Жанр романа-антиутопии в английской литературе.
В I пол. XX века возникает новый жанр – роман-антиутопия. Его возникновение связано с общественно-политическими событиями ХХ века, происходившими как в Западной Европе, так и в России, разочарованием общественного сознания в идеях коммунизма и социализма, точнее в способах воплощения этих идей в реальность. Началом развития этого жанра в ХХ веке послужил роман русского писателя Е. Замятина «Мы», который был переведен на английский язык и впервые опубликован не на родине писателя, а в Европе. Романы-антиутопии в 1 пол. ХХ века создавали такие авторы, как Г. Уэллс, О. Хаксли, Дж. Оруэлл.
Слово «утопия», придуманное англичанином Томасом Мором в XVI веке, можно перевести либо как «страна, которого нет» либо как «блаженная страна». Антиутопия, следовательно, это произведение, направленное против утопии. «Антиутопия, дистопия – это изображение опасных, пагубных и непредвиденных последствии, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу.
Основные жанровые черты антиутопии.
Главным объектом изображения для утопии и антиутопии является государство и общество, причем можно отметить черты сходства изображаемых в обоих жанрах обществ, но отношение авторов к изображаемому государственному устройству в одном случае позитивно, в другом – негативно.
Художественный мир антиутопии отделен от реального мира во времени, как правило, он располагается в будущем.
Для антиутопии характерен романный тип конфликта (личность / общество),рефлексирующий герой, действие, а не диалог. Центральный конфликт антиутопии связан с противопоставлением личной свободы и общественного благополучия.
Центральный герой антиутопии – человек, бунтующий против государства. Он житель антиутопии, антиутопический мир раскрывается в этом случае изнутри. Судьбой героя проверяется государство. Как правило, бунт героя против государства заканчивается поражением. Противостоит ему герой-титан, воплощающий в себе идею тоталитарного государства.
Антиутопия появляется как результат краха рационалистического мировоззрения, когда становится понятно, что для человека важно не только рациональное, но и иррациональное начало. Воплощением иррационального начала часто в антиутопии становится любовь, которая не контролируется рассудком.
Антиутопические произведения являются как бы сигналом, предупреждением о возможном скором закате цивилизации. Романыантиутопистов во многом схожи: каждый автор говорит о потере нравственности и обездуховности современного поколения, каждый мир антиутопистов это лишь голые инстинкты и «эмоциональная инженерия».
Творчество Джорджа Оруэлла (1903 – 1950).
Джордж Оруэлл – настоящее имя Эрик А. Блэр.Публицист, журналист, автор антиутопии «1984» и аллегорической притчи «Звероферма» (в другом варианте русского перевода – «Скотный двор»). Одним из первых в мировой литературе раскрыл трагедию революции, в удачно найденных художественных образах и пропорциях осмыслил тоталитаризм и диктатуру как явления цивилизации. Оруэлл никогда не был в СССР, но пристально изучил его опыт по литературе и много раздумывал над советским мифом, в который, как он писал, «люди на Западе верят главным образом потому, что им хочется верить в то, что где-то на земле есть идеальное общество». В результате писатель вынес свой окончательный вердикт коммунизму, назвав его религией людей, угробивших родину и веру.
Автор поставил перед собой задачу: разоблачить советский миф в доступной широким массам форме. Он нашёл эту форму в жанре антиутопии и классической сатирической притчи свифтовского образца.
Первым художественным произведением Оруэлла стала повесть-притча «Скотный двор» (1945). Жанровое определение, данное автором в подзаголовке – «сказочная история», сказка. Основным приемом в повести-притче является аллегория. Каждый персонаж повести представляет собой аллегорию социального типа или пародию на того или иного политического деятеля, а вся ситуация, описанная в произведении пародирует реальную политическую действительность в Советской России 1 пол. ХХ века. Так в образе хряка Наполеона явно прослеживаются черты биографии Сталина, а в образе Снежка – Троцкого. Основная мораль, которую читатель должен вынести из этой притчи заключается в том, что все политические перевороты, хотя и начинаются как события во благо народа, совершаются исключительно ради личной выгоды политиков. Крылатым выражением стала одна из исправленных заповедей животных «Все животные равны, но некоторые равнее других».Сюжет притчи фантастичен и предельно прозрачен. Наслушавшись старого хряка Майора, вняв его теории о справедливой революции, животные на ферме Мэнора подняли бунт, изгнали хозяина и учредили власть животных. Однако на самом деле власть захватили два племенных кабана – Наполеон и Снежок, активные участники восстания. Они спорили по разным поводам, затевали грандиозные стройки века, ни одна из которых так и не была завершена. После изгнания Снежка вся власть сосредоточилась у Наполеона. Его надежно охраняли откормленные псы. Под прикрытием специального Свинского комитета были упразднены все демократические лозунги и заповеди. Диктатуре Наполеона сопутствуют необходимые атрибуты: культ собственной персоны,силовые приемы при расправе со всякими зачинщиками бунтов и недовольными; подозрительность и охота на неугодных; жестокая эксплуатация подчиненного бедного скота и непомерные претензии власть держащих, которые все более начинают походить в манерах и вкусах на прежних господ. Множится бюрократия в виде обслуживающего власть аппарата, занятого учетом, контролем, протоколами и докладными, отчетами и планами. Исследователи отмечали среди «прототипов» «Скотного двора» Сталина, Троцкого, Маркса. Гимн «Все животные Британии» напоминает «Интернационал». Отдельные этапы революционных преобразований на ферме – это гротесковая аллегория русской революции, доведенная до абсурда катастрофа пролетарской революции.
Второе художественное произведение Оруэлла – роман-антиутопия «1984», написанный в 1948 году. Название романа сложилось из года написания произведения. Автор относил действие романа в будущее, но четкая дата художественного времени сложилась в последний момент.
Образ государства, изображаемого в романе, складывается на основе приема «перевертыша», превращения какого-либо объекта или факта в свою противоположность. Так в Океании есть три министерства: министерство правды (занимается фальсификацией истории), министерство изобилия (экономика) и министерство любви (государственная полиция). На работе проводят «пятиминутки ненависти», молодежь вступает в «антиполовой союз», браки должны заключаться только без любви, уничтожается язык, смысл слов утрачивается или превращается в свою противоположность. Оруэлл одним из первых обратил внимание на роль языка в тоталитарном обществе и обосновал механизмы воздействия языка на сознание. Целью изменения языка является невозможность двоемыслия – то есть способности думать не так, как приказывает партия.
Для антиутопии необыкновенную важность имеет образ прошлого, в котором сосредотачивается идеал автора. Именно прошлое, воплощающееся в старинной тетради, доме, детской песенке заставляет героев вернуться к истинной нравственности, открыть для себя любовь. Важной для антиутопии является и часто реализуемая оппозиция механизм-организм, природа-цивилизация.
Ярким образом романа является и образ «Большого Брата», виртуального персонажа, воплощающего идею тоталитарного государства. Фраза «Большой Брат смотрит на тебя» вошла в поговорку. Образ государственной машины также воплощает и герой-провокатор, О‘Брайен, сначала подбивающий Уинстона Смита на бунт, а затем уничтожающий его. Имя героя – Уинстон – повторяет имя Черчилля, выдающегося английского политика, к которому у автора было неоднозначное отношение.Бунт героя подавляется, но не физически, как это происходит у Замятина, а психологически Уинстона и Джулию заставляют предать друг друга и в финале романа мы видим героев сломленными и отрекшимися от своей любви.
Оруэлл не ставил своей целью конкретное воспроизведение советской деятельности. Он моделирует государственное устройство, удивительно напоминающее сталинское.
Билет 4.