывание в одном и том же положении может привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника.
Требования к оборудованию помещений: Кровать не должна стеснять ребенка, мешать ему принимать любое удобное для него положение, длина кровати на 20—25 см превышала рост ребенка, а ширина была в два раза больше ширины плеч. Расстояние между кроватями не менее 1м. От наружной стены до ближайшего к ней ряда кроватей должно быть 70 см. Около каждой кровати надо ставить стул, на котором ребенок мог бы раздеваться, одеваться и складывать на время сна свою одежду. Для хранения ночной рубашки или пижамы на спинке кровати укрепляют «карман», сшитый из легко стирающегося материала. Дети, с которыми систематически проводится закаливание, могут снимать верхнюю одежду в групповой комнате и идти в спальню в трусах и тапочках; перед укладыванием трусы заменяют ночной рубашкой или пижамой.

Продолжительность сна детей. Дети раннего грудного возраста почти непрерывно спят, просыпаясь только на период кормления. Новорожденный ребенок спит 20—21 час в сутки. В последующие месяцы потребность в сне несколько снижается и к 3 месяцам не превышает 18 часов. Принятый в настоящее время в детских учреждениях суточный режим предусматривает для детей 3—6 месяцев 17 часов сна, из которых 9'/2 часов приходится на ночной сон, а остальное время — на дневной сон. С возрастом время, отводимое как на ночной, так и на дневной сон, постепенно уменьшается. Частота дневного сна также уменьшается. Начиная с 3—4 лет на бодрствование и сон отводится примерно одинаковое время.

Подготовка ко сну. У ребенка легко образуются условные рефлексы на засыпание. Условными раздражителями становятся все те действия и явления, которые непосредственно предшествуют, отходу ко сну. Иными словами, если ребенок каждый вечер перед сном умывается, чистит зубы, моет ноги, готовит постель, раздевается и т. п., то все это вместе взятое вызывает условнорефлектор-ное торможение коры, понижение мышечного тонуса и общего обмена веществ. В результате засыпание происходит быстрее и легче. Нарушение обычной обстановки отхода ко сну, наоборот, препятствует засыпанию. Для образования рефлекса на время, также способствующего быстрейшему засыпанию, укладывать детей надо всегда в одно и "то же время. Для создания у маленьких детей положительного отношения к укладыванию движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь — тихой, ласковой. Не следует ребенка укачивать, петь ему песни, так как, привыкнув, он в дальнейшем без этого не сможет быстро засыпать. Надо устранять такие раздражители, как яркий свет, громкие разговоры, игру на музыкальных инструментах, радио и телепередачи. После того как дети заснули, тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Детей, пришедших в детский сад впервые и не привыкших еще к дневному сну, укладываюг в последнюю очередь, чтобы они видели, как ложатся другие.

Условия нормального сна. Свежий, прохладный воздух способствует более быстрому засыпанию и спокойному глубокому сну. Поэтому детям надо спать в хорошо проветренных помещениях с постоянной сменой воздуха. В теплое время года дети спят днем на участке. В учреждениях с дневным пребыванием детей при отсутствии веранды дети спят в групповых комнатах. В круглосуточных учреждениях для каждой группы детей имеются ночные спальни, площадь которых исчисляется из расчета 3 квадратных метра на ребенка.

Зимой дети спят на верандах в спальных мешках, а в помещениях — под ватным или байковым одеялом. В весенний, летний и осенний периоды в прохладную погоду они спят под байковым или тканевым одеялом, а в жаркие дни — под одной простыней.

Персонал должен наблюдать за детьми во время сна. Ребенку не следует спать, укрывшись одеялом с головой, на животе, уткнувшись носом в подушку. Нужно, чтобы на подушке лежала только голова, а не корпус ребенка. Не надо приучать детей спать всегда на одном (правом) боку. Длительное пребывание в одном и том же положении может привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника. Детей, проснувшихся раньше времени, надо постараться вновь уложить.

Требования к оборудованию помещений. В спальнях и на верандах лучше всего иметь кровати с никелированными или хромированными спинками и тугой металлической сеткой. Они прочнее, не ломаются при перевозке (выезд на дачу), легче поддаются очистке и дезинсекции. Для детей первых двух лет жизни кровати должны быть с откидными боковыми стенками или решетками, имеющими высоту 50 см. В учреждениях, предназначенных для пребывания детей только днем, можно пользоваться облегченными раскладными кроватями с каркасом из полых металлических труб (рис. 33). В таких кроватях полотно хорошо натянуто с помощью пружин и не прогибается под тяжестью ребенка, как это обычно бывает в кроватях типа козел, на которых дети принимают неправильные позы, нередко приводящие к искривлению позвоночника. Облегченная мебель для дневного сна в групповых комнатах ускоряет подготовку и уборку помещений, позволяет старшим детям помогать при этом взрослым.

Кровать не должна стеснять ребенка, мешать ему принимать любое удобное для него положение. Поэтому желательно, чтобы ее длина на 20—25 см превышала рост ребенка, а ширина была в два раза больше ширины плеч. При расстановке кроватей в помещении, предназначенном для сна, желательно соблюдать расстояние между ними не менее 1 м; от наружной стены до ближайшего к ней ряда кроватей должно быть 70 см. Наиболее гигиеничны матрацы из волоса или морской травы. Подушки следует изготовлять из пуха или мягкого пера, небольших размеров (30Х30 см). Вполне отвечают гигиеническим требованиям подушки и матрацы из синтетического материала — поролона.

Около каждой кровати надо ставить стул, на котором ребенок мог бы раздеваться, одеваться и складывать на время сна свою одежду. Для хранения ночной рубашки или пижамы на спинке кровати укрепляют «карман», сшитый из легко стирающегося материала. Дети, с которыми систематически проводится закаливание, могут снимать верхнюю одежду в групповой комнате и идти в спальню в трусах и тапочках; перед укладыванием трусы заменяют ночной рубашкой или пижамой.

ЕКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4
1. Ткани. Строение, виды, характеристика. Значение эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани.
Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям, называют тканью.
Ткань – это сложившаяся в процессе филогенеза система клеточных и неклеточных структур, обладающих одинаковым строением и л определенную функцию.
У человека 4 типа тканей: 1) эпителиальная; 2) соединительная; 3) мышечная; 4) нервная.
Эпителиальные ткани.
Эпителий выстилает поверхность тела человека, внутреннюю поверхность полых органов и образует большинство желез организма. Эпителий бывает ороговевающий и неороговевающий. Эпителий представляет собой пласты клеток, которые расположены на базальной мембране. Они лишены кровеносных сосудов и обладают высокой способностью к регенерации.
Функции эпителия: защитная; питательная (тропическая): всасывание питательных веществ в ЖКТ; секреторная: из эпителия построено большинство желез внутренней секреции.
Соединительные ткани.
Разнообразны по своему строению. Состоят из клеток и межклеточного вещества. Межкл. вещ-во преобладает. Соединительные ткани хорошо регенерируют, пластичны, приспосабливаются к условиям существования.
Различают несколько видов соединительной ткани:
-кровь и лимфа; -рыхлая волокнистая соединительная ткань (входит в состав внутренних органов, сопровождает кровеносные сосуды); -плотная волокнистая соединительная ткань (сухожилия, связки); -хрящевая ткань (на суставных поверхностей костей, воздухоносные пути, на гортани); -костная ткань.
Функции: Опорная, защитная, трофическая
Мышечные ткани.
Они различны по строению, но их объединяет общее свойство – способность к сокращению. Разновидности:
1. гладкая мышечная ткань – расположена в стенках кровеносных сосудов, в стенках внутренних полых органов, желудок, входит в состав кишечника, мочевой пузырь, матка. Структурная единица – гладкое мышечное волокно. Деятельность гладкой мускулатуры регулируется вегетативной НС и не подчиняется воли человека.
2. Поперечно-полосатая мышечная ткань. Из нее построена вся скелетная мускулатура. Структурная единица – поперечно-полосатое мышечное волокно. Сокращение не подчиняется воли человека.
3. Мышечная ткань сердца – способна сама генерировать импульсы, что обеспечивает способность к сокращению изолированного сердца.
Функции: Сократимость, которая обеспечивается свойствами сократительных белков - актина и миозина.
Нервная ткань.
Состоит из нервных клеток, обладающих специфическими функциями и нейроглии, которая выполняет тропическую, защитную, опорную функцию.
Нервная клетка (нейро) состоит из тела и отростков. Отростки делят на аксоны, по которым импульсы распространяются от тела нервной клетки, и дендрит, по которому импульс приходит к телу нервной клетки.
Отростки нервных у клеток одеты в оболочку и вместе с ними называются нервными волокнами. Нервные клетки характеризуются способностью воспринимать раздражение, приходить в состояние возбуждения и передавать его другим клеткам организма.
Благодаря этому осуществляется взаимосвязь органов и тканей.
Из тканей формируются органы, причем одна из тканей органа является доминирующей. Орган — часть тела, выполняющая конкретные функции, имеющая определенное строение.
Функции: Связь организма с окружающей средой, регуляция и координация деятельности органов и систем органов.
Органы, сходные по своему строению, функциями развитию, объединяются в системы органов: опорно-двигательную, пищеварительную, кровеносную, лимфатическую, дыхательную, выделительную, нервную, систему органов чувств, эндокринную, половую.
Системы органов анатомически и функционально связаны в организм.
Работа организма регулируется гуморальным и нервным путями.
Организм способен к саморегуляции. Это обеспечивает его устойчивость к влиянию внешней среды.
Все функции организма контролируются нейрогуморальным путем, т.е. объединением нервной и гуморальной регуляции.
2. Щитовидная железа ее влияние на физическое и умственное развитие ребенка.
Щитовидная железа располагается в области шеи на уровне 2-4 хряща трахеи. Построена из долей и долек. Те в свою очередь из фолликулов. В фолликулах накапливаются следующие гормоны:
1. Йодсодержащие: тироксин, трийодтиронин.
При гиперфункции железы возникает гипертиреоз или базедова болезнь. Проявляется припухлостью на шеи, пучеглазием, сердцебиением, раздражительностью, бессонницей. Больные употребляют большое кол-во пищи, но быстро худеют. При гипофункции в детском возрасте наблюдается задержка физического, умственного, полового развития. Называется карликовый кретинизм. Гипофункции у взрослых развивается микседема или слизистый отек. Заболевание проявляется утомляемостью, сонливостью, лицо становиться опухшим из-за отека подкожной клетчатки. В некоторых местностях, в частности в Башкирии, где питьевая вода и пища бедны йодом наблюдаются случаи недостаточности щитовидной железы со значительным разрастанием ее ткани. Однако гормоны в достаточном кол-ве не образуются. Заболевание называется эндемический зоб.
2. Тиреохальциотонит
Снижает кальций в крови (организме), способствует переводу его в кости.
3. Гигиена слуха ребенка. Влияние шума на организм ребенка.
Гигиена слуха, — система комплексных мер, направленных на охрану
слуха,"создание оптимальных условий для деятельности слухового аппарата, способствующему нормальному его развитию и функционированию.
Пытаясь достать серу из слухового канала, ватные палочки стараются засунуть как можно глубже, что чревато серьёзными последствиями. Если в слуховом проходе в это время находится серная пробка, ватная палочка вместо того, чтобы извлечь её, затолкает поглубже, впритык к барабанной перепонке, из-за чего извлечь пробку из уха будет проблематично даже врачу. Если пробки нет, оказавшаяся слишком глубоко ватная палочка способна травмировать барабанную перепонку и оказаться причиной разрыва мембраны.
Для более серьёзной чистки, правила гигиены разрешают воспользоваться перекисью водорода: растворив в столовой ложке 10-15 капель средства, смочить в него вату, положить в ухо и оставить на несколько минут. Когда ватка высохнет, её нужно вынуть и насухо протереть ухо.
Гигиена ушей подразумевает также их защиту от попадания в слуховой канал воды, наличие которой в ухе прямо влияет на способность воспринимать звуковые сигналы. При попадании воды в слуховой канал возникает чувство заложенности, гул в голове, могут появиться болезненные ощущения.
Несмотря на то, что вода во внутрь среднего уха при неповреждённой барабанной перепонке не попадёт, если она останется в слуховом проходе, может вызвать воспаление наружного уха или способствовать развитию грибка в ушах, избавиться от которого будет непросто.
Существуют две основные причины несерьезного отношения к проблеме.
Во-первых, шум часто производим мы сами, причем нередко ради ложно понимаемого удовольствия. Ребенок, нацепив наушники, «тащится» от любимой кассеты, доведя громкость до 110 дБ (бензопила вряд ли шумит громче), и испытывает восторг. Папа, придя с работы, на полную мощность включает телевизор. У автолюбителя сердце подпрыгивает от радостного возбуждения, когда он срывается с места под рев мотора и скрежет шин. Треск газонокосилки мешает только соседу, и ничуть не тревожит садовода-любителя. На дискотеки (уровень шума там 110—120 дБ) любители повеселиться ходят добровольно, а переносной плеер (110 дБ) ребенок часто выключает лишь после долгих уговоров.
Причина вторая: к шумам, музыке и даже грохоту можно «привыкнуть», перестать воспринимать их как помеху. От этого они не перестают быть вредными: организм не адаптируется к шуму! Он реагирует повышением давления, сердечно-сосудистыми нарушениями, расстройствами желудочно-кишечного тракта и проявлениями усталости.
Родители знают, что детям нравится обстановка шумного веселья, и сами любят пошуметь.
Широко распространено ошибочное убеждение, что шум детям не вредит.
Надо знать о негативных последствиях воздействия шума на органы слуха. Катастрофой стали столь любимые детьми и подростками мини-плееры. Как и дискот



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: