Особенности периода детства




1. Изучение нового материала

§ Кого можно назвать ребенком (каковы возрастные рамки периода детства)

Юридическое (нормативно-правовое) определение:

Ребенок – человеческое существо в возрасте от 0 до 18 лет.

Педагогическое определение возраста периода детства

От 0 до 10 – 11 лет.

Итак, что же такое детство? В чем его специфика? В чем отличие от взрослости?

Значит, с научной точки зрения ребенок – это человек в возрасте от рождения до 10—11 лет, т.е. до окончания первого звена обучения — начальной школы. Хотя в житейски - обыденном лексиконе родителей словом «ребенок» нередко называют и подростка, и старшеклассника, а нередко и взрослого человека, чаще всего, выражая родственные связи и отношения. Это и есть предмет нашего рассмотрения.

Просмотр мультфильма

· Определите, чем отличаются дети от взрослых

· Каковы особенности детства

Основные особенности детства, отличающие детей от мира взрослых, таковы.

1. Дети маленькие, слабые, неумелые, многого не знающие. Их подстерегают опасности, ошибки, непреодолимые трудности

(как физического, так и духовного плана), препятствия... Они нуждаются в заботе и помощи взрослых. Они многого не умеют: решать трудные задачки, плавать и нырять, мастерить что-то полезное, сидеть тихо и спокойно, строить отношения со сверстниками и взрослыми, ставить цели и их добиваться, выходить из конфликтных ситуаций.

Они много чего боятся: смерти, темноты, потери близких и родных, одиночества, стихийных бедствий, болезней, безнравственных людей, школьных неудач, несправедливости, преступников, диких животных и насекомых, предательства друзей... Они много чего не любят: манной каши, пиявок и тараканов, непредсказуемых ситуаций, грубости, зазнайства, некоторых сверстников и взрослых, «когда меня ругают и наказывают несправедливо», «непосильную и бестолковую работу», «когда унижают мое достоинство»...

2. Дети в отличие от взрослых, живущих либо прошлым, либо будущим, умеют жить настоящим, ценить текущий момент, радоваться жизни как таковой

(солнышку, маме, морю, ветерку, пению птиц, ползущему муравью, светлячку, смеху...): «У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим» (Ж. Лабрюйер).

Детей многое радует в настоящей жизни: солнце, утро, хорошая погода, цветы, животные, звездное небо, музыка, книги, муравейник, уютный и теплый дом, школьные успехи, хорошие педагоги, лучшие друзья, любовь окружающих, свои мечты и фантазии...

3. Дети — исследователи, «открыватели» большого мира вокруг, «почемучки»,

ибо запас знаний мал, жизненного опыта не хватает, а познать, мир хочется как можно скорее, вступить с ним во взаимодействие немедленно, уже сейчас, а не когда-то там в будущем, когда «вырастешь и станешь взрослым».

Вот почему девочки-дошкольницы примеряют мамины платья и туфли, красятся, как папуаски, вертятся перед зеркалом, уподобляясь мартышкам. А мальчики играют в космонавтов, летчиков, военных, акробатов и клоунов.., а еще, увы, в крутых бизнесменов, рэкетиров, мафиози, пьяного папу и т.п.

Каждому взрослому (не только родителям и педагогам) знакомы «сто тысяч почему», которые «живут на белом свете»: почему часы тикают? Почему вымерли динозавры? Почему нельзя свешиваться с балкона? Почему люди ходят на двух ногах, а собаки на четырех? Зачем собаке хвост? Как это такая большая бабушка умещается в банку (бабушка всю жизнь проработала в Госбанке)?

4. Дети любят себя: свое тело, свою душу, свой внутренний и внешний мир.

Его старательно оберегают, лелеют, противятся грубому вторжению в него. Почему-то в официальной педагогике детских учреждений это при-пойти гулять, смотрела в окно и, если там уже гуляло человека три-четыре, звонила еще четверым и только тогда шла гулять. Это было время коллективных, подвижных игр: прятки, казаки-разбойники, пароли, светофорики — это наши любимые игры... И обязательно — вместе».

5. Дети эмоциональны.

Не притворно, не избирательно, не ситуативно, не для кого-то или чего-то, не скрытно... а искренне, открыто, «всеми частичками души»: они любят, ненавидят, понимают, сочувствуют, содействуют, поддерживают...

6. Дети великодушны. Они умеют прощать и забывать плохое, причиненную им обиду и боль.

У А. Экзюпери читаем: «...Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым». И ведь снисходительны. Прощают все: побои отца; мать, недавно в сердцах воскликнувшую; «Прекрати сейчас же! Убью!». И отца, который когда-то бросил, из-за которого жизнь сложилась трудно, хотят видеть. И учительницу, которая вчера опозорила перед классом, а теперь покаялась, извинилась...

7. Дети искренни, все принимают всерьез, доверяют взрослым, знающим и опытным.

И нередко ошибаются, больно переживают травмы и обиды. Страдают. И... взрослеют, мужают на этом опыте.

8. Дети — мечтатели, фантазеры, оптимисты...

О чем только не мечтают! Какие фантазии не сочиняют и не проигрывают. И главное — верят в них. Устремлены в будущее. В лучшее и счастливое будущее. И худо, если вокруг - хмурые лица взрослых, приземленные разговоры, тусклая обыденщина. «Везет» тому, у кого в доме и вокруг радостно, светло, оптимистично. «...Я всегда мечтал стать милиционером или космонавтом, хотел, чтобы у меня была самая красивая девушка во всей Вселенной, чтобы она меня любила всю жизнь до гроба. Я мечтал о том, что когда я вырасту, буду собирать всех собак (бездомных) себе домой, буду их мыть и за ними ухаживать. Я мечтал стать очень счастливым» (Аркадий Б.).

9. Дети больно переживают несовершенство окружающего мира в самом широком смысле этих слов.

Мира материального и мира духовного. Они остро страдают от его парадоксальности и противоречивости. Каждый по-своему решает для себя эти проблемы. Из воспоминаний студента: «Я вспоминаю, как горько плакал от двух открытий. Первое — смертность. «Неужели я тоже?.. Мама, как?! И ты тоже?.. Прошло. Принято. Второе — бескрылость. Как всем детям, мне снилось... что я летаю - с упоительной естественностью... а на самом-то деле всего лишь живешь, и украдкой об этом знаешь и ждешь случая...»

Домашнее задание:

Заполнить таблицу

 

Особенности периода детство Примеры из мультфильма
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: