Политический и социальный строй Киевской Руси.




Сегодня, несмотря на частные расхождения признано, что для образования древнерусского государства к IX в. созрели необходимые предпосылки. Ко времени призвания варягов восточнославянские земли уже были подготовлены внутренним развитием к государственности и объединению, норманны могли лишь активизировать процесс. Вопрос же о происхождении слова «русь» имеет подсобное значение, так как любое его решение не изменяет сущности исторических процессов, происходивших в то время.

После смерти Рюрика в 879 г. княжеский престол перешел к его сыну Игорю. Но так как тот был несовершеннолетним, за него стал править родственник Рюрика Олег, прозванный «вещим», т.е. «всеведущим». Олег первым делом расширил свои владения за счет Смоленска и Любеча. Аскольд и Дир в те же годы успешно отбили натиск печенегов и превратили Киев в центр объединения южных земель.

Ключевое положение Киева на общеславянском торговом пути по Днепру и рост его могущества определили стремление Олега захватить город. В 882 г. Олег убивает Аскольда и Дира и подчиняет себе Киев. Теперь Олег контролирует практически весь торговый путь, объединив под своей властью наиболее сильные княжества и перенеся в Киев столицу Руси. Этот год, – 882, – принято считать временем рождения древнерусского государства «Киевская Русь». Кстати, именно в это же время шло образование раннефеодальных государств в Центральной и Западной Европе: франкское – в VIII в., англосаксонское, моравское и сербское – в IX в., датское и чешское – в X в.

Уже в роли киевского князя Олег покоряет древлян, северян и радимичей, объединив, таким образом, большинство восточных славян и освободив значительную часть их от хазарской зависимости. Не ограничившись объединением славян, Олег стал проводить активную внешнюю политику. В 907 и 911 гг. Олег совершает два удачных похода на Царьград (Константинополь) и по преданиям прибил свой щит на его ворота, что означало полную победу. Результатом стало подписание выгодных торговых договоров с Византией. Согласно им, греки обеспечивали право беспошлинной торговли, обязаны были бесплатно снабжать купцов из Олеговой державы продовольствием и предоставлять им возможность пользоваться баней без ограничений. Купцы же из киевских земель имели право проживать в предместьях Царьграда, ходить в город группами не более 50 человек и без оружия, а также не совершать противоправных действий на территории Византийской империи. Это первые из известных на сегодняшний день договоров Киевской державы с другими странами, свидетельствующие о ее силе и независимости. Торговый договор Олега с греками от 911 г. – также первый по времени из дошедших до нас памятников письменности Древней Руси.

Сын Рюрика и воспитанник Олега князь Игорь (912–945), унаследовавший киевский престол, также предпринимает два похода на Царьград. Однако Игорь оказывается на этом поприще менее удачливым, чем его предшественник. Первый из его походов окончился поражением. Второй, совершенный при участии печенегов, завершился на пути к Царьграду торговым договором 945 г., гораздо менее выгодным, чем договоры Олега. Поладив с печенегами, не набравшими еще силу и кочевавшими в причерноморских степях от Волги до Дуная, князь Игорь не смог толком устроить внутренние дела. Игорь обложил зависимые от него племена и союзы данью, называемой «полюдьем». В 945 году, поддавшись на уговоры своих дружинников, он отправился вторично собирать дань в земли древлян. Это вызвало их возмущение и они перебили дружинников Игоря и убили самого князя.

Княгиня Ольга (945–964), оказавшись у власти ввиду малолетства Святослава – сына Игоря, проявила себя более мудрой правительницей. Жестоко отомстив древлянам за смерть мужа, опустошив их земли и предав огню их столицу – г. Искоростень – она начала укреплять единство Руси. За время правления Игоря и Ольги в зависимость от Киева были поставлены уличи, тиверцы, древляне и дреговичи. Ольга установила взамен прежнего «полюдья» твердые нормы дани. В результате даже в неспокойных землях ее 12-летнее правление оставило добрую память. Это обстоятельство и ее «благочестивое» путешествие в Царьград в роли христианки (957) позже дали основание русской церкви причислить княгиню Ольгу к лику святых.

Княжение сына Игоря и Ольги, Святослава (964–972 гг.) ознаменовалось бесконечными военными походами. Он подчинил власти Киева вятичей, разгромил сам Хазарский каганат в середине 60-х гг., взяв его главные города Итиль и Саркел, создал киевские фактории в землях хазар – Белую Вежу на месте Саркела и Тмутаракань на Таманском п-ове, а также нанес поражение Волжской Булгарии. Одолев восточных соседей, Святослав сделал Киевскую Русь главной военной силой Северного Причерноморья. Однако князь на этом не останавливается. В конце 60-х гг. он предпринимает попытку перенести столицу в г. Переславец на р. Дунай. Этим Святослав хотел приблизить центр своего государства к другим могущественным странам, а также установить контроль над грузопотоком по р.Дунай. Однако его действия вызвали недовольство императора Иоанна Цимисхия и привели к войне с Византией. Осуществить свои намерения Святославу не удалось. Не имея достаточно людей, оказавшись запертым в крепости Доростол, он заключает мир с Византией. Возвращаясь в Киев, Святослав попадает в засаду: у днепровских порогов его встречают печенеги. Считается, что о пути следования Святослава печенегам сообщил сам византийский император. Святослав в этой битве погибает. Из его черепа печенежский хан Куря сделал кубок для питья, что было в те времена знаком большого уважения к противнику.

В византийских источниках Святослав изображается храбрым воином, неприхотливым в быту, который ел и спал вместе с дружинниками. Своих противников он всегда предупреждал заранее о готовящемся нападении знаменитым «Иду на вы». В отличие от матери, он отказался принять христианство, объяснив это тем, что все его подданные – язычники.

Святослав, по существу, завершил 100-летний период объединения восточных славян и укрепления авторитета Киевской Руси военными средствами. Его преемники были в основном озабочены защитой огромного государства от внешних вторжений и усмирением непокорных регионов.

Еще при жизни Святослав передал права великого князя Киевского своему старшему сыну Ярополку. Среднему сыну, Олегу, досталась земля древлян. Младшему же – Владимиру – Новгородская земля. Владимир считался ниже своих братьев, т.к. был сыном рабыни – ключницы княгини Ольги. После смерти Святослава начинается междоусобица – это первое столкновение между князьями правящего дома. Ярополк идет походом на Олега. Причиной стали слухи о том, что Олег хочет захватить власть в Киеве. В состоявшейся битве победу одерживает Ярополк, Олег же погибает во время отступления. Владимир, опасаясь Ярополка, бежит из Новгорода к варягам, с которыми он состоял в дружбе. Через два года, собрав дружину, он идет походом на Киев. В результате Ярополк был убит, а в 980 году Владимир стал великим князем в Киеве.

Подводя же итог деятельности первых киевских князей в этот начальный, дохристианский период русской истории, отметим, что их деятельность была направлена на решение трех основных задач: 1) объединение славянских племен и создание единого государства с центром в Киеве; 2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана прилегающих к ним территорий; 3) защита своих земель от нападений степных кочевников.

Владимир пребывает великим князем в Киеве до 1015 г., когда он умирает. За время своего княжения Владимир поставил в данническую зависимость от Киева племена волынян и белых хорватов в Галиции. Он также совершил поход против вятичей и радимичей, которые хотели выйти из-под власти Киева, воспользовавшись междоусобицей. Из походов за пределы своего государства можно выделить походы в Волжскую Булгарию и на литовское племя ятвягов. Много внимания Владимир уделял защите своих земель от набегов кочевников – печенегов. Для этого он начитает строительство укрепленных городов по юго-восточным границам Руси на реках Десна, Трубеж, Сула. Самым крупным из них был город Переяславль. В качестве гарнизонов в такие города привлекалось население с севера. Одновременно, возводятся земляные укрепления из длинных извилистых валов на десятки верст с глубокими рвами. Устанавливаются сторожевые вышки на расстоянии видимости друг от друга до самого Киева. В случае нападения кочевников сторожа обязаны были зажигать огонь на них, который по цепочке за короткое время распространялся до Киева, где быстро подготавливались к отражению нападения. Все это стало действенной мерой по борьбе с нападениями кочевников.

Главной же заслугой князя Владимира стала его религиозная реформа. Первоначально Владимир стремился сделать язычество государственной религией. С этой целью он объединил различные божества, которым поклонялись в разных частях его государства и создал пантеон славянских богов. Все они были поставлены на высоком берегу Днепра у Киева во главе с Перуном, который был с серебряной головой и золотыми усами. Однако реформа не увенчалась успехом.

К этому времени все соседи Киевской Руси приняли единобожие. Перед Владимиром встала такая же задача. В итоге князь Владимир принял христианство византийского толка. Это во многом обуславливалось тем, что Русь имела с Византией давние торговые и военные связи. Кроме того, Византия была самым богатым государством того времени. Поводом к принятию христианства послужила желание князя Владимира жениться на дочери византийского императора Анне. В это время против императора выступила часть его стратегов. Он дал согласие на брак Владимира с дочерью, но при условии, что он поможет ему в борьбе с мятежными стратегами и примет христианство византийского толка. Владимир побеждает мятежников, но его просьбу о сватовстве император оставляет без внимания. Тогда Владимир занимает Херсонес и все крымские владения Византии. Только после этого император дает свое согласие на брак.

Владимир со своей дружиной крестится в Корсуне (сегодняшний Севастополь). В Киеве он сбрасывает в Днепр всех языческих богов и крестит население в христианскую веру. После чего Владимир получает прибавку к имени «Святой» или «Красное солнышко». Источники показывают, что после принятия христианства и женитьбы на дочери византийского императора Анне князь Владимир остепенился. Все эти события произошли около 988 г., который с того времени празднуется Русской православной церковью как год крещения Руси. Однако на Руси крещение шло довольно сложно, особенно среди простого населения, которое крепко держалось языческих традиций. Средствами борьбы с этим стало вытеснение языческих жрецов – волхвов из крупных городов и установка церквей на месте бывших языческих капищ, а также миссионерская работа.

После смерти князя Владимира «Красное Солнышко» в 1015 г., начинается новая полоса междоусобиц уже между его сыновьями. Святополк, усыновленный Владимиром сын его старшего брата Ярополка, захватил киевский стол, организовав убийство своих братьев Бориса и Глеба. Он убивает также еще одного своего брата – Святослава, который и не собирался вступать с ним в противостояние. Он предвидел намерение Святополка овладеть всей страной и собирался бежать в Венгрию. Святополк получает за свои злодеяния прозвище «Окаянный». Мученически умершие благочестивые Борис и Глеб были впоследствии канонизированы церковью как первые русские святые.

Ярослав, будущий Мудрый, младший из сыновей князя Владимира, будучи наместником в Новгороде, собрал большое войско из новгородцев и варягов, победил Святополка, которому помогал его тесть – польский король Болеслав. Произошло это в 1019 г. Святополк бежит в Польшу, где и погибает. Все остальные братья Ярослава к этому времени умерли. Остался один – Мстислав, который княжил в Тмутаракани.

Началась междоусобица между Ярославом и Мстиславом, которая завершилась тем, что Ярослав получил земли по правому берегу реки Днепр, а Мстислав по левому (Черниговские земли). Только поле смерти Мстислава в 1034 г. Ярославу удалось полностью объединить Киевскую Русь. Начался пик расцвета Киевской Руси, который совпал со временем княжения князя Ярослава Мудрого. Этот период продолжался до его смерти в 1054 г. Таким образом, первые княжеские междоусобицы между князьями великокняжеского дома (как правило, братьями) заканчивались не разделением страны, а гибелью или бегством побежденных и победой одного князя, почему-то часто младшего из братьев.

Ярослав в 1030 г. присоединил к Киевской Руси земли чуди и построил там город Юрьев (сегодняшний Тарту). Он был так назван по имени небесного покровителя князя Ярослава – Юрия. В то время князья имели два имени. Одно давалось при рождении, а другое при крещении. Христианским именем Ярослава стало Юрий. В 1036 г. Ярослав Мудрый нанес сокрушительное поражение печенегам, после которого часть из них ушла в Византию и стала подданными императора, а другая часть осела на окраинах Киевской Руси. Они сделались гораздо более смирными и оседлыми, получив общее название «черные клобуки» (по своим головным уборам). Они стали вести полукочевой образ жизни, пользовались самоуправлением и посылали, по требованию киевских князей, свои конные отряды в походы.

В 1043 г. Ярослав совершил поход на Византию, который окончился неудачей. Этот был последний военный поход Руси против Византии. Князь Ярослав отметился походами в литовские и мазовецкие (польские на среднем течение реки Висла) земли.

Одновременно Ярослав вел активное каменное строительство во вверенных ему городах. Прежде всего, в Новгороде и в Киеве. Основными сооружениями были церкви. Вокруг Киева была возведена также и каменная оборонительная стена.

Много места уделял Ярослав установлению дружественных связей с правящими династиями в Европе. Для этого им была избрана тактика так называемой «брачной интервенции». Сам он был женат на дочери шведского короля Индигерде. Его дочь Анна была замужем за французским королем Генрихом I, дочь Елизавета – замужем за норвежским королем Гарольдом, а Анастасия – за венгерским королем. Сын Всеволод был женат на византийской принцессе, а сын Изяслав – на польской принцессе. Внучка князя Ярослава (дочь его сына Всеволода) была замужем за германским императором Генрихом IV.

Одним из самых больших достижений Ярослава Мудрого стало издание кодекса законов Древней Руси – «Русской правды», по которой строили свою законодательную деятельность князья в других землях. Древнейшая ее часть – Краткая правда - состояла из Правды Ярослава (около 1016 г.) и Правды Ярославичей (вторая половина XI в.)

В конце княжения Ярослава Мудрого происходят два значительных события. В 1054 г. состоялся раскол христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную). Главные споры вызвал догмат о непогрешимости папы римского. В этом же году на юго-восточных границах Руси впервые появились половцы. Кочевники, которые на протяжении почти столетия будут держать в напряжении южные границы государства из-за своих непрекращающихся набегов.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. основными его наследниками стали три старших сына. Отец, опасаясь будущих раздоров, разделил между ними территорию Киевской Руси. Старший Изяслав получил Киевское и Туровское княжества, а также Новгородскую землю. Среднему - Святославу – отошли Черниговское, Рязанское, Муромское княжества и Тмутаракань. Младшему – Всеволоду – Переяславское, Ростово-Суздальское княжества, Белоозеро и Поволжье. Если посмотреть на карту, мы увидим, что земли они получили чересполосно. Ярослав Мудрый видел в этом гарантию от возможных дроблений страны.

Сначала все трое братьев правили сообща. Они издали Правду Ярославичей, где смягчили многие дела об убийстве, заменив казнь денежным штрафом, вирой, запретили кровную месть. В 1060 г. ими были разбиты оставшиеся отряды печенегов. Правда, на их место в степи тут же пришли половцы (кипчаки), более сильные и многочисленные. В 1068 г. они разбили Ярославичей в битве на реке Альте. После этого в Киеве начался бунт против Изяслава, который отказался начать новый поход против половцев. Народ освободил пленного полоцкого князя Всеслава и его объявили великим киевским князем в сентябре 1068 г.

Изяслав бежал, но через семь месяцев возвратился с войском польского короля Болеслава и возвратил себе великокняжеский престол. Однако, в 1073 г. его брат Святослав умер, а Изяслав, помирившись со Всеволодом, вернул себе Киев. В 1078 г. Изяслав погибает и престол переходит Всеволоду. Всеволод правит до 1093 г., но в течение всего этого времени страну сотрясали междоусобные войны, которые шли не только между сыновьями великих князей - Святополком Изяславичем, Олегом и Владимиром (Святославичами), Владимиром Мономахом (сыном Всеволода), но и между князьями-изгоями, лишенными наследства.

В 1097 г. князья, (по инициативе Владимира Мономаха) съехались в город Любеч и решили каждому держать свою землю. Фактически это означало распад единого государственного образования с центром в Киеве. Формально великокняжеская власть перешла в 1093 г. к Святославу (сыну Изяслава). Однако он был лишен талантов полководца, что ввиду участившихся набегов половцев было очень важным качеством. По данным летописей с 1061 г. по начало XIII в. насчитывалось 46 половецких вторжений. Половцы к началу XII в. уничтожили Тмутараканское княжество и полностью разорили город Переяславль. В 1103 г. состоялся совместный поход русских князей на половцев, где была одержана блестящая победа. Кроме того, Святослав продавал соль населению по ростовщическим ценам, что резко снижало его авторитет в глазах населения.

После смерти Святослава в 1113 г. киевляне не захотели принимать на киевский стол старейшего из рода князей – Святославичей из Чернигова, а пригласили Владимира Мономаха из Переяславля. Фактически это было восстание. Тем самым народ нарушил порядок родового преемства великокняжеского стола. Это привело к новому витку междоусобной борьбы. В качестве союзников привлекались силы извне: поляки, половцы и черные клобуки.

С началом княжения в Киеве Владимира Мономаха (1113-1125) междоусобица несколько поутихла. Владимир Мономах облегчил положение зависимого населения. Например, закупов, т.е. крестьян, работавших на землевладельцев за «купу» - взятую у него ссуду, - стало нельзя обращать в полных холопов. Им дали право уходить от своего господина для заработка откупных денег. Снизился процент по долговременным ссудам с 33 до 20%. Ввели запрет на превращение свободных в холопов за долги. Произведенные изменения вносятся в Русскую Правду. Наконец, при Владимире князья объединили свои силы в борьбе с половцами, что снизило число их набегов в период его княжения.

Последнему, кому удалось удержать видимое единство Киевской Руси был сын Мономаха Мстислав Великий (1125-1132 гг.). Ему удавалось одновременно поддерживать порядок в своей державе и вести достаточно активную внешнюю политику. Его походы «в степи половецкие» были столь же удачны, как и походы его отца, Владимира Мономаха. После смерти Мстислава Великого пошла борьба за престол между различными тремя ветвями великокняжеского рода: Олеговичами (сыновьями и внуками Святослава, которые владели Черниговом и Рязанью), старшими Мономаховичами, владевшими Смоленском, Волынью и Переяславлем) и младшими Мономаховичами (которые владели Ростово-Суздальским краем). В итоге, в середине XII в., Киевская Русь окончательно распалась на отдельные удельные княжества, между которыми происходила постоянная междоусобная борьба.

Политический и социальный строй Киевской Руси.

Управление городов, включая сам Киев, строилось примерно по одному принципу. Во главе города и зависящей от него области стоял князь, который выбирался по родовому принципу, исходя из старшинства. Князья каждого удела вершили внутренние дела своей земли и подчинялись киевскому князю только в период его расцвета. Однако власть князя не была монархической, так как ограничивалась вечем и проявлялась только в чрезвычайных ситуациях (в основном в период военных конфликтов).

Еще более ограниченной была власть князя в Новгороде и Пскове, где не было своих княжеских династий. Там князь приглашался на княжение на условиях, которые ему выдвигали городские власти.

Основная функция князя состояла в поддержании внешней безопасности, что предусматривало заключение договоров с другими государствами, сбор и формирование дружины, которая находилась на службе князя. В функции князя входило назначение руководителя народного ополчения (тысяцкого) и руководство дружиной и ополчением во время военных походов. Немаловажное значение имела законодательная деятельность. Примером может служить издание «Русской правды». Так как отсутствовало разделение властей, князь являлся также высшим судьей в своем княжестве. Одновременно он выполнял роль главы администрации в городах своего удела (назначал посадников, в руках которых находилась административная и судебная власти и т.д.). Князь контролировал деятельность чиновников, исполнявших на местах судебные функции и поддержание порядка в целом. Он возглавлял постоянный совет, состоящий из старших дружинников, на котором разбирались наиболее важные вопросы для княжества. Без согласия большинства совета князь не мог принимать самостоятельные решения.

Следующей важной структурой политического строя Киевской Руси являлась дружина князя. Она не была многочисленной. Максимальный ее состав определяется в 700-800 человек у киевского князя в период расцвета Киева. Дружинники были хорошо обученными профессиональными воинами, связанными с князем личным договором службы и верности.

При первых киевских князьях вся дружина кормилась и содержалась на княжеском дворе, получая средства с дани и военных походов. Поэтому вся дружина была заинтересована в их увеличении и постоянно подталкивала к ним князя. Впоследствии дружина разделилась на две части. Старшие дружинники составляли постоянный совет при князе и назывались боярами (большими людьми) или же княжескими мужами. Со временем они стали получать за службу земли и обзаводиться хозяйством – вотчинами. На войну они выступали со своим войском. Постепенно эта часть дружины стала тяготиться военными походами и стремилась все свои силы отдать на укрепление благополучия своей вотчины. Вторую часть дружины составляли младшие дружинники. Их называли гриди или же отроки. Как правило, это были несвободные и полусвободные воины и работники. За службу они получали вознаграждение из дани или военной добычи. Собственной земли они не имели. Эта часть дружины, наоборот, постоянно выступала за участие в военных походах, которые для них являлись основным средством к существованию.

Третьей значимой структурой политического строя древней Руси было вече – народное самоуправление. Вече существовало практически в каждом городе. Никакой закон не ограничивал компетенцию вече. Вече криком высказывало свое мнение. Меньшинство не слушали, а нередко подавляли его силой если оно упорствовало. Вече собиралось по ударам колокола на главной городской площади. В компетенцию вече входили вопросы призвания на княжение и изгнания неугодных князей. Перемена князей была общепризнанным правом населения, которое признавалось и князьями и дружинниками. Также вече решало вопрос о начале военного похода и заключения мира с соседями. В компетенции вече был вопрос о праве на сбор народного ополчения в военный поход. Это происходило в тех случаях, когда князь стремился усилить свою дружину городскими ополченцами. Огромную роль на вече играли народные старейшины, которые имели право участия в княжеском постоянном совете (княжеской думе). Нередко их голос был главным в решении тех или иных проблем.

Однако в различных регионах страны те или иных структуры политической системы были выражены с различной степенью полноты. Так, по мере развития вотчинного землевладения в районах, прилегающих к Киеву (юго-западная Русь), возрастала роль бояр и их влияния на князя. Фактически они стали лоббировать те кандидатуры князей, которые им были выгодны. На крайнем северо-востоке, наоборот, вследствие малочисленности славянского населения, вече оказалось слабым. Поэтому сильно возрастала роль князя в решении всех основных вопросов жизни региона.

В Новгородской земле, после восстания 1136 г., когда население отвергло князя, присланного из Киева, фактически была провозглашена вечевая республика. В ней основную роль играли боярские группировки. Вече в Новгороде и Пскове само избирало архиерея (владыку), посадников и тысяцких, заключало договоры с иностранными государствами. Князь, как иноземец, не мог войти в состав новгородского общества. Он и его дружина не могли приобретать земли в Новгородской земле. Князь не имел права торговли без посредничества новгородских купцов и не имел права изменять законов Новгорода. Князь не мог назначать своих дружинников на выборные должности в новгородской земле. Князя постоянно сопровождал посадник. В отличие от других городских уездных центров резиденция князя в Новгородской земле была вне детинца. Это предусматривалось на случай, если князь захочет взять всю полноту власти в Новгороде. Кроме большой власти веча, в Новгороде огромными полномочиями обладал руководитель церкви (владыка). Он выступал примирителем в вечевых распрях, руководил правительственным советом, своей печатью скреплял договоры с иностранными государствами, в его резиденции – храме святой Софии – хранились архив и казна. Владыка в Новгороде имел также большое количество земель, принадлежащих церкви и отдельный от ополчения полк.

В социальной структуре населения Киевской Руси выделялось три слоя населения: высший, средний и низший. Высший слой населения являлся самым малочисленным. Он включал в себя князей, их роды и боярство. Выделялось служилое княжеское боярство, в которое первоначально входило много варягов, финнов, мадьяров и кочевников, которые находились на службе у князя и постепенно обрусели. Вторую категорию боярства представляли земские бояре. Это была местная аристократия, возникшая еще до образования великого княжества Киевского (потомки родовитых старейшин и племенных князьков). В состав земских бояр также входило вооруженное купечество больших торговых городов, которые охраняли и использовали путь «из варяг в греки». В течение XI-XII вв. происходит сближение и частичное слияние этих двух видов боярства. Все категории боярства стали приобретать и получать за службу земли – вотчины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: