Теоретический материал для изучения




Урок №15

Тема. Иван Александрович ГОНЧАРОВ. Общая характеристика творчества. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека.

Цели. Знакомство сжизнью и творчеством Гончарова, местом романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв», особенности композиции романа, его социальная и нравственная проблематика; развитие логического мышления; воспитание культуры общения.

Учебник. Русский язык и литература,10класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть 1, под ред. В.П. Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г., стр. 174

Домашнее задание. Изучить стр. учебника стр.138-142, а также методический материал урока, записать в тетрадь тему, особенности и проблемы трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

Методический материал.

Теоретический материал для изучения

Великий русский писатель Иван Александрович Гончаров на страницах своих произведений запечатлел историческую смену эпох в России XIX века. В знаменитой романной трилогии, включающей «Обыкновенную историю», «Обломов» и «Обрыв», он показывает неоднозначный процесс преображения общества. Автор подталкивает читателя к собственным размышлениям об образе «нового человека», намекая, что обновления могут нести и духовные потери.

В одном из писем Белинский говорит об «Обыкновенной истории»: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор — успех неслыханный! Все мнения слились в её пользу». Известный критик оценивает не только художественный талант Гончарова, называя его продолжателем «гоголевских» традиций, но и признаёт произведение общественно значимым. В статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» он пишет: «Прошлый год был особенно богат замечательными романами, повестями и рассказами. По огромному успеху в публике первое место между ними принадлежит, без всякого сомнения, двум романам — «Кто виноват?» и «Обыкновенная история».

Роман «Обыкновенная история» выходит в журнале «Современник» в 1847 году. Его восторженно встречают как читатели, так и критики. Непростые отношения племянника и дяди Адуевых отражают конфликт поколений, противостояние чувств и разума. Каждый из героев старается отстоять свои жизненные принципы, доходя при этом до крайностей: «Один восторжен до сумасбродства, другой — ледян до ожесточения». Гончаров подчёркивает односторонность позиций, убеждая читателей в необходимости гармонии ума и сердца.

Это произведение — отклик писателя на исторические события. Автор твёрдо стоит на прогрессивных позициях просвещённой буржуазии и разоблачает несостоятельность дворянско-усадебной культуры.

Конец 1840-х годов отмечен новыми творческими замыслами. Сразу после публикации «Обыкновенной истории» писатель приступает к новому роману трилогии — «Обломов».

В эти годы Гончаров занимается и журналистской деятельностью. Но он невысоко оценивает свою работу в качестве публициста: «У меня было перо не публициста, а романиста».

В марте 1849 в «Литературном сборнике» журнала «Современник» публикуют «Сон Обломова», в котором определена ведущая тема — «обломовщина».
Автор поднимает актуальные проблемы 40‒50-х годов XIX века: положение дворянства как класса; появление нового типа героя, которому присущи практичность и деловитость; жизнь русского светского общества, чиновничества, литераторов; методы воспитания, роль женщины и семьи.

Сущность изображаемых характеров подчёркивает идейную направленность романа. Окружающие персонажи подталкивают главного героя Обломова к деятельному образу жизни, убеждая отказаться от лени, пустой мечтательности и ограниченности, присущей представителям дворянства того времени. Писатель выносит суровый приговор феодально-крепостническому строю, хотя и с некоторой затаённой грустью, и намекает на неизбежность отмены крепостного права.

В 1869 году Гончаров заканчивает работу над романом «Обрыв». Критики неоднозначно относятся к новому произведению. Достаточно нелицеприятные отзывы высказывают Тургенев, Некрасов, Достоевский и другие современники.
В «Обрыве», как и в «Обыкновенной истории», и «Обломове», писатель рисует жизнь столичного и губернского общества, помещичьих усадеб в преддверии реформ 60-х годов. Центральными являются образы Бориса Райского, Веры, бабушки и Марка Волохова. Но главное действующее лицо — Райский. Задумывая произведение в 1847 году, автор показывает его героем «переходного времени» — художником, который хочет посвятить себя искусству. Первоначальное название произведения — «Художник». Борис — потомственный дворянин, человек эпохи 40-х годов, представитель прогрессивно настроенной интеллигенции.

Гончаров пишет «Обрыв» как заключительную часть романной трилогии, поэтому в нём можно обнаружить знакомые типажи. К тому же он начинается с того, чем заканчивается «Обыкновенная история» — с возвращения героя в родовое гнездо, к своим корням.

Писатель планирует ещё одно произведение. В январе 1870 года он сообщает своему другу Анненкову: «Если станет сил, лучше для меня, разделавшись с “Обрывом”, подумать хорошенько о чём-нибудь новом, то есть о романе же, если старость не помешает».

Но этот план не осуществляется, потому что, по его мнению, «творчество требует спокойного наблюдения уже установившихся и успокоившихся форм жизни, а новая жизнь слишком нова, она трепещет в процессе брожения, слагается сегодня, разлагается завтра и видоизменяется не по дням, а по часам. Нынешние герои не похожи на завтрашних и могут отражаться только в зеркале сатиры, лёгкого очерка, а не в больших эпических произведениях».

Гончаров подводит итог: «То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, — то недоступно моему перу!» … «Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал — словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: