В литературе встречаются название «село Романовское», «Романовское на Высоте», в народе «Никола».
Возникло как погост при Преображенской церкви, которая была построена в 1820 г.
При селении во второй половине XIX в. размещалась почтовая станция с 5 лошадями на Моложско-Устюжском тракте и постоялый двор, находившийся в общественной собственности крестьян д. Романовское, с 1878 г. земское училище, заменённое в 1893 г. церковно-приходской школой, руины которой сохранялись до 2017 г., а затем были разобраны.
В селе ежегодно проводились две крупных ярмарки: 9 мая – Никольская с оборотом до 3000 рублей, 6 августа – Преображенская с оборотом до 1500 руб. (даты по старому стилю).
Население погост1858 г. - 9 дв., 51 чел.; 1889г. 11 дв., 28 чел.; 1931 г. – 17 дв., 31чел.; 1963 г. – 8 дв., 22 чел.; 1993 г. – 3 дв., 3 чел.; 2008 г. – 2 дв., 3чел.
В советское время соседняя деревня Романовское стала центром одноимённого сельского совета и стала именоваться как село, Ярославский же тракт, проходивший ранее около Преображенского храма, стал огибать погост, храм остался в сторонке, в тени деревьев.
В окрестностях сохранилась курганная группа 11-12 вв. н.э. На самом погосте расположен магазин, фельдшерский пункт, почтовое отделение. На 2018 г. постоянного населения на погосте нет.
Здесь находится памятник историко-культурного наследия – Преображенская церковь 1820 г., с престолами Преображения Господня, Николая Чудотворца и Архангела Михаила.
Хотя приход существовал намного раньше. Приход в XVII – XVII вв. и ранее входил в состав митрополии города Ростова Великого. Так, ревизские сказки духовенства за 1720 г доносят до нас следующую информацию «Село Романовское, церковь Николая Чудотворца, поп Матфей Федоров». То есть уже тогда на погосте Николо-Высока, которое уже в те времена писали как «село Романовское» находилась деревянная Никольская церковь.[1]
В XIX в., очевидно, приход уже входил в состав Тверской епархии.
В 1738 г. упоминается «поп Стефан Михайлов 55л., вдов». И мать его вдовая попадья Ксения Григорьевна 73 лет от роду, а также дочь её Федосья Михайловна 42 л. и его поповы дочери девки Ирина 18 л., Гликерия 11л., его ж попова сноха Стефанида Ивановна».
В 1770 г. на погосте была построена деревянная Преображенская церковь с приделом пророка Ильи.
В 1786 г. упоминается «священник Иоанн Иванов 54, а также жена его Гликерия 43 л., бездетны. И второй священник Матфей Федоров Козырев.
И диакон – Сергий Матфеев Козырев, очевидно, сын второго священника.[2]
Второй священник Матфей Сергеев упоминается и в 1792 – 97 гг. «54, годы службы: 1792-97. Жена его Ксения Васильева 43. Дети их: Иван 12, Тимофей 3».
В это же время упоминается и третий священник Иоанн Петров, 45. жена его Евдокия Алексеевна, 43. дети их: Алексий, 14. Григорий, 3.
Диаконом в то время был «Иоанн Иванов, 35. Жена его Дарья Николаевна, 34. Сын их Николай, 12».[3]
Строительство нового каменного храма было начато не ранее 1803 г., хотя грамота, т.е. разрешение на постройку храма было получено в 1800 г. Новый храм строился рядом с деревянным храмом, который, скорее всего, был разобран в середине XIX в.
Доподлинно известно, что сначала завершили строительство трапезной части, в которой в мае в 1820 г. освятили приделы в честь святителя Николая Чудотворца и Михаила Архангела. Главный же храм освятили в 1834 г.
Колокольня, которую построили около 1850 г., в стиле классицизма изначально стояла отдельно, но во второй половине XIX в. она была соединена с трапезной частью храма пристроенной папертью. Кирпичные стены храма были оштукатурены и окрашены в желтый цвет, а детали декора побелены.
В это время службу на погосте совершали:
- Тимофей Матфеев Козырев, окончил Тверскую Духовную семинарию, в 1798 г.- пономарь, с 1813 г. – диакон, в 1841 г. уволен за штат.
Три его сына закончили Тверскую Духовную семинарию:
Первый из них - Иоанн Тимофеевич Козырев был диаконом в Николе-Высоке, умер в 1876 г.
- Михаил Тимофеевич Козырев был священником погоста Дубровки современного Сандовского района (1826 г.), затем служил в приходе Спасо-Ренской пустыни 1826-29 гг.
Младший брат – Матфей Тимофеевич Козырев служил священником с. Чистая-Дуброво (1837-1842), затем с. Сукова (1842-1869).
Их потомки служили в Бежецком, Вышневолоцком, Калязинском, Корчевском и Тверском уездах. Так, священник Иоанн Алексеевич Козырев (1885-1937) – был преподавателем Краснохолмского духовного училища в 1904-11 гг. Затем священником с. Пожарье Весьегонского узда (ныне Сандовского района), с 1916 г. служил в Воздвиженской церкви г. Бежецка. Был расстрелян 3 ноября 1937 г. В этот же день был расстрелян и его брат Василий Алексеевич (1889-1937) - священник одного из Бежецких храмов. Их старший брат Сергий, (в монашестве - Григорий (Козырев)) (1882-1937), был викарным архиереем Владимирской, Тверской (с кафедрой в Бежецке) и других епархиях. Расстрелян в 2 сентября 1937 г.[4] Ныне они прославлены в лики святых Новомучеников.
«Церковь в Никола-Высоке имеет высокий трёхсветный четверик (три ряда световых окон, по три окна в каждом ряду на северной и южной стенах), который имеет гранёную кровлю. Луковичные главы поставлены на высокие гранёные барабаны, которых пять. Центральный барабан световой, остальные глухие. Сильно были понижены по сравнению и отношению четвериком объёмы апсиды и двухъпридельной трапезной. Над алтарями приделов установлены два небольших барабана с луковичными главками. Весь объём величественного храма и её общую композицию завершает трёхъярусная колокольня, которая слегка сдвинута к северу от оси самого здания храма. И это вполне объясняется тем, что колокольня была первоначально выстроена отдельно от храма, а затем только соединена притвором. Объём колокольни включает в себя полуярус и резонатор звона и увенчан главой в форме вазы. Высокое внутреннее помещение храма перекрыто восьмидольным сомкнутым сводом, в котором прорезано отверстие для светового барабана. Апсида перекрыта конхой, а четырёхстолпная трапезная часть - системой коробовых сводов с распалубками. Живопись в храме клеевая в лучших традициях барокко». [5]
В 1900 году в храме погоста Никола-Высока (у храма было и второе более официальное наименование - Преображенская церковь села Романовского) священником Александром Неклюдовым был крещён будущий маршал авиации Павел Фёдорович Жигарев, который родился и вырос в д. Бриково. и окончил местную церковно-приходскую школу.
Дом, где вырос Павел Фёдорович, сохранился в Брикове до сих пор, на нём установлена мемориальная доска. Родители же маршала авиации нашли свой покой на Никола - Высоковском погосте.
В 1901 г. в храме служили:
- священник Стефан Васильевич Троицкий, 64 г. свящ. С 1863 г.
- 2-й свящ. – Александр Семёнович Неклюдов, 43 г. священник с 1888 г.
- Диакон Павел Александрович Гурьев, 42г., диакон с 1885 г.
- Псаломщик Николай Рождественский, 43г., в должности с 1888 г.
- второй псаломщик Василий Тимофеевич Воронцов, 68л., на службе с 1851 г.
- Церковный староста крестьянин Алексей Васильевич Щеглов, в должности состоял с 1896 г.
В штат храма входило два священника, диакон и два псаломщика. Церковной земли было - усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 82 десятины и 530 саженей. За приходом числилось - 450 дворов, 1459 мужчин и 1625 женщин.[6]
В 1915 г.:
- за место священника Стефана Троицкого – о. Феодор Завьялов, 61г.
- Вместо диакона Гурьева – о. Александр Садиков, 50л.
- вместо псаломщика Воронцова – Павел Шувалов, 30л., который в этом году был переведён в Ширков Погост Осташковского уезда, а оттуда в Николу-Высоку был переправлен – Григорий Поляков.[7]
Село Романовское, от Твери 200 верст, Весьегонска 35 верст.
Церковь Преображенская, постройки 1820 года, каменная, престола три: холодный Преображения Господня, теплые Святителя Николая и Архангела Михаила.
Церковные документы: опись 1879 года, метрические книги с 1791 года, исповедальные росписи с 1831 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Стефан Васильевич Троицкий 64-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1863 года, состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы и законоучителем земской школы, награжден в 1898 году камилавкой.
Священник Александр Семенович Неклюков 43-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1880 года, священником с 1888 года, состоял заведующим и законоучителем Дюдиковской церковно-приходской школы, награжден в 1895 году набедренником.
Диакон Павел Александрович Гурьев 42-х лет, в служении с 1878 года, диаконом с 1885 года.
Псаломщик Николай Иванович Рождественский 43-х лет, в должности с 1888 года.
Псаломщик Василий Тимофеевич Воронцов 68-ми лет, в служении с 1851 года.
Церковный староста крестьянин Алексей Васильевич Щеглов, в должности с 1896 года.
Прихожане: 1) Священника Троицкого — в селе Романовском, в деревнях: Стафурове, Топорищеве, Кобылине, Острецове, Дьячкове, Щербинине, Труфонове, Горбачеве, Привороте, Дюдиновской Поповке, Ильине, Еремейцеве, Новом, Талашманке - 218 дворов (707 мужчин, 823 женщины).
2) Священника Неклюдова - в селе Романовском, в деревнях: Боловине, Подольском, Чучелове, Брикове, Романцеве, Башкине, Шушмирове, Микляеве, Кошелеве, Рыжкове, Орде, Филиппове, Грязной Поповке, Сычеве, Мосевском, Каменке, Дюдикове - 232 двора (725 мужчин, 802 женщины).
В 1914 году служили: Священник Александр Неклюков 58-ми лет, окончил семинарию, на службе 34 года, в Преображеенском храме 26 лет.
Священник Феодор Завьялов 61-го года, из 4-го класса семинарии, на службе 39 лет, в Преображеенском храме 1 год.
Штатный диакон Александр Садиков 50-ти лет, на службе 29 лет, в Преображеенском храме 10 лет.
Псаломщик Николай Рождественский 58-ми лет, на службе 26 лет.
Псаломщик Павел Шувалов 30-ти лет, на службе 3 года.
Прихожан в деревнях: Романовское, Подольское, Боловино, Чучелово, Бриково, Романцево, Башкино, Шушмирово, Микляево, Кошелево, Рыжково, Орда, Филиппово, Ильинское, Топорищево, Новое, Острецово, Кобылино, Дьячково, Стафурово, Щербинино, Грязная Поповка, Труфаново, Сычево, Мосеевское, Горбачево, Дюдиковская Поповка, Талашманки, Каменка, Еремейцево, Дюдиково, Беняково, Приворот - 1662 мужчины и 1892 женщины. [8]
Итак, в приход входили следующие селения: Романовское, Подольское, Боловино, Чучелово (современное Веселово, где проживает одна старая женщина), Бриково, Романцево, Башкино (ныне без постоянного населения), Шушмирово (ныне несуществующая деревня), Микляево, Кошелево (ныне один жилой дом), Рыжково (ныне урочище), Орда, Филиппово, Ильинское, Топорищево, Новое, Острецово, Кобылино (современная д. Горка), Дьячково (ныне урочище), Стафурово, Щербинино (ныне урочище), Грязная Поповка (современная Добрица), Труфаново (ныне урочище), Сычёво, Мосеевское (ныне заброшенное селение), Горбачёво, Дюдиковская Поповка (не существует, входит в состав д. Дюдиково), Талашманка (ныне заброшенная), Каменка (ныне – один жилой дом), Еремейцево (ныне – без постоянного населения), Дюдиково, Беняково, Приворот. Не учтена д. Огнишино и хутор Коверниково.
Вокруг храма расположился старинный погост, на котором есть старинные захоронения, например, Ильи Васильевича Якунцова (+ 1882 г., скончавшегося в возрасте 54-х лет), Шувалова Алексея Васильевича (1875-1908), Шуваловой Анны Матвеевны (1875-1933), Фёдор Жигарев (июнь 1964г.) из д. Бриково, отец маршала авиации СССР Павла Фёдоровича Жигарева (1900-1963)[9], «прахi Яшугиных», Кротовой Домны Никановны (1868-26 апреля 1956), Белова Анатолия Фёдоровича (1937-1947) из Ленинграда, который «Неожиданно скончался на школьной скамье», плюс несколько чугунных крестов и каменный безымянный памятник. И ещё могила ребёнка – Вовочки Квяткевича (1956 – 1957): «Прохожий, поклонись могиле сей – здесь почил мой сын,/который даже год не жил./ На всё, как видно Божья воля-/ Такая уж ему доставалась доля./ Страдая жить, с рождения терпеть,/ болеть, болеть и умереть./Зимою вьюги, летом соловьи,/ Для деда с внуком пускай свои поют вам песни нежной трелью,/Над вашей нежной колыбелью./ Спокойно спи, сынок, под сенью пряда,/ На кладбище Никола с дедом рядом.». А также захоронения жителей многих уже заброшенных и исчезнувших деревень, например, жителей несуществующей ныне д.Труфаново - Кудрявцевой Анны Васильевны и Кудрявцева Александра Васильевича. Родился. 20 сентября 186(6-8?) – умер 22 августа 1957 г.
В 1930 г. в храме совершали своё служение:
- Церковным старостой был Князев Иван Семенович из д. Сиротка.
- Священник Беляев Николай Иванович, бывший военный, был раскулачен.
- Псаломщик Михаил Егорович Калачев из д. Игнатково. Был раскулачен, а в 1937 г. расстрелян.
- Дьячок Ляпин Степан Григорьевич из д. Билюково.
- Продолжал своё священническое служение о. Александр Неклюдов, которому на тот момент было уже 72 года. Он был лишён избирательных прав.
- Диакон Рождественский Николай Иванович, бывший псаломщик. В 1924 г. пожизненно лишён всех избирательных прав. Ему было также 72 года.
- Священник Садиков Александр Петрович (65 л.) из с. Романовского, бывший диакон, у него было конфисковано всё личное имущество.[10]
Сам храм был закрыт в 1939 г., колокола были сняты ещё в 1930 г., Курочкин (какой?) из д. Стафурово с мужиками возили остатки сброшенных колоколов на станцию Овинищи на подводах, оттуда их отправляли на переплавку.
Последним священником был - Беляев Николай Иванович, а на клиросе в то время пел – Иван Феоктистов.
После закрытия церковь была превращена в склад с сохранением всей утвари, которую в 1962 г. частично передали в действующую Казанскую церковь с. Чамерово.
Сейчас уже трудно выяснить, что это была за утварь, сколько её было, и что она конкретно из себя представляла. Раскрыть эту загадку помогли бы описи утвари самой Казанской церкви за 1962 г., да только ещё неизвестно, была ли эта опись, а если и была, то где ее местонахождение, сохранилась ли сама опись, как и сам акт, необходимый для передачи этой самой утвари – вопросов много.
С конца 1980 гг. - начала 1990-х гг. храм начал подвергаться нападениям грабителей, которые искали в наших краях только исторические ценности с целью наживы и легкой и безмятежной жизни. Что-то спасли сами верующие - разобрали по домам и тайникам. И эти следы потерялись, тем более многие деревеньки опустели, а бесхозные избушки были ограблены всё теми же преступными лицами.
Большая цепь краж по полузаброшенным деревням имела место быть зимой 2014г.-2015г. Пустующие и дачные дома были вскрыты в деревнях Сычёво, Горбачёво, Мосеевское, Башкино и др.. Пропали, естественно, и культовые ценности - образа, старинные книги на церковно - славянском и многое другое. Многие свидетели, в частности О. Разживин, чья юность прошла в соседней деревне Паскино, отмечал, «что работники склада и райпо надлежащим образом следили за храмом и его утварью, по мере необходимости проводили небольшой косметический ремонт, латали кровлю и трещины, проводили уборку, держали здание в достойной чистоте и порядке». Поэтому, благодаря такому отношению, утварь сохранялась в Преображенской церкви довольно таки долго, около полувека, а сам храм сохранил свою могущественную форму и прекрасные фрески.[11]
Все фрески в храме были выполнены местной бригадой, которая работала в многочисленных храмах Весьегонского уезда, например, в Покровской церкви с. Болонино, современный Краснохолмский район, Антоновское - Молоковский район, с. Любегощи и другие). В Николе - Высоке вся живопись в главном храме никогда не подновлялась, сохранила свой первозданный золотистый оттенок, которым разливается весь храм, несмотря на то, что досками заколочено большинство окон.
Исследователи отмечают, что «у мастеров не всегда безукоризненный рисунок, но зато превосходное чувство цвета и формы». Живопись же в трапезной части храма сильно потемнела от времени, плюс ко всему, её самостоятельно в 1950-х гг. «обновили» местные умельцы масляными красками.
Сюжет композиционно построен на молитву перед Причащением: «Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Сын Бога Живаго...». Стены паперти расписаны под мрамор, а под колокольней имеется роспись простого качества, которая потрескалась и постепенно осыпается. В апсиде сохранился традиционный сюжет страданий Христовых (очень похожа была алтарная часть храма в селе Любегощи - фрески не сохранились) - это Моление о чаше, Распятие (практически не сохранилось), Снятие с Креста и Положение во гроб. На сводах апсиды - Новозаветная Троица с Ангелами.
«Последний храм, который мы посетили, - в Никола-Высока (ударение на -ы). Символично или нет, но мы попали туда в грозу. С водохранилища пришла огромная черная туча, дождь встал стеной. Огромная церковь с высокой колокольней темной массой показалась за красивой аллеей из старых берез.
Она исключительна по сохранности, целы все своды, колокольня, в храме росписи первой половины XIX века - выдающиеся по качеству, могущие быть главной “изюминкой” всего Весьегонского района. Как и сама церковь, напоминающая огромные соборы под Бежецком: в Градницах или Еськах.
До середины 1990-х гг. здесь стоял целый (!) высокий иконостас и престол с резной сенью. Вандалы из столиц приезжали на грузовиках, вырубали иконы, да не одни иконы - срубили всю резьбу на иконостасах. Картина варварского разгрома в церкви ужасна. Это сделали не безбожники в 1930-х, это сделали люди, которые сейчас ходят по улицам рядом с нами.
После этого вступился “Господин молний”. В сильную грозу загорелись купола и стропила кровли. Верх горел несколько дней. Все железо скрутило в дугу, и его сняли. Теперь купол, если не будет немедленной реставрации (а ее, конечно, не будет), обречен. Его росписи уже погибли. Очередь за живописью на стенах».[12]
Отдел архитектуры и градостроительства г. Твери в 1992 г. производил обследование Преображенской церкви с. Никола - Высока, Весьегонского района, Тверской области.
Результаты обследования показали:
1) фундамент каменный, ленточный, имеет равномерную осадку, находится в удовлетворительном состоянии;
2) цоколь из красного кирпича;
3) наружные стены из красного кирпича имеют вертикальные и горизонтальные трещины, штукатурка осыпалась;
4) внутренние стены имеют трещины, штукатурка местами осыпалась;
5) купола и перекрытие имеют трещины в местах, где протекала кровля, штукатурка осыпалась, металлические закладные детали сводов проржавели, один купол снесён грозой (имеется в виду купол на северо - восточном углу четверика);
6) кровля железная, местами отсутствует, на карнизах поросла травой и кустарником, протекает;
7) полы дощатые по балкам, местами прогнулись и прогнили. Прочие сведения: печи отсутствуют, дымоход требует ремонта, оконные блоки частично сгнили, требуют замены. Ремонт здания не проводился.[13]
В этом же году храм был передан верующим, начались нерегулярные Богослужения в летнее время, которые начал совершать священник с. Чамерово – о. Александр Мискин, затем эту традицию продолжил о. Николай Карпец. В 1995 г., летом, гроза ударила в центральный купол храма, от этого на четверике сгорела вся кровля. После этого, через некоторое время, осыпались все фрески на сводах, а в трапезной части роспись, подновляемая в 1950-х гг., потемнела от времени и сырости. С 2009 г. все Богослужения полностью были прекращены.[14]
С 1992 – 2013 гг. председателем приходского совета был Михаил Семёнович Рыбушкин из Санкт-Петербурга, приезжавший в д.Топорищево. Похоронен в Никола-Высоке. По храму помогали – Валентина (+2013 г.) и Тамара Поздняковы из д. Романцево.
Весной 2014 г. частично обрушился один из лучших иконостасов зрелого классицизма в Тверской области в летнем храме. Полностью же иконостас рухнул зимой 2015-16 гг. Летом 2016 года кладбище было ограждено новой металлической оградой. Также в том же году были разобраны руины церковно-приходской школы. Недалеко от храма сохранился старинный священнический дом.
В главном алтаре сохранилась старинная напрестольная сень, правда, без столпов, а также 3 Престола. Проход же на колокольню утрачен. В сторожке, которая ещё в былые времена была пристроена к храму, оборудована молельная комната.
В конце лета – в начале осени 2016 г. в округ храма были спилены деревья и кустарники и установлены леса. Летом 2017 г. в храме был проведён субботник, иконостас было решено попытаться склеить и восстановить.
В ноябре 2017г. при поддержке центра «Сельская церковь» (центр – г. Кимры) были начатии работы по консервации Преображенского храма. На лето 2018 г. зацементировали своды четверика храма. На этом все работы пока остановлены.
Престольные праздники в приходе:
- 19 августа Преображение Господне. Стараниями местных жителей иногда бывает Крестный ход вокруг погоста (аналогично и на Светлой седмице).
- 19 сентября. Чудо Архистратига Михаила в Хонех.
- 21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. («Михайлов день»).
- 19 декабря. Святителя Николая Чудотворца. («Никола зимний»).
- 22 мая. Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийск во град Бари. («Никола вешний»).
- 2 августа – Ильин день (в память о престоле в бывшей деревянной церкви).
На погосте также особо почитается День Святой Троицы.
В приходе:
В заброшенной деревне Мосеевское – Косьма и Дамиан (14 июля и 14 ноября). Там в 1850 г. была построена деревянная часовня, которая не сохранилась.
В д. Башкино – мчч. Фрола и Лавра (31 августа). В этой деревне с 1849 г. стояла деревянная часовня в честь этих святых, которая не сохранилась.
В деревнях Новое и Каменка – Казанской иконы Божьей Матери (21 июля и 4 августа) – между этими селениями с 1878 г., стояла несуществующая ныне Казанская деревянная часовня.
в д. Дюдиково – Спаса Нерукотворного (Спас Хлебный, или Ореховый, 29 августа). В Дюдиковской Поповке стояла деревянная часовня Спаса Нерукотворного 1878 г., которая также не сохранилась. Деревня эта дважды страдала от большого пожара в 1918 и 1942 гг., по словам старожилки деревни, ныне покойной Валентины Шаниной (+2015 г.).
В 1901 г. И. И. Добровольским в Тверском статистическом епархиальном сборнике не были учтены также деревянные часовни в д. Романцево (посвящение часовни не известно).
Д. Ильинское, сюдя по названию, праздновали особо Ильин день (2 августа), а в с. Романовское – День Св. Троицы. В Противье – Успение Пресвятой Богородицы («Успленьё», 28 августа) и Духо день, т. к. деревня входила в приход Успенской Ламской пустыни.
Деревни Филипово и Орда – влмц. Параскевы Пятницы (10 ноября) – там с 1849 г. стояла деревянная часовня в честь этой святой.
У д. Горка (старое название «Кобылино») и ныне располагается обустроенный силами местного населения источник.
В с. Романовское, где располагается местная одноимённая администрация, располагается памятник природы – берёзовая роща. Местный ДК и библиотека не функционирует, как и колхоз. У посёлка Романовский Льнозавод сохранились остатки известного когда-то в Весьегонском районе Льнозавода.
В д. Дюдиково функционирует магазин, ДК и библиотека. Колхоз развален. В деревне располагается берёзовая роща - также являющаяся памятником природы.
У д. Беняково – поклонный Крест с иконой Божьей Матери «Неопалимая Купина».
В д. Огнишино сохранилась деревянная часовня конца 19 начала 20 вв., которая была приписана к погосту Николо-Высока. Посвящение часовни неизвестно. Полагаем, что часовня посвящена Божьей Матери «Неопалимая Купина», т.к. по рассказам старожилов она была построена после большого пожара, случившегося в деревне. В 1901 и 1914 гг. часовня также не была учтена епархиальными властями. Ныне она приписана за приходом с.Чамерово, присматривает за ней 90 – летняя б. Саша.
Всего часовен получается в приходе было всё-таки семь, а не пять.
Анастасий Иванович Присёлков из д. Паскино (потомок священнической фамилии села Чамерово - сын о. Иоанна, внук о. Николая Присёлковых) так писал о Преображенской церкви: "Так стоит и гибнет на укор живущим,/Церковь, как невеста, лучшая из лучших». Привожу его стих полностью. Эти стихи осенью 2017 г. отыскала его родственница – Анна Приселкова. Привожу его полностью:
Время изменилось
В культе произвола
Звонница умолкла,
Церковь на затворе
Колокол обрезан,
Увезён в опалу
Над Всевышним Спасом
На амвоне склады.
Утро на погосте. Поднимаясь в гору
Путник проходящий поклонился долу –
Всем лежащим в роще векового дома
А окрест, как видно,
В мареве весеннем
Светом вечной жизни,
Вездесущим оком
Солнце поднималось
Красное высоко,
Освещая церковь
Рощу и деревни,
Да грачи кричали
Над погостом древним.
Нынче еще выше поднялись кудряво
Светлые березы на погосте старом.
Шире и темнее, как заплаты, раны
Ржавою петлею охватили главы.
Так стоит и гибнет, на укор живущим,
Церковь, как невеста, лучшая из лучших;
Доживая время, брошенная всеми
В жертвенной опале, точно в вражьем стане,
Почернели стены, сломана ограда.
Где чтецы стояли пред лицом Всевышним
Протекает крыша, разместились склады...
Темные, как шлемы,
Мрачно смотрят в небо
Луковицы главы.
(А. И. Приселков)[15]
На сводах четверика фрески не сохранились, но с фотографии 1983 г. мы видим в медальонах разных размеров Бога Саваофа в небесной славе и Ангельские силы. На западной стене у входа в трапезную часть мы видим изображение мытаря и фарисея, изображённых виде скульптур, над входом мы видим сцену изгнания Христом торгующих из храма. Справа от сцены изгнания изображён Вход Господень в Иерусалим, слева – проклятие смоковницы. Над сценой изгнания изображено исцеление слепорожденного, остальные фрески на западной стене сохранились неразборчиво. После мытаря и фарисея по обеим сторонам в рамках были написаны какие-то тексты. Надписи были и в оконных проёмах в первого светового ряда. На южной стене во втором световом ряду между оконными проёмами изображены сцены Благовещения, Обрезания Господня и Бегства в Египет. В третьем световом ряду - фрески сохранились весьма плохо. Между вторым и третьим световыми рядами в медальонах изображены евангелисты – на южной стене Матфей и Марк, на северной – Лука и Иоанн Богослов.
На северной стене мы видим сцены Рождества Христова, Сретения Господня и Отрока Иисуса в Иерусалимском храме посреди старейшин и учителей. Третий ряд фресок не сохранился.
В алтаре на сводах изображена Троица Новозаветная с ангельскими силами, а в оконных проёмах сцены Моление о чаше, Распятия (не сохранилось, кроме фрагмента снизу), Снятия с Креста, Положения Христа во гроб. На каменной алтарной преграде со стороны алтаря справа от Царских врат изображены три святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, слева – святители Святитель Николай Чудотворец, Варсонофий и Арсений Тверские.
Росписи в трапезной были расписаны на слова «Верую» - Символа веры. Масляные фрески потемнели от времени и от сырости и разобрать их изображение на сегодня возможно только специалистам. Здесь сохранилась одна печь (вторая – разобрана) иконостасы двух приделов. В алтаре правого придела потревожены пол.
Под колокольней росписи более простого качества, масляная, на восточной стене колокольни, над входом изображён Христос в рост, а справа и слева Ангелы со свитками. Роспись потрескалась и осыпается.
Стены паперти расписаны под мрамор. Деревянные перекрытия паперти разрушаются. Над входом на северном крыльце сохранился металлический лист стершимся изображением Преображения Господня. В пристройке паперти устроена молельная комната.
На фото 1983 г. мы видим, что в центральном иконостасе иконы были утрачены, кроме диаконских дверей, на которых изображены Первомученик и архидиакон Стефан и Архидиакон Лаврентий. Иконы в местном ряду, очевидно, были частично перенесены в Казанскую церковь с. Чамерово. Над Царскими вратами мы видим Спаса Вседержителя, сидящего на престоле. Справа от него, в отдельном киоте, изображение Богородицы, слева – Иоанн Предтеча. На втором ярусе иконостаса были парами изображены святые Апостолы, а в третьем ярусе - Ветхозаветные праведники и пророки. В самом верху было изображение Бога-Отца. На сегодня ничего из икон не сохранилось.
.
Источники:
1. Статистический сборник Тверской епархии за 1901г. / И.
Добровольский.
2. Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области / сост. Г.А. Ларин. — Тверь, Тверское кн.-журн. изд-во, 1994. — 150 с.
3. Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справ. / Геннадий Ларин. — М.: ИД «Ключ-С», 2010. — 450 [1] с., [12] л. цв. ил.: ил., портр. — Библиогр.: с. 430—434 (170 назв.). — Указ. имён: с. 435—449.
4. Тверская епархия: сайт. -- URL: tvereparhia.ru
5. Разживин О. Воспоминания [Электронный ресурс] / Олег Разживин // - URL: https://sobory.ru/article/?object=13539
6. Позднякова Т. Воспоминания [Электронный ресурс] / Тамара Позднякова // - URL: https://www.spasi-hram.ru/taxonomy/term/40
Приложение:
Священномученики Иоанн и Василий Козыревы
Священномученик Иоанн родился 16 января 1885 года в селе Пожарье Сандовского уезда Тверской губернии, где его отец, Алексей Козырев, служил священником. В 1904 году Иван Алексеевич окончил Тверскую Духовную семинарию и поступил преподавателем в Краснохолмское Духовное училище, где прослужил до 1910 года, затем уехал в село Пожарье и устроился учителем в сельской школе. В 1911 году умер отец, и Иван Алексеевич 9 октября того же года был рукоположен в сан священника ко храму в родном селе.
Его брат, священномученик Василий, родился в 1889 году. До 1907 года он учился в Бежецком Духовном училище, затем окончил пять классов Тверской Духовной семинарии и поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле, но окончить его не смог, так как у семьи не было средств для продолжения его образования. В 1914 году Василий поступил учителем в сельскую школу и проработал в ней до 1919 года. Но когда пришла новая власть, он вынужден был из школы уйти; он устроился счетоводом, затем инструктором в Рыбинский губернский потребительский союз, где проработал до 1921 года, когда принял решение стать священником.
В 1921 году Василий был рукоположен в сан священника к одному из храмов в Бежецке. Гонения конца двадцатых – начала тридцатых годов не обошли и его — в 1930 году он был арестован, приговорен к трем годам заключения и отправлен сначала на Соловки, а потом в Свирский концлагерь. После двух лет заключения, в 1932 году, он вернулся в Бежецк и стал служить в храме.
В 1929 году брат священников Иоанна и Василия, преосвященный Григорий, был назначен епископом Бежецким. Владыка отличался высоким молитвенным настроем и сумел своим примером поднять дух клира и мирян, многие из которых начали унывать от безжалостности и, казалось, безвременности наступивших гонений.
Шли гонения на Православную Церковь; те, кто не были арестованы в начале двадцатых годов, были арестованы в конце их. В 1929 году власти приступили к описи имущества в храмах, так как собирались в очередной раз изымать церковное достояние, арестовывать духовенство, закрывать храмы. Узнав об этом, о. Иоанн скрыл от описи чашу, дискос, лжицу, две тарелочки и напрестольное Евангелие в серебряном окладе. Впрочем, все это не удалось сохранить, власти нашли и отобрали. В том же году о. Иоанна арестовали, обвинили в сборе пожертвований для храма и приговорили к штрафу в размере трехсот рублей.
23 января 1934 года сотрудники ГПУ арестовали священника Введенской церкви в городе Бежецке о. Сергия Кордюкова. В качестве доказательств вины ему были представлены доносы осведомителей на него и на священников. Трудно теперь установить, чем угрожали пастырю, что обещали ему следователи в случае подтверждения этих оговоров, но о. Сергий поверил и подтвердил представленные ему сведения.
16 февраля 1934 года были арестованы священники Иоанн и Василий Козыревы. И им следователь, по-видимому, что-то обещал, только бы они признали себя виновными. Отец Иоанн согласился со следователем. 22 февраля следователь составил протокол допроса, о. Иоанн его подписал. В нем, в частности, было написано: «Я, Козырев Иван Алексеевич, полностью признаю себя виновным в том, что состоял одним из активных членов контрреволюционной группировки церковников города Бежецка, которая на протяжении ряда лет проводила антисоветскую контрреволюционную деятельность против существующего строя.
Характерным примером нелегального сборища было 24 сентября 1933 года, когда духовенство собралось в Никольскую сторожку после торжественного служения по случаю десятилетнего юбилея епископа Григория...
На этом сборище Сретенский завел разговор о том, что в стране плохо дело со снабжением, что колхозы не оправдывают... надежд на обеспечение страны хлебом и вообще продуктами. Присутствующий здесь Кладовский Алексей (село Алабузино) говорил, что он живет в деревне и знает жизнь колхозников и видит, что им живется очень трудно, так что лучше бы им бежать из колхозов без оглядки.
В ответ на это я, Козырев Иван, говорил, что знаю жизнь колхозников в деревне Кучели и знаю, что многие из колхозников в настоящее время сидят без хлеба и в нем нуждаются. В этом же духе слышались разговоры и от других сидящих за столом, но кто и что говорил, в настоящее время не помню.
Епископ Григорий Козырев по этому вопросу говорил, что если жизнь трудная, то и надо на это смотреть как на Божие наказание, в проповедях надо призывать народ к терпению, к покорности Промыслу Божию.
Ко мне часто заходят из деревень духовенство и верующие, и все жалуются на трудную жизнь и на недостатки...»
Отец Василий виновным себя не признал. В тот же день, 22 февраля он показал: «В первые годы существования соввласти до 1919 года я работал преподавателем сельской школы в селе Смердынях... После этого работал там же счетоводом потребкооперации до 1920 года и по 1921 инструктором Рыбинского Губсоюза потребкооперации, но, будучи недоволен советской властью, и в особенности проводимыми ею в то время мероприятиями, как например, прекращением преподавания Закона Боя в школах... решил стать священником Никольской церкви в городе Бежецке в целях укрепления православной веры. Хотя я и был недоволен существующим строем, но... беседы вел исключительно с лицами узкого круга близких мне людей... Больше показать ничего не могу...»
На следующий день врач освидетельствовал состояние здоровья подследственных. Оказалось, что перед самым арестом о. Иоанн тяжело переболел воспалением легких. Плеврит так и остался, а также развило малокровие и истощение организма вследствие того, что в тюрьме почти не кормили. Больным оказался и о. Василий. Но священников и отправляли на смерть, их арестовывали с тем, чтобы они никогда не вернулись и поэтому приглашенный судебно-медицинский эксперт написал каждому в сопроводительной бумаге: «Годен для исполнения тяжелых физических работ». Через день Тройка ОГПУ вынесла постановление: священников Сергия Кордюкова, Василия Козырева и Ивана Козырева заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года.
Их должны были отправить в Северо-восточные лагеря с первым этапом 13 марта, но тюрем