КАК ПОДГОТОВИТЬ УРОК
1.Четко сформулировать тему урока.
2. Определить место темы в учебном курсе.
3. Обозначить для себя и для учащихся ЦЕЛЕВУЮ УСТАНОВКУ УРОКА. Выделить обучающие, развивающие и воспитывающие функции (задачи) урока
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (какие знания, умения и навыки (ЗУНы) необходимо сформировать у учащихся на учебном материале урока):
- обеспечить усвоение знаний, умений и навыков, входящих в содержание темы урока;
- проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков, сформированных на предыдущих уроках.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока):
- осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения;
- осуществлять эстетическое воспитание;
- осуществлять экологическое воспитание, формировать правильное отношение к природе и т.д.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ (какие способности учащихся развивать):
- развивать у учащихся художественные способности;
- формировать у учащихся общеучебные умения и навыки (ОУУНы) - умение выделять главное, сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, составлять схемы, план, формулировать выводы;
- развивать у учащихся познавательный интерес, интеллектуальные способности и умения (например, перенос знаний и умений в новые нестандартные ситуации), коммуникативные навыки (развитие речи учащихся).
4. Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем.
|
5. Спланировать учебный материал. Подобрать литературу по теме.
6. Продумать «изюминку» урока (интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.).
7. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
8. Продумать формы обучения и организации учебной деятельности, которые вызовут повышенную активность учащихся.
- формы обучения (виды уроков): урок изучения нового материала, урок закрепления, обобщающий урок, комбинированный урок, урок-беседа, лекция, семинар, зачет, викторина, конференция, исследование, диспут, соревнование, игра, экскурсия, видео-урок, мультимедиа-презентация;
- формы организации учебной деятельности: фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные.
9. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего надо продумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
10. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта или рисунка.
11. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
|
12. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект современного урока содержит три основные части:
- формальную;
- содержательную;
- аналитическую.
ФОРМАЛЬНАЯ ЧАСТЬ выглядит так:
Урок № Дата
Тема:
Цель:
Задачи: обучающие –
Развивающие –
Воспитывающие –
Оборудование:
Для учителя: Для учащихся:
1. 1.
2. 2.
Использование классной доски:
Последовательность отдельных этапов урока (план урока или план и ход урока, т.е. план + описание этапов урока). Примерный план урока:
- Организация – 1 мин.
- Повторение пройденного материала – 4 мин.
- Объяснение нового материала – 5 мин.
- Демонстрация фильма – 5 мин.
- Практическая работа учащихся – 25 мин.
- Закрепление – 3 мин.
- Задание на дом – 2 мин.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - может состоять из 4 частей:
1) вопросы для повторения пройденного учебного материала;
2) содержание нового учебного материала, включающее в себя наводящие вопросы для проведения беседы. Особенное внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выделены (напр., другим цветом);
3) рекомендации по выполнению домашнего задания;
4) таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель. Она может выглядеть так:
Этапы урока | Что делают | |
У ч и т е л ь | У ч е н и к и | |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – заполняется после урока.
Вопросы для анализа:
- достигнуты ли на уроке поставленные цель и задачи;
- оптимально ли протекал учебный процесс;
- какие формы, методы и приемы (технологии) были использованы для активизации познавательной деятельности на уроке;
|
- формировался ли интерес школьников к предмету;
- достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся;
- соблюдались ли на уроке нормы СанПиНа;
- соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности школьников и др.);
- как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.;
- удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся;
- какая общая оценка урока;
- довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока;
- что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.
КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Определяющим признаком современного урока является создание условий, обеспечивающих саморазвитие и самореализацию каждого ученика.
Рекомендации по планированию урока 1. Сформулируйте тему урока, определите ее место в учебном курсе. 2. Обозначьте для себя и для учащихся целевую установку урока. Выделите обучающие, развивающие и воспитывающие функции (задачи) урока. 3. Определите ведущие понятия, на которые опирается урок. 4. Спланируйте учебный материал. Подберите литературу по теме. 5. Продумайте «изюминку» урока (интересный факт, неожиданное открытие, эффектное изображение и пр.). 6. Сгруппируйте отобранный учебный материал, продумайте, в какой последовательности будет организована работа. 7. Продумайте формы обучения и организации учебной деятельности, которые вызовут повышение активности учащихся: - формы обучения (виды уроков): урок изучения нового материала, урок закрепления, обобщающий урок, комбинированный урок, урок-беседа, лекция, семинар, зачет, викторина, конференция, исследование, диспут, соревнование, игра, экскурсия, видео-урок, мультимедиа-презентация; - формы организации учебной деятельности: фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные. 8. Спланируйте контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумайте, что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля. Не забывайте, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки, а также показать учащимся интерес учителя к их работе. 9. Подготовьте оборудование для урока, ТСО, учебно-наглядные пособия. 10. Продумайте вид классной доски так, чтобы новый материал остался на доске в виде опорного текста или рисунка. 11. Продумайте задания на дом и рекомендации по его выполнению. 12. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. |
|
План урока
1. Организационная часть (оргмомент) 2-3 мин.
2. Объяснение нового материала 8-10 мин.
3. Самостоятельная работа учащихся 20-25 мин.
4. Закрепление нового материала, подведение итогов 4-5 мин.
В современном уроке используются эффективные формы обучения. Эффективность форм обучения можно увидеть на так называемой «Пирамиде познания»:
- Лекция (10% усвоения) - наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя, а это приводит к быстрой утомляемости, снижению внимания, отвлечению от темы изложения.
- Чтение (20% усвоения) – в настоящее время значительно утрачен интерес к нему, особенно среди молодежи. Но даже если книга прочитана, мы не можем утверждать, что читателю удалось достичь глубокого усвоения информации.
- Аудио-визуальные средства, ТВ (30% усвоения) - использование слайдов, учебных пособий, видеофильмов, таблиц и др. помогает учащимся запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием.
- Исполнение роли (40%) - это ролевые игры, проигрывание ситуаций и их исследование. Приобретенный таким образом опыт (определение своего места, поиск проблемного решения, нахождение новых путей для сотрудничества, умение доверять и доверяться) помогает усвоить полученную информацию в действии.
- Обсуждение в группах (50% усвоения) позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии ценны тем, что позволяют участникам думать, высказывать свои собственные взгляды, выслушивать самые разнообразные мнения других.
- Обучение + практика (60% усвоения) – это практические занятия, самостоятельные исследования. Учащиеся усваивают не только ту или иную информацию, но и обретают конкретный опыт отработки определенных навыков и умений.
- Обучение других (70% усвоения). Хочешь выучить и понять сам - объясни другому. Этот принцип усвоения знаний наиболее эффективен, так как позволяет пропустить их через собственное восприятие и понимание, а, следовательно, запомнить.