Погост Никола-Высока расположено по дороге Иваново - Дюдиково, на левом высоком берегу реки Ламь.




В литературе встречаются название «село Романовское», «Романовское на Высоте», в народе «Никола».

Возникло как погост при Преображенской церкви, которая была построена в 1820 г.

При селении во второй половине XIX в. размещалась почтовая станция с 5 лошадями на Моложско-Устюжском тракте и постоялый двор, находившийся в общественной собственности крестьян д. Романовское, с 1878 г. земское училище, заменённое в 1893 г. церковно-приходской школой, руины которой сохранялись до 2017 г., а затем были разобраны.

В селе ежегодно проводились две крупных ярмарки: 9 мая – Никольская с оборотом до 3000 рублей, 6 августа – Преображенская с оборотом до 1500 руб. (даты по старому стилю).

Население погост1858 г. - 9 дв., 51 чел.; 1889г. 11 дв., 28 чел.; 1931 г. – 17 дв., 31чел.; 1963 г. – 8 дв., 22 чел.; 1993 г. – 3 дв., 3 чел.; 2008 г. – 2 дв., 3чел.

В советское время соседняя деревня Романовское стала центром одноимённого сельского совета и стала именоваться как село, Ярославский же тракт, проходивший ранее около Преображенского храма, стал огибать погост, храм остался в сторонке, в тени деревьев.

В окрестностях сохранилась курганная группа 11-12 вв. н.э. На самом погосте расположен магазин, фельдшерский пункт, почтовое отделение. На 2018 г. постоянного населения на погосте нет.

 

Здесь находится памятник историко-культурного наследия – Преображенская церковь 1820 г., с престолами Преображения Господня, Николая Чудотворца и Архангела Михаила.

Хотя приход существовал намного раньше. Приход в XVII – XVII вв. и ранее входил в состав митрополии города Ростова Великого. Так, ревизские сказки духовенства за 1720 г доносят до нас следующую информацию «Село Романовское, церковь Николая Чудотворца, поп Матфей Федоров». То есть уже тогда на погосте Николо-Высока, которое уже в те времена писали как «село Романовское» находилась деревянная Никольская церковь.[1]

В XIX в., очевидно, приход уже входил в состав Тверской епархии.

В 1738 г. упоминается «поп Стефан Михайлов 55л., вдов». И мать его вдовая попадья Ксения Григорьевна 73 лет от роду, а также дочь её Федосья Михайловна 42 л. и его поповы дочери девки Ирина 18 л., Гликерия 11л., его ж попова сноха Стефанида Ивановна».

В 1770 г. на погосте была построена деревянная Преображенская церковь с приделом пророка Ильи.

В 1786 г. упоминается «священник Иоанн Иванов 54, а также жена его Гликерия 43 л., бездетны. И второй священник Матфей Федоров Козырев.

И диакон – Сергий Матфеев Козырев, очевидно, сын второго священника.[2]

Второй священник Матфей Сергеев упоминается и в 1792 – 97 гг. «54, годы службы: 1792-97. Жена его Ксения Васильева 43. Дети их: Иван 12, Тимофей 3».

В это же время упоминается и третий священник Иоанн Петров, 45. жена его Евдокия Алексеевна, 43. дети их: Алексий, 14. Григорий, 3.

Диаконом в то время был «Иоанн Иванов, 35. Жена его Дарья Николаевна, 34. Сын их Николай, 12».[3]

Строительство нового каменного храма было начато не ранее 1803 г., хотя грамота, т.е. разрешение на постройку храма было получено в 1800 г. Новый храм строился рядом с деревянным храмом, который, скорее всего, был разобран в середине XIX в.

Доподлинно известно, что сначала завершили строительство трапезной части, в которой в мае в 1820 г. освятили приделы в честь святителя Николая Чудотворца и Михаила Архангела. Главный же храм освятили в 1834 г.

Колокольня, которую построили около 1850 г., в стиле классицизма изначально стояла отдельно, но во второй половине XIX в. она была соединена с трапезной частью храма пристроенной папертью. Кирпичные стены храма были оштукатурены и окрашены в желтый цвет, а детали декора побелены.

В это время службу на погосте совершали:

- Тимофей Матфеев Козырев, окончил Тверскую Духовную семинарию, в 1798 г.- пономарь, с 1813 г. – диакон, в 1841 г. уволен за штат.

Три его сына закончили Тверскую Духовную семинарию:

Первый из них - Иоанн Тимофеевич Козырев был диаконом в Николе-Высоке, умер в 1876 г.

- Михаил Тимофеевич Козырев был священником погоста Дубровки современного Сандовского района (1826 г.), затем служил в приходе Спасо-Ренской пустыни 1826-29 гг.

Младший брат – Матфей Тимофеевич Козырев служил священником с. Чистая-Дуброво (1837-1842), затем с. Сукова (1842-1869).

Их потомки служили в Бежецком, Вышневолоцком, Калязинском, Корчевском и Тверском уездах. Так, священник Иоанн Алексеевич Козырев (1885-1937) – был преподавателем Краснохолмского духовного училища в 1904-11 гг. Затем священником с. Пожарье Весьегонского узда (ныне Сандовского района), с 1916 г. служил в Воздвиженской церкви г. Бежецка. Был расстрелян 3 ноября 1937 г. В этот же день был расстрелян и его брат Василий Алексеевич (1889-1937) - священник одного из Бежецких храмов. Их старший брат Сергий, (в монашестве - Григорий (Козырев)) (1882-1937), был викарным архиереем Владимирской, Тверской (с кафедрой в Бежецке) и других епархиях. Расстрелян в 2 сентября 1937 г.[4] Ныне они прославлены в лики святых Новомучеников.

 

«Церковь в Никола-Высоке имеет высокий трёхсветный четверик (три ряда световых окон, по три окна в каждом ряду на северной и южной стенах), который имеет гранёную кровлю. Луковичные главы поставлены на высокие гранёные барабаны, которых пять. Центральный барабан световой, остальные глухие. Сильно были понижены по сравнению и отношению четвериком объёмы апсиды и двухъпридельной трапезной. Над алтарями приделов установлены два небольших барабана с луковичными главками. Весь объём величественного храма и её общую композицию завершает трёхъярусная колокольня, которая слегка сдвинута к северу от оси самого здания храма. И это вполне объясняется тем, что колокольня была первоначально выстроена отдельно от храма, а затем только соединена притвором. Объём колокольни включает в себя полуярус и резонатор звона и увенчан главой в форме вазы. Высокое внутреннее помещение храма перекрыто восьмидольным сомкнутым сводом, в котором прорезано отверстие для светового барабана. Апсида перекрыта конхой, а четырёхстолпная трапезная часть - системой коробовых сводов с распалубками. Живопись в храме клеевая в лучших традициях барокко». [5]

В 1900 году в храме погоста Никола-Высока (у храма было и второе более официальное наименование - Преображенская церковь села Романовского) священником Александром Неклюдовым был крещён будущий маршал авиации Павел Фёдорович Жигарев, который родился и вырос в д. Бриково. и окончил местную церковно-приходскую школу.

Дом, где вырос Павел Фёдорович, сохранился в Брикове до сих пор, на нём установлена мемориальная доска. Родители же маршала авиации нашли свой покой на Никола - Высоковском погосте.

В 1901 г. в храме служили:

- священник Стефан Васильевич Троицкий, 64 г. свящ. С 1863 г.

- 2-й свящ. – Александр Семёнович Неклюдов, 43 г. священник с 1888 г.

- Диакон Павел Александрович Гурьев, 42г., диакон с 1885 г.

- Псаломщик Николай Рождественский, 43г., в должности с 1888 г.

- второй псаломщик Василий Тимофеевич Воронцов, 68л., на службе с 1851 г.

- Церковный староста крестьянин Алексей Васильевич Щеглов, в должности состоял с 1896 г.

В штат храма входило два священника, диакон и два псаломщика. Церковной земли было - усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 82 десятины и 530 саженей. За приходом числилось - 450 дворов, 1459 мужчин и 1625 женщин.[6]

 

В 1915 г.:

- за место священника Стефана Троицкого – о. Феодор Завьялов, 61г.

- Вместо диакона Гурьева – о. Александр Садиков, 50л.

- вместо псаломщика Воронцова – Павел Шувалов, 30л., который в этом году был переведён в Ширков Погост Осташковского уезда, а оттуда в Николу-Высоку был переправлен – Григорий Поляков.[7]

Село Романовское, от Твери 200 верст, Весьегонска 35 верст.
Церковь Преображенская, постройки 1820 года, каменная, престола три: холодный Преображения Господня, теплые Святителя Николая и Архангела Михаила.
Церковные документы: опись 1879 года, метрические книги с 1791 года, исповедальные росписи с 1831 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Стефан Васильевич Троицкий 64-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1863 года, состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы и законоучителем земской школы, награжден в 1898 году камилавкой.
Священник Александр Семенович Неклюков 43-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1880 года, священником с 1888 года, состоял заведующим и законоучителем Дюдиковской церковно-приходской школы, награжден в 1895 году набедренником.
Диакон Павел Александрович Гурьев 42-х лет, в служении с 1878 года, диаконом с 1885 года.
Псаломщик Николай Иванович Рождественский 43-х лет, в должности с 1888 года.
Псаломщик Василий Тимофеевич Воронцов 68-ми лет, в служении с 1851 года.
Церковный староста крестьянин Алексей Васильевич Щеглов, в должности с 1896 года.
Прихожане: 1) Священника Троицкого — в селе Романовском, в деревнях: Стафурове, Топорищеве, Кобылине, Острецове, Дьячкове, Щербинине, Труфонове, Горбачеве, Привороте, Дюдиновской Поповке, Ильине, Еремейцеве, Новом, Талашманке - 218 дворов (707 мужчин, 823 женщины).
2) Священника Неклюдова - в селе Романовском, в деревнях: Боловине, Подольском, Чучелове, Брикове, Романцеве, Башкине, Шушмирове, Микляеве, Кошелеве, Рыжкове, Орде, Филиппове, Грязной Поповке, Сычеве, Мосевском, Каменке, Дюдикове - 232 двора (725 мужчин, 802 женщины).
В 1914 году служили: Священник Александр Неклюков 58-ми лет, окончил семинарию, на службе 34 года, в Преображеенском храме 26 лет.
Священник Феодор Завьялов 61-го года, из 4-го класса семинарии, на службе 39 лет, в Преображеенском храме 1 год.
Штатный диакон Александр Садиков 50-ти лет, на службе 29 лет, в Преображеенском храме 10 лет.
Псаломщик Николай Рождественский 58-ми лет, на службе 26 лет.
Псаломщик Павел Шувалов 30-ти лет, на службе 3 года.
Прихожан в деревнях: Романовское, Подольское, Боловино, Чучелово, Бриково, Романцево, Башкино, Шушмирово, Микляево, Кошелево, Рыжково, Орда, Филиппово, Ильинское, Топорищево, Новое, Острецово, Кобылино, Дьячково, Стафурово, Щербинино, Грязная Поповка, Труфаново, Сычево, Мосеевское, Горбачево, Дюдиковская Поповка, Талашманки, Каменка, Еремейцево, Дюдиково, Беняково, Приворот - 1662 мужчины и 1892 женщины. [8]

 

Итак, в приход входили следующие селения: Романовское, Подольское, Боловино, Чучелово (современное Веселово, где проживает одна старая женщина), Бриково, Романцево, Башкино (ныне без постоянного населения), Шушмирово (ныне несуществующая деревня), Микляево, Кошелево (ныне один жилой дом), Рыжково (ныне урочище), Орда, Филиппово, Ильинское, Топорищево, Новое, Острецово, Кобылино (современная д. Горка), Дьячково (ныне урочище), Стафурово, Щербинино (ныне урочище), Грязная Поповка (современная Добрица), Труфаново (ныне урочище), Сычёво, Мосеевское (ныне заброшенное селение), Горбачёво, Дюдиковская Поповка (не существует, входит в состав д. Дюдиково), Талашманка (ныне заброшенная), Каменка (ныне – один жилой дом), Еремейцево (ныне – без постоянного населения), Дюдиково, Беняково, Приворот. Не учтена д. Огнишино и хутор Коверниково.

Вокруг храма расположился старинный погост, на котором есть старинные захоронения, например, Ильи Васильевича Якунцова (+ 1882 г., скончавшегося в возрасте 54-х лет), Шувалова Алексея Васильевича (1875-1908), Шуваловой Анны Матвеевны (1875-1933), Фёдор Жигарев (июнь 1964г.) из д. Бриково, отец маршала авиации СССР Павла Фёдоровича Жигарева (1900-1963)[9], «прахi Яшугиных», Кротовой Домны Никановны (1868-26 апреля 1956), Белова Анатолия Фёдоровича (1937-1947) из Ленинграда, который «Неожиданно скончался на школьной скамье», плюс несколько чугунных крестов и каменный безымянный памятник. И ещё могила ребёнка – Вовочки Квяткевича (1956 – 1957): «Прохожий, поклонись могиле сей – здесь почил мой сын,/который даже год не жил./ На всё, как видно Божья воля-/ Такая уж ему доставалась доля./ Страдая жить, с рождения терпеть,/ болеть, болеть и умереть./Зимою вьюги, летом соловьи,/ Для деда с внуком пускай свои поют вам песни нежной трелью,/Над вашей нежной колыбелью./ Спокойно спи, сынок, под сенью пряда,/ На кладбище Никола с дедом рядом.». А также захоронения жителей многих уже заброшенных и исчезнувших деревень, например, жителей несуществующей ныне д.Труфаново - Кудрявцевой Анны Васильевны и Кудрявцева Александра Васильевича. Родился. 20 сентября 186(6-8?) – умер 22 августа 1957 г.

В 1930 г. в храме совершали своё служение:

- Церковным старостой был Князев Иван Семенович из д. Сиротка.

- Священник Беляев Николай Иванович, бывший военный, был раскулачен.

- Псаломщик Михаил Егорович Калачев из д. Игнатково. Был раскулачен, а в 1937 г. расстрелян.

- Дьячок Ляпин Степан Григорьевич из д. Билюково.

- Продолжал своё священническое служение о. Александр Неклюдов, которому на тот момент было уже 72 года. Он был лишён избирательных прав.

- Диакон Рождественский Николай Иванович, бывший псаломщик. В 1924 г. пожизненно лишён всех избирательных прав. Ему было также 72 года.

- Священник Садиков Александр Петрович (65 л.) из с. Романовского, бывший диакон, у него было конфисковано всё личное имущество.[10]

Сам храм был закрыт в 1939 г., колокола были сняты ещё в 1930 г., Курочкин (какой?) из д. Стафурово с мужиками возили остатки сброшенных колоколов на станцию Овинищи на подводах, оттуда их отправляли на переплавку.

Последним священником был - Беляев Николай Иванович, а на клиросе в то время пел – Иван Феоктистов.

После закрытия церковь была превращена в склад с сохранением всей утвари, которую в 1962 г. частично передали в действующую Казанскую церковь с. Чамерово.

Сейчас уже трудно выяснить, что это была за утварь, сколько её было, и что она конкретно из себя представляла. Раскрыть эту загадку помогли бы описи утвари самой Казанской церкви за 1962 г., да только ещё неизвестно, была ли эта опись, а если и была, то где ее местонахождение, сохранилась ли сама опись, как и сам акт, необходимый для передачи этой самой утвари – вопросов много.

С конца 1980 гг. - начала 1990-х гг. храм начал подвергаться нападениям грабителей, которые искали в наших краях только исторические ценности с целью наживы и легкой и безмятежной жизни. Что-то спасли сами верующие - разобрали по домам и тайникам. И эти следы потерялись, тем более многие деревеньки опустели, а бесхозные избушки были ограблены всё теми же преступными лицами.

Большая цепь краж по полузаброшенным деревням имела место быть зимой 2014г.-2015г. Пустующие и дачные дома были вскрыты в деревнях Сычёво, Горбачёво, Мосеевское, Башкино и др.. Пропали, естественно, и культовые ценности - образа, старинные книги на церковно - славянском и многое другое. Многие свидетели, в частности О. Разживин, чья юность прошла в соседней деревне Паскино, отмечал, «что работники склада и райпо надлежащим образом следили за храмом и его утварью, по мере необходимости проводили небольшой косметический ремонт, латали кровлю и трещины, проводили уборку, держали здание в достойной чистоте и порядке». Поэтому, благодаря такому отношению, утварь сохранялась в Преображенской церкви довольно таки долго, около полувека, а сам храм сохранил свою могущественную форму и прекрасные фрески.[11]

Все фрески в храме были выполнены местной бригадой, которая работала в многочисленных храмах Весьегонского уезда, например, в Покровской церкви с. Болонино, современный Краснохолмский район, Антоновское - Молоковский район, с. Любегощи и другие). В Николе - Высоке вся живопись в главном храме никогда не подновлялась, сохранила свой первозданный золотистый оттенок, которым разливается весь храм, несмотря на то, что досками заколочено большинство окон.

Исследователи отмечают, что «у мастеров не всегда безукоризненный рисунок, но зато превосходное чувство цвета и формы». Живопись же в трапезной части храма сильно потемнела от времени, плюс ко всему, её самостоятельно в 1950-х гг. «обновили» местные умельцы масляными красками.

Сюжет композиционно построен на молитву перед Причащением: «Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Сын Бога Живаго...». Стены паперти расписаны под мрамор, а под колокольней имеется роспись простого качества, которая потрескалась и постепенно осыпается. В апсиде сохранился традиционный сюжет страданий Христовых (очень похожа была алтарная часть храма в селе Любегощи - фрески не сохранились) - это Моление о чаше, Распятие (практически не сохранилось), Снятие с Креста и Положение во гроб. На сводах апсиды - Новозаветная Троица с Ангелами.

«Последний храм, который мы посетили, - в Никола-Высока (ударение на -ы). Символично или нет, но мы попали туда в грозу. С водохранилища пришла огромная черная туча, дождь встал стеной. Огромная церковь с высокой колокольней темной массой показалась за красивой аллеей из старых берез.

Она исключительна по сохранности, целы все своды, колокольня, в храме росписи первой половины XIX века - выдающиеся по качеству, могущие быть главной “изюминкой” всего Весьегонского района. Как и сама церковь, напоминающая огромные соборы под Бежецком: в Градницах или Еськах.
До середины 1990-х гг. здесь стоял целый (!) высокий иконостас и престол с резной сенью. Вандалы из столиц приезжали на грузовиках, вырубали иконы, да не одни иконы - срубили всю резьбу на иконостасах. Картина варварского разгрома в церкви ужасна. Это сделали не безбожники в 1930-х, это сделали люди, которые сейчас ходят по улицам рядом с нами.
После этого вступился “Господин молний”. В сильную грозу загорелись купола и стропила кровли. Верх горел несколько дней. Все железо скрутило в дугу, и его сняли. Теперь купол, если не будет немедленной реставрации (а ее, конечно, не будет), обречен. Его росписи уже погибли. Очередь за живописью на стенах».[12]

Отдел архитектуры и градостроительства г. Твери в 1992 г. производил обследование Преображенской церкви с. Никола - Высока, Весьегонского района, Тверской области.

Результаты обследования показали:

1) фундамент каменный, ленточный, имеет равномерную осадку, находится в удовлетворительном состоянии;

2) цоколь из красного кирпича;

3) наружные стены из красного кирпича имеют вертикальные и горизонтальные трещины, штукатурка осыпалась;

4) внутренние стены имеют трещины, штукатурка местами осыпалась;

5) купола и перекрытие имеют трещины в местах, где протекала кровля, штукатурка осыпалась, металлические закладные детали сводов проржавели, один купол снесён грозой (имеется в виду купол на северо - восточном углу четверика);

6) кровля железная, местами отсутствует, на карнизах поросла травой и кустарником, протекает;

7) полы дощатые по балкам, местами прогнулись и прогнили. Прочие сведения: печи отсутствуют, дымоход требует ремонта, оконные блоки частично сгнили, требуют замены. Ремонт здания не проводился.[13]

 

В этом же году храм был передан верующим, начались нерегулярные Богослужения в летнее время, которые начал совершать священник с. Чамерово – о. Александр Мискин, затем эту традицию продолжил о. Николай Карпец. В 1995 г., летом, гроза ударила в центральный купол храма, от этого на четверике сгорела вся кровля. После этого, через некоторое время, осыпались все фрески на сводах, а в трапезной части роспись, подновляемая в 1950-х гг., потемнела от времени и сырости. С 2009 г. все Богослужения полностью были прекращены.[14]

С 1992 – 2013 гг. председателем приходского совета был Михаил Семёнович Рыбушкин из Санкт-Петербурга, приезжавший в д.Топорищево. Похоронен в Никола-Высоке. По храму помогали – Валентина (+2013 г.) и Тамара Поздняковы из д. Романцево.

Весной 2014 г. частично обрушился один из лучших иконостасов зрелого классицизма в Тверской области в летнем храме. Полностью же иконостас рухнул зимой 2015-16 гг. Летом 2016 года кладбище было ограждено новой металлической оградой. Также в том же году были разобраны руины церковно-приходской школы. Недалеко от храма сохранился старинный священнический дом.

В главном алтаре сохранилась старинная напрестольная сень, правда, без столпов, а также 3 Престола. Проход же на колокольню утрачен. В сторожке, которая ещё в былые времена была пристроена к храму, оборудована молельная комната.

В конце лета – в начале осени 2016 г. в округ храма были спилены деревья и кустарники и установлены леса. Летом 2017 г. в храме был проведён субботник, иконостас было решено попытаться склеить и восстановить.

В ноябре 2017г. при поддержке центра «Сельская церковь» (центр – г. Кимры) были начатии работы по консервации Преображенского храма. На лето 2018 г. зацементировали своды четверика храма. На этом все работы пока остановлены.

Престольные праздники в приходе:

- 19 августа Преображение Господне. Стараниями местных жителей иногда бывает Крестный ход вокруг погоста (аналогично и на Светлой седмице).

- 19 сентября. Чудо Архистратига Михаила в Хонех.

- 21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. («Михайлов день»).

- 19 декабря. Святителя Николая Чудотворца. («Никола зимний»).

- 22 мая. Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийск во град Бари. («Никола вешний»).

- 2 августа – Ильин день (в память о престоле в бывшей деревянной церкви).

На погосте также особо почитается День Святой Троицы.

В приходе:

В заброшенной деревне Мосеевское – Косьма и Дамиан (14 июля и 14 ноября). Там в 1850 г. была построена деревянная часовня, которая не сохранилась.

В д. Башкино – мчч. Фрола и Лавра (31 августа). В этой деревне с 1849 г. стояла деревянная часовня в честь этих святых, которая не сохранилась.

В деревнях Новое и Каменка – Казанской иконы Божьей Матери (21 июля и 4 августа) – между этими селениями с 1878 г., стояла несуществующая ныне Казанская деревянная часовня.

в д. Дюдиково – Спаса Нерукотворного (Спас Хлебный, или Ореховый, 29 августа). В Дюдиковской Поповке стояла деревянная часовня Спаса Нерукотворного 1878 г., которая также не сохранилась. Деревня эта дважды страдала от большого пожара в 1918 и 1942 гг., по словам старожилки деревни, ныне покойной Валентины Шаниной (+2015 г.).

В 1901 г. И. И. Добровольским в Тверском статистическом епархиальном сборнике не были учтены также деревянные часовни в д. Романцево (посвящение часовни не известно).

Д. Ильинское, сюдя по названию, праздновали особо Ильин день (2 августа), а в с. Романовское – День Св. Троицы. В Противье – Успение Пресвятой Богородицы («Успленьё», 28 августа) и Духо день, т. к. деревня входила в приход Успенской Ламской пустыни.

Деревни Филипово и Орда – влмц. Параскевы Пятницы (10 ноября) – там с 1849 г. стояла деревянная часовня в честь этой святой.

У д. Горка (старое название «Кобылино») и ныне располагается обустроенный силами местного населения источник.

В с. Романовское, где располагается местная одноимённая администрация, располагается памятник природы – берёзовая роща. Местный ДК и библиотека не функционирует, как и колхоз. У посёлка Романовский Льнозавод сохранились остатки известного когда-то в Весьегонском районе Льнозавода.

В д. Дюдиково функционирует магазин, ДК и библиотека. Колхоз развален. В деревне располагается берёзовая роща - также являющаяся памятником природы.

У д. Беняково – поклонный Крест с иконой Божьей Матери «Неопалимая Купина».

В д. Огнишино сохранилась деревянная часовня конца 19 начала 20 вв., которая была приписана к погосту Николо-Высока. Посвящение часовни неизвестно. Полагаем, что часовня посвящена Божьей Матери «Неопалимая Купина», т.к. по рассказам старожилов она была построена после большого пожара, случившегося в деревне. В 1901 и 1914 гг. часовня также не была учтена епархиальными властями. Ныне она приписана за приходом с.Чамерово, присматривает за ней 90 – летняя б. Саша.

Всего часовен получается в приходе было всё-таки семь, а не пять.

Анастасий Иванович Присёлков из д. Паскино (потомок священнической фамилии села Чамерово - сын о. Иоанна, внук о. Николая Присёлковых) так писал о Преображенской церкви: "Так стоит и гибнет на укор живущим,/Церковь, как невеста, лучшая из лучших». Привожу его стих полностью. Эти стихи осенью 2017 г. отыскала его родственница – Анна Приселкова. Привожу его полностью:

Время изменилось

В культе произвола

Звонница умолкла,

Церковь на затворе

Колокол обрезан,

Увезён в опалу

Над Всевышним Спасом

На амвоне склады.

 

Утро на погосте. Поднимаясь в гору

Путник проходящий поклонился долу –

Всем лежащим в роще векового дома

А окрест, как видно,

В мареве весеннем

Светом вечной жизни,

Вездесущим оком

Солнце поднималось

Красное высоко,

Освещая церковь

Рощу и деревни,

Да грачи кричали

Над погостом древним.

 

Нынче еще выше поднялись кудряво

Светлые березы на погосте старом.

Шире и темнее, как заплаты, раны

Ржавою петлею охватили главы.

 

Так стоит и гибнет, на укор живущим,

Церковь, как невеста, лучшая из лучших;

Доживая время, брошенная всеми

В жертвенной опале, точно в вражьем стане,

Почернели стены, сломана ограда.

Где чтецы стояли пред лицом Всевышним

Протекает крыша, разместились склады...

Темные, как шлемы,

Мрачно смотрят в небо

Луковицы главы.

(А. И. Приселков)[15]

На сводах четверика фрески не сохранились, но с фотографии 1983 г. мы видим в медальонах разных размеров Бога Саваофа в небесной славе и Ангельские силы. На западной стене у входа в трапезную часть мы видим изображение мытаря и фарисея, изображённых виде скульптур, над входом мы видим сцену изгнания Христом торгующих из храма. Справа от сцены изгнания изображён Вход Господень в Иерусалим, слева – проклятие смоковницы. Над сценой изгнания изображено исцеление слепорожденного, остальные фрески на западной стене сохранились неразборчиво. После мытаря и фарисея по обеим сторонам в рамках были написаны какие-то тексты. Надписи были и в оконных проёмах в первого светового ряда. На южной стене во втором световом ряду между оконными проёмами изображены сцены Благовещения, Обрезания Господня и Бегства в Египет. В третьем световом ряду - фрески сохранились весьма плохо. Между вторым и третьим световыми рядами в медальонах изображены евангелисты – на южной стене Матфей и Марк, на северной – Лука и Иоанн Богослов.

На северной стене мы видим сцены Рождества Христова, Сретения Господня и Отрока Иисуса в Иерусалимском храме посреди старейшин и учителей. Третий ряд фресок не сохранился.

В алтаре на сводах изображена Троица Новозаветная с ангельскими силами, а в оконных проёмах сцены Моление о чаше, Распятия (не сохранилось, кроме фрагмента снизу), Снятия с Креста, Положения Христа во гроб. На каменной алтарной преграде со стороны алтаря справа от Царских врат изображены три святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, слева – святители Святитель Николай Чудотворец, Варсонофий и Арсений Тверские.

Росписи в трапезной были расписаны на слова «Верую» - Символа веры. Масляные фрески потемнели от времени и от сырости и разобрать их изображение на сегодня возможно только специалистам. Здесь сохранилась одна печь (вторая – разобрана) иконостасы двух приделов. В алтаре правого придела потревожены пол.

Под колокольней росписи более простого качества, масляная, на восточной стене колокольни, над входом изображён Христос в рост, а справа и слева Ангелы со свитками. Роспись потрескалась и осыпается.

Стены паперти расписаны под мрамор. Деревянные перекрытия паперти разрушаются. Над входом на северном крыльце сохранился металлический лист стершимся изображением Преображения Господня. В пристройке паперти устроена молельная комната.

На фото 1983 г. мы видим, что в центральном иконостасе иконы были утрачены, кроме диаконских дверей, на которых изображены Первомученик и архидиакон Стефан и Архидиакон Лаврентий. Иконы в местном ряду, очевидно, были частично перенесены в Казанскую церковь с. Чамерово. Над Царскими вратами мы видим Спаса Вседержителя, сидящего на престоле. Справа от него, в отдельном киоте, изображение Богородицы, слева – Иоанн Предтеча. На втором ярусе иконостаса были парами изображены святые Апостолы, а в третьем ярусе - Ветхозаветные праведники и пророки. В самом верху было изображение Бога-Отца. На сегодня ничего из икон не сохранилось.

 

.

 

 

Источники:

1. Статистический сборник Тверской епархии за 1901г. / И.

Добровольский.

2. Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области / сост. Г.А. Ларин. — Тверь, Тверское кн.-журн. изд-во, 1994. — 150 с.

3. Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справ. / Геннадий Ларин. — М.: ИД «Ключ-С», 2010. — 450 [1] с., [12] л. цв. ил.: ил., портр. — Библиогр.: с. 430—434 (170 назв.). — Указ. имён: с. 435—449.

4. Тверская епархия: сайт. -- URL: tvereparhia.ru

5. Разживин О. Воспоминания [Электронный ресурс] / Олег Разживин // - URL: https://sobory.ru/article/?object=13539

6. Позднякова Т. Воспоминания [Электронный ресурс] / Тамара Позднякова // - URL: https://www.spasi-hram.ru/taxonomy/term/40

 

Приложение:

Священномученики Иоанн и Василий Козыревы

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 16 ян­ва­ря 1885 го­да в се­ле По­жа­рье Сан­дов­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии, где его отец, Алек­сей Ко­зы­рев, слу­жил свя­щен­ни­ком. В 1904 го­ду Иван Алек­се­е­вич окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил пре­по­да­ва­те­лем в Крас­но­холм­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, где про­слу­жил до 1910 го­да, за­тем уехал в се­ло По­жа­рье и устро­ил­ся учи­те­лем в сель­ской шко­ле. В 1911 го­ду умер отец, и Иван Алек­се­е­вич 9 ок­тяб­ря то­го же го­да был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му в род­ном се­ле.
Его брат, свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий, ро­дил­ся в 1889 го­ду. До 1907 го­да он учил­ся в Бе­жец­ком Ду­хов­ном учи­ли­ще, за­тем окон­чил пять клас­сов Твер­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и по­сту­пил в Де­ми­дов­ский юри­ди­че­ский ли­цей в Яро­слав­ле, но окон­чить его не смог, так как у се­мьи не бы­ло средств для про­дол­же­ния его об­ра­зо­ва­ния. В 1914 го­ду Ва­си­лий по­сту­пил учи­те­лем в сель­скую шко­лу и про­ра­бо­тал в ней до 1919 го­да. Но ко­гда при­шла но­вая власть, он вы­нуж­ден был из шко­лы уй­ти; он устро­ил­ся сче­то­во­дом, за­тем ин­струк­то­ром в Ры­бин­ский гу­берн­ский по­тре­би­тель­ский со­юз, где про­ра­бо­тал до 1921 го­да, ко­гда при­нял ре­ше­ние стать свя­щен­ни­ком.
В 1921 го­ду Ва­си­лий был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к од­но­му из хра­мов в Бе­жец­ке. Го­не­ния кон­ца два­дца­тых – на­ча­ла трид­ца­тых го­дов не обо­шли и его — в 1930 го­ду он был аре­сто­ван, при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния и от­прав­лен сна­ча­ла на Со­лов­ки, а по­том в Свир­ский конц­ла­герь. По­сле двух лет за­клю­че­ния, в 1932 го­ду, он вер­нул­ся в Бе­жецк и стал слу­жить в хра­ме.
В 1929 го­ду брат свя­щен­ни­ков Иоан­на и Ва­си­лия, прео­свя­щен­ный Гри­го­рий, был на­зна­чен епи­ско­пом Бе­жец­ким. Вла­ды­ка от­ли­чал­ся вы­со­ким мо­лит­вен­ным на­стро­ем и су­мел сво­им при­ме­ром под­нять дух кли­ра и ми­рян, мно­гие из ко­то­рых на­ча­ли уны­вать от без­жа­лост­но­сти и, ка­за­лось, безвре­мен­но­сти на­сту­пив­ших го­не­ний.
Шли го­не­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь; те, кто не бы­ли аре­сто­ва­ны в на­ча­ле два­дца­тых го­дов, бы­ли аре­сто­ва­ны в кон­це их. В 1929 го­ду вла­сти при­сту­пи­ли к опи­си иму­ще­ства в хра­мах, так как со­би­ра­лись в оче­ред­ной раз изы­мать цер­ков­ное до­сто­я­ние, аре­сто­вы­вать ду­хо­вен­ство, за­кры­вать хра­мы. Узнав об этом, о. Иоанн скрыл от опи­си ча­шу, дис­кос, лжи­цу, две та­ре­лоч­ки и на­пре­столь­ное Еван­ге­лие в се­реб­ря­ном окла­де. Впро­чем, все это не уда­лось со­хра­нить, вла­сти на­шли и ото­бра­ли. В том же го­ду о. Иоан­на аре­сто­ва­ли, об­ви­ни­ли в сбо­ре по­жерт­во­ва­ний для хра­ма и при­го­во­ри­ли к штра­фу в раз­ме­ре трех­сот руб­лей.
23 ян­ва­ря 1934 го­да со­труд­ни­ки ГПУ аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка Вве­ден­ской церк­ви в го­ро­де Бе­жец­ке о. Сер­гия Кор­дю­ко­ва. В ка­че­стве до­ка­за­тельств ви­ны ему бы­ли пред­став­ле­ны до­но­сы осве­до­ми­те­лей на него и на свя­щен­ни­ков. Труд­но те­перь уста­но­вить, чем угро­жа­ли пас­ты­рю, что обе­ща­ли ему сле­до­ва­те­ли в слу­чае под­твер­жде­ния этих ого­во­ров, но о. Сер­гий по­ве­рил и под­твер­дил пред­став­лен­ные ему све­де­ния.
16 фев­ра­ля 1934 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны свя­щен­ни­ки Иоанн и Ва­си­лий Ко­зы­ре­вы. И им сле­до­ва­тель, по-ви­ди­мо­му, что-то обе­щал, толь­ко бы они при­зна­ли се­бя ви­нов­ны­ми. Отец Иоанн со­гла­сил­ся со сле­до­ва­те­лем. 22 фев­ра­ля сле­до­ва­тель со­ста­вил про­то­кол до­про­са, о. Иоанн его под­пи­сал. В нем, в част­но­сти, бы­ло на­пи­са­но: «Я, Ко­зы­рев Иван Алек­се­е­вич, пол­но­стью при­знаю се­бя ви­нов­ным в том, что со­сто­ял од­ним из ак­тив­ных чле­нов контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ки цер­ков­ни­ков го­ро­да Бе­жец­ка, ко­то­рая на про­тя­же­нии ря­да лет про­во­ди­ла ан­ти­со­вет­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя.
Ха­рак­тер­ным при­ме­ром неле­галь­но­го сбо­ри­ща бы­ло 24 сен­тяб­ря 1933 го­да, ко­гда ду­хо­вен­ство со­бра­лось в Ни­коль­скую сто­рож­ку по­сле тор­же­ствен­но­го слу­же­ния по слу­чаю де­ся­ти­лет­не­го юби­лея епи­ско­па Гри­го­рия...
На этом сбо­ри­ще Сре­тен­ский за­вел раз­го­вор о том, что в стране пло­хо де­ло со снаб­же­ни­ем, что кол­хо­зы не оправ­ды­ва­ют... на­дежд на обес­пе­че­ние стра­ны хле­бом и во­об­ще про­дук­та­ми. При­сут­ству­ю­щий здесь Кла­дов­ский Алек­сей (се­ло Ала­бу­зи­но) го­во­рил, что он жи­вет в де­ревне и зна­ет жизнь кол­хоз­ни­ков и ви­дит, что им жи­вет­ся очень труд­но, так что луч­ше бы им бе­жать из кол­хо­зов без огляд­ки.
В от­вет на это я, Ко­зы­рев Иван, го­во­рил, что знаю жизнь кол­хоз­ни­ков в де­ревне Ку­че­ли и знаю, что мно­гие из кол­хоз­ни­ков в на­сто­я­щее вре­мя си­дят без хле­ба и в нем нуж­да­ют­ся. В этом же ду­хе слы­ша­лись раз­го­во­ры и от дру­гих си­дя­щих за сто­лом, но кто и что го­во­рил, в на­сто­я­щее вре­мя не пом­ню.
Епи­скоп Гри­го­рий Ко­зы­рев по это­му во­про­су го­во­рил, что ес­ли жизнь труд­ная, то и на­до на это смот­реть как на Бо­жие на­ка­за­ние, в про­по­ве­дях на­до при­зы­вать на­род к тер­пе­нию, к по­кор­но­сти Про­мыс­лу Бо­жию.
Ко мне ча­сто за­хо­дят из де­ре­вень ду­хо­вен­ство и ве­ру­ю­щие, и все жа­лу­ют­ся на труд­ную жизнь и на недо­стат­ки...»
Отец Ва­си­лий ви­нов­ным се­бя не при­знал. В тот же день, 22 фев­ра­ля он по­ка­зал: «В пер­вые го­ды су­ще­ство­ва­ния со­ввла­сти до 1919 го­да я ра­бо­тал пре­по­да­ва­те­лем сель­ской шко­лы в се­ле Смер­ды­нях... По­сле это­го ра­бо­тал там же сче­то­во­дом по­треб­ко­опе­ра­ции до 1920 го­да и по 1921 ин­струк­то­ром Ры­бин­ско­го Губ­со­ю­за по­треб­ко­опе­ра­ции, но, бу­дучи недо­во­лен со­вет­ской вла­стью, и в осо­бен­но­сти про­во­ди­мы­ми ею в то вре­мя ме­ро­при­я­ти­я­ми, как на­при­мер, пре­кра­ще­ни­ем пре­по­да­ва­ния За­ко­на Боя в шко­лах... ре­шил стать свя­щен­ни­ком Ни­коль­ской церк­ви в го­ро­де Бе­жец­ке в це­лях укреп­ле­ния пра­во­слав­ной ве­ры. Хо­тя я и был недо­во­лен су­ще­ству­ю­щим стро­ем, но... бе­се­ды вел ис­клю­чи­тель­но с ли­ца­ми уз­ко­го кру­га близ­ких мне лю­дей... Боль­ше по­ка­зать ни­че­го не мо­гу...»
На сле­ду­ю­щий день врач осви­де­тель­ство­вал со­сто­я­ние здо­ро­вья под­след­ствен­ных. Ока­за­лось, что пе­ред са­мым аре­стом о. Иоанн тя­же­ло пе­ре­бо­лел вос­па­ле­ни­ем лег­ких. Плев­рит так и остал­ся, а так­же раз­ви­ло ма­ло­кро­вие и ис­то­ще­ние ор­га­низ­ма вслед­ствие то­го, что в тюрь­ме по­чти не кор­ми­ли. Боль­ным ока­зал­ся и о. Ва­си­лий. Но свя­щен­ни­ков и от­прав­ля­ли на смерть, их аре­сто­вы­ва­ли с тем, чтобы они ни­ко­гда не вер­ну­лись и по­это­му при­гла­шен­ный су­деб­но-ме­ди­цин­ский экс­перт на­пи­сал каж­до­му в со­про­во­ди­тель­ной бу­ма­ге: «Го­ден для ис­пол­не­ния тя­же­лых физи­че­ских ра­бот». Через день Трой­ка ОГПУ вы­нес­ла по­ста­нов­ле­ние: свя­щен­ни­ков Сер­гия Кор­дю­ко­ва, Ва­си­лия Ко­зы­ре­ва и Ива­на Ко­зы­ре­ва за­клю­чить в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь сро­ком на три го­да.
Их долж­ны бы­ли от­пра­вить в Се­ве­ро-во­сточ­ные ла­ге­ря с пер­вым эта­пом 13 мар­та, но тю­рем­



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: