Торгово-экономическое сотрудничество Монголии и Велкиобритании.




 

В современном мире трудно отыскать хотя бы одно государство, которое в той или иной форме, на том или ином уровне не было бы задействовано в сложнейшую систему мирохозяйственных связей и, в первую очередь, во внешнеэкономические.

Разнообразные формы участия страны в международном разделении труда через торгово экономическое, валютно-финансовое, производственное и научно-техническое сотрудничество страны с зарубежными государствами являются важнейшей составляющей экономической структуры любого современного государства.

Не является исключением и Монголия. В последние годы имевшаяся договорно-правовая база ВЭС Монголии подвергалась существенной корректировке исходя из естественной необходимости ее адаптации как к современным международным политическим и экономическим условиям, так и к реальным потребностям и возможностям Монголии.

Для Монголии Великобритания как торговый партнер представляет значительный интерес. Концепция развития торгово-экономических связей с этой страной строится с учетом следующих факторов:

- устойчивое положение Великобритании в западном мире как страны с весьма благоприятным инвестиционным климатом, в связи с чем в производственные отрасли ее экономики компаниями США, Японии и континентальной Европы инвестированы значительные суммы, что означает наличие на английском рынке финансовых ресурсов для фирменных кредитов и других форм финансирования экспорта;

- размещения в Великобритании ведущих мировых товарных бирж (черных и цветных металлов, хлопковая, ЦСО по алмазам и др.), означающее, что английский рынок по своему потенциалу значительно превосходит внутренние потребности;

- членство Великобритании в ЕС, что дает возможность выхода через нее практически на весь европейский рынок;

- исторически сложившиеся и во многом сохраняющиеся до настоящего времени торгово-экономические и политические связи Великобритании со странами Британского Содружества и со странами Ближнего Востока как на межгосударственном уровне, так и на уровне банков, компаний, инвестиционных групп и др.

Несмотря на относительно недавнюю историю двустороннего сотрудничества, торгово-экономические отношения Монголии с Великобританией обеспечены достаточно полной договорно-правовой базой. Торговое соглашение, подписанное в 1973 году и Консульская конвенция, подписанное в 1975 году положило начало активному развитию двусторонних связей. С тех пор Великобритания относится к числу важнейших торговых партнеров Монголии. Так, представители Лондонской торговой Палаты посетили Монголию в 1975 году, а визит представителей Монгольской торговой палаты состоялся в 1979 году.

Были заключены соответствующие правительственные договоры, являющиеся юридической основой монголо-британского экономического сотрудничества, в частности следующие: Договор о сотрудничестве в области экономики, науки и техники (в 1991г.), Договор о стимулировании и взаимном гарантированном капиталовложений (в 1991г.), Договор о неприменении двойного налогообложения на прибыль и имущество (1996г.), Договор о воздушном сообщении (2000г.)1.

Если на начальном этапе сотрудничества представители британских фирм и компаний приезжали в Монголию, сопровождая британских государственных министров, то в последнее время визиты стали организовываться по линии торговых палат и отраслевых союзов обеих стран.

Значительное влияние на активизацию двусторонних торгово-экономических отношений оказывает интенсивный политический диалог на высшем уровне – президент Монголии П. Очирбата посетил Великобританию в 1996 году, а премьер министр Р. Амаржаргал в 2000 году. В 1993 году Принцесса Анна посетила Монголию. В 1997 году Монголию посетил в качестве президента Всемирного фонда охраны природы Герцог Эдинбургский Принц Филипп. В 2002 году посетил Монголию член Королевской семьи Герцог Кентский Эдвард.

Все эти меры привели к определенному оживлению торговли между странами (табл. 1). По данным монгольского статистического бюллетеня, товарооборот между нашими странами в 2002 г. возрос на 24,8% по сравнению с предыдущим 2001 г. Еще более впечатляющими выглядят результаты первых месяцев текущего года – товарооборот вырос почти в 10 раза, в том числе монгольский экспорт увеличился в 9 раз (см. таблицу 3)

Снижения товарооборота в 2001г. объясняется ухудшением на мировом рынке кожи и шерсти. В целом товарооборот между Монголией и Великобританией в течение последних семи лет был относительно стабильный (в среднем 20 млн. долл. в год), причем характерной особенностью торговли является постоянное положительное сальдо торгового баланса Монголии (табл.1).

 

Таблица 1. Товарооборот между Монголией и Великобританией в 1995-2002 гг., млн. долл.

Показатель                
Товарооборот 21,3 22,4 29,0 16,4 17,4 17,4 16,2 20,3
в том числе:                
экспорт 18,6 19,3 23,9 12,8 13,6 11,4 12,4 17,5
импорт 2,7 3,1 5,1 3,6 3,9 6,0 3,8 2,8
Сальдо 15,9 16,2 18,8 9,2 9,7 5,4 8,6 14,7

Источник: ГХОГХА. Монгол улсын гадаад харилцааны яам. - УБ, 2002

Товарооборот Монголии с Великобританией в 2002 г. составил 20,3 млн. долл., что практически соответствует объему торговли 1995 г., что наглядно показывает Таблица 1. Великобритания заняла пятое место в списке основных торговых партнеров Монголии1, уступив лишь Австралии, но опередив Италию и Сингапур. Значение Великобритании как торгового партнера в последние годы существенно укрепилось, и сейчас они занимают одно из первых мест, однако ее доля в товарообороте Великобритании ничтожно мала. В целом же уровень торгово-экономических отношений двух стран далеко не соответствует их потенциальным возможностям.

Баланс монгольско-британской торговли складывается в пользу Монголии, и положительное сальдо в 2002г. составило 14,7млн. долл. Это произошло в основном за счет резкого роста монгольского экспорта. Британская сторона обеспокоена ростом торгового дефицита своей внешней торговли, однако следует учитывать, что положительное сальдо торгового баланса Монголии в торговле с Великобританией появилось только в условиях перехода Монголии к рыночным отношениям.

Структура взаимного товарооборота в последние годы остается практически неизменной. Основу торговли по-прежнему составляет сельскохозяйственные товары и промышленное сырье. В последние годы возросли поставки на британский рынок бараньей шерсти (60%) и козьего пуха (40%). Они являются основной экспортной продукцией Монголии.

В импорте Монголии из Великобритании преобладают машины и оборудование (около 50%). Заметными статьями импорта являются химические товары – около 10%. В номенклатуре импортируемого оборудования преобладают промышленное оборудование, измерительная аппаратура, конторские и телекоммуникационные средства2.

Внешнеэкономические связи Монголии и Великобритании не ограничиваются только сферой внешнеторгового обмена. Заметную роль во внешнеэкономическом взаимодействии двух стран играет инвестиционное сотрудничество. В результате либерализации внешнеэкономических связей в начале 90-х годов наблюдался рост прямых иностранных инвестиций в экономику Монголии.

В 1991 г. компания “Марлин Инженеринг” создала совместную компанию “МОНМАР” по производству ветряных двигателей, производящих электроэнергию, что явилось первым британским инвестированием. Затем инвестиции были вложены почти во все отрасли экономики Монголии. К началу 2002 г. в монгольский государственный реестр было внесено около 34 совместных монгольско-британских предприятий, оперирующих на монгольском рынке, что составляло почти 2,8% общего количества зарегистрированных в Монголии совместных и иностранных предприятий. Наиболее активные из них – известные во всем мире компании “Бритиш Петролиум” производящий разработку нефтяных месторождений, “Кэйбл энд Уайэлэсс” по коммуникационному обслуживанию, “Ди Эйч Эл” международное почтовое обслуживание, “Бороо гоулд” разведка и освоение золотодобычи, “Тэмужин Менч” производство готовой одежды, “Холдеворс” по производству козьего пуха, “Кашмир Файн”, а также клиника “Вижн”.

Британские компании не уступает лидерам среди иностранных инвесторов по объему совокупных инвестиций на монгольском рынке. Их объем в 2002г. составил 10 млн. долл. Несмотря на свое незначительное присутствие, Великобритания является одним из крупнейших инвесторов в монгольскую экономику и занимает 3,4% от всех иностранных инвестиций. Совершенно очевидно, что и нынешний уровень инвестиционного сотрудничества не соответствует ни потенциальным возможностям двух стран, ни их долговременным стратегическим интересам.

В целях распространения информации и создания заинтересованности со стороны британских фирм и компаний для капиталовложений в Монголию, в 1998-1999гг. в г. Лондоне были организованы 2 конференции на тему капиталовложений, путешествия и туризм. Лучшему восприятию нашей страны британским бизнесом способствуют положительные результаты развития монгольской экономики в 2002г. и первой половине текущего года, конкретные действия правительства Монголии по созданию благоприятного инвестиционного климата, дальнейшему совершенствованию законодательной базы в экономической сфере, формированию равных условий конкуренции на монгольском рынке.

В целом необходимо отметить, что Торговое представительство Монголии в Великобритании осуществляет целый комплекс работ по активизации и расширению двустороннего сотрудничества, включая доведение до британских и монгольских предпринимателей информации по самому широкому спектру вопросов экономического, правового и организационного характера, тем самым содействуя установлению прямых контактов между ними и продвижению взаимовыгодных проектов на рынке каждой из стран.

Перспективы развития торговли между Монголией и Великобритании в целом можно оценить как благоприятные, однако ее динамика будет определяться ростом экспортного потенциала страны. Повышение конкурентоспособности экспорта, в свою очередь, в настоящее время тесно связано уровнем качества товаров и услуг, его диверсификацией, с улучшением системы продвижения товаров на мировой рынок.

4. Проблема привлечения британских инвестиций и кредитов в экономику Монголии.

Привлечение иностранного капитала в Монголию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития монгольской экономики. Как и другие страны, Монголия рассматривает иностранные инвестиции как факторы, ускоряющие экономический и технический прогресс, обновление и модернизацию произведенного аппарата, овладение передовыми методами организации производства, способствующие обеспечению занятости, подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики. В условиях инвестиционного кризиса в Монголии привлечение иностранных инвестиций становится важной задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромный объем инвестиций для обеспечения такого перехода.

Как известно, внутренний рынок Монголии очень ограничен, слабо развита инфраструктура. Неблагоприятно расположена страна и в географическом отношении, Монголия не имеет выхода в открытое море. Экономический кризис, связанный с реформами и структурной перестройкой экономики, представляется неблагоприятным обстоятельством для иностранных инвесторов. Но есть и некоторые плюсы для иностранных инвесторов, находящихся в Монголии. Например, богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы, дешевая рабочая сила, слабая конкуренция со стороны монгольских производителей, осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов.

В целом в динамике иностранных инвестиций в экономику Монголии прослеживается повышательная тенденция, начиная с 1990 года. Если в 1990 году Монголия получила 965 тыс. долл., то в 1999 году в экономику Монголии было вложено 144,8 млн. долл. иностранных инвестиций1.

Накопленный объем иностранных инвестиций в экономику Монголии по состоянию на 1999 год, по данным министерства внешних сношений Монголии, составил 350,5 млн. долл. В 1999 году объем иностранных инвестиций резко возрос и составил 144,8 млн. долл2. В условиях продолжавшегося несколько лет экономического спада приток иностранных инвестиций имел для Монголии большое значение. Без значительных для национальной экономики вложений иностранного капитала был бы затруднен переход страны к открытой рыночной экономике.

По территории Монголии предприятия с участием иностранных инвесторов распределены крайне неравномерно: почти 90% предприятий зарегистрировано в Улан-Баторе, 8% - в регионе Дархан-Селенге-Эрдэнэт, что объясняется неблагоприятными условиями (распыленность населения на большой территории, практически отсутствие современной инфраструктуры, дефицит электроэнергии, неразвитость транспортного сообщения) для ведения хозяйственной деятельности на большей части территории страны3.

В общей сложности в более чем 20 отраслях экономики Монголии вложен иностранный капитал. Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в Монголии за 1990-1999 годы позволяет сделать вывод, что 42% всего объема иностранных инвестиций было вложено в геологию, на изыскательские работы, в горнорудную промышленность; 12,5% - в легкую промышленность; 8,3%о - на переработку сырья животного происхождения; 5,9% - в торговлю и общепит; 5,3% - в культуру, образование, науку; 5,7% - на строительство инженерных объектов, производство стройматериалов1.

Отраслевое распределение зарубежных вложений в экономику Монголии в 1999 году свидетельствует об определенной диверсификации сферы приложения иностранного капитала и изменении приоритетов для инвесторов. Многие отрасли монгольской экономики, которые ранее игнорировались иностранными компаниями, показали свои высокие потенциальные возможности для получения прибыли как в среднесрочном, так и в долгосрочном плане.

 

Таблица 2. Распределение по странам накопленных иностранных капиталовложений в Монголии (1990-1999гг.)

Страны тыс. долл. %
Всего 350444,8 100,0
в том числе:        
Гонконг 91357,1 26,0
Китай 65884,6 18,8
Япония 32488,2 9,2
Южная Корея 23528,7 6,7
США 19863,2 5,6
Россия 15842,0 4,5
Болгария 14005,9 3,9
Португалия 13506,0 3,8
Италия 10571,5 3,0
Канада 10258,4 2,9
Великобритания 8463,7 2,4
Сингапур 7979,7 2,1
Тайвань 7490,5 2,1

Источник: ГХОГХА. Монгол улсын гадаад харилцааны яам. - УБ, 2000.

 

Для осуществления структурной перестройки экономики и адаптации в мировое хозяйство Монголия испытывает острую потребность в привлечении иностранных прямых инвестиций и кредитов. Однако частный иностранный капитал проявляет пока сдержанное отношение к инвестированию в Монголию. Поэтому основным каналом получения внешних финансовых средств остаются кредиты и финансовая помощь на межправительственном уровне и по линии международных финансово-кредитных организаций. Это подтверждается даже простым сопоставлением объемов официальной финансовой помощи, предоставленной Монголии, с размерами частных иностранных инвестиций.

По состоянию на начало 1999 года Монголия получила от группы доноров в 1991-1998 годах финансовую помощь в виде льготных кредитов и даров на сумму 1366,5 млн. долл., в том числе, льготные кредиты на сумму 679,5 млн. долл., и безвозмездную помощь в размере 687,0 млн. долл. По оценкам Министерства внешних сношений, реально в экономику Монголии с 1990 по 1999 год поступило 350,4 млн. долл. Фактически, после начала рыночных реформ и прекращения «дотирования» монгольской экономики бывшим СССР, в начале 90-х годов страна удерживалась от хаоса благодаря финансовой помощи промышленно развитых стран и международных доноров Монголии. Финансовая помощь Монголии координируется и имеет свое определенное организационное оформление в виде «международной группы доноров Монголии», объединяющей более 20 стран и 10 международных финансово-кредитных организаций. Основу официальной помощи развитию, как правило, составляют целевые льготные кредиты и безвозмездная финансовая помощь на создание инфраструктуры, закупку товаров за рубежом, а также валютные займы для выравнивания платежных балансов.

Лондонское совещание “большой семерки” в июле 1991 года выразило поддержку начавшимся политическим преобразованиям в Монголии и ее политике “открытых дверей”, что послужило основой для перехода к оказанию скоординированной финансовой помощи со стороны промышленно развитых стран. В октябре того же года в Токио состоялась первая встреча группы доноров, после которой международная финансовая помощь Монголии была переведена в практическую плоскость. Финансовая помощь постепенно расширялась после вступления Монголии в МВФ, МБРР, АзБР и принятия на себя обязательств по проведению рыночных реформ в рамках программы экономической стабилизации.

Проводимые правительством Монголии реформы на макроэкономическом уровне в процессе перехода от централизованно планируемой к открытой рыночной экономике получили положительную оценку и поддержку стран-доноров и международных финансовых организаций. Однако рыночные реформы привели к большому росту безработицы и резкому снижению жизненного уровня населения. Поэтому участники встречи в качестве приоритетных областей для оказания финансовой помощи в 1995 году выделили снижение уровня бедности и развитие энергетики. До начала 1994 года характер финансовой поддержки существенно не изменялся, несмотря на то, что на встречах доноров в 1992 году было выражено намерение в осуществлении совместной проработки и реализации среднесрочных и долгосрочных целевых программ по приоритетным направлениям.

В 90-е годы экономическое развитие Монголии обеспечивается в основном за счет помощи стран-доноров и международных организаций (в 1991 году Монголия вступила в члены Международного валютного фонда. Всемирного банка. Азиатского банка развития). Ведущее место в предоставлении Монголии кредитов занимают АзБР, Япония, МВФ, безвозмездной помощи - Япония, США, Германия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд теоретических и практических выводов, наиболее важные из которых заключается в следующем:

Азиатские территории, оставленные Великобританией в 1947 г., представляли собой настолько огромную и настолько важную часть всех неевропейских владений Западной Европы, что их освобождение сделало неизбежным освобождение колоний и зависимых территорий. Место Великобритании начали занимать США и Россия. Так образовался двухполюсный мир.

На своей первоначальной стадии американская колониальная империя в Восточной Азии предстает в форме американского протектората над государствами, которые формально остаются независимыми, но фактически становятся сателлитами США.

Аналогичная ситуация повторилась с Советским Союзом и его сателлитами в 50-60-х гг. XX в. Соперничество СССР и КНР, боровшихся за гегемонию среди «коммунистических» стран, привело к их противостоянию.

Главным направлением политики Монголии в отношении к внешнему миру в новое время стала корректировка, и фактически полная перестройка ее внешней политики, корректировка дипломатии в сторону ее ориентации на национальные интересы и реальные нужды государства, на избавление от необходимости учитывать идеологические разногласия со многими странами.

В соответствии с такими ориентирами в стране встал вопрос о создании новой внешнеполитической доктрины, основанной на интересах комплексной безопасности, открытости международному сообществу, использованию преимущества своего геополитического положения.

В результате структурообразующими элементами национальной внешнеполитической и внешнеэкономической доктрины нового монгольского государства стали следующие базовые элементы:

- равноправие во взаимоотношениях со всеми без исключения странами;

- максимально широкая диверсификация географии внешних сношений;

- проведение политики открытой экономики, в том числе привлечение иностранных инвестиций, сотрудничество с международными финансовыми организациями;

- запрещение размещения на своей территории иностранных военных баз и вооруженных сил;

- как принципиально новый момент – установление и развитие связей с проживающими за рубежом лицами монгольского происхождения.

По-новому была сформулирована проблема международных приоритетов. Учитывая свое географическое положение между двумя великими государствами – Россией и Китаем и трезво оценивая все преимущества и недостатки этого обстоятельства, Монголия во главу угла своей внешней политики поставила обновление отношений с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, но при ориентации на соблюдение независимости и свободы в своих действиях в отношениях с другими государствами.

Дипломатические отношения между Монголией и Великобританией установились в 1963 году. Основу двусторонних отношений заложили торговое соглашение 1973 и Консульская конвенция 1975 гг.

После распада СССР Монголия и Великобритания решили проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику, и развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. Межу нашими странами постоянно осуществляют контакты, проводятся переговоры на всех уровнях, в ходе которых обсуждаются самые актуальные вопросы по двусторонним отношениям.

Наиболее важными являются вопросы в области торгово-экономических отношений. Великобритания как торговый партнер представляет для Монголии большой интерес. Монголия имеет с Великобританией положительное сальдо и баланс монголо-британской торговли складывается в пользу Монголии. Перспективы развития торговли между странами, ее динамика, скорее всего, будет определяться ростом экспортного потенциала Монголии, а именно повышением конкурентоспособности экспорта - повышение качества экспортируемых товаров и услуг, его диверсификация, продвижение на мировой рынок.

Инвестиционное сотрудничество стало играть заметную роль во внешнеэкономическом взаимодействий двух стран. В результате либерализации внешнеэкономических связей в начале 90-х гг. наблюдался рост прямых иностранных инвестиций в экономику Монголии. Несмотря на то, что британские компании не уступает лидерам среди иностранных инвесторов по объему совокупных инвестиций на монгольском рынке, нынешний уровень инвестиционного сотрудничества не соответствует потенциальным возможностям двух стран.

Необходимо подчеркнуть, что активное развитие монгольско-британских отношений отвечает внешнеполитическим интересам Монголии.

Изменение характера и масштабы двустороннего сотрудничества Монголии и Великобритании, расширения торгово-экономических, политических, культурных и иных связей привели к существенному улучшению социально-экономического положения Монголии, а также ее статуса и роли на международной арене.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: