Общепризнанным считается, что религией восточных славян было язычество.
Истоки религии восходят еще к индоевропейской эпохе (протославяне). Там, в глубинах древности, зарождались представления человека о необычных силах, что правят его судьбой, о взаимоотношениях с природой, о собственном месте в мире. Эта религия, существовавшая у славянских народов до принятия ими христианства, носит название язычество.
Рыбаков Б.А, опираясь на трактат «Слово об идолах », представил периодизацию язычества (является спорной), выделяя следующие этапы развития:
1. Культ упырей и берегинь: первобытный анимизм с выраженным дуализмом, когда люди верили, что божество в виде духа живет в разных предметах и явлениях (возник в глубинах охотничьего хозяйства, но доживает до времени написания трактата – XII в.)
2. Культ Рода – божества Вселенной, всей природы и плодородия; заметна тенденция перехода к монотеизму. Культ ограничивается железным веком.
3. Культ Перуна – покровитель дружинно-княжеских кругов Киевской Руси; военный культ бога грозы возник с русской государственностью.
4. Принятие христианства: язычество отступило на «украины», где продолжали молиться всем старым богам; жизненноспособным оказалось почитание Рода и рожениц, что стало главным объектом церковных обличений (церковники стремились разубедить язычников, что христианский бог создал все живое на земле).
Между тем еще в русских источниках времен Киевской Руси (XI-XIIвв.) поднимался вопрос о периодизации язычества:
- «Речь философа » (ПВЛ), 986 г.: диалог Владимира с греческим проповедником, по словам которого люди впали в язычество после разрушения богом Вавилонской башни; выделяется 2 стадии: культ природы; изготовление идолов и человеческие жертвоприношения.
|
- Ипатьевская летопись, 1114 г.: автор-летописец разместил славянских богов след. образом: у первобытных людей каменного века не было веры в высшее божество; с открытием металла появляется представление о Свароге – боге неба и огня; далее культ Солнца – Дажьбога – устанавливается классовое общество, начинает взиматься дань.
В язычестве восточных славян можно обнаружить стадии, характерные язычеству других народов. Наиболее древним верованием являлось поклонение предметам и явлениям окружающего мира – анимизм (одухотворение окруж. мира) и фетишизм (наделение предмета душой). На основе анимизма складываются культ природы: почитаются все природные стихии. Позже появляется тотемизм – вера в происхождение человека, рода от какого-либо животного (в Поднепровье почитали диких кабанов, медведей, быков). Пережитки тотемизма отразились в сказках, также проявляется в культе предков (почитание умерших родичей) и в оборотничестве.
Невидимые духи различных явлений, предков населяли мир славянина, в результате чего предметов поклонения стал не сам предмет, а его дух или демон (могли влиять как положит., так и отриц.). Возник полидемонизм – духи стали хозяевами определенных мест (водяной, леший, домовой), а в конечном счете – политеизм (вера во множество богов). Боги у славян выражали общие природные стихии. У исследователей нет единого мнения касательного древности происхождения богов, их места в пантеоне богов.
В основе всего пантеона в выделении богов лежал принцип противопоставления неба и земли. Самый авторитетный источник для воссоздания языческих верований славян – проведение религиозной реформы Владимиром в 980 г. в ПВЛ, где упоминаются важнейшие восточнославянские божества:
|
- Перун: верховное божество славян, бог грозы, покровитель военной княжеской дружины и самого князя; почитался в основном на юге.
- Велес: подземный бог, противник Перуна, змей; также ассоциировался с плодородием, производительной силой земли и воды, с подземным царством и смертью, т.е. хтоническое существо (хтонос – земля); почитался на севере.
- Мокошь – единственное женское божество, покровительница плодородия, женских ремесел, ночи, дождя.
- Дажьбог и Стрибог – бог-податель благ и бог-рассеиватель этих благ; также Д.-бог солнца, покровитель древних русичей, С. – бог воздушных стихий.
- Сварог – покровитель огня и кузнечного дела, отец Дажьбога.
- Семаргл – крылатый пес, охранял семена и посевы.
- Хорс – бог солнца, «перевод» Дажьбога на мифологический язык.
По мере развития общества боги стали ассоциироваться с определенными социальными функциями.
Наряду с достоверными богами выделяется кабинетная мифология – мифы, где упоминаются «подозреваемые в божественности» персонажи, являющиеся плодом ошибок и фантазий. Данный термин употребляется фольклористами, лингвистами и этнографами. В основном это персонажи календарных праздников (Купала, Ярило, Масленица, Чур) и русских сказок (Баба Яга, Горыныч).
В результате синтеза языческих и христианских представлений, древние боги сменили имена, совместившись с образами наиболее популярных христианских святых. Остатки мифологических представлений законсервировались в фольклоре, обрядах и поверьях, сохранившихся до наших дней.
|
Сложный вопрос о внешнем поклонении богам. Считается, что у славян были деревянные идолы (археолог. находка: Збручский идол – 4-гранный известняковый столб, на каждой из сторон которого помещены серии изображений, символизирует мир с оппозициями, типа правый-левый, верхний-нижний; наход. в Краковском музее в Польше). Известны археолог. данные об остатках языческих святилищ (сам. знаменитое – урочище Перынь). Места поклонения на открытых местах называются капище (требище). Культы предполагали наличие жрецов, составляющих след. группы: старцы, старосты, волхвы. Огромное значение в культах отводилось магии – набору действий, которые могли повлиять на сверхъестественные связи.
Язычество являлось универсальной системой, объяснявшей всю картину мира.