V. «Новый журнализм» в США и Великобритании




Программа семинарских занятий по курсу

«История мировой журналистики» (второй семестр)

I. Развитие английской прессы в первой половине XIX века

1. Положение британской печати в начале XIX в. Особенности содержания и

оформления английских газет начала XIX века.

2. Основные типологические отряды британской прессы первой половины ХХ

века: респектабельная, радикальная, нелегальная и чартистская пресса.

3. Становление лондонской «Таймс» в качестве наиболее влиятельного бри-

танского издания.

4. Взаимоотношения прессы и государства в Великобритании: формирование

концепции «четвертой власти».

 

Литература

1. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. История печати Велико-

британии от «новостных писем» до электронных газет. – М.: Изд-во Моск.

ун-та, 2002.

2. История мировой журналистики. Издание третье. Ростов н/Д., 2004.

3. Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики: Учеб. пособие.

Краснодар, 1996.

4. Периодическая печать назападе //История печати: Антология. Т.II. М., 2001.

5. Сергеев Г.С. «Таймс» - старейшая национальная газета Англии //Вестник

МГУ. Серия журналистика. 1966. - №5, 6.

6. Соколов В. С., Виноградова С. М. Периодическая печать Великобритании.

СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

 

II. Пенни-пресс и её значение для развития журналистики в XIX веке

1. Особенности американской прессы первых десятилетий XIX века и соци-

ально-политические предпосылки появления пенни-пресс.

2. «New-York Sun» Б.Дея и причины её успеха: особенности содержания,

оформления и распространения пенни-пресс, её основные представители.

3. Новые методы сбора и подачи новостей в пенни-пресс: «New-York Herald»

Д.Г.Беннета.

4. Значение пенни-пресс для развития рекламной деятельности в XIX веке.

5. Истоки альтернативной прессы: первые женские и аболиционистские изда-

ния.

 

Литература

1. Бурстин, Д. Американцы: демократический опыт. М., 1993.

2. История мировой журналистики. Издание третье. Ростов н/Д., 2004.

3. Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики: Учеб. пособие.

Краснодар, 1996.

4. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб.: Изд-

во Михайлова, 2004.

5. Мкртчян А. А. История журналистики США XVIII—XIX вв. М.: Изд-во РУДН,

1995.

6. Периодическая печать на западе //История печати: Антология. Т.II. М., 2001.

 

 

III. Развитие немецкой прессы в XIX веке

И формирование марксистской концепции печати

1. Особенности развития немецкой печати в первой половине XIX века.

2. Журналистская деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса, значение «Рейнской

газеты» и «Новой Рейнской газеты» для формирования коммунистической

теории печати.

3. Политика О.Бисмарка по отношению к немецкой печати.

4. Закон о печати 1874 г. и его значение для развития немецкой печати на ру-

беже XIX – ХХ веков. Появление массовой печати и первых концернов

прессы.

 

Литература

1. Вороненкова Г.Ф. Бисмарк и печать //Вестник МГУ. Серия журналистика.

1998. - №3.

2. Вороненкова Г.Ф. Путь длинною в пять столетий: от рукописного листка до

информационного общества (национальное своеобразие средств массовой

информации Германии) М., 1994.

3. Вороненкова Г.Ф. Чесанов А.А. Периодическая печать Германии. СПб.,

2001.

4. Гуревич С.М. К.Маркс и Ф.Энгельс – основоположники коммунистической

теории журналистики. М., 1973 г.

5. Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика. М., 1989.

6. К.Маркс. Биография. М., 1989.

7. Кучерова Г.Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX – первая поло-

вина XX вв). Ростов н/Д., 2000.

Винниченко В.М. 3

8. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

 

Первоисточники

1. Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании

протоколов сословного собрания. ПСС. Т.1.

2. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции. ПСС. Т.1.

3. Коммунизм и аугсбургская «Allgemeine Zeitung». ПСС. Т.1.

4. Запрещение «Leipziger Allgemeine Zeitung» ПСС. Т.1.

5. Оправдание мозельского корреспондента. ПСС. Т.1.

6. Коммунисты и Карл Гейнцен. ПСС. Т.4.

7. Маркс и «Новая Рейнская газета». ПСС. Т.21.

https://lugovoy-k.narod.ru/marx/marx.htm

IV. Особенности развития французской прессы в XIX веке

Развитие взаимоотношений французской прессы и государства с 1814 по 1870

гг. (с начала Реставрации и до провозглашения Третьей республики). Роль

прессы в революциях 1830 и 1830 гг.

Реформы Э. де Жирардена для развития француззакона о ской печати. Газеты

«Пресс» Э. де Жирардена и «Сьекль» А. Дьюьтака.

«Пти журналь» М.-П.Мийо как первый представитель французской массовой

прессы: предпосылки возникновения и причины успеха.

Значение Закона о печати 1881 г. для дальнейшего развития французской

прессы. Особенности французской системы печати на рубеже XIX- XX вв.

 

Литература

1. Аникеев В. Е. История французской прессы (1830-1945) — М.: 1999.

2. Захарова М. В. «Пти журналь» как тип массовой газеты во Франции во вто-

рой половине XIX века //Вестник МГУ. Серия журналистика. 2010. – № 5, 6.

3. Захарова М. В. Моиз-Полидор Мийо – основатель французской массовой

газеты «Пти журналь» //Медиаскоп. 2010 г. <https://mediascope.ru/node/582>

4. История мировой журналистики. Издание третье. Ростов н/Д., 2004.

5. Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики: Учеб. пособие.

Краснодар, 1996.

6. Соломонов Ю.Ю. Региональная пресса Франции. История и секреты успеха

ежедневных газет. М., 2003.

7. Периодическая печать на западе //История печати: Антология. Т.II. М., 2001.

V. «Новый журнализм» в США и Великобритании

Влияние научно- технического прогресса на развитие журналистики во второй

половине XIX века. «Перевернутая пирамида» и различные версии её проис-

хождения.

Становление «нового журнализма» в США: издательская деятельность

Дж.Пулитчера. От «нового журнализма» к «желтому»: конкурентная борьба

Дж.Пулитцера и У.-Р.Херста.

Особенности «нового журнализма» в Великобритании. У.Стид и «Pall Mall Gazette

». Издательская деятельность А.Хармсуорта: газеты «Daily Mail» и «Daily

Mirror».

«Новый журнализм» и качественная пресса: «New York Times» А.Окса.

 

Литература

1. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М.,

1991 г.

2. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. История печати Велико-

британии от «новостных писем» до электронных газет. – М.: Изд-во Моск.

ун-та, 2002.

3. Виниченко В.М. Рождение «перевернутой пирамиды»: пять ответов на один

вопрос //Вестник Московского университета. Серия журналистика. 2006.

№5.

4. История мировой журналистики. Издание третье. Ростов н/Д., 2004.

5. Кранс М.И. Социально-исторические предпосылки дифференциации буржу-

азной прессы Великобритании в период окончательного утверждения капи-

тализма и переходи к империализму //Вестник Московского университета.

Серия журналистика. 1978. №6.

6. Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики: Учеб. пособие.

Краснодар, 1996.

7. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб.: Изд-

во Михайлова, 2004.

8. Мкртчян А. А. История журналистики США XVIII—XIX вв. М.: Изд-во РУДН,

1995.

9. Погорелый Ю. А. Информационное агентство: стиль оперативных сообще-

ний. М., 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: