Посещайте литературные курсы
В больших городах существует масса курсов, где вы можете повысить свое мастерство и встретиться с другими писателями. Кроме очных курсов можно найти онлайн-курсы в Интернете. Там же можно встретить опытных писателей и преподавателей, которые могут дать отзыв на ваши произведения.
Участвуйте в писательских конференциях
Отличный способ встретить единомышленников и преодолеть ощущение одиночества — это участие в писательских конференциях. Проведя день или пару выходных в кругу людей, разделяющих ваши интересы и взгляды, вы получите фантастический заряд бодрости. Кроме того, это даст вам шанс встретиться и поболтать с редакторами и литературными агентами. Иногда даже при краткой встрече удается заинтересовать их своими идеями. Многие сделки были заключены именно на таких конференциях, поэтому вы должны относиться к ним как к инвестициям в свою писательскую карьеру, а не как к пустой трате времени.
Подумайте о преподавателе или консультанте
Если у вас не получается найти поддержку или помощь среди равных вам по опыту писателей на встречах или в Интернете, можете подумать о том, чтобы нанять преподавателя писательского мастерства, консультанта или редактора. Это профессионалы, которые смогут помочь вам на любой фазе вашего проекта.
В наши дни обратиться за помощью к преподавателю литературы выглядит не более странно, чем нанять диетолога для выработки персональной здоровой диеты или тренера по фитнесу, чтобы подправить фигуру.
Хороший и честный преподаватель или редактор отлично понимает, что для вас его услуги недешевы, и не будет настаивать на долгосрочном соглашении. Сначала вы должны встретиться с преподавателем и объяснить, чего именно хотите достичь и какой помощи ожидаете от него. В ответ он скажет, что и как может сделать.
|
Предпочтительнее работать с преподавателями, имеющими опыт в той же области, которая интересует вас. Например, если вы хотите писать сценарии, то справедливо ожидать, что тот, кто вам помогает, написал несколько сценариев и имел хоть какой-то успех.
Есть и опасность, которой следует всячески избегать, — что преподаватель пойдет по пути советов, как бы он сделал этот проект, вместо того чтобы помочь вам сделать его так, как вы этого хотите. На своих семинарах я всегда стараюсь исходить из видения проекта его автором, а не навязывать свое собственное, и любой хороший преподаватель будет делать то же.
Вы можете получить поддержку, даже когда рядом нет никого
Если вы один и вас некому поддержать, то можете найти поддержку и обрести вдохновение, читая журналы и книги о писательском искусстве и биографии или воспоминания известных писателей и художников. Например, многие страждущие, одержимые творчеством люди обрели вдохновение, читая письма Винсента Ван Гога своему брату.
Я надеюсь, что и эта книга поможет вам в творчестве. На соответствующем веб-сайте вы сможете найти информацию о ближайших писательских конференциях и список консультантов.
Основные выводы
Мы сами учим людей, как относиться к нам. Если человек не уважает вас как писателя, вы должны заставить его уважать вас как человека.
Вы можете привлечь к работе своих детей.
Встретить соратников можно на встречах писательских групп, в Интернете и на писательских конференциях и семинарах.
|
Встречи и обсуждения с пишущим другом — отличный способ взаимопомощи.
Иногда полезно обратиться к помощи консультанта или преподавателя. Если вы делаете это, то должны точно представлять себе, чего от него ожидаете. Он должен четко знать и сказать, чем именно может помочь и сколько это будет стоить.
Упражнения
Вспомните своих друзей и близких и найдите того, кто, как вам кажется, не поддерживает вас.
Перед разговором с ним запишите, каких результатов ожидаете. Эти записи помогут вам оставаться во время разговора спокойными и сосредоточенными.
Если вам требуется дополнительная поддержка, подготовьте план, как и от кого вы хотите ее получить — от писательского семинара, группы писателей, онлайн-конференций и т.д.
Бонус
Откройте веб-сайт www.yourwritingcoach.com, войдите в раздел Chapter Bonuses, выберите Support и введите код support. Вы получите доступ к интервью с психологом Филиппом Харландом, размышляющим на тему, как получить поддержку окружающих вас людей.
Глава 12
Критика и самокритика
Я не знаю, в чем секрет успеха,
но ключ к провалу — пытаться угодить всем.
Вилл Косби
Самое тяжелое в писательском искусстве—это переживать отказы. Пожалуй, это вообще самое трудное в жизни, не только для писателей, но и для всех людей. Если вы сомневаетесь, что все люди одинаково чувствительны к неудачам, то несомненно будете удивлены результатами эксперимента, проведенного Лизой Задро из университета Нового Южного Уэльса в Австралии. Несколько испытуемых играли в компьютерную игру, где нужно было ловить мячи. Побеждал тот, кто поймает мячей больше других. Игра на самом деле была предопределена, компьютер был запрограммирован так, что посылал мяч каждому из игроков лишь дважды за каждый сет продолжительностью шесть минут.
|
Поскольку все игроки редко получали мяч, они считали, что его в это время ловят другие участники, и при этом демонстрировали снижение уверенности в себе, интереса и стремления к цели. Даже, когда они узнали о том, как запрограммирован компьютер, они продолжали тем не менее демонстрировать отрицательные психологические реакции!
Неудачи никак не обойти, даже самые успешные писатели когда-либо испытывали целую череду отказов. Обычно это происходит в начале карьеры, но было и много таких, кто сперва добился признания, а затем в какой-то момент обнаруживал, что интерес к его произведениям пропал. Некоторые вернули себе прежнюю популярность, но многие так и не сумели.
Да, это действительно нелегко. И в этой главе я поделюсь с вами некоторыми стратегиями, позволяющими справиться с отказом таким образом, чтобы он не смог остановить вашу работу и заставить прекратить дальнейшие попытки.
В дополнение к множеству окружающих вас критиков, таких как агенты, редакторы и издатели, есть и внутренний критик, который намного злее всех других. Этим термином я называю тихий голос, звучащий в мозгу, или тягостное ощущение в груди или в желудке, которые, кажется, хотят убедить вас в том, что то, что вы пишете, никогда не будет иметь успеха, или даже больше — что вы мошенник, которого вот-вот разоблачат. Во второй части главы я покажу технику, с помощью которой вы сможете переделать этого жесткого внутреннего критика в конструктивного внутреннего помощника.
Миллион причин
Обычно, когда издательство возвращает вашу рукопись или редактор не принимает вашу статью, они не сообщают причину. И мы склонны предположить, что плоха идея произведения или то, как оно написано. На самом деле причина отклонения рукописи может быть совершенно другой. Вот некоторые из них.
Ваше произведение может быть очень похоже на то, с которым они уже работают. Если издательство только что приобрело роман о вампирах, то вряд ли оно примет вашу рукопись на ту же тему, даже если она очень хороша. Так же и агент: если он уже работает с тремя авторами триллеров, то может не захотеть сотрудничать еще с одним. Если редактор уже дал кому-то задание сделать обзор последних направлений в молодежной моде, ваше предложение написать статью на ту же тему будет немедленно отклонено. Это происходит настолько часто, что некоторые авторы считают, что их идеи были украдены. На самом деле такие совпадения случайны и происходят они не со всеми темами. Просто некоторые идеи витают в воздухе в определенное время.
Возможно, у компании финансовые проблемы, и она не в том положении, чтобы принимать новые материалы. Но, естественно, они не станут заявлять об этом открыто. Или, может, именно в этот момент их поглощает другая компания и они не хотят брать на себя каких-либо обязательств до полного завершения сделки.
Может быть, то, что вы им послали, не совпадает по тематике с тем, что их интересует. Некоторые агенты, например, не берутся за научную фантастику, поскольку не чувствуют, что им эта тема близка. Не так давно один агент отклонил мой комедийный роман. При этом он сказал, что произведение интересное, но он не занимается комедиями. То же происходит с издателями и редакторами, телевизионными и кинопродюсерами. Для писателя, представляющего свое произведение, важно заранее знать вкусы человека, которому он его адресует, но, к сожалению, узнать это далеко не всегда возможно.
Вывод из всего сказанного такой: если ваше произведение отклонили и не объяснили причину, не думайте, что люди, которым вы его посылали, считают его не заслуживающим внимания. Этому может быть миллион совсем других причин.
Если вы испытываете подавленное состояние от полученного отказа, то воспользуйтесь техникой, применяемой в терапии. Работая с людьми, находящимися в состоянии депрессии, психолог Майкл Япко предлагает им придумать шесть причин события, которое выбило их из колен. Найдя возможные причины и поняв, что они не обязательно касаются их лично, люди часто испытывают подъем настроения.
Критиковать могут все
Теперь давайте рассмотрим те случаи, когда причина названа: издатель не считает, что вы написали хорошее произведение. Вот что надо всегда помнить: отказ — это всего лишь чье-то мнение. Отказавший вам человек может быть прав, но может и ошибаться. Даже если он главный редактор крупного издательства или очень известный агент, это всего лишь его мнение. Он ошибался в прошлом, может ошибаться и теперь. Это доказывают приведенные в первой главе примеры авторов, чьи работы были отклонены множество раз, но которые продолжали бороться и в конце концов добились огромного успеха с теми проектами, которые другим казались ерундой.
Вы не должны заставлять всех восхищаться написанным вами. Вам надо найти лишь одного агента, одного издателя, одного продюсера, который поймет, что написанное вами блестяще. Как говорится в сказках, иногда приходится поцеловать множество лягушек, прежде чем найдешь свою принцессу (или принца).
Когда отказы угнетают
Если вашу рукопись в очередной раз вернули, да еще и с резким отзывом, написанным каким-нибудь младшим редактором, не отчаивайтесь, а прочитайте приведенные ниже отзывы о книгах, которые позднее обрели огромный успех. Может быть, в следующем издании этой книги я помещу отрицательные отзывы, полученные вами, вместе с рассказом об успехе, который за ними последовал.
В Америке невозможно продать рассказы о животных. Джорджу Оруэллу о книге «Скотный двор»
Книга слишком затянута. Очень много длинных монологов. С сожалением сообщаю, что книга не будет продаваться и поэтому не может быть издана. Айн Рэнд о книге «Атлант расправил плечи»
Нас не интересуют научно-фантастические книги с утопическими сюжетами. Стивену Кингу о книге «Кэрри»
Я совершенно не понимаю, что этот человек хотел сказать... Очевидно, он пытался сделать книгу смешной, даже сатирической, но она совершенно не смешна для любого хоть немного интеллектуального человека... О книге Джозефа Хеллера «Уловка-22»
Слишком сильно отличается от других детских книг, чтобы гарантировать продажи. Доктору Сьюзу о книге «На Тутовой улице»
Нам кажется, что вам не удалось разработать очень многообещающую тему. Уильяму Голдингу о книге «Повелитель мух»
Мне кажется, восприятие и чувства девушки не настолько необычны, чтобы это могло выделить книгу из ряда других. О книге «Дневник Анны Франк»
Мне очень жаль, мистер Киплинг, но вы даже не знаете, как пользоваться английским языком. Редьярду Киплингу о «Книге джунглей»
Мы с большим интересом прочитали главы из книги мистера Джойса и хотели бы предложить ее издание. Но объем книги в настоящий момент представляет для нас непреодолимое препятствие. При нашей скорости работы подготовка к публикации книги из 300 страниц потребует не менее двух лет. О книге Джеймса Джойса «Улисс»
Муки неопределенности
Иногда отсутствие ответа от издательства может быть еще болезненнее, чем отрицательный отказ. Если рукопись отклонена, то, по крайней мере, вы это знаете. А если вы послали рукопись недели и месяцы тому назад и все это время пребываете в неизвестности, то жить с этим намного труднее.
Чтобы быть готовыми к таким ситуациям, вы должны знать, что за редким исключением мир книгоиздательства, кинопроизводства и телевидения не очень-то вежлив. Очень часто, если тот, кому вы отправили рукопись, не заинтересовался вашим предложением, он не удостоит вас ответом даже из вежливости. Например, я предложил книгу, которую вы сейчас читаете, трем издательствам. Первое из них, надо отдать ему должное, очень скоро связалось со мной и пригласило на встречу, после которой сразу же предложило неплохой контракт. Второе прислало формальный отказ месяц спустя после подписания мною контракта. Ответа от третьего я так и не получил.
О мире кино и телевидения Вуди Аллен однажды сказал :«Голливуд — единственное место на Земле, где вы можете умереть от обещаний ». Он имел в виду, что люди в этом мире почти никогда не критикуют предлагаемые идеи, они восторгаются ими и уверяют вас, что будут счастливы с вами работать. После того как вы покидаете их офис, они никогда больше вам не звонят и не отвечают на ваши звонки.
Мне понадобилось долгое время, чтобы понять это, и я дам вам совет: не принимайте такое отношение на свой счет, в поведении этих людей нет ничего личного. Они обращаются так со всеми. Повторю еще раз: вам не нужны десятки издателей и продюсеров, которые предложат хороший контракт и с кем приятно будет работать, достаточно найти всего одного (по крайней мере, в течение какого-то периода времени).
25 бобов
Недавно я прочитал, как один из гениев в области мотивации тренировал сотрудников отдела продаж одной из компаний преодолевать внутренний страх перед первым контактом с потенциальным покупателем. Он дал каждому по 25 бобов и попросил положить их в левый карман. После каждого звонка клиенту они перекладывали одно из зерен в правый карман. Продавцам было запрещено завершать дневную работу до тех пор, пока все зерна не окажутся в правом кармане. Когда продавцы сосредоточились на всем процессе в целом, а не на каждом звонке в отдельности, им стало легче продолжать работать после получения отказа. Время от времени в течение дня они заключали сделку, и это стимулировало их.
Вы можете воспользоваться этой же техникой, даже без бобов. Например, когда вы будете готовы рассылать в издательства предложения о публикации вашей книги, нарисуйте на листе бумаги 25 квадратов и зачеркивайте один после каждого отправленного письма. Будьте уверены, что в какой-то момент вы получите положительный ответ, а если нет, то квадраты всегда можно будет дорисовать.
Не отвергайте конструктивную критику
Если вам повезет, то вместе с отказом вы узнаете из письма и его причину. Постарайтесь воспринять ее как конструктивную критику. В ответ обязательно пошлите письмо с благодарностью человеку, который нашел время, чтобы написать отзыв. Он будет очень рад вашему ответу, так как обычно все, что он слышит от авторов, — это недовольство. Не обязательно соглашаться с его мнением, достаточно просто поблагодарить его за то, что он был настолько внимателен, что предложил свой комментарий. Можете написать так: «Спасибо за Ваши комментарии. Я искренне благодарен за то, что Вы нашли время сделать их. Возможно, в будущем мы лучше поймем друг друга и сможем поработать вместе над другим проектом». Даже отказ следует рассматривать как возможность завязать контакт, который может быть более продуктивным в следующий раз.
Если от разных людей вы получаете похожие отзывы (скажем, что начало слишком затянуто или что в середине сюжет немного провисает), это может указывать на то, что следует что-то поменять, прежде чем посылать снова. Даже если вы посчитаете, что сейчас это исправить трудно, то сможете принять замечание во внимание в следующем проекте.
Я заметил, что многие из нас (не исключая меня) часто повторяют прежние ошибки. Вместо того чтобы остановиться и подумать, что было не так в прошлом, мы сразу бросаемся работать дальше. Никто не любит вспоминать о неудачах, но если не анализировать их, то можно упустить шанс научиться и не повторять тех же ошибок в будущем. Цель не в том, чтобы найти, кто виноват, а в том, чтобы понять, что надо сделать по-другому в следующий раз.
Проклятие самокритики
Можно не обращать внимания на замечания других людей, но игнорировать мнение внутреннего критика не удастся. Наш внутренний голос всегда готов судить все, что бы мы ни делали, порой еще до того, как мы действительно это сделаем. Выражаться это может в разных формах — сомнение в собственных силах (я слишком молод или слишком стар), оправдание (это заняло бы слишком много времени), промедление (я сделаю это в свое время) или страх (если у меня не получится, то я буду выглядеть смешно).
Именно внутренний критик виноват в том, что множество неожиданных и хороших идей так никогда и не были реализованы, что огромное количество заброшенных на середине рукописей пылятся в ящиках столов. Среди всех причин того, что писатели бросают свою работу, эта главная.
Техника, позволяющая до конца разобраться с этой проблемой, известна из нейролингвистического программирования. Чтобы воспользоваться ею, найдите тихое место, где вы сможете уединиться ото всех хотя бы на полчаса, и выполните описанные далее шаги.
Распознайте своею внутреннею критика
Внутренний критик может проявлять себя в разных формах: оставшийся в памяти голос (возможно, отца или другого авторитетного человека), воспоминание о совершенной в прошлом ошибке, сосание под ложечкой и т. д.
Вспомните то время, когда вы начинали свой новый проект, и возникавшие у вас тогда сомнения и страхи. В какой форме они проявлялись? Затем вспомните о том, что вы хотели сделать, но не сделали, потому что не нашли в себе достаточно сил и решительности. В чем выражаются ваши страхи, когда вам предстоит новое дело?
Решите, чего вы хотите
Некоторые люди говорят, что хотели бы совсем искоренить в себе внутреннего критика. Однако он может играть и положительную роль, помогая оценивать, как идут дела, и вносить в процесс необходимые коррективы. В идеале внутренний критик должен помочь принять решение, а потом делать полезные замечания по ходу его реализации. К сожалению, вместо этого внутренний критик часто оспаривает или ставит под вопрос ваше решение, вызывает сомнения и предсказывает неудачу.
Сформулируйте, каким бы вы хотели видеть своего внутреннего критика и взаимоотношения с ним. Возможно, вы хотите назвать его не критиком, а проводником и начать относиться к нему как к соратнику. Например, ваша формулировка может быть такой: «Я хочу, чтобы мой внутренний помощник был дружественным, конструктивным источником и позитивного, и негативного мнения». Представьте на минуту, что бы вы почувствовали, если бы внутренний помощник стал именно таким прямо сейчас.
Представьте ею себе визуально
Где размещается ваш внутренний критик? В голове? В груди? В животе? Сидит у вас на плечах? Где бы он ни был, представьте, что он вышел из вас и стоит теперь прямо перед вами. Поиграйте с расстоянием. Если он слишком близко, отодвиньте его от себя, чтобы вы чувствовали себя комфортно. Если слишком далеко, то, наоборот, приблизьте, чтобы вы ощущали связь с ним.
Как он выглядит? Некоторые представляют его в виде лица конкретного человека. Другие видят дракона или животное. Третьи воображают цветной шар. Если вы сразу не увидели образ, ничего страшного. Глубоко вдохните, расслабьтесь и дайте волю воображению. Не прогоняйте ни один из образов, возникающих перед вами.
Как представление внутреннего критика в таком образе меняет ваше отношение к нему? Что вы знаете о нем теперь из того, чего не знали раньше? Не думаете ли вы, что он не столь уж всесилен, как хочет казаться?
Определите его цель
Обычно намерения внутреннего критика самые что ни на есть добрые (так же, как и ваших друзей, негативно отзывающихся о вашей работе). Часто он старается защитить вас от критики и разочарования. Ведь если вы не закончите этот роман, то его никто и не отклонит. А что стремится сделать для вас ваш внутренний критик?
Найдите альтернативу
Каким еще способом можно достичь тех же положительных целей, которые ставит перед собой ваш внутренний критик? Например, почему бы не попросить своего друга-писателя познакомиться с вашей книгой и услышать его мнение прежде, чем отсылать ее в издательство? Поверьте, всегда существует более эффективный путь, чем прекратить работу.
Эксперимент
Что вы чувствуете, когда ваш внутренний критик проявляет себя? Мы часто воспринимаем его как ребенок воспринимает строгого взрослого. Если вы тоже смотрите на него снизу вверх, то попробуйте поменяться с ним местами и представьте, что взрослый — вы, а он — ребенок. Как при этом меняется ваше к нему отношение?
Вы можете поиграть с его образом и звуком голоса. Если голос у него резкий, постарайтесь сделать его спокойным. Если он говорит быстро, попробуйте его замедлить. Если он выглядит как разноцветный шар, измените палитру.
Меняйтесь и практикуйтесь
Теперь, проведя эксперимент и оценивая его результаты, решите, каким образом внутренний критик станет вам помогать, перестав быть помехой и превратившись в партнера. Нарисуйте ситуацию, в которой вы рассматриваете возможность начала нового проекта, и представьте, как именно внутренний теперь уже партнер станет вам помогать. Когда он должен появляться? Как должен выглядеть и говорить? Что чувствовать? Какие полезные функции он должен взять на себя?
Когда вы все это представите, верните его туда, где он находится обычно, или в другое место, которое вы считаете более подходящим для него.
Для большинства людей описанные шаги помогают изменить свое отношение. Если внутренний критик вдруг вернется, представьте процесс трансформации снова, и он немедленно опять превратится в друга и соратника, помогающего вам, вместо того чтобы мешать.
Основные выводы
Как писатель вы не можете избежать отказов, но можете научиться справляться с ними.
Отказ — это всего лишь чье-то мнение.
Самый суровый критик обычно тот, который внутри нас. Используя технику нейролингвистического программирования, можно превратить его в конструктивного внутреннего помощника.
Упражнения
Найдите время, чтобы разобраться со своим внутренним критиком. Если он иногда суров, а иногда конструктивен, то что вызывает столь разное его поведение?
Если, получив отказ, вы чувствуете себя подавленным, представьте себя вспоминающим этот день из будущего. Сколько времени должно пройти, чтобы отказ перестал казаться таким значимым? Неделя? Месяц? Постарайтесь вспомнить, что волновало вас в этот день год назад. Если не можете вспомнить, то запомните свои ощущения сегодня и взгляните на них через год.
Бонус
Откройте веб-сайт www.yourwritingcoach.com, войдите в раздел Chapter Bonuses, выберите Inner Critic и введите код guide. Вы сможете прослушать аудиозапись занятия по технике НЛП-визуализации, которая поможет вам обрести уверенность в себе.
Глава 13
Время писать
Истинная отвага в том, чтобы двигаться не спеша. В мире книгоиздательства и развлечений я видела много работ, провалившихся из-за ложной спешки, и видела обманутых ими зрителей. Лучшие книги — те, которые выходят в свое время... Настоящий вызов — не спешить и сделать свой продукт ярким и индивидуальным, насколько только это возможно.
Гарриет Рубин
Не знаю, изучали ли вы, как я, книги по тайм-менеджменту и специально разработанные для этого программы. Я покупал множество книг, различных таблиц, форм и календарей, использовал их пару недель, но затем все вновь становилось как прежде и я продолжал терять время. Так было до тех пор, пока я не осознал, что проблема лежит гораздо глубже — в том, как я привык использовать время, и никакие приемы не помогут, пока я не изменю свои привычки. Если вы используете время непроизводительно, то и в вашем случае проблема может быть именно в этом.
В этой главе вы узнаете о том, как изменить модель поведения, ограничивающую вашу производительность, так, чтобы она помогла вам использовать время наилучшим образом и достигнуть поставленных целей.
Начнем с положений, лежащих в основе любой техники управления временем.
У каждого человека есть своя модель поведения. Неудивительно, что, повторяя из раза в раз одно и то же, люди приходят к одному и тому же результату. Например, человек строит разные отношения, но всегда с одним и тем же типом партнера. Или у кого-то всегда проблемы с деньгами, потому что он постоянно теряет кредитные карточки. Разумеется, существуют и положительные модели — например, человек всегда доводит работу до конца или всегда водит машину аккуратно. В отношении того, как человек использует время, у него тоже есть определенные привычки. Например, один всегда начинает любое дело с простой задачи, а другой, наоборот, — с более сложной.
Удивительно, что люди продолжают следовать привычным моделям, даже когда из раза в раз результат получается отрицательный. Иными словами, люди далеко не всегда учатся на своих ошибках (немного позже мы разберемся, почему это происходит). Так же и со временем — люди могут годами использовать время неэффективно и непродуктивно.
Люди чаще замечают чужие особенности, чем свои собственные. Вряд ли человек может изменить свои привычки, если не узнает о них. Узнав же и поняв их, человек может изменить их и тем самым сделать свою работу более результативной.
Модели могут включать чувства, мысли, образы и действия. Например, получив письмо с отказом, вы вспоминаете все предыдущие отказы. Затем вспоминаете строгий голос отца, говорящего, что вы никогда ничего не добьетесь. После этого представляете себе картину получения отказа на проект, над которым сейчас работаете. И в конце концов напиваетесь, чтобы избавиться от всех этих грустных мыслей и чувств. Это модель поведения слабого человека. Модель поведения сильного — получив письмо с отказом, вспомнить случаи, когда вначале отвергнутые произведения позже издавались, составить новый список издательств и отправить им свою работу.
Изучение своих привычек
Вот несколько самых распространенных вредных моделей обращения со временем:
начинать всегда с наименее важных дел;
откладывать дела;
делать то, что срочно, вместо того, что важно;
позволять внутреннему критику руководить собой.
Как можно узнать собственный стиль обращения со временем? Самое главное — понять, почему вы поступаете именно так. Не для того, чтобы корить себя за свои ошибки и поражения. А для того, чтобы выяснить, что следует делать по-другому и как добиться лучших результатов. Помня об этом, познакомьтесь с пятью способами изучения своих привычек.
Спросите других людей. Вы замечаете чужие ошибки? Точно так же другие люди замечают ваши. Но вам придется убедить их в том, что вы действительно хотите услышать правду, и убедить себя, что, услышав правду, не подвергнете опасности ваши отношения. Если вам будет неприятно услышанное, вспомните, что это первый шаг к изменениям. Он может быть неприятен, но он необходим, чтобы идти вперед. Если не один, а несколько человек скажут одно и то же, то, скорее всего, они правы. Вопросы, которые вы можете задать: «Что вы думаете о том, как я использую время?», «Как часто я использую время правильно?», «Как часто я теряю время?».
Вспомните, какие примеры подавали вам родители, и подумайте, не копируете ли вы их. Может оказаться, что в процессе вашей борьбы с родителями за самостоятельность вы усвоили принципы, которые не похожи на родительские, но тем не менее столь же негативны (как известно, «не доверяй никому» легко трансформируется в «доверяй всем»). В отношении времени, возможно, ваши родители имели обыкновение откладывать дела до того момента, когда дальше тянуть уже нельзя, или были перфекционистами, и им всегда не хватало времени сделать все до самых мелочей.
Вспомните ситуацию, свое поведение в которой вы хотели бы понять. Представьте, что вы видите себя в этой ситуации со стороны, как если бы смотрели фильм, в котором вы же исполняете одну из ролей. Это так называемая диссоциированная позиция, когда человек видит себя со стороны, а не изнутри через свои ощущения. Если вы действительно диссоциировались, то не будете испытывать по отношению к происходящему никаких чувств — ни вины, ни смущения, ни чего-либо другого. Вы просто наблюдаете и стараетесь понять, какую модель поведения реализуют участники действия. Например, если вы несколько раз начинали писать новое произведение и столько же раз бросали, то постарайтесь понять почему.