Осознание необходимости защищать и охранять природу появилась у наших предков очень давно. Природоохранная деятельность в древние времена в России шла по трем направлениям:
1. Заповедники (эталоны дикой природы)
2. Охрана лесов (в первую очередь особо ценных и государевых)
3. Охрана диких животных и птиц, контроль их истребления.
В 1019-1054 гг. князь Ярослав Мудрый издал «Русскую правду», в которой были прописаны штрафы и возмещение убытков за хищение, добычи животных и охоту на чужих землях, за разорение гнезд пчел. Значение: регламентирован отстрел животных. [Розенберг Г.С., Краснощеков Г.П./Экология, №3, 2000]
В 1530-1584 гг. царь Иван ЙV издал указ о запрете использования леса на берегах Двины с целью защиты от наводнений: «…того лесу не чистить и дров не сечи и лык не драть».
В 1645-1676 гг. царь Алексей Михайлович издал 67 «природоохранных» указов, в том числе:
первый указ о регулировании рыбной ловли (1699);
указы о регулировании охоты, прежде всего царской;
указ о сохранении лесов в Якутии «...не жечь и не сечь лесов в ясачных местах, дабы зверь не бежал»;
указы о Государевых заповедных лесах; запрещалось «...в Государевы заповедные леса всяких чинов людям, помещикам и вотчинникам и их людям и крестьянам въезжать, и лосей и иных никаких зверей побивать»
для сохранения мест гнездования кречетов заповедал «Семиостровье» (Мурманское побережье).
Значение: ограничение снижения видового разнообразия, охрана лесов.
В 1689-1725 гг. царь Петр I издал многочисленные природоохранные указы, направленные на решение общегосударственных задач, в том числе:
указ «О нечистке под пашню лесов по рекам, по коим леса гонят в Москву, а чистить их в 30 верстах выше» (1701);
|
указ о запретных лесах: «…за дуб, буде хоть одно дерево срубит, также и за многую заповедных лесов посечку, учинена будет смертная казнь» (1703);
устав о рыбной ловле, запрещающей хищнические способы добычи;
указ о сохранении почвенного покрова при рубке лесов (1712);
устав об охране лесов от пожаров;
указ о санитарном состоянии городов: «не оставлять на улице навоз, мертвечину и всякий скаредный помет», обязательный вывоз нечистот жителями со своих дворов - за неисполнение «бить батоги нещадно и убрать навоз», запрет вываливать мусор на лед Невы (за нарушение - каторжные работы), повреждать зеленые посадки в городах (наказание - кнут и каторга);
указ об охране чистоты водоемов (1718).
Значение: общегосударственное, повышение численности животных, обогащение фауны, увеличение количества зеленых насаждений.
В 1762-1796 гг. императрица Екатерина II издала:
закон об охоте (1763) - запрещение охоты с 1 марта по 29 июня (за исключением хищников). Регламентированные сроки сохранялись в России до Октябрьской революции.
Регламент лесопользования, предписывающий беречь лес от скота, гнать смолу из пней и корней, использовать для изготовления поташа второсортную древесину, а для заготовки дров - ветровал и бурелом.
Значение: повышение численности животных, сохранение лесов.
В 1832 г. в Санкт-Петербурге создано «Общество для поощрения лесного хозяйства» - первое в России природоохранное общество. Первоначально насчитывало 30 человек. Главной задачей общества был сбор сведений о положении лесов «...на крайнюю необходимость заниматься без отлагательства важным предметом сбережения лесов...». В 1843 г. общество вошло в состав Вольного экономического общества.
|
1892-1898гг. «Особая экспедиция Лесного департамента по испытанию и учету различных способов и приемов лесного и водного хозяйства в степях Южной России» (В.В.Докучаев). Появились первые лесополосы в Каменной степи. Значение: увеличение количества лесов.
В 1882 г. в районе Кроноцкого вулкана на Камчатке создан первый в России общественный заказник для размножения соболя (позднее - заповедник).
В 1892 г. Александр III издал документ «Правила об охоте», который запрещал охоту на зубров в течение года. Значение: сохранение зубров.
В 1906 г. в Санкт-Петербурге создано общество любителей природы. Журнал «Любитель природы».
Становление и развитие экологической политики как системы мер, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в Советской России происходило сложно и противоречиво. Об этом свидетельствуют многочисленные документы партийных и советских органов, публикации в средствах массовой информации, архивные материалы. В настоящее время специалисты выделяют несколько этапов формирования и развития природоохранной политики в стране, как правило, совпадающих с этапами социально-экономического развития общества в XX веке:
1. 1917 г. - конец 1920-х гг.,
2. начало 1930-х - первая половина 1950-х гг.,
3. вторая половина 1950-х - конец 1960-х гг.,
4. начало 1970-х - конец 1980-х гг.,
5. 1990-е гг. - 2008 г.
Особенности экологической политики того или иного периода неразрывно связаны со спецификой экономического, социального, политического и культурного развития общества. В связи с этим, большое влияние на экологическую политику оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность, уровень экологической культуры населения и т.п.
|
С момента возникновения советское государство придавало большое значение проблемам сохранения и рационального использования природных богатств. Это подтверждается тем, что в первые годы после революции издавались декреты, распоряжения, постановления об охране земель, лесов, вод, растительного и животного мира. По данным В.В. Соколова, в 1917-1920 годах было издано 268 декретов, постановлений, распоряжений руководящих органов, посвященных проблемам природопользования и охраны природы. В значительной степени это было связано с хищническим использованием природных ресурсов в предшествующий период.
Важным шагом на пути сохранения природных ресурсов страны была отмена права собственности на «землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах РСФСР».
16 сентября 1921 г. Декретом Совета Народных Комисаров (СНК) запрещалась «охота, ловля зверей, птиц, собирание яиц и гнезд, ловля рыбы» на территории заповедников. За нарушение декретов СНК была введена уголовная ответственность.
Период с начала 1930-х до 1950-х гг. труднее всего поддается объективной оценке в силу ряда причин. Индустриализация набирала обороты, быстрыми темпами строились промышленные предприятия металлургического, химического, машиностроительного, лесохимического профиля, осваивались новые территории. Как правило, эти процессы происходили без учета влияния народного хозяйства на окружающую природную среду, что обусловило появление целого ряда экологических проблем в регионах. В то же время продолжалось совершенствование природоохранного законодательства, направленного на сохранение лесных и водных ресурсов, разрабатывались нормативы качества водной и воздушной среды, принимались меры по охране здоровья населения.
В 1930-е годы началась разработка системы нормативов в природопользовании, были установлены предельно - допустимые концентрации для 12 вредных веществ. За двадцать первых лет работы санитарной службы было принято несколько принципиально важных документов, в числе которых «Положение о нормах чистоты сточных вод» (1923), «О загрязнении воздуха выбросами электростанций» (1937), «Всемирный стандарт качества воды, подаваемой в сеть хозяйственно - питьевых водопроводов» (1939), ГОСТы по питьевой воде (1944) и другие.
Оценивая политику государства в сфере охраны природы, известный томский ученый И.П. Лаптев писал: «За время с 1917-1941 гг. в нашей стране партийными и советскими органами, а также общественными организациями была создана социалистическая система охраны природы, были достигнуты большие практические результаты в отношении охраны природных ресурсов, создана обширная сеть заповедников (более 100), налажена пропаганда среди трудящихся и подрастающего поколения, велась работа по воспроизводству многих биологических ресурсов (леса, рыбные запасы, ценные пушные звери)». Но, несмотря на значительность этих мер, направленных на решение экологических проблем, в стране наблюдалось ухудшение качества окружающей среды. Так, например, серьезные опасения вызывали неудовлетворительное состояние лесов и загрязненность атмосферного воздуха населенных мест.
После принятия 27 октября 1960 г. закона «Об охране природы в РСФСР», в котором охрана природы была провозглашена государственной задачей и делом всего народа, природоохранная политика в стране активизировалась.
В 1978 г. вышла в свет Красная книга СССР и принята Конвенция об охране антарктических тюленей.
В 1983 г. 5 марта создан I в России национальный парк «Лосиный остров»; 5 апреля - национальный парк «Большие Сочи».
В 1984 г. - национальный парк «Самарская лука».
В 1970-1980-е гг. в СССР проблемы охраны окружающей среды были признаны приоритетными. В связи с этим в начале 1970-х гг. стало меняться отношение к проблемам природопользования, были разработаны новые подходы к решению этих проблем, активизировалась работа по усовершенствованию механизмов природопользования и охраны окружающей среды, усилилось влияние общественности на процесс принятия экологически значимых решений. В этот период были разработаны и приняты фундаментальные законы о земельных и водных ресурсах, недрах, лесах, атмосферном воздухе, животном мире и здравоохранении.
В 1990-е годы в государственной политике России произошли значительные изменения, которые были вызваны рядом причин: высоким уровнем загрязнения природной среды и ухудшением здоровья населения; изменениями в социально - экономической и политической сферах, обусловленными перестройкой активизацией общественности, обеспокоенной экологическим неблагополучием; низкой эффективностью экологической политики предшествующих столетий. Рост масштабов производства и экстенсивное развитие хозяйства в предшествующий период привели к накоплению экологических проблем в ряде многоотраслевых регионов и как следствие, к ухудшению качества окружающей среды в целом по стране.
Политика государства в сфере охраны окружающей среды и природопользования в 90-е годы 20 века не была эффективной. В настоящее время можно говорить о том, что российское общество столкнулось с проблемой «деэкологизации», которая охватила практически все слои населения. Экологический кризис стал одним из проявлений системного кризиса в современной России.
Что касается современного этапа развития экологической политики, то 10 января 2002 года был принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Заключение - проблема охраны окружающей среды приобретает в настоящий период приоритетный характер и в международных отношениях, поскольку от перехода к новому типу эколого-экономического устойчивого развития зависит сохранение цивилизации и всей жизни на Земле. Современное поколение людей становится свидетелем и непосредственным участником пересмотра всей системы ценностей нашего бытия и формирования нового экологического мировоззрения, экологической этики. Лишь на основе переориентации человеческого сознания на экологическую парадигму развития возможно создание экономических, социальных и политических условий для обеспечения экологически стабильного развития. При отсутствии экологического подхода к развитию и приоритета экологических императивов никакие технические достижения не приведут к уменьшению экологической напряженности и к разрешению глобальных экологических проблем.
Экологические проблемы 21 века не являются результатом только современного этапа развития. В них, как в зеркале, отражается весь путь человеческого развития, ориентированный в основном на достижение экономического роста. Экономический рост производства рассматривался в 19-20 столетиях как единственное средство удовлетворение интересов и жизненных потребностей населения, а тенденции экономического развития определяли и отношение к сфере экологии, способствуя негативным изменениям в окружающей среде.
По мнению большинства населения (в том числе ученых), критерием научно-технического прогресса должно стать качественное улучшение жизни людей и благоприятная экологическая среда, что немыслимо без разумных взаимоотношений человека с природой на базе ресурсосбережения и рационального природопользования. А это станет реальностью лишь тогда, когда экологическая безопасность станет делом всех граждан планеты Земля, а природоохранная деятельность будет в центре внимания государственных органов всех стран, включая и Россию с ее огромным природно-ресурсным потенциалом и особым положением в мире.
Эволюция взглядов на устойчивое развитие и безопасность окружающей среды.
Термин «sustainabledevelopment», переведенный с английского как «устойчивое развитие», впервые был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Всеобщее внимание к идее с таким названием было привлечено после публикации доклада «Наше общее будущее», представленного в ООН Комиссией по окружающей среде и развитию.
На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро теория устойчивого развития составила концептуальную основу принятых решений. В её документах устойчивое развитие определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводящий к деградационным изменениям ОС.
Существующий подход к концепции устойчивого развития вырабатывался в течение нескольких десятилетий, он основан на опыте работы в области развития, накопленном за это время [10]. Возникновению и разработке концепции устойчивого развития во многом способствовала деятельность, проводившаяся в рамках Римского клуба. Большой толчок в этом направлении дала нашумевшая работа Д. Медоуза «Пределы роста», привлекшая самое широкое внимание к глобальным экологическим проблемам.
Важными приближениями к концепции устойчивого развития были обсуждаемые в работах Римского клуба концепция динамического роста, концепция органического роста, концепция динамического равновесия. Общее для всех этих подходов – сопоставление глобальной экономической системы с живым организмом, особенно ярко проявившееся в концепции органического роста. Количественный рост не играет роли в эволюции живых организмов или биологических систем.
Главное место здесь принадлежит жизненной силе и способности к выживанию, т.е. качественному усовершенствованию и приспособлению к окружающей среде.
Органический рост приводит к динамическому равновесию, потому что живой, зрелый организм постоянно обновляется.
Обществом, достигшим состояния динамического или устойчивого равновесия, является такое общество, которое в ответ на изменение внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменениям равновесие как внутри себя, так и в пределах среды своего обитания.
Что касается количественного роста, на котором сосредоточивалась традиционная экономическая наука, то он даже с чисто математической точки зрения рано или поздно должен остановиться, причем с самыми неблагоприятными последствиями. Самый яркий пример недифференцированного количественного роста в природе – размножение раковых клеток. Истинные пределы материального роста человечества определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного и психологического характера.
В то же время концепция «нулевого роста» столь же неправомерна, как и концепция бесконечного роста.
Темпы роста сами по себе не имеют решающего значения. Достаточно высокие темпы роста могут и не приводить к неблагоприятным для окружающей среды последствиям. В то же время при низких или даже отрицательных темпах роста (т.е. экономическом спаде) состояние окружающей среды может ухудшаться, а запасы невозобновимых природных ресурсов истощаться.
Сегодняшняя экономика представляет собой ярчайшую иллюстрацию к последнему положению. Концепция устойчивого развития унаследовала от развивавшихся в работах Римского клуба концепций, прежде всего фундаментальное отличие от господствующей в традиционной экономической науке концепции непрерывного экономического роста.
Различие между экономическим развитием и экономическим ростом является основополагающим для самого понятия «устойчивость». Рост направлен на количественное увеличение масштаба экономики в ее физическом измерении. Это предполагает увеличение объема и скорости материальных и энергетических потоков, проходящих через экономику, количественный рост народонаселения и увеличение объемов запасов продуктов человеческого труда. Развитие же подразумевает качественные усовершенствования в структуре, конструкции и композиции физических объемов и потоков.
Потенциал экономического прогресса, базирующегося на устойчивом развитии, предполагает качественные усовершенствования большие, чем экономический рост, основанный только на увеличении количественных показателей. Подлинным экономическим прогрессом является только такой прогресс, который осуществляется не за счет окружающей среды, а, напротив, за счет согласования экономической деятельности и всего поведения людей с биогеохимическими циклами различного уровня и полного включения экономической системы в структуру глобальной замкнутой жизнеобеспечивающей среды. Если экономический рост, основанный исключительно на количественных показателях, в конце концов, приводит к саморазрушению (и таким образом является «неустойчивым»), то понимаемое, прежде всего в качественном смысле экономическое развитие устойчивым может быть.
Современные экологические проблемы, заставившие обратить на себя внимание и вызвавшие к жизни концепцию устойчивого развития, в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки, начиная с А. Смита, ни последующие экономические школы, в том числе марксистская, не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е годы XX века, когда во всем мире резко обострились экологические проблемы, перед экономической наукой встала задача осмыслить сложившиеся тенденции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.
В сущности, концепция устойчивого развития стала качественно новым подходом к проблемам, которые раньше или не замечались, или не осознавались как важные, или считались не относящимися к сфере экономической науки. Доминирующая до сих пор в экономике парадигма базируется на некоторых предположениях о мире, которые, будучи очень полезными для эффективного распределения ресурсов в краткосрочном промежутке времени, менее точны и полезны в работе с более долгосрочными, широкими и сложными проблемами устойчивого развития.
Р. Костанца и К. Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие. Они сводятся к поддержанию:
1) устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологической системе жизнеобеспечения;
2) справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;
3) эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое бы адекватно учитывало природный капитал.
Большинство представителей традиционной экономической науки полагали, что дистрибутивная проблема должна решаться политическими, а не экономическими методами. Проблема масштаба даже не рассматривалась в качестве существенной, поскольку признавалась возможность бесконечного замещения ресурсов и технологических изменений. Важно, что проблема масштаба и дистрибутивная проблема не могут быть решены в рамках рыночного механизма даже при условии «совершенного» рынка в смысле учета всех внешних издержек. Скорее решение этих проблем должно быть найдено вне рынка, рынок же может использоваться как эффективный инструмент для претворения этих решений в жизнь.
Традиционная парадигма в значительной степени игнорирует проблему масштаба и дистрибутивную проблему как находящиеся «вне сферы» экономической науки. Экономическая наука рассматривается как ограниченная решением технических вопросов, возникающих в связи с эффективным распределением ресурсов. Но если определять экономическую науку более широко, а именно как «науку об управлении хозяйством» (такое значение несет греческое слово «экономика»), то она должна обращаться ко всем проблемам, возникающим в ходе такого управления, включая проблему масштаба хозяйства и дистрибутивную проблему, даже если последние и не вмещаются в рамки математических моделей и традиционных предписаний, употребляемых при решении проблемы эффективного распределения ресурсов.
Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
Сельское хозяйство создаёт большее воздействие на природную среду, чем любая другая отрасль народного хозяйства. Причина этого в том, что сельское хозяйство требует огромных площадей. В результате меняются ландшафты целых континентов. На Великой Китайской равнине рос субтропический лес, переходя на севере в уссурийскую тайгу, а на юге в джунгли Индокитая. В Европе агроландшафт вытеснил широколиственные леса, на Украине поля заменили степи.
Сельскохозяйственные ландшафты оказались неустойчивы, что привело к ряду локальных и региональных экологических катастроф. Так неправильная мелиорация стала причиной засоления почв и потери большей части возделываемых земель Междуречья, глубокая распашка привела к пыльным бурям в Казахстане и Америке, перевыпас скота и земледелие к опустыниванию в зоне Сахель в Африке. Сильнее всего на природную среду воздействует земледелие.
Его факторы воздействия таковы:
сведение природной растительности на сельхозугодья, распашка земель;
обработка (рыхление) почвы, особенно с применением отвального плуга;
применение минеральных удобрений и ядохимикатов;
мелиорация земель.
И сильнее всего воздействие на сами почвы:
разрушение почвенных экосистем;
потеря гумуса;
разрушение структуры и уплотнение почвы;
водяная и ветровая эрозия почв.
Существуют определённые способы и технологии ведения сельского хозяйства, которые смягчают или полностью устраняют негативные факторы, например, технологии точного земледелия. Животноводство влияет на природу меньше. Его факторы воздействия таковы:
перевыпас - то есть выпас скота в количествах превышающих способности пастбищ к восстановлению;
непереработанные отходы животноводческих комплексов.
К общим нарушениям, вызываемым сельскохозяйственной деятельностью можно отнести:
загрязнение поверхностных вод (рек, озёр, морей) и деградация водных экосистем при эвтрофикации;
загрязнение грунтовых вод;
сведение лесов и деградация лесных экосистем (обезлесивание);
нарушение водного режима на значительных территориях (при осушении или орошении);
опустынивание в результате комплексного нарушения почв и растительного покрова;
уничтожение природных мест обитаний многих видов живых организмов и как следствие вымирание и исчезновение редких и прочих видов.
Во второй половине ХХ века стала актуальна ещё одна проблема: уменьшение в продукции растениеводства содержания витаминов и микроэлементов и накопление в продукции как растениеводства, так и животноводства вредных веществ (нитратов, пестицидов, гормонов, антибиотиков и т. п.).
Причина − деградация почв, что ведёт к снижению уровня микроэлементов и интенсификация производства, особенно в животноводстве. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства
Пути решения экологических проблем сельского хозяйства:
1. Точное земледелие может применяться для улучшения состояния полей и агроменеджмента. Это один из способов развития сельского хозяйства. Оно идёт по нескольким направлениям: агрономическое: с учётом реальных потребностей культуры в удобрениях совершенствуется агропроизводство; техническое: совершеннее тайм-менеджмент на уровне хозяйства (в том числе, улучшается планирование сельскохозяйственных операций); экологическое: сокращается негативное воздействие сельхозпроизводства на окружающую среду (более точная оценка потребностей культуры в азотных удобрениях приводит к ограничению применения и разбрасывания азотных удобрений или нитратов); экономическое: рост производительности и/или сокращение затрат повышают эффективность агробизнеса (в том числе, сокращаются затраты на внесение азотных удобрений).
2. Органическое сельское хозяйство, экологическое сельское хозяйство, биологическое сельское хозяйство — форма ведения сельского хозяйства, подразумевающая оптимальное развитие сельского хозяйства, в рамках которой происходит сознательная минимизация использования синтетических удобрений, пестицидов, регуляторов роста растений, кормовых добавок, генетически модифицированных организмов. Напротив, для увеличения урожайности, обеспечения культурных растений элементами минерального питания, борьбы с вредителями и сорняками, активнее применяется эффект севооборотов, органических удобрений (навоз, компосты, пожнивные остатки, сидераты и др.), различных методов обработки почвы.